День рождения

Ольга Марголина, 2022

Ольга Марголина, нетипичный представитель «серебряного возраста», автор многих книг, в том числе о великих гидростанциях Советского Союза, которые она строила, о своих коллегах гидротехниках, о любимом Петербурге, о своих путешествиях и приключениях в десятках стран мира, знакомит читателей новой книги с памятными днями биографии. День рождения каждый человек проводит по-своему, одни уединяются и осмысливают свою жизнь, другие с нетерпением ждут по телефону поздравлений от друзей и родных, третьи обязательно отмечают этот день в кругу семьи. Автор книги старался проводить этот день по возможности в необычном месте или необычным способом. Дневники, которые она ведет всю жизнь, помогли собрать эти особенные «красные» дни и выстроить их в хронологической последовательности за десятилетия. Во всех историях привлекается малодоступная информация о «нетипичных» местах, что делает их интересными, а использование диалогов между участниками «дней рождений» оживляет текст, наполняя его юмором и лиризмом. У читателя появляется возможность следить за изменением (или стабильностью) характера автора на фоне меняющейся эпохи. Условия жизни в XXI веке позволили автору – явному оптимисту – расширить горизонты увиденного и понять, что мир прекрасен повсюду, наша задача – его сохранить.

1961 год

Украина

Путешествие проходило в течение месяца по Западной Украине: через Львов в Мукачево, оттуда по Закарпатью в составе туристской группы до Усть-Черной, и дальше — Одесса и Каролино-Бугаз, где заканчивался уже дикий отдых.

В первый день путешествия наша экспедиция, состоящая из трех человек, распределила обязанности:

Культпроффизписпрочорг — Алла. Комбытфинбосс — Оля.

ЖЭЛЭ (женская этика и эстетика, любовь) — Ира.

Каждая, кроме того, ведет работу для души: Алла — стихи и сувениры, Оля — фоторепортаж, Ира — сбор фольклора. И все вместе ведем дневник.

Стихи были написаны по случаю полета в космос товарища Титова.

Храбрый, вторично, товарищ Титов

В космос умчался, на все готов.

Сделал зарядку и скушал плов.

Мы все в восторге, нет у нас слов!!!

Ехали на Украину, естественно, на поезде. На первой остановке в Вильнюсе вышли и на улице Шопена (!) купили мороженого. По первому впечатлению город показался похожим на Париж, хотя в нем еще не были. Но через пять минут передумали, потому что тетка, у которой мы спросили, как пройти в старый город, не останавливаясь, довольно неприветливо показала направление, которое оказалось противоположным правильному. Мы зря прошли квартал. Совсем забыли, что в Прибалтике по-русски не отвечают, вообще русских не любят. Ну и черт с ними! Не очень-то и хотелось!

В конечный пункт — Львов — приехали в два часа дня. Здесь мы должны завтра пересесть на автобус до Мукачево. А сегодня день рождения Ирины, его будем скромно отмечать здесь. Не так просто оказалось на турбазе получить комнату, почти что поругались с местным начальством. В результате они выдали нам ключи от отдельной комнаты с тремя кроватками и пепельницей (!), что для курильщиц Аллы и Иры было весьма удобно.

Красивый город Львов, настоящая Европа, чего стоят соборы и костелы в барочном и готическом стилях. И жилые дома хороши, чем-то напоминают Ленинград. Особенное впечатление произвел Стрийский парк. Мы бродили по довольно безлюдному гористому лесопарку, окруженному высокой чугунной оградой, любовались деревьями на верхней и нижней террасах, рестораном «Лебедь», фонтанами, обошли первый во Львове широкоформатный кинотеатр, остановились у памятника, но не запомнили, кому он. Вблизи центральной площади «Рынок» шла торговля овощами. Мы подошли к одной из продавщиц и робко попросили показать хорошие помидоры. В поезде кто-то из пассажиров нас предупредил, что «западенцы» плохо относятся к русским, так же как и прибалты. Однако эта тетка не только улыбнулась, но выбрала красивые экземпляры, а когда узнала, что мы из Ленинграда: «Вы что, и в блокаду были в городе?» — еще и объяснила, как подняться к Высокому Замку и увидеть панораму города. К Замку мы поднялись уже утром перед автобусом, а вечером искали кафе, чтобы выпить за здоровье Ирины. Но Львов обманул ожидания, одни кафе были закрыты, другие слишком роскошные. Купили в магазине сидр, какой-то дикий портвейн и выпили в спокойной обстановке турбазы, закусив килограммом помидор без соли.

Итог дня: все трое переполнены жаждой любви. Вперед, в Мукачево!

По приезде в Мукачево, симпатичный, зеленый, недавно еще венгерский город, мы тоже пытались устроиться на ночь на турбазе, но там не было мест, гостям предложили пойти в «Будинок колгоспника». Он находился в центре громадного пустого поля, где по воскресеньям торгуют скотом. Встретила нас Земфира-ключница, которая последний раз мылась года три назад. Администратор будинка — старый цыган с ярким прошлым — повел нас в «номера», то бишь в номер — он был один. Три кровати со свидетельством бурно проведенных на них ночей (не менее ста на каждой без смены белья), умывальник — таз, он же ночной сосуд. Когда мы робко попросили чистое белье, Земфира с презрением изрекла: «за 50 копеек, да еще белье им менять?!» Непонятые, мы покинули будинок…

В походе по Карпатам (дороги, привалы, костры, леса, поля, горы, яркое солнце и ливневые дожди) мы под влиянием голосистых украинских девушек приобщились к пению песен — народных и туристских, веселых и грустных, сольных и хором…

— Чувствуем, как при походном питании тают наши килограммы (на обед, завтрак и ужин — воздух, вода и немного каши с грибами). Водопад Шипад — красотища!

Девиз дня: солнце, воздух и вода — наша лучшая еда!

— Озеро Синевир — жемчужина края! У нас семь мозолей, один спальный мешок, два одеяла, одна вода в колене и ни одного поклонника (стыд!). Это с нашими-то способностями.

Девиз дня: нет сил, нет здоровья!

— День нашего дежурства. Весь день льет дождь. Все валяются в палатках и поют песни, а мы мокнем под дождем и решаем, не унижает ли девичье достоинство мытье грязных ведер. В результате моют мальчики.

Девиз дня: мы имеем бледный вид, и у нас промокла попа, потому что моросит дождик!

— День невезучий: у Ольги сперли тапочки (единственную походную обувь), у Алки свистнули ножик, испортили два плаща… Если так будет продолжаться, в Ясиня придем нагие и изящные.

С горя тут же выдали куплеты к «Мамбе-рок»:

Эй, прохожий, дай ответ: тапки были, тапок нет,

Нету ложек, котелков, скоро будем без штанов.

Эй, инструктор, дорогой, плохо кормишь нас порой.

Масла нет и мяса нет, обнажается скелет.

— Живем, как в опере, скоро у всех будет тихое помешательство: ни одного слова мы уже не можем слышать без того, чтобы не пропеть что-нибудь соответственное.

Девиз дня: нам песня жить и ходить помогает!

Весь день творили песни, частушки, танцы (ревю) и пр. и пр., дали сольный концерт туземному населению в местном кабаке, что было обозвано дебошем.

Еще через день в местном закарпатском ресторане знакомились с народными песнями и танцами. Очередные пропажи: крах Олькиных солнечных очков и Ирининых верблюжьих носков.

В последний день похода происходило трогательное прощание с группой. Нас причесали, одели, выдали еду на дорогу и организовали прощальный концерт. После концерта колонна, возглавляемая инструктором Ваней и нами, с песнями прошествовала по поселку мимо разинувших рты местных. Щелкали затворы камер, звучали теплые слова, пелись прощальные песни, после чего все ворвались в вагон и продолжили петь там. И наконец поцелуи, объятия, обмен адресами, слезы.

Ребята и девчата вышли, а мы, стоя на подножке уходящего поезда, пели:

«До свидания, друзья, доброй ночи, доброй вам ночи, вспоминайте нас!»

На этой же музыкальной (в буквальном смысле) ноте в Ясинях познакомились с тремя кочевниками — монголами современного вида, которые на своем «Мерседесе» как раз оттуда ехали через Винницу в сторону Черного моря. Ехали мы с ними пару дней, ночевали в степи — мы в машине, а юноши — в скирде неподалеку. Ох, какое блаженство проснуться рано утром в степи! Платили мы за доставку до железнодорожной станции, конечно, песнями, чем приводили попутчиков в первобытный восторг. Пели на три голоса — от почти сопрано у Ирины до почти контральто у Аллы, а я — меццо-сопрано — где-то между ними.

— Девчонки, где вы так спелись?

— В походе, друзья! Ходите в походы по стране, а не катайтесь в машине!

Это уже было с нашей стороны нахальством, без машины мы бы вовек не доехали. Но ребята только смеялись в ответ. И довезли нас до станции Рахны.

Там начался черно-желтый кошмар. В Рахнах пронюхали, что по городу бродят три иногородние девицы в коротких штанах и сильно обнаженные. Все население от мала до велика встало на защиту попранной морали родного города. Дети бежали за нами по пятам и орали всякие непристойности, женщины тыкали пальцами, либо просто стояли, открывши рот, мужчины неистово читали нотации. Даже в кино многие сидели к экрану задом, а к нам передом.

Увы, ко всеобщему торжеству местных девиц мы дрожали от холода в своих декольте и шортиках, а на улице лил привычный в этих краях проливной дождь.

Поезд на Одессу уходил в три часа ночи, мужики на станции горланили песни, пьяная бабка цитировала Горького, кругом вонь и стон, мат и дичь дичайшая. Боже! Куда мы попали?!

Итог дня: Ты и убогая, ты и обильная,

Ты и жестокая, ты и всесильная, Матушка Русь!

В Одессе мы не задержались. Не потому, что город не понравился. Познавая его через посредство кафе, ресторанов, «идален и морозив», оголодавшие туристки твердо решили: город — что надо, в любом месте можно хорошо поесть. Но путешествий с нас хватит! Надо отдыхать, тем более, что вид у всех довольно замызганный.

Итак, в Бугаз, неизвестное, но, по слухам, приличное место!

Девиз дня: Одесса — город неплохой,

Но надо дать ногам покой.

Все оказалось даже лучше, чем в мечтах. Коттедж на берегу моря с верандой, рядом базар, ресторан и прочие нужные для жизни заведения. А когда мы вышли к морю, освещенному луной, то замерли в первобытном восторге. Началась типично курортная жизнь: пляж до обеда, отдых, безделье. Едим предельно дешевые фрукты, мелко флиртуем на пляже, почти не купаемся (температура воды 14–15 градусов), но вовсю загораем.

Девиз дней: с удовольствием лежу

Я на солнечном пляжу.

Во время лежания на теплом нежном песочке члены экспедиции предавались воспоминаниям и мечтали о светлом будущем.

Алла вспоминала одессита Толю Яковлевича, который появился недавно в обществе двух друзей, и как они тогда выразились, «с него мы имели не один веселый момент». А мы с него чуть не умерли от смеха. «Приди на мою волосатую грудь, Соня!» — вскрикивал он, обращаясь к Ольге, на что та только весело хохотала, но с места не двигалась. Но когда он услышал наше песенное трио и выделил в нем именно ее, Алкин низкий голос, сразу посерьезнел, сменил пластинку.

— Слушай, девочка, ты должна петь в моем джазе!

— Конечно, она будет петь!

Мы обрадовались, начали подбирать эстрадное платье в тон рыжим волосам и позу, Алка смеялась и отказывалась от нарядов. Одновременно она набивала себе цену…

Услышав наши шуточки, Толя Яковлевич оскорбился, в результате будущая звезда получила отставку. А мы уж собрались съездить в Европу за ее счет! Теперь она переживала…

Ирина вспоминала виноградник в Шабо и трех пограничников, которые на джипе подкатили за виноградом для своего подразделения. Ей с подругами удалось с ними вместе проникнуть на закрытую плантацию, полакомиться черными и розовыми крупными виноградинами и набрать мешок гроздьев разных сортов. Эти же ребята подвезли их с шиком до дома. Сбылась мечта — рвать своими руками фрукты и есть до отвала!

По возвращении получили приглашение пить вино в обществе еще одних поклонников из Кишинева.

Ольга мечтала о надвигающемся дне рождения. Он уже скоро. В самый день, то есть 7 сентября, она обещала мужу быть дома и встречать с домочадцами и друзьями. Но за день до отъезда следует устроить прощальный банкет с девчонками и новыми поклонниками, а они появлялись и исчезали. Кого выбрать, чтобы было весело и незабываемо, где устроить и как?!

Обсуждали бурно и долго, почти до самого последнего дня. Дело в том, что Ольга уезжала одна, а Алла с Ирой оставались еще на три дня.

Раскидав небрежно всех оставшихся поклонников, отдали предпочтение трем молодым ленинградским инженерам — «отличные парни, спортсмены с фигурами Аполлонов». Члены экспедиции были рады безмерно, что перед ними приличные мужчины, с которыми можно развлекаться с утра и до вечера, а они не надоедают.

— А вы помните парней из Кишинева и приглашение в их домик? Вид стола заставил нас тихо затрепетать: там стояли рюмки (!) с золотым обрезом (!!), за время отпуска мы забыли, что можно пить из таких сосудов.

— Еще там были салфеточки, румынский ром и прочее. Сервис — блеск! Но парни были довольно нудные.

— Согласна, ленинградцы лучше.

Решили встретить гостей лозунгами и плакатами:

Друзьям-спортсменам посвятим

Души прекрасные порывы!

Прощаем блеск ваших носов,

(Хоть их простить нельзя).

Шикарный стол уже готов,

Добро пожаловать, друзья.

Эй, старики, не надо бояться

Утром и вечером в море купаться.

Стол на нашей веранде украшали бутылки вина, тарелки с дарами южной природы всех цветов радуги и отдельное блюдо с большим арбузом. Пили за Ольгу, Ирину, Аллу и друзей-ленинградцев, потом за будущую встречу в любимом Екатерининском саду. Наперебой рассказывали веселые истории: они из своей, а мы из недавней походной жизни.

Попрощавшись с ребятами, последний раз выкупались нагишом в темном Черном море.

Это был последний вечер втроем. Возникнув так дружно месяц назад, распался наш славный триумвират!