Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия по развитию связной речи, обучению чтению и письму в детском саду предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Раздел 2. Запоминание складов (21 час)
Занятие 2.1
Буква и звук А. Моё имя
Цель. Учить припевать золотые кубики, развивать графические навыки, мелкую моторику пальцев рук. Закрепить знание о гласных звуках, формировать понятие «гласный звук». Закрепить зрительный образ гласных букв. Дифференциация понятия звук — буква. Учить петь своё имя по таблице.
Материалы и оборудование: Таблицы — шесть листов Н. Зайцева, кубики: два больших «золотых» кубика, два маленьких «золотых» кубика.
Методические приёмы: Игры «Звуки и буквы», «Песенки на лесенках», «Телефон», «Назови первый звук в словах», «Пропой своё имя на таблице».
Артикуляционная гимнастика «Ворота».
Ход занятия
Воспитатель: — Ребята, вы знаете, что все слова состоят из звуков, и мы с вами будем знакомиться со звуками, которые живут в словах.
Игра «Звуки и буквы»
Мы с вами уже познакомились на прошлом занятии со звуком А.
Артикуляционная гимнастика «Ворота»
Рот — это домик язычка, губы — ворота — открываются, закрываются (5 раз).
А теперь давайте произнесём звук — А, сначала долго, затем отрывисто, громко — тихо, высоко — низко.
Когда мы произносим звук А, у нас рот широко открыт, и звук свободно выходит из горла. Поэтому он гласный звук и обозначать мы его будем красным кружочком.
Если при произношении звуков воздух во рту не встречает препятствие, такие звуки называют гласными.
А теперь мы познакомимся с буквой А.
Посмотри, как выглядит буква А. Большая буква А.
Маленькая буква а.
Буквы все как на подбор,
Всех их 33.
В каждом слове их найдёшь,
Ну-ка, посмотри.
Все буквы состоят из палочек и кружочков.
Чтобы написать букву А, сколько нам понадобится палочек? (3)
Написание буквы
Посмотрите, как пишется буква А.
Вот два столба наискосок,
Между ними — поясок.
Перед нами буква А.
Алфавиту голова!
— «А» как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.
— Написали букву А три раза. Подчеркнули букву красным карандашом, все гласные буквы будем выделять красным цветом.
Игра «Песенки на лесенках»
А…………….
……………У
Поем звук А столько раз, сколько точек, соединяем звук А с У — получился слог АУ, а потом назад — У…А.
Игра «Телефон». Развитие фонематического слуха
Повтори за мной — ау, уа, ауа, уау, ам, ум…
Сколько звуков я сказала, какой 1-й звук, 2-й, 3-й.
В каком кубике живёт буква А?
В большом «золотом кубике» живут гласные буквы — У — О — А — Ы — Э, давайте их пропоем вместе.
Найдите букву А на кубике.
Игра «Назови первый звук в словах»
Аист, альбом, аптека, абрикос, автомобиль.
Сколько звуков А в слове — ананас? (3)
Прочитали на таблице эти слова.
(Выходят к таблице по четыре ребёнка и вместе с воспитателем читают слова в таблице)
В каком кубике живут буквы А и У (в большом «золотом» кубике»)?
Снова написали букву А и послушайте сказку про эту букву.
Жила-была на свете буква А, скучно ей было одной, решила она прогуляться, пошла буква по тропинке (рисуем тропинку), а навстречу ей буква У.
— Давай с тобой дружить, — предложила буква А букве У, буква У согласилась и пошли они вместе, взявшись за руки.
А………..У — > АУ (Дети записывают)
Что у них получилось? АУ! Как дети кричат в лесу?
А если буквы поменяются местами, что у них получится? УА! Кто так кричит? (Младенец)
Буква А в начале слова:
Аист, айсберг, апельсин, абрикос, ангел, арбуз.
Буква в середине слова: Мак, бант, часы, краб, рак, шар.
Буква в конце слова: Лупа, юла, кукла.
Автоматизация звука А
Чистоговорка
Заблудились мы в лесу,
Дружно крикнули: «А-А-А-У!»
Загадки
Что за чудо — синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит.
Это доктор…
(Айболит)
На окне — стеклянный пруд,
А рыбачить — не дают!
(Аквариум)
Буквы все от А до Я —
Наши верные друзья.
Чтобы лад был в той семье,
Их запомнить нужно все.
Работа с таблицей.
Игра «Пропой своё имя на таблице»
Каждый ребёнок по очереди подходит к таблице с карандашом и читает вместе с воспитателем своё имя.
Рефлексия
Кто сегодня приходил к нам в гости, что он нам принёс? С каким звуком мы сегодня познакомились, какой это звук, почему мы называем звук А гласным? Что мы читали по таблице?
Занятие 2.2
Моя мама
Цель. Познакомить детей с «железными» большими кубиками.
Учить составлять в ряд кубики с буквой А: БА-ВА-ГА-ДА… и т. д.
Познакомить детей с белым кубиком, в котором живут знаки (!? ‘.), показать знак «ударение», пропеть ряд с помощью ударения.
Познакомить детей с понятием «звонкие» и «твердые» согласные звуки, развивать общую и тонкую моторику, зрительное восприятие. Учить петь имя своей мамы по таблице.
Методические приёмы: кубики, картинки, таблица, плакат.
Игры: «Железный паровозик А», «Построй домик для буквы», «Буквы идут в гости», «Составь слово «МАМА» из кубиков».
Рисование двухэтажного домика для букв М и А. Рисование слова МАМА из палочек.
Пропой имя мамы на таблице.
Ход занятия
— Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем знакомиться с Азбукой.
Чтобы знать буквы, нужно выучить азбуку или алфавит. В нашем алфавите 33 буквы. Все буквы алфавита можно складывать в слоги, а если слоги соединить вместе — получатся слова. Потом мы сможем читать пословицы, стихи и сказки, а помогут нам научиться читать кубики Зайцева.
Буквы нам помогут писать и составлять слоги и слова, чтобы научиться писать и читать.
1. У нас есть кубики. Какие они? Назовите их. (Маленькие, большие, деревянные, золотые, железные, высокие — двойные).
2. «Классификация».
Разберём кубики на маленькие и большие: мальчики выставляют большие кубики на один стол, а девочки — маленькие на второй стол.
3. Перенесите на один стол звучащие кубики — железные и железно-золотые, а на другой стол — деревянно-золотые назовите их. Что мы сделали?
— Показали звонкие и глухие кубики, то есть сравнили кубики по звучанию.
Ищем в золотом кубике букву А
4. «Паровозик А». Поставим на полку кубик А, а теперь несите мне все кубики с буквой А и ставьте их справа от него.
Прочитать наш паровозик поможет ударение, которое живёт в белом кубике со знаками. Берём белый кубик и ищем ударение среди знаков (!?. ‘;), нашли молоточек, который обозначает ударение. Как только молоточек-ударение коснётся кубика, наш кубик зазвучит. Давайте пропоём, что у нас получилось.
5. «Железный поезд». Строим поезд из железных кубиков. Принесите мне все железные кубики. Паровозик везёт большие кубики. Ставим ударение.
Читаем по слогам. = МА-ЗА-ГА-ЛА-РА…
Какой поезд у нас получился? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?
— Поезд был звонкий и твёрдый, потому что большие кубики у нас звучат твёрдо. А теперь прочитаем наш поезд по таблице. Читаем по таблице: БА-ВА-ГА-ДА-ЗА…
6. Игра «Озвучь выбранный кубик».
Предложите ребёнку выбрать любой кубик и озвучьте его.
Например, если ребёнок выбирает в поезде кубик БА, он вместе с воспитателем должен его озвучить БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, а затем найти в таблице этот кубик и с помощью указки его прочитать.
Озвучить несколько кубиков с другими детьми.
7. Игра «Построй домик для буквы».
Послушайте сказку.
Жила-была на свете буква А. Как-то задумалась она о том, что у всех есть домики: у лисы есть нора, у белки — дупло, у птицы — гнездо, а у буквы нет своего домика, и захотелось ей построить себе домик.
Нарисуем квадратик и поселим в него букву А, наша буква А стала жить в своём домике из квадрата, а чтобы домик не промок от дождя, построим крышу. Внизу нарисуем ещё один квадрат, и у нас получился двухэтажный дом. На первом этаже поселилась буква М.
Обратить внимание детей, что буква М состоит и четырёх палочек, две палочки взялись за руки и у них получилась буква М.
Если при произношении звуков воздух во рту встречает препятствие, такие звуки называют согласными.
Что мешает произнести звук М?
(При произношении звука М губы плотно смыкаются) Значит, звук М — согласный твёрдый, его обозначают синим цветом.
Решили буквы сходить друг к другу в гости. Пошла буква А в гости к букве М, что получилось? АМ.
Рисуем А………М — АМ, у нас получился слог.
Если буква М пойдёт в гости к букве А, что получится?
М…………….А — МА, написали, давайте ещё раз напишем слог МА-МА и прочитаем.
Какое слово у нас получилось? МАМА. Напишите это слово три раза.
8. «Найди такой же кубик».
Предложите детям найти в поезде кубик МА, другому ребёнку — такой же кубик и составить слово МАМА из кубиков
9. Игра «Пропой имя мамы на таблице».
Рефлексия.
Что мы делали с кубиками?
С каким звуком мы познакомились? Какой это звук?
Каким цветом мы выделяем твёрдые согласные звуки?
Что мы читали по таблице?
Занятие 2.3
Мой папа
Цель. Сформировать понятие гласный звук.
Продолжать знакомство с таблицей складов Н.А. Зайцева.
Познакомить детей с «деревянными» большими кубиками, закреплять умение составлять в ряд кубики с буквой А. ПА-КА-ТА-СА… Учить петь ряд с помощью ударения.
Закрепить гласный звук и букву А. Познакомить с понятием глухие согласные звуки.
Учить читать имя папы по таблице, закреплять умение читать по таблице своё имя и мамы.
Методические приёмы: кубики, картинки, таблица, плакат.
Игры: «Классификация 2», «Моя семья», «Деревянный паровозик А», «Найди такой же кубик», «Построй домик для буквы», «Буквы идут в гости», «Составь слово ПАПА из кубиков».
Ход занятия
— Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем знакомиться с Азбукой.
Буквы все от А до Я —
Это дружная семья.
Чтобы лад был в той семье,
Их запомнить нужно все.
Посмотрите внимательно на алфавит и скажите, в какие цвета окрашены буквы? (красные, синие и зелёные)
Давайте назовём все красные буквы: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.
Когда мы произносим их, нам что-нибудь мешает их произнести? Нет.
Мы произносим свободно, голосом, мы можем их петь и тянуть, эти буквы называются гласными звуками, и выделяют их красным цветом, чтобы легко было запомнить.
Игра «Деревянный поезд»
Строим поезд из деревянных кубиков.
Паровозик везёт большие деревянные кубики. Берём ударение.
Читаем по слогам. = КА-ПА-СА — ТА…
Какой поезд у нас получился? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?
Поезд был глухой и твёрдый, потому что большие кубики у нас звучали твёрдо. А теперь прочитаем наш поезд по таблице. Читаем по таблице: ПА-ФА-КА-ТА-СА…
Игра «Озвучь выбранный кубик»
Предложите ребёнку выбрать любой кубик и озвучить его.
Например, если ребёнок выбирает в поезде кубик КА, он вместе с воспитателем должен его озвучить КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, а затем найти на таблице этот кубик и с помощью указки его прочитать. Озвучить несколько кубиков с другими детьми.
Игра «Построй домик для буквы»
Послушайте сказку.
Жила-была на свете буква П, задумалась буква о том, что у всех есть домики, а у неё нет своего домика, и захотелось ей построить себе домик.
Нарисуем квадратик и поселим в него букву П, наша буква П стала жить в своём домике из квадрата, а чтобы домик не промок от дождя, построим крышу.
Обратить внимание детей, что буква П состоит из трёх палочек, нарисовали две палочки, а сверху нарисовали одну палочку, и у нас получилась буква П.
Внизу нарисуем ещё один квадрат, и у нас получится двухэтажный дом. На первом этаже поселилась буква А.
На что похожа буква П?(На перекладину, на ворота)
— Когда мы произносим звук П, что мешает нам произнести его? (Губы)
Значит звук П — согласный, твёрдый, его обозначают синим цветом.
Если при произношении звуков воздух во рту встречает препятствие, такие звуки называют согласными.
Решили буквы сходить друг к другу в гости. Пошла буква А в гости к букве П, что получилось? АП.
Рисуем А…П — АП, у нас получился слог.
А если буква П пойдёт в гости к А, что получится?
П…А — ПА, давайте два раза напишем слог ПА-ПА и прочитаем.
Какое слово у нас получилось? ПАПА.
Мы научились писать уже два слова, МАМА и ПАПА.
Напишите это слово три раза, подчеркните гласный звук А красным карандашом, а синим карандашом согласный звук П.
Игра «Найди такой же кубик»
Предложите детям найти в поезде кубик ПА, другому ребёнку найти такой же кубик и составить слово ПАПА из кубиков.
Читаем на плакате членов семьи: мама, папа, брат, сестра, баба, деда…
Игра «Пропой по таблице «Папа. МАМА»
Каждый ребёнок по очереди подходит к таблице и читает с помощью указки по таблице имя папы вместе с педагогом, имя мамы и своё имя.
Рефлексия
Сколько букв в алфавите? Какие буквы алфавита выделены в красный цвет? Что мы делали с кубиками? Какой паровозик мы построили?
С какой буквой мы строили паровозик?
С каким звуком мы сегодня познакомились, какой это звук, почему мы называем звук П согласным звуком? Какие слова мы читали на таблице?
Занятие 2.4
Моя бабушка
Цель. Обучать пению «песенок» о членах семьи. Учить различать глухие согласные от звонких с помощью составления в ряд деревянных и железных кубиков.
Закрепить гласный звук и букву А.
Учить произносить склады в составленных рядах: (БА-ВА-ГА…) и (ПА — ТА-КА-ХА…).
Учить составлять слоги из букв, добавляя букву, составлять слово из кубиков.
Методические приёмы: кубики, картинки, таблица, плакат.
Пение «песенок» по таблице членов семьи.
Игры «Общая классификация «Мои родные».
Игры: «Паровозик деревянный А», «Паровозик железный А».
Упражнение «Составь слог из букв», «Составь слово», сказка «В гости».
Чтение крупным шрифтом. «Вместе с бабушкой своей».
Ход занятия
— Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем знакомиться с алфавитом.
Давайте с вами вспомним и прочитаем весь алфавит.
Назовём все гласные буквы: (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я).
Найдём на таблице эти гласные буквы и прочитаем их по порядку: У, О, А, Ы, Э.
В каком кубике живут эти гласные буквы? (В «золотом» большом кубике)
Кто мне найдёт эти кубики? (Дети выбирают среди кубиков два «золотых» больших и озвучивают их — У, О, А, Ы, Э.
А теперь я предлагаю мальчикам построить железный паровозик из больших кубиков с буквой А, а девочкам — деревянный паровозик с буквой А.
Игра «Железный поезд»
Мальчики строят поезд из железных больших кубиков.
Паровозик везёт большие кубики. Ставим ударение.
Читаем по слогам. = МА-ЗА-ГА-ЛА-РА…
Какой поезд у нас получился? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?
Поезд был звонкий и твёрдый, потому что большие кубики у нас звучат твёрдо.
А теперь прочитаем наш поезд по таблице.
Читаем по таблице: БА-ВА-ГА-ДА-ЗА…
Переходим на деревянный паровозик, которые построили девочки.
Игра «Деревянный поезд»
Паровозик везёт большие деревянные кубики. Берём ударение.
Читаем по слогам. = КА-ПА-СА — ТА…
Какой поезд у нас получился? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?
Поезд был глухой и твёрдый, потому что большие кубики у нас звучали твёрдо.
Прочитаем наш поезд по таблице.
Читаем по таблице: ПА-ФА-КА-ТА-СА…
Игра «Озвучь выбранный кубик»
Предложите ребёнку выбрать любой кубик и озвучить его.
Например, если ребёнок выбирает в поезде кубик КА,
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия по развитию связной речи, обучению чтению и письму в детском саду предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других