Суфизм сегодня

Омар Али-Шах

Суфийская Традиция – не религия и не культ. Это жизненная философия, цель которой – предложить человеку практический путь к достижению более высокого уровня осознанности, что позволяет каждому понять свои отношения с Высшим Существом. Эта философия веками передавалась из поколения в поколение. Она с давних времен сохранила присущие ей качества и охраняла древние тайны, благодаря чему – для тех, кто ищет преумножение мудрости через развитие сознания – они и по сей день остаются доступными в неизменном и неискаженном виде. Традиция утверждает, что человек в его нынешнем состоянии представляет собой плод обусловливания: с рождения он обусловлен без внимания и обдумывания принимать (чаще, чем отвергать) множество взглядов, постулатов и теорий, которые сковывают его мысли и действия на протяжении всей жизни. Подобное обусловливание не всегда является дурным или негативным, в некоторой степени оно просто необходимо. Вера, благочестие, дисциплина, доверие, послушание и порядок – все это благородные качества, которым необходимо обучать; их необходимо изучать и применять.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суфизм сегодня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

4

Установление индивидуальной и групповой гармонии

Как можно создать гармонию? Это похоже на развитие способности к расслаблению. Не нужно бегать и кричать: «Я гармонизируюсь вот с этим!» или «Что бы ни случилось, я установлю гармонию с таким-то человеком или контекстом!»

Люди могут (и чаще всего так и поступают) «разбрасываться», стремясь гармонизироваться, скажем, со всем на свете. Также бывает, что человек слишком сильно старается: «Я налажу гармонию с данной вещью, человеком, местом, даже ценой своей жизни». С другой стороны, вы не выбираете с какой ситуацией, вещью или местом гармонизироваться, поскольку при этом появляется опасность «избирательной гармонизации». Вы осторожно нащупываете свой путь, держась середины между «я гармонизируюсь со всем сущим» и «я буду гармонизироваться только с тем, с чем захочу». То, в чем вы нуждаетесь, и то, чего вы хотите — возможно, разные вещи, поэтому первоначально человек должен стремиться к гармонизации, следуя очень простому принципу: «подобное притягивает подобное».

Если человек стремится развивать в себе гармонию, то, по мере постепенного обретения внутренней гармонии, он притягивает гармонию и от других людей, обстоятельств, вещей. Где бы ни существовала эта гармония, он настроится на нее. Такое развитие внутренней гармонии осуществляется посредством всех техник, упражнений, материалов для чтения и других составляющих Традиции. В Традиции все перечисленные виды деятельности многогранны, и обладают множественным эффектом на разных уровнях. Один из таких уровней — развитие гармонии в самом себе; если человек стремится достичь подобного уровня при помощи перечисленных занятий или механизмов, эта его цель автоматически согласуется с другими, уже существующими гармониями.

Допустим, человек настраивается на гармонию. Теперь… как можно пытаться использовать эту гармонию непосредственно в процессе ее развития? В конце концов, побочным результатом развития гармонии с самим собой и с различными ситуациями должна также быть способность разумно и с пользой использовать эту гармонию: как для того, чтобы усилить гармонию ситуации, так и для того, чтобы воздействовать на ситуации, встречи и собрания людей в гармоничном ключе.

Существуют различные методы достижения гармонии. Предположим, возникает ситуация, похожая на упомянутую мной выше, когда я говорил, что гармония в своей наивысшей форме не есть простое отсутствие дисгармонии, потому что это нулевая позиция: ситуация, лишенная как дисгармонии, так и активной гармонии. Если вы хотите повысить гармонию, то используете одну из базовых тактик Традиции, которая в большей или меньшей степени применяется во всех областях, а именно вы должны задействовать энергию.

Сама по себе гармония — это энергия, которую вы применяете таким образом, чтобы она вибрировала в резонансе с другими объектами космической или галактической природы. Особый тип гармонической энергии обеспечивает работу механизма, создающего и использующего гармонию. Если вы замечаете недостаток полезной гармонии в какой-то ситуации, то можете попытаться исправить положение, войдя в ситуацию и гармонизировав ее или попытавшись слегка сместить ее в область гармонии.

В этом случае всегда возникают некоторые проблемы: пытаясь поднять ситуацию на уровень позитивной гармонии (причем даже не на очень высокую ступень, а лишь на толику — мало-помалу, шаг за шагом), человек может сам «увязнуть» в ситуации, которую собирается «приподнять». Этого можно избежать, потратив на подобное позитивное изменение ситуации чуть больше энергии.

Еще один возможный способ использования энергии для улучшения ситуации: повлиять на нее извне, т.е. не вмешиваясь в ситуацию лично. Мы используем передачу энергии от человека к человеку, от человека к группе, от группы к человеку и т.п. — таким же образом и гармония транслируется от человека на ситуацию, от группы на ситуацию и так далее, поскольку правильная гармония — это позитивная форма энергии.

Вы можете сделать это несколькими способами. Рассматривая (непосредственно или в своем воображении) ситуацию, человека или группу, с которыми вы хотите гармонизироваться (или передать энергию в количестве, достаточном для гармонизации), вы концентрируетесь на этом объекте (или человеке), делая свои намерения очевидными. Вы не просто говорите: «О, я думаю, что было бы неплохо подумать об этом человеке, группе и т.п.» — все это слишком расплывчато, у вас получится слишком широкий луч. Его надо сузить, сфокусировать посредством вашего намерения. Сформулируйте для себя, какова ваша цель, а потом гармонично сконцентрируйтесь на своем намерении.

Подобно тому, как мы можем собраться вместе и сфокусировать разные формы групповой энергии, направляя ее на ситуацию или человека (чтобы помочь человеку со здоровьем или с чем-то еще), сам человек также может сфокусировать эту энергию на каком-то конкретном аспекте. Если таким аспектом будет гармония, то уже само это намерение человека призывает необходимый тип энергии — именно тот, который он хочет задействовать. Вам не нужно суетиться, бегать кругами в поисках энергии: «Есть ли у меня такое количество энергии?», «Достаточно ли я гармоничен, чтобы сделать это?» — если ваше намерение и ваше решение достаточно позитивны, необходимый вид энергии станет вам доступен, в рамках ваших способностей получать, удерживать и передавать ее.

Вы должны быть очень точны в этих областях, легкомыслие и расплывчатость здесь недопустимы: «О, я хочу, чтобы все были счастливы, пели и плясали» и т.п. Вам доступны техника и энергия; используйте их настолько точно и строго, насколько это возможно в конкретной ситуации. Вы не проецируете на ситуацию своих представлений о том, как она должна развиваться. Если бы именно это вы должны были делать, вас бы уже призвали дать четкое и окончательное определение гармонической работе или гармоническому поведению, но никто с вас не спрашивает такого рода ограничительных определений. Так, что у вас нет оснований говорить: «О, если мои суждения неверны, мне лучше вообще не браться за это».

Если ваши намерения верны и вы считаете, что какая-то ситуация требует использования гармонии как энергии — прекрасно, используйте ее. Но не пытайтесь навязать то, какими должны быть результаты воздействия такой гармонии на человека, группу или место: «Я чувствую атмосферу: а, б, в», «Я хочу, чтобы все танцевали с розами в волосах» — поскольку при этом, наряду с гармонией, которую вы стремитесь передать, вы навязываете и определенные условия. Если ваше намерение — поддерживать гармоничную ситуацию, то, классифицировав определенную энергию как гармоничную, вы просто используете ее.

Кроме того, когда вы навязываете результаты, которые хотите получить, и задаете условия, существует вероятность, что все сработает не так, как вы планировали. Это может привести к стремлению перепроверить себя: «Я хотел, чтобы получилось так-то и так-то, но вышло иначе. Значит, я был неправ? Использовал неправильную энергию или неверно ее направил?» Дело не в этом. Между временем, когда вы посылаете энергию, и моментом ее получения может быть миллисекунда разницы. Вы должны позволить ситуации или обстоятельствам самим определиться с использованием этой гармоничной энергии наилучшим образом. Вы всегда отстаете на миллисекунду. Ожидая от человека, места или ситуации точного соответствия, вы навязываете людям, которые получают энергию, определенные ограничения. Может быть, все и будет соответствовать вашему плану в точности, почему бы и нет, и тогда проблем не возникнет. Но даже если не будет — пока вы правильным образом направляете свое намерение на создание гармоничной ситуации, энергия гармоничного намерения не будет потеряна.

Гармоничные действия создают вокруг человека так называемый магнитный поток. Он не всегда доступен восприятию — т.е. если человек приходит в ситуацию с гармоничным намерением, окружающие люди не начинают тут же раскачиваться и трястись, стоит ему соприкоснуться с их «аурой» и все такое. Полезное намерение, независимо от конкретных целей, должно оставаться вашим секретом. Если оно подействует, вы можете заметить или не заметить это, увидеть или не увидеть, потому что оно может сработать таким способом, которого вы не видите или не знаете.

Вы должны сделать свое гармоничное намерение ощутимым, не скрывая его, но и не придавая широкой огласке; это будет правильней и полезней, чем совершать гармоничные действия напоказ. Конечно, девиз «Я собираюсь быть гармоничным, и вам бы лучше поверить в это!» звучит впечатляюще, но человек может гораздо более гармонично действовать, думать и влиять на себя, другого человека или ситуацию, непосредственно входя в эту ситуацию или окружение.

Допустим, привнося гармонию в свое окружение, вы стремитесь получить уважение и признание. Тогда для вас может оказаться полезной следующая история.

В Багдаде жил невероятно богатый купец. Всю свою жизнь он не щадил никого в своем стремлении к наживе, однако, на рубеже шестидесяти лет, у него стали появляться дурные предчувствия. Тогда он построил огромную мечеть, потратив на это внушительную сумму. Мечеть была покрыта чудесными изразцами со всевозможными орнаментами, и надпись на ее стенах гласила: «Султан Мухаммад поставил эту мечеть во славу Божию». Когда купец скончался, то в судный день оказался перед огромными весами. Все его дела — добрые и злые — стали складывать либо на одну, либо на другую чашу, и, в конце концов, весы слегка склонились в отрицательную сторону. В соответствии с этим поступило распоряжение: «Хорошо, забирайте его вниз». Но купец сказал: «Подождите, я требую пересчета». Тогда вынесли Книгу и снова просмотрели все, что он делал, хорошее и плохое, и весы по-прежнему показали перевес плохих деяний. Купец воскликнул: «Минуточку, но я же не получил должное за построенную мною мечеть», на что ему ответили: «Это не так, ведь ты написал на стене: «Султан Мухаммад поставил эту мечеть во славу Божию», и получил должное на Земле. То, что ты делал, было видимым, поэтому здесь ты ничего не получишь».

Суть истории в следующем: главную роль играет намерение. Если человек знает, каково его намерение, и может принять его и позволить ему управлять своими действиями, то все в порядке. Гармонизация не обязательно означает объединение всех в единую однородную массу (без учета происхождения, расы, семьи и т.п.). Человек гармонизируется в соответствии со своим ощущением собственных возможностей и способности к гармонизации, и его способность возрастает по мере того, как он практикует гармонию в самом себе.

Наиболее «примитивным» — элементарным — способом гармонизации можно было бы назвать процесс передачи благих или благотворных пожеланий человеку, которого сейчас нет рядом. В арабском языке вы, говоря о ком-то, добавляете: «Да не будет у него проблем». Это может произноситься автоматически, тем не менее, здесь присутствует намерение послать кому-то хорошие пожелания. В Англии говорят: «Передайте такому-то мои наилучшие пожелания». Пусть даже это произносится бездумно, однако, если ваше намерение сильно, и вы действительно имеете в виду «Передайте такому-то мои наилучшие пожелания», а не просто повторяете эти слова из вежливости, то подобное выражение намерения оказывается очень простым способом гармонизации с человеком. Как говорит Руми: «Намерение рождает действие». Без намерения не может быть действия, а без хорошего намерения не может быть хорошего результата.

Чем лучше вы знаете других, тем глубже гармонизируетесь с ними и тем лучше способны понять их действия и реакции, их отклики на ваши импульсы. Истинность этого высказывания бесспорна в области коммерческих взаимоотношений, однако оно верно и на других уровнях: в личном, групповом, национальном и любом другом контексте. На многих примерах вы можете увидеть, как влиять на людей и помогать другим в их размышлениях; как воздействовать на их развитие и поддерживать его; как помогать им справляться с их проблемами; как вам объединить свои помыслы в определенных фундаментально важных областях.

Вы можете сказать: «Все это очень хорошо, но не заходим ли мы при этом в область «разве я сторож брату моему?» Нет. В конце концов, существует грань, за которой у вас нет ни права, ни возможности «спасать человека от него самого». Никто не сторож брату своему в том смысле, что не отвечает за все, и не должен ходить и присматривать за кем-то, постоянно охранять и защищать и т.п. Я имею в виду, что если вы являетесь участником единой сложной деятельности, — т.е. в случае группы, — любое благоприятное воздействие отражается на состоянии системы в целом. Ничто вредоносное не сможет проникнуть, повлиять или вызвать негативные последствия во всей системе; наоборот, существующая гармония должна обладать способностью компенсировать любой негатив.

Человек может лично и не отвечать за негатив или проблему, но если среди групп, как и между индивидами, существует определенный уровень гармонии, то можно более эффективно воспользоваться возможностью уменьшить вред, трудности или потрясение, если случится что-то неприятное. Вы или группа можете встретиться с проблемами «вовне» до того, как они причинят достаточно беспокойства, чтобы оказать какое-то влияние на основную структуру. Гармония начинает функционировать на уровне «системы раннего оповещения»: человек что-то ощущает, чувствует, улавливает малейшие контуры и последствия мыслей, поступков, действий, собирает их вместе, воспроизводит и получает, так сказать, «отпечаток впечатления».

Я говорю не только о негативных ситуациях, но и о позитивных. Человек или группа могут пытаться продвигать развивающуюся позитивную ситуацию в другой группе, и это не повредит деятельности передающей группы. То есть, если человек достаточно гармонично связан с другой группой или личностью, передача энергии, импульса, помощи или гармоничной вибрации этой группе в качестве осязаемой поддержки не обернется жертвой или потерей энергии для него самого. Человек будет знать когда, где и как это сделать, поскольку, если гармоничные отношения установлены, в них присутствует самый важный фактор — коммуникация. Человек чувствует приливы негатива или позитива; если ощущается присутствие негатива, то, получив предупреждение заранее, индивид предпринимает действия, необходимые чтобы разобраться с этим. Если же ситуация обладает позитивным потенциалом, человек собственной мыслью и действием может способствовать тому, чтобы реализация подобного потенциала произошла быстрее.

Человек (или группа) ничего не теряют, осуществляя воздействие на ситуацию. Принимающая группа может предположить, что сделала все сама. И это правильно — никто не будет говорить: «Ха-ха, это мы вам помогли», — но если группы связаны достаточно тесно, то подразумевается, что любая группа, добившаяся в чем-то успеха, будет понимать, что, вполне вероятно, получила помощь.

Это не должно становиться для людей источником досады: «О, почему они не оставили нас в покое, мы могли бы сделать это сами», — или что-то подобное. Необходимо просто принять тот факт, что, вполне возможно, помощь была оказана. Если это так, то хорошо; если не так — не важно. Они ожидают этого, надеются на это и хотели бы, в свою очередь, вернуть полученное в общий фонд усилий, действий и энергии.

На каждом уровне гармонизация делает возможной коммуникацию по всем направлениям. Вы, разумеется, не лезете в чужие карманы, не суете нос в чужие дела, стремясь днем и ночью знать, что происходит у всех остальных и тому подобное — это не гармония, это назойливость. Гармония означает, что человек гармонизируется с другими людьми; думает вместе с ними, а не за них. Можно надеяться, что их благие намерения — это и ваши благие намерения, поэтому вы поддерживаете их морально и с помощью всей энергии, которая есть в вашем распоряжении. Это — исключительно мысленная поддержка, как если бы человек говорил: «Итак, такой-то человек или такая-то группа делают что-то; я надеюсь, у них получится». Это — идентификация с индивидом или группой, и ее воздействие благотворно. Человек, который дает, надеется, что и в ответ получит то же самое.

Гармония — это не что-то абстрактное. «Согласны ли мы все, братья, что между нами установилась гармония? Да! Хорошо, следующий вопрос на повестке дня…» — если кому-то нужна такая гармония, я могу кричать и неистовствовать, требуя гармонии, и все будут сидеть, боясь шевельнуться. Это — не гармония, это — страх, и он совсем не полезен; кроме того, страх приводит к негативным последствиям, потому что, если вы не знаете, к какой гармонии стремитесь, то можете перетянуть струну. Если вы настраиваете фортепиано, вам потребуется либо абсолютный слух, либо камертон. Нельзя гармонизироваться в вакууме. Вы гармонизируетесь с чем-то, и гармония, по определению, достигается посредством сравнения и обмена. Существует консонанс и диссонанс. Две вещи либо сходятся, либо расходятся в разных направлениях, и тогда, очевидно, не могут пересечься.

Вы можете до посинения требовать гармонии; угрожать, что если вы ее не получите, то сделаете то, это и еще вот это, но так вы ничего не измените. Недостаточно просто учить и прививать людям потребность в гармонии. Вы можете твердить о ней сколько угодно, но это не означает, что вы ее обретете. Мало-помалу, вы «прививаете» людям знание о том, что такое гармония, как ее достичь, использовать и поддерживать.

Если рассматривать гармонию как своего рода волну или энергию, то она, по определению, должна иметь положительную природу, иначе гармония могла бы стать помехой или источником беспокойства. Она работает на таком уровне, на котором гармония может быть воспринята другой ситуацией, благодаря чему произойдет «сцепление». Если точки передачи и получения вибрируют на одной частоте, установление соответствия и гармоничных отношений не является проблемой. Поэтому принятие и использование подобной гармоничной энергии или гармоничной волны не может быть навязано. Если вы считаете, что действуете гармоничным образом, результат, соответственно, должен быть гармоничным.

В обычной повседневной жизни человек делает это инстинктивно. Если вы собираетесь на важную встречу или деловое совещание, было бы странным прийти туда в ластах или цилиндре; обычно люди инстинктивно ведут себя гармоничным образом. Да, это поверхностная гармония, но, тем не менее, гармония; намерение человека — гармонизироваться с другими людьми и ситуацией. Затем вы делаете следующий шаг — надеваете костюм и все, что требуется, чтобы гармонизоваться в области одежды и внешности. Вероятно, вы и говорить будете так, чтобы войти в гармонию с другими — и с точки зрения используемого языка, и в выборе тем для разговора; отлично. Вы можете усилить свое намерение, сказав: «Большинство этих людей мне нравятся, поэтому я хочу, чтобы наше общение и беседы были полезными, любезными, познавательными, интересными и увлекательными».

Вот еще один положительный шаг к гармоничной ситуации. Допустим, человек говорит: «Все хорошо, но я собираюсь затронуть то, что может внести ноту несогласия, потому что буду критиковать что-то или кого-то, какое-то занятие или область»; или: «Я просто не буду соглашаться с происходящим». Как получается, что у такого человека есть вся поверхностная гармония в том, что касается одежды, языка, исходных предпосылок общения и т.п., и при этом он вносит ноту дисгармонии, потому что возражает или критикует? Как уравновесить ситуацию?

Данный вопрос связан с двумя условиями: во-первых, исходит ли намерение внести ноту дисгармонии от негармоничного мотива? Например, «Я просто хочу сорвать эту встречу!» Или ваше намерение честно и искренне основано на том, что вы чувствуете необходимость позитивного замечания или критики, чтобы улучшить общую гармонию ситуации, группы или деятельности?

Если вы удовлетворены своими мотивами, то можете сказать себе: «Что ж, возможно, мне и придется внести резкую ноту; но я постараюсь усилить и спроецировать на ситуацию мое гармоничное намерение. Поэтому, хотя я и должен буду высказывать критику, надеюсь, что ее воздействие будет смягчено очевидностью моих конструктивных намерений (коими будут пронизаны слова и поступки критического характера) и тем, что мои действия будут направлены на увеличение гармонии группы или ситуации». Когда почва подготовлена подобным гармоничным образом, и по всем внешним и другим признакам люди понимают, что намерения человека в этой ситуации действительно имеют гармоничный характер, его действие не создаст того, чего он стремится избежать — т.е. дисгармонии.

Если же намерения неясны, если присутствует неопределенность, необходимо быть предельно внимательным к тому, какие исходные предпосылки вы используете. Когда они основаны на ваших предположениях о том, в чем нуждается другой человек, группа или ситуация, вы ступаете на опасную территорию, потому что ваше представление о происходящем зачастую основывается на множестве допущений: «Им нужна порядочная взбучка»; «Любая встряска лучше, чем ничего»; «Любое движение лучше, чем его отсутствие». Это — использование ложных предпосылок.

Я уверен, что каждый из нас видел людей, чье стремление прославиться в местном пабе или где-то еще выражается в форме вызывающих, громких, скандальных, враждебных или шокирующих высказываний — не обязательно потому, что они выпили лишнего, а просто потому, что такова общая тактика хвастовства. Начинается все с известной фразы: «Ну, не знаю, я с вами не согласен» — и пошло-поехало… Человек хватается за идею, ищет возможности подробно изложить ее, привлекает к себе внимание — в этом проявляется чувство собственной важности. Если индивид не думает об отдаленных последствиях своих действий, такое поведение неоправданно дисгармонично.

Подобное поведение встречается очень часто. И, после того, как этого человека выкинут из бара, если вы спросите его: «Знаешь, то, что ты говорил вчера вечером, было чертовски глупо, не правда ли?», он ответит: «Я не думал, что поднимется такой шум». Главное в его словах — «Я не думал». Последствия поступка могут развиваться все дальше, это эффект расходящихся волн. Намерение должно сочетаться с предвидением той ситуации, которая создается в результате ваших слов.

«У меня были благие намерения» — это высказывание слишком туманно, чтобы, так сказать, делать на него ставку. Если намерение неточно, возможность ошибки сильно возрастает. «Мои намерения в целом были благими», — но благими намерениями вымощена дорога в ад. Что имеется в виду под «благом»? Благо — слишком абстрактная концепция, как, например, Добро и Зло.

Поэтому, даже если намерение благое (к примеру, гармонизироваться с ситуацией), но ваша изначальная оценка ситуации неверна или используется неправильная тактика, — какую бы гармонию не чувствовал человек внутри себя, ему необходимо привести в действие гармоничное намерение и позволить другому человеку, ситуации или контексту принять эту гармонию и усвоить ее. Вы также можете постараться воздействовать на ситуацию или обстоятельства положительным способом — решение о том, делать это или нет, вы принимаете исходя из понимания своих возможностей и вашей связи с ситуацией. Гармонию, по определению, невозможно навязать.

Намерение использовать и осуществлять гармонию должно быть взвешенным решением, которое не переходит в ту или иную крайность. Сначала вы определяете намерение; потом совершаете необходимые действия, опираясь на собственные знания о цели и учитывая (в той степени, в которой это вам доступно) особенности других людей или ситуации в целом. Само намерение приведет гармонию в действие и сделает ее доступной для использования.

«Я думаю, что люди должны гармонизироваться таким-то образом», — самая опасная часть в этой фразе: «я думаю». Если вы говорите: «Я знаю», — гораздо лучше; но это уже совсем другой разговор. Если вы скажете: «Мне кажется, это может сработать», — у вас в наличии уже два сомнительных фрагмента: «кажется» и «может». Лучше скажите себе: «Я вхожу в эту ситуацию с намерением гармонизироваться с ней, сделать все, что я могу, в пределах разумного, и передать ситуации гармоничную энергию моего намерения». Не давите, не предсказывайте. Сделайте энергию доступной и отпустите ее, она сама достигнет пункта назначения.

Постарайтесь понять, как вы можете использовать гармонию; вспомните, по каким признакам вам ранее удавалось определить, что ваши действия, мысли или чувства гармоничны? Как вы определяли гармоничные обстоятельства? Верните это ощущение и задействуйте его.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суфизм сегодня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я