Организация детских садов в годы революции

Коллектив авторов, 2020

Лаконичный обзор основополагающих идей детского сада, новейших западных течений, главных сторон практики, важнейших выводов из опытов русских детских садов за полстолетия; первые размышления о том, как этот опыт будет раскрываться в совсем новой действительности – книжки такого содержания неисповедимыми путями расходились по городам и полустанкам погружённой в гражданскую войну России, помогая создавать систему общественного дошкольного воспитания невиданного ещё масштаба. Вчитываясь в дошкольные «бестселлеры» революционных лет, мы обнаруживаем, что многие методические идеи, которые возвращались в нашу страну в последние двадцать лет как инновационные «западные веяния», неразличимо близки подходам русской экспериментальной педагогики столетней давности. А сам дух внимательного к детям вдумчивого поиска нетривиальных решений создаёт неожиданный резонанс между дошкольными заботами в ту эпоху и поисками сегодняшних воспитателей и руководителей детских садов. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Детский сад. Революция

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация детских садов в годы революции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Инструкция по устройству учреждений дошкольного возраста, выработанная комиссией при Дошкольном Отделе Народного Комиссариата по Просвещению в Петрограде

1. Учреждения дошкольного возраста организуются 3 типов:

1) детские сады;

2) очаги для детей от 3-х и до 7-ми лет;

3) общежития для живущих детей от рождения до 7-ми лет.

2. В очагах дети проводят весь день. Детский сад должен быть открыт не менее 6 часов, а именно: от 10 часов утра до 4-х часов дня. В зависимости от местных условий время, проводимое детьми в детском саду, может быть увеличено, но не уменьшено.

3. Все учреждения дошкольного возраста не могут ограничить свои задачи лишь призрением, а должны создавать условия воспитания, соответственно возрасту и интересам детей.

4. В детских садах, очагах и общежитиях дети находятся:

1) под руководством опытных, педагогически подготовленных лиц, несущих ответственность за воспитательную часть;

2) под наблюдением постоянного врача-педагога, который, руководствуясь инструкцией к врачам Дошкольного Отдела при Народном Комиссариате по Просвещению, ведёт постоянное наблюдение за правильным физическим и психическим развитием ребёнка, а также и оказывает медицинскую помощь детям в случаях надобности.

5. Без знания домашней жизни ребёнка невозможна правильная постановка воспитания его.

Условия эти выясняются как путём переговоров с родителями, так и посещением детей на дому, что является особенно желательным.

Развитие ребёнка дошкольного возраста может совершаться планомерно только в том случае, если два главных воспитательных фактора — семья и воспитательное учреждение — в своём отношении к нему будут действовать солидарно, опираясь на одни и те же педагогические принципы и методы. Семья и детский сад должны близко знать друг друга и оказывать взаимно-деятельную помощь и поддержку во всех видах.

6. Руководители для учреждений дошкольного возраста приглашаются Дошкольной Секцией Отделов Нар. Обр. местных Советов Солдатских, Рабочих и Крестьянских Депутатов, выбираются коллективом работников учреждения и утверждаются Дошкольным Подотделом Петр. Гор. Отд. Нар. Обр. по истечении месячного стажа (на основании полученных сведений о работе данных лиц). Имея достаточные на то основания, Дошкольный Подотдел Петр. Отд. Нар. Обр. имеет право требовать удаления непригодных для дела воспитания лиц.

7. Все работающие в одном учреждении лица составляют коллектив, который сообща вырабатывает план ведения дела, принимая во внимание инструкцию Дошкольного Подотдела. Коллектив работает в контакте с местной Дошкольной Секцией Отд. Нар. Обр. района.

8. Хозяйством детского сада ведает коллектив работников.

9. План занятий в детских садах и очагах коллектив руководителей строит на следующих принципах: все занятия должны объединиться идеей индивидуализации, общественности, самодеятельности, трудового творческого начала, общения с природой.

10. По педагогическим и гигиеническим соображениям детский сад не должен обслуживать более 30 человек, по 15 чел. на руководительницу; но, считаясь с трудностью момента, Дошкольный Подотдел Пётр. Гор. Отд. Нар. Обр. находит возможным допустить в каждом детском саду 2 группы по 30 чел., причём размеры квартиры должны соответствовать количеству детей, которое устанавливается врачом. Исключения возможны не иначе, как с ведома и разрешения Дошкольного Подотдела при Петр. Отд. Нар. Обр.

11. Важно иметь в каждом детском саду отдельную комнату специального назначения — служить местом отдыха и сна для нуждающихся в этом детей.

12. Совмещение в одной квартире детского клуба или какого бы то ни было учреждения для взрослых с детским садом недопустимо.

13. Вопрос питания детей требует в переживаемое голодное время особенной заботы и осторожности, и должен быть разрешаем как в смысле общей постановки, так и в отношении индивидуализации его при участии врача. В учреждениях дошкольного возраста дети должны получать питание 2 раза в день при 6 час. занятий и 4 раза в день, если дети находятся в учреждении целый день.

Примерное питание при 6 час. занятий:

утром — овощи, хлеб, кофе или чай с молоком;

обед из двух горячих блюд

14. Помещение детского сада должно удовлетворять всем гигиеническим, санитарным и педагогическим требованиям.

15. Мебель в детском саду должна быть приспособлена к росту и силам детей. Парты абсолютно не допустимы, нужны низкие столики и стулья, низко приделанные краны и вешалки, чтобы дети могли самостоятельно мыться и вешать свою верхнюю одежду.

Ради облегчения труда руководительницы и из соображений педагогических желательно: чтобы игрушки и материалы для работ хранились во вместилищах, доступных для самих детей.

16. Детям дошкольного возраста должна быть предоставлена свобода выбора занятий. Участие ребёнка в занятиях должно быть добровольным. Всё руководительство детьми должно выражаться в создании соответствующей обстановки, в помощи их свободным играм и занятиям, а никак не в непрерывном вмешательстве руководительницы в жизнь детей.

17. Воспитание должно быть основано на принципах свободы, понимаемой как свободное самоопределение всех положительных свойств личности ребёнка. Но истинная свобода без ограничений невозможна. К детям уже в дошкольном возрасте должны быть предъявляемы требования обязательного посильного общественно-необходимого труда, самообслуживания и самоограничения.

Для воспитания у детей способности к произвольному вниманию, играющей исключительно важную роль в развитии личности, необходимо известное время в зависимости от возраста (1/4 — 1/2 часа) втечение дня предоставлять занятиям по определённому заданию.

18. Для развития самодеятельности и самостоятельности в детях, всю доступную для них работу по уходу за собой, за живым и мёртвым инвентарём дети производят сами. При этом должны преследоваться исключительно воспитательные, отнюдь не утилитарные цели. Каждая работа должна соответствовать силам детей и вестись охотно и радостно.

19. Расписание занятий, подобно школьному, недопустимо в детских садах.

20. Необходим соответствующий подбор игр и игрушек. Многие игры и игрушки должны быть изготовлены самими детьми. Готовые игрушки, оскорбляющие эстетический вкус, недопустимы.

21. Развитие детей дошкольного возраста должно совершаться, опираясь на родной язык. Нарочитое введение иностранных языков в учреждения для детей дошкольного возраста по педагогическим соображениям недопустимо.

22. Воспитание должно быть индивидуальным при строгом соблюдении в то же время начал общественности. Внимательно присматриваясь к детям, принимая в соображение их силы, всю окружающую обстановку, руководительницы устанавливают необходимый минимум принуждений и требований в отношении к детям и уже с самого начала с непоколебимостью, не допуская никаких наказаний, добиваются их исполнения. Дети после 3-х лет при наличии руководительницы не нуждаются в нянях.

23. В воспитательных учреждениях для дошкольногого возраста дети должны жить своей естественной детской жизнью и из окружающей их обстановки черпать всё необходимое для своего непринуждённого развития; никакое систематическое обучение в этом возрасте недопустимо. Ввиду особенно важного значения окружающей ребёнка обстановки в деле всестороннего развития, на создание таковой должно быть обращено особое продуманное внимание.

24. Дети должны быть обеспечены возможностью свободно двигаться и играть. Подвижные игры заменяют гимнастику, которая, как таковая, недопустима в дошкольном возрасте. Только в отдельных случаях допускается гимнастика индивидуальная, как лечебное средство, по указанию врача. Принуждать детей к играм не следует.

25. В постановке дела воспитания дошкольного возраста должно быть обращено серьёзное внимание на эстетическую сторону жизни ребёнка.

Заботясь об общем художественном развитии ребёнка, необходимо отвести соответствующее место в его жизни музыке. Детям должна быть предоставлена возможность слушать художественно-музыкальные произведения. Пением должно руководить опытное, специально подготовленное лицо.

26. Детский сад должен идти навстречу непреодолимой потребности детей беседовать, делиться своими мыслями, переживаниями. Первое время по поступлении детей в сад должны выдвигаться индивидуальные беседы; коллективные беседы вводятся позднее, когда руководительница узнает детей, а последние приобретут запас живых представлений, общих для всех детей.

В детском саду должен быть подбор книг и картин для детей дошкольного возраста (см. особый список). Книги и картины своею внешностью должны отвечать требованиям художественного вкуса. Текст их должен быть прост и безукоризненно литературен. Живой образный рассказу следует предпочитать чтению детям.

27. Детям должна быть предоставлена возможность максимального пребывания на открытом воздухе. Дети должны научиться любить и беречь природу. Сорванные растения должны засушиваться, ставиться в воду, служить украшением и т. д. Собирание коллекций насекомых в дошкольном возрасте недопустимо, как недоступное возрасту и пониманию детей.

Каждый детский сад должен иметь аквариум, террариум, живые растения и цветы, животных вроде кроликов, мышек, кошки, собаки и т. д. За всеми живыми представителями дети ухаживают сами: убирают, чистят, кормят.

28. Детский сад функционирует круглый год. Летом детей перевозят в колонию. За невозможностью осуществления таковой летние занятия должны по преимуществу происходить на открытом воздухе — в саду, на дворе, на площадке.

29. Обучению грамоте, как предмету систематическому, в школьном смысле понимаемому, не место в детском саду. Усвоение грамоты должно совершаться естественным самодовлеющим путём, вытекая из соответствующей обстановки, в связи со специальными занятиями-играми. Недопустимо в детском саду и обучение счёту. Обогащение ребёнка числовыми представлениями должно совершаться естественным путём посредством деятельного наблюдения жизни в её конкретных проявлениях при содействии специальных наглядных пособий и участия в соответствующих играх-занятиях.

30. Лица, заинтересованные делом дошкольного воспитания, допускаются к посещению учреждений только в определённые дни и в определённом количестве. За входными билетами обращаться в Дошкольный Подотдел Секции при Петр. Гор. Отд. Нар. Обр.

* * *

Невозможность провести немедленно в жизнь всё вышесказанное не должна останавливать руководительницу в её работе. Она должна постоянно помнить, что дошкольное воспитание вводится в России в самый неблагоприятный момент.

Оглавление

Из серии: Детский сад. Революция

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация детских садов в годы революции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я