Занятия по развитию связной речи, обучению чтению и письму в детском саду

Ольга Закутько

Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия по развитию связной речи, обучению чтению и письму в детском саду предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 2. Запоминание складов (21 час)

Занятие 2.1

Буква и звук А. Моё имя

Цель. Учить припевать золотые кубики, развивать графические навыки, мелкую моторику пальцев рук. Закрепить знание о гласных звуках, формировать понятие «гласный звук». Закрепить зрительный образ гласных букв. Дифференциация понятия звук — буква. Учить петь своё имя по таблице.

Материалы и оборудование: Таблицы — шесть листов Н. Зайцева, кубики: два больших «золотых» кубика, два маленьких «золотых» кубика.

Методические приёмы: Игры «Звуки и буквы», «Песенки на лесенках», «Телефон», «Назови первый звук в словах», «Пропой своё имя на таблице».

Артикуляционная гимнастика «Ворота».

Ход занятия

Воспитатель: — Ребята, вы знаете, что все слова состоят из звуков, и мы с вами будем знакомиться со звуками, которые живут в словах.

Игра «Звуки и буквы»

Мы с вами уже познакомились на прошлом занятии со звуком А.

Артикуляционная гимнастика «Ворота»

Рот — это домик язычка, губы — ворота — открываются, закрываются (5 раз).

А теперь давайте произнесём звук — А, сначала долго, затем отрывисто, громко — тихо, высоко — низко.

Когда мы произносим звук А, у нас рот широко открыт, и звук свободно выходит из горла. Поэтому он гласный звук и обозначать мы его будем красным кружочком.

Если при произношении звуков воздух во рту не встречает препятствие, такие звуки называют гласными.

А теперь мы познакомимся с буквой А.

Посмотри, как выглядит буква А. Большая буква А.

Маленькая буква а.

Звук и буква в слове

Буквы все как на подбор,

Всех их 33.

В каждом слове их найдёшь,

Ну-ка, посмотри.

Все буквы состоят из палочек и кружочков.

Чтобы написать букву А, сколько нам понадобится палочек? (3)

Написание буквы

Посмотрите, как пишется буква А.

Вот два столба наискосок,

Между ними — поясок.

Перед нами буква А.

Алфавиту голова!

— «А» как лесенка стоит

Перед входом в алфавит.

— Написали букву А три раза. Подчеркнули букву красным карандашом, все гласные буквы будем выделять красным цветом.

Игра «Песенки на лесенках»

А…………….

……………У

Поем звук А столько раз, сколько точек, соединяем звук А с У — получился слог АУ, а потом назад — У…А.

Игра «Телефон». Развитие фонематического слуха

Повтори за мной — ау, уа, ауа, уау, ам, ум…

Сколько звуков я сказала, какой 1-й звук, 2-й, 3-й.

В каком кубике живёт буква А?

В большом «золотом кубике» живут гласные буквы — У — О — А — Ы — Э, давайте их пропоем вместе.

Найдите букву А на кубике.

Игра «Назови первый звук в словах»

Аист, альбом, аптека, абрикос, автомобиль.

Сколько звуков А в слове — ананас? (3)

Прочитали на таблице эти слова.

(Выходят к таблице по четыре ребёнка и вместе с воспитателем читают слова в таблице)

В каком кубике живут буквы А и У (в большом «золотом» кубике»)?

Снова написали букву А и послушайте сказку про эту букву.

Жила-была на свете буква А, скучно ей было одной, решила она прогуляться, пошла буква по тропинке (рисуем тропинку), а навстречу ей буква У.

— Давай с тобой дружить, — предложила буква А букве У, буква У согласилась и пошли они вместе, взявшись за руки.

А………..У — > АУ (Дети записывают)

Что у них получилось? АУ! Как дети кричат в лесу?

А если буквы поменяются местами, что у них получится? УА! Кто так кричит? (Младенец)

Буква А в начале слова:

Аист, айсберг, апельсин, абрикос, ангел, арбуз.

Буква в середине слова: Мак, бант, часы, краб, рак, шар.

Буква в конце слова: Лупа, юла, кукла.

Автоматизация звука А

Чистоговорка

Заблудились мы в лесу,

Дружно крикнули: «А-А-А-У!»

Загадки

Что за чудо — синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор…

(Айболит)

На окне — стеклянный пруд,

А рыбачить — не дают!

(Аквариум)

Буквы все от А до Я —

Наши верные друзья.

Чтобы лад был в той семье,

Их запомнить нужно все.

Работа с таблицей.

Игра «Пропой своё имя на таблице»

Каждый ребёнок по очереди подходит к таблице с карандашом и читает вместе с воспитателем своё имя.

Рефлексия

Кто сегодня приходил к нам в гости, что он нам принёс? С каким звуком мы сегодня познакомились, какой это звук, почему мы называем звук А гласным? Что мы читали по таблице?

Занятие 2.2

Моя мама

Цель. Познакомить детей с «железными» большими кубиками.

Учить составлять в ряд кубики с буквой А: БА-ВА-ГА-ДА… и т. д.

Познакомить детей с белым кубиком, в котором живут знаки (!? ‘.), показать знак «ударение», пропеть ряд с помощью ударения.

Познакомить детей с понятием «звонкие» и «твердые» согласные звуки, развивать общую и тонкую моторику, зрительное восприятие. Учить петь имя своей мамы по таблице.

Методические приёмы: кубики, картинки, таблица, плакат.

Игры: «Железный паровозик А», «Построй домик для буквы», «Буквы идут в гости», «Составь слово «МАМА» из кубиков».

Рисование двухэтажного домика для букв М и А. Рисование слова МАМА из палочек.

Пропой имя мамы на таблице.

Ход занятия

— Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем знакомиться с Азбукой.

Чтобы знать буквы, нужно выучить азбуку или алфавит. В нашем алфавите 33 буквы. Все буквы алфавита можно складывать в слоги, а если слоги соединить вместе — получатся слова. Потом мы сможем читать пословицы, стихи и сказки, а помогут нам научиться читать кубики Зайцева.

Буквы нам помогут писать и составлять слоги и слова, чтобы научиться писать и читать.

1. У нас есть кубики. Какие они? Назовите их. (Маленькие, большие, деревянные, золотые, железные, высокие — двойные).

2. «Классификация».

Разберём кубики на маленькие и большие: мальчики выставляют большие кубики на один стол, а девочки — маленькие на второй стол.

3. Перенесите на один стол звучащие кубики — железные и железно-золотые, а на другой стол — деревянно-золотые назовите их. Что мы сделали?

— Показали звонкие и глухие кубики, то есть сравнили кубики по звучанию.

Ищем в золотом кубике букву А

4. «Паровозик А». Поставим на полку кубик А, а теперь несите мне все кубики с буквой А и ставьте их справа от него.

Прочитать наш паровозик поможет ударение, которое живёт в белом кубике со знаками. Берём белый кубик и ищем ударение среди знаков (!?. ‘;), нашли молоточек, который обозначает ударение. Как только молоточек-ударение коснётся кубика, наш кубик зазвучит. Давайте пропоём, что у нас получилось.

5. «Железный поезд». Строим поезд из железных кубиков. Принесите мне все железные кубики. Паровозик везёт большие кубики. Ставим ударение.

Читаем по слогам. = МА-ЗА-ГА-ЛА-РА…

Какой поезд у нас получился? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

— Поезд был звонкий и твёрдый, потому что большие кубики у нас звучат твёрдо. А теперь прочитаем наш поезд по таблице. Читаем по таблице: БА-ВА-ГА-ДА-ЗА…

6. Игра «Озвучь выбранный кубик».

Предложите ребёнку выбрать любой кубик и озвучьте его.

Например, если ребёнок выбирает в поезде кубик БА, он вместе с воспитателем должен его озвучить БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, а затем найти в таблице этот кубик и с помощью указки его прочитать.

Озвучить несколько кубиков с другими детьми.

7. Игра «Построй домик для буквы».

Послушайте сказку.

Жила-была на свете буква А. Как-то задумалась она о том, что у всех есть домики: у лисы есть нора, у белки — дупло, у птицы — гнездо, а у буквы нет своего домика, и захотелось ей построить себе домик.

Нарисуем квадратик и поселим в него букву А, наша буква А стала жить в своём домике из квадрата, а чтобы домик не промок от дождя, построим крышу. Внизу нарисуем ещё один квадрат, и у нас получился двухэтажный дом. На первом этаже поселилась буква М.

Обратить внимание детей, что буква М состоит и четырёх палочек, две палочки взялись за руки и у них получилась буква М.

Если при произношении звуков воздух во рту встречает препятствие, такие звуки называют согласными.

Что мешает произнести звук М?

(При произношении звука М губы плотно смыкаются) Значит, звук М — согласный твёрдый, его обозначают синим цветом.

Решили буквы сходить друг к другу в гости. Пошла буква А в гости к букве М, что получилось? АМ.

Рисуем А………М — АМ, у нас получился слог.

Если буква М пойдёт в гости к букве А, что получится?

М…………….А — МА, написали, давайте ещё раз напишем слог МА-МА и прочитаем.

Какое слово у нас получилось? МАМА. Напишите это слово три раза.

8. «Найди такой же кубик».

Предложите детям найти в поезде кубик МА, другому ребёнку — такой же кубик и составить слово МАМА из кубиков

9. Игра «Пропой имя мамы на таблице».

Рефлексия.

Что мы делали с кубиками?

С каким звуком мы познакомились? Какой это звук?

Каким цветом мы выделяем твёрдые согласные звуки?

Что мы читали по таблице?

Занятие 2.3

Мой папа

Цель. Сформировать понятие гласный звук.

Продолжать знакомство с таблицей складов Н.А. Зайцева.

Познакомить детей с «деревянными» большими кубиками, закреплять умение составлять в ряд кубики с буквой А. ПА-КА-ТА-СА… Учить петь ряд с помощью ударения.

Закрепить гласный звук и букву А. Познакомить с понятием глухие согласные звуки.

Учить читать имя папы по таблице, закреплять умение читать по таблице своё имя и мамы.

Методические приёмы: кубики, картинки, таблица, плакат.

Игры: «Классификация 2», «Моя семья», «Деревянный паровозик А», «Найди такой же кубик», «Построй домик для буквы», «Буквы идут в гости», «Составь слово ПАПА из кубиков».

Ход занятия

— Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем знакомиться с Азбукой.

Буквы все от А до Я —

Это дружная семья.

Чтобы лад был в той семье,

Их запомнить нужно все.

Посмотрите внимательно на алфавит и скажите, в какие цвета окрашены буквы? (красные, синие и зелёные)

Давайте назовём все красные буквы: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

Когда мы произносим их, нам что-нибудь мешает их произнести? Нет.

Мы произносим свободно, голосом, мы можем их петь и тянуть, эти буквы называются гласными звуками, и выделяют их красным цветом, чтобы легко было запомнить.

Игра «Деревянный поезд»

Строим поезд из деревянных кубиков.

Паровозик везёт большие деревянные кубики. Берём ударение.

Читаем по слогам. = КА-ПА-СА — ТА…

Какой поезд у нас получился? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Поезд был глухой и твёрдый, потому что большие кубики у нас звучали твёрдо. А теперь прочитаем наш поезд по таблице. Читаем по таблице: ПА-ФА-КА-ТА-СА…

Игра «Озвучь выбранный кубик»

Предложите ребёнку выбрать любой кубик и озвучить его.

Например, если ребёнок выбирает в поезде кубик КА, он вместе с воспитателем должен его озвучить КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, а затем найти на таблице этот кубик и с помощью указки его прочитать. Озвучить несколько кубиков с другими детьми.

Игра «Построй домик для буквы»

Послушайте сказку.

Жила-была на свете буква П, задумалась буква о том, что у всех есть домики, а у неё нет своего домика, и захотелось ей построить себе домик.

Нарисуем квадратик и поселим в него букву П, наша буква П стала жить в своём домике из квадрата, а чтобы домик не промок от дождя, построим крышу.

Обратить внимание детей, что буква П состоит из трёх палочек, нарисовали две палочки, а сверху нарисовали одну палочку, и у нас получилась буква П.

Внизу нарисуем ещё один квадрат, и у нас получится двухэтажный дом. На первом этаже поселилась буква А.

На что похожа буква П?(На перекладину, на ворота)

— Когда мы произносим звук П, что мешает нам произнести его? (Губы)

Значит звук П — согласный, твёрдый, его обозначают синим цветом.

Если при произношении звуков воздух во рту встречает препятствие, такие звуки называют согласными.

Решили буквы сходить друг к другу в гости. Пошла буква А в гости к букве П, что получилось? АП.

Рисуем А…П — АП, у нас получился слог.

А если буква П пойдёт в гости к А, что получится?

П…А — ПА, давайте два раза напишем слог ПА-ПА и прочитаем.

Какое слово у нас получилось? ПАПА.

Мы научились писать уже два слова, МАМА и ПАПА.

Напишите это слово три раза, подчеркните гласный звук А красным карандашом, а синим карандашом согласный звук П.

Игра «Найди такой же кубик»

Предложите детям найти в поезде кубик ПА, другому ребёнку найти такой же кубик и составить слово ПАПА из кубиков.

Читаем на плакате членов семьи: мама, папа, брат, сестра, баба, деда…

Игра «Пропой по таблице «Папа. МАМА»

Каждый ребёнок по очереди подходит к таблице и читает с помощью указки по таблице имя папы вместе с педагогом, имя мамы и своё имя.

Рефлексия

Сколько букв в алфавите? Какие буквы алфавита выделены в красный цвет? Что мы делали с кубиками? Какой паровозик мы построили?

С какой буквой мы строили паровозик?

С каким звуком мы сегодня познакомились, какой это звук, почему мы называем звук П согласным звуком? Какие слова мы читали на таблице?

Занятие 2.4

Моя бабушка

Цель. Обучать пению «песенок» о членах семьи. Учить различать глухие согласные от звонких с помощью составления в ряд деревянных и железных кубиков.

Закрепить гласный звук и букву А.

Учить произносить склады в составленных рядах: (БА-ВА-ГА…) и (ПА — ТА-КА-ХА…).

Учить составлять слоги из букв, добавляя букву, составлять слово из кубиков.

Методические приёмы: кубики, картинки, таблица, плакат.

Пение «песенок» по таблице членов семьи.

Игры «Общая классификация «Мои родные».

Игры: «Паровозик деревянный А», «Паровозик железный А».

Упражнение «Составь слог из букв», «Составь слово», сказка «В гости».

Чтение крупным шрифтом. «Вместе с бабушкой своей».

Ход занятия

— Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем знакомиться с алфавитом.

Давайте с вами вспомним и прочитаем весь алфавит.

Назовём все гласные буквы: (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я).

Найдём на таблице эти гласные буквы и прочитаем их по порядку: У, О, А, Ы, Э.

В каком кубике живут эти гласные буквы? (В «золотом» большом кубике)

Кто мне найдёт эти кубики? (Дети выбирают среди кубиков два «золотых» больших и озвучивают их — У, О, А, Ы, Э.

А теперь я предлагаю мальчикам построить железный паровозик из больших кубиков с буквой А, а девочкам — деревянный паровозик с буквой А.

Игра «Железный поезд»

Мальчики строят поезд из железных больших кубиков.

Паровозик везёт большие кубики. Ставим ударение.

Читаем по слогам. = МА-ЗА-ГА-ЛА-РА…

Какой поезд у нас получился? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Поезд был звонкий и твёрдый, потому что большие кубики у нас звучат твёрдо.

А теперь прочитаем наш поезд по таблице.

Читаем по таблице: БА-ВА-ГА-ДА-ЗА…

Переходим на деревянный паровозик, которые построили девочки.

Игра «Деревянный поезд»

Паровозик везёт большие деревянные кубики. Берём ударение.

Читаем по слогам. = КА-ПА-СА — ТА…

Какой поезд у нас получился? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Поезд был глухой и твёрдый, потому что большие кубики у нас звучали твёрдо.

Прочитаем наш поезд по таблице.

Читаем по таблице: ПА-ФА-КА-ТА-СА…

Игра «Озвучь выбранный кубик»

Предложите ребёнку выбрать любой кубик и озвучить его.

Например, если ребёнок выбирает в поезде кубик КА,

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия по развитию связной речи, обучению чтению и письму в детском саду предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я