Актуальные проблемы Европы №3 / 2012

Ольга Новикова, 2012

Рассматриваются новые тенденции в политике Евросоюза и отдельных европейских государств, связанные с резким обострением ситуации на Ближнем и Среднем Востоке. Анализируются европейские интересы в этом регионе и стратегия их обеспечения в условиях сложных трансформационных процессов в арабском мире. Прослеживается политика европейских стран в отношении Ирана и Афганистана. Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.

Оглавление

Из серии: Сборник научных трудов 2012

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актуальные проблемы Европы №3 / 2012 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

«Большой Ближний Восток», или «Расширенный Ближний Восток и Северная Африка». История возникновения и содержание термина

С недавних пор в политическую лексику вошло понятие «Большой Ближний Восток» («Enlarged Middle East»), которое в официальных международных документах фигурирует как «Расширенный Ближний Восток и Северная Африка (РБВСА)». Оно заметно отличается от устоявшихся историко-географических представлений, подразумевая обширное пространство: от Мавритании (бывшей части Французской Западной Африки) до Ирана, Пакистана и Афганистана1.

В вольной интерпретации некоторых западных политологов это пространство, имплицитно объявленное, хотя и под благовидным предлогом, зоной американских национальных интересов, включает также Центрально-Азиатский регион, т. е. бывшую советскую Среднюю Азию и Казахстан.

Идея оказания Соединенными Штатами содействия демократизации и развитию стран РБВСА была выдвинута президентом Джорджем Бушем-мл. в 2002 г. Многие в арабском мире расценили эту идею как намерение навязать ему силой западную модель демократии.

Это негативное впечатление усилило американское вторжение в Ирак. Помнится, одна наша коллега, преподаватель Каирского университета Айн-Шамс, сказала вскоре после этого события: «Саддам Хусейн, конечно, негодяй. Но когда я смотрела по телевизору, как сыплются американские бомбы на Багдад, то думала: “А если американцам что‐то не понравится у нас, то они разбомбят Каир?”»

Вместе с тем необходимость модернизации была очевидна и самим лидерам арабских стран. Так, в мае 2004 г. на сессии Совета Лиги арабских государств (ЛАГ), прошедшей на высшем уровне в Тунисе, был принят документ «Путь развития, обновления и реформ», в котором выражалась твердая решимость стран — членов ЛАГ осуществить социально-экономические, политические и культурные реформы, взаимодействуя с неправительственными организациями и «всеми слоями общества». Но там же оговаривалось, что такие перемены должны соответствовать культурным и религиозным традициям народов региона [Масират ат-татвир…].

Опасения арабов несколько уменьшило подключение к идее реформирования РБВСА «группы восьми», которая на саммите на Си-Айленде в июне 2004 г. одобрила документ «Партнерство во имя прогресса и общего будущего с регионом Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки», в котором фиксировалась готовность «восьмерки» оказывать содействие странам РБВСА в продвижении к демократии. Отмечалось, что в проведении реформ наряду с правительствами должны принимать участие институты гражданского общества и деловые круги, а также акцентировалось, что осуществление преобразований приведет к росту среднего класса и его более широкому вовлечению в управление государством.

В практическом плане было сделано немногое. Европейский союз оказал помощь в организации выборов на Палестинских территориях, Франция и Италия предоставили поддержку проведению выборов в парламент Йемена (2003). ЕС, Франция и Великобритания помогали совершенствованию судебных систем Сирии, Иордании, Палестинских территорий, Франция и Великобритания — модернизации средств массовой информации Египта, САР, Ливана, Марокко. Кроме того, США, Франция, Германия, Япония, Канада и Фонд ООН для развития в интересах женщин оказывали содействие процессам эмансипации женщин в странах РБВСА.

Для поддержания диалога между «восьмеркой» и 19 странами Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки был создан «Форум будущего», последнее заседание которого состоялось 12–13 января 2011 г. в Дохе [см.: Инициатива…]. Это произошло накануне падения в Тунисе авторитарного режима президента Бен Али, которое стало первым звеном в цепи арабских «революций». Двусмысленная роль в их развитии ведущих держав НАТО хорошо известна, тогда как результаты, пусть пока промежуточные, вызывают больше разочарований, чем надежд.

Литература

Инициатива «большой восьмерки» и Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки. Форум будущего // 7-й Форум будущего. — Режим доступа: http://forumfuture.qatar-conferences.org/RU/Pages/GeneralInformation.aspx

Масират ат-татвир ва ат-тахдис ва аль-ислах /на арабском языке = Путь развития, обновления и реформ ∕∕ La Presse de Tunisie. — 2004. — 24.05.

М.Ф. Видясова, А.Б. Подцероб

Оглавление

Из серии: Сборник научных трудов 2012

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актуальные проблемы Европы №3 / 2012 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Последние три страны в русскоязычной литературе принято относить к Среднему Востоку.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я