Настоящий Древний Рим. Мифы и правда о Вечном городе

Ольга Ким, 2022

Римляне имели право убивать своих детей и жен? Они постоянно мучили и пытали рабов и морили их голодом? Обожали гладиаторские бои и вакханалии? Зарывали жриц-весталок в землю живьем? Римляне все время носили тогу, жили в роскоши и объедались деликатесами? Историю Древнего Рима окружают множество мифов. Что из этого правда и как все было на самом деле? Об этом рассказывает эта книга. Каждая глава посвящена распространенному мифу о Древнем Риме. Автор не ставит перед собой цели рассказать о Древнем Риме все, для этого не хватило бы и десяти томов. Это лишь слегка приоткрытая завеса в тот невообразимо сложный и интригующий мир, каким был Древний Рим. Книга подойдет тем, кто совсем не знаком с античной историей, но и те, кто давно интересуется темой, наверняка найдут в ней что-то интересное. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: История и наука Рунета

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Настоящий Древний Рим. Мифы и правда о Вечном городе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Миф III.

Ромула и Рема вскормила волчица

На самом деле: с волчицей все далеко не так просто

Появление волчицы в легенде об основании Рима — это самый волшебный элемент истории, и уже античные авторы пытались найти этому рациональное объяснение. Тит Ливий[39] пишет: «Иные считают, что Ларенция звалась среди пастухов «волчицей», потому что отдавалась любому, — отсюда и рассказ о чудесном спасении». На латыни волчица — «lupa», в просторечье так называли проституток. То есть, никакой волчицы не было, а была жена пастуха, слывшая блудницей. Эту дерзкую догадку можно встретить и у других античных авторов. А ведь речь не просто о волчице. Речь о символе Рима. Волчица и Рим — неразделимы.

Волк — священное животное Марса. Какие еще нужны доказательства божественного отцовства? Разве стала бы волчица вскармливать простых человеческих детенышей? Нет, это прямое указание на то, что основатель Рима — действительно сын бога. Разумеется, родство основателя Рима с Марсом давало римлянам особые отношения с этим могущественным божеством. Тит Ливий комментирует: «Древности простительно, мешая человеческое с божественным, возвеличивать начала городов; а если какому-нибудь народу позволительно освящать свое происхождение и возводить его к богам, то военная слава народа римского такова, что, назови он самого Марса своим предком и отцом своего родоначальника, племена людские и это снесут с тем же покорством, с каким сносят власть Рима»[40].

Акка Ларенция, вскормившая Ромула и Рема, которую Ливий называет «волчицей» — сама по себе интересный персонаж. Есть версия, что у нее было 11 детей. К моменту появления близнецов-найденышей, она родила двенадцатого ребенка, который скончался. Этого двенадцатого ребенка и заменили близнецы Ромул и Рем. Когда Рем был убит, вместе с Ромулом братьев снова стало 12. После основания Рима Ромул учредил специальную коллегию жрецов, которые должны были молиться о плодородии полей, обильном урожае и процветании граждан. Коллегия называлась «Полевые братья», на латыни — «fratres arvales». В состав коллегии вошли 11 сыновей Акки Ларенции и сам Ромул. Их отличительным знаком были венки из колосьев, перевязанных белой лентой[41].

В римских преданиях сохранились следы и второй героини по имени Акка Ларенция. Что примечательно, она тоже была представительницей «древнейшей профессии»! Легенда о ней очень любопытная. Однажды блюститель храма Геракла, находившегося у подножия холма Палатин, предложил богу сыграть в кости на таких условиях: если выиграет блюститель, то Геракл выполнит любое его желание, а если бог, то блюститель выставит щедрое угощение и приведет красивую женщину. Он бросил кости сначала за бога, затем за себя. И проиграл. Делать нечего, слово нужно держать! Проигравший приготовил богу обед и нанял юную и красивую блудницу, привел ее в храм и запер там, как бы оставив богу на ночь. Эту блудницу и звали Акка Ларенция. Очевидно, Гераклу она приглянулась, потому что он спустился на землю и провел с ней ночь, а наутро щедро наградил ее. Он велел Ларенции выйти на Форум, поцеловать первого, кого она встретит на своем пути, и сделать его своим избранником. Та повиновалась. Этим первым встречным был человек преклонного возраста, очень богатый, бездетный и холостой. Ларенция скрасила его старость, а он, умирая, сделал ее единственной наследницей всего своего имущества. Остаток жизни она провела припеваючи, но умерла необычно. Однажды она просто исчезла возле того места, где покоился прах кормилицы Ромула и Рема — первой Ларенции. Свои несметные богатства Ларенция завещала римскому народу[42]. Благодарный римский народ основал в ее честь праздник Ларенталии. Он справлялся 23 декабря, и весь Рим чтил ее память, а один из главных жрецов совершал жертвоприношение на том месте, где она «пропала».

Таким образом, было как минимум две Ларенции, и обе — «волчицы». Историки считают, что такая путаница возникла еще в древности: старые культы сохранялись, но их смысл и роль божеств, которым они посвящались, постепенно были забыты. Скорее всего, Акка Ларенция — это одна из таких забытых богинь, функции которой остается неясными. Богиня мертвых? Богиня растительности и плодородия? Богиня, приносящая богатство и изобилие? Мать ларов, духов-хранителей?[43]. И, видимо, она была настолько важна, что ее имя попало в «официальную версию» мифа об основании Рима. Однако, чтобы как-то «облагородить» рассказы о воспитании основателя города, ее образ как бы «разделили» на две части: одна Акка Ларенция — жена пастуха, вторая — блудница, хотя слово «lupa» все равно присутствует в рассказах о ней.

Капитолийская волчица. Датировка спорна. Рим, Капитолийские музеи

Очень вероятно, что легенда о волчице уходит своими корнями в самую глубокую древность: когда-то волчица была тотемом латинских племен. Разве не символична ее роль в жизни Ромула? Именно волчица нашла его и вскормила, дав ему новую жизнь. Без волчицы не было бы Рима.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Настоящий Древний Рим. Мифы и правда о Вечном городе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

39

Тит Ливий из Патавия (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.) — древнеримский историк и писатель, автор труда «История Рима от основания города», состоявшего из 142 книг (полностью сохранились книги 1–10 и 21–45, остальное — во фрагментах и эпитомах). Ливий не занимал никаких государственных должностей, но был лично знаком с императором Августом. Считается, что его труд сохранился в первую очередь его бесспорному литературному таланту. Главный недостаток Ливия как историка — это отсутствие критической проверки данных, которые он использует, и которые он часто берет их из вторых, третьих или даже четвертых рук. В настоящее время труд Ливия рассматривается как художественно-историческое произведение, которое, однако, является ценнейшим источником по истории Древнего Рима.

40

Тит Ливий. История Рима от основания города, I — Pr.

41

Об этом: Авл Геллий. Аттические ночи, VII—8.

42

Легенда приведена по: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, Ромул—5.

43

См. например, Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима, М.: издательство «Наука», 1987. Или: Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1964.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я