Психическое здоровье вашего ребенка

Ольга Гладкевич, 2022

Эта книга – путеводитель по теме «Психическое здоровье ребенка» для родителей, учителей, воспитателей, врачей-педиатров, студентов педагогических вузов и всех, кто с детьми живет и работает. Книга отвечает на важные вопросы, например: «Все ли в порядке с психикой моего ребенка?»Автор рассказывает, что такое норма и патология, какие специалисты занимаются вопросами психического здоровья, в каких случаях к кому обращаться. Вы познакомитесь с ранними проявлениями психических расстройств (шизофрении, эпилепсии, аутизма, неврозов и неврозоподобных нарушений) и поймете, почему нельзя недооценивать СДВГ.Вы узнаете, какие психические проявления у детей должны насторожить, когда нужна помощь специалиста. И почему даже серьезный диагноз – это не повод опускать руки.Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.

Оглавление

Глава 2. «А у моего ребенка все благополучно с психикой?» — некоторые важные факты и размышления на эту тему

Я уже говорила вам, что эта книга — не академический учебник, а сборник с полезной информацией по теме психического здоровья детей, а также некоторые мои размышления и выводы на эту тему.

И начать я хочу с вопроса, который периодически возникает практически у каждой мамы: «А у моего ребенка все благополучно с психикой?»

Почему я решила начать с этого?

Потому что мамы и в социальных сетях, и на личных консультациях часто задают мне этот и еще очень много других вопросов о психическом здоровье детей.

Иногда «странности» и особенности — это просто знакомство с непонятным окружающим миром. Где для нас все так привычно и понятно, а для ребенка TERRA INCOGNITA — ЗЕМЛЯ НЕВЕДОМАЯ…

Как на картинке ниже: «Это что за зверь такой? Может, он вкусный?»

А иногда опасения мам бывают не напрасны, и существует проблема, с которой надо разбираться…

Вот только один пример такого вопроса.

Мария Б.:

«Ольга, помогите нам, пожалуйста. Сыну 3 года и 7 месяцев. Дочке 4 месяца. Примерно через 3 недели после родов у сына начался энурез как ночью, так и днем. С дневным более-менее справились, но если заиграется, штанишки бывают мокрые. А вот с ночным — беда, если вовремя ночью не разбудить и не сводить на горшок, то постель мокрая. И сын от этого не просыпается. Перед тем как укладываться спать, обязательно идем в туалет. Ночи сухие были уже лет с двух, терпел всю ночь. Энурез связываю с пополнением в семье (родился ребенок) и регулярным отсутствием дневного сна. Сейчас режим сна потихоньку устанавливается. Но все еще не всегда удается уложить спать днем двух детей. Что нам делать? И стоит ли до конца будить ребенка, когда ночью его на горшок сажаем? Буду очень вам благодарна за ответ».

Ответ на этот вопрос вы найдете в книге ниже и в Приложении 1.

Как специалист, сразу хочу сказать, что тревоги мам не напрасны. Нередко мелкие нарушения, на которые обычно не обращают внимания и отмахиваются от них в надежде, что ребенок «перерастет», на самом деле могут нести в себе потенциальные проблемы, которые станут заметны в школьном возрасте. И от которых уже не отмахнешься.

Так что с этими вопросами надо разобраться как можно раньше, чтобы устранить потенциальные «неполадки» на ранних этапах развития.

Без преувеличения могу сказать, что то, о чем я здесь буду рассказывать, должна знать каждая мама!

Почему я так в этом уверена? Сейчас поясню.

На каждом этапе развития ребенка есть свои особенности и важные моменты, которые часто недооцениваются. Но они имеют огромное значение в последующей жизни ребенка.

Давайте рассмотрим один из таких важных моментов — это сами роды.

Вы когда-нибудь задумывались, что такое для каждого ребенка акт рождения? От того, что через рождение проходят все, этот акт не становится менее значимым для всей последующей жизни каждого человека.

Дело в том, что рождение ребенка, даже если беременность и роды были благополучными, даже если ребенок не претерпевал вместе с мамой родовых мук, а был извлечен с помощью кесарева сечения, является для ребенка сильнейшим стрессом. И крик новорожденного — это не радостное извещение о прибытии в этот мир, а крик ужаса!

Для ребенка это рождение, а для плода, которым он только что был, — это смерть, поэтому стресс, испытываемый ребенком, колоссальный!

Если бы ребенок мог мыслить категориями взрослого человека, он в процессе родов не раз попрощался бы с жизнью…

Что уж говорить о статистике, согласно которой процент «нормальных» родов небольшой, и у многих мам беременность и роды протекают с отклонениями от нормы. То есть сами роды — это уже в какой-то степени психическая, а иногда и физическая травма для ребенка.

Еще важный момент. Хочу подчеркнуть вот что: даже если врачи в родах наблюдают отклонения (например, гипоксию плода или нарушения рефлексов) и помечают это в медицинских документах, очень часто, чтобы «не пугать» мам, они не акцентируют их внимание на этом в расчете на то, что эти заключения увидят педиатры в поликлинике.

Иногда при выписке из роддома маме советуют показать ребенка неврологу, но особого акцента на этом не ставят. (Я сейчас не клевещу на своих коллег, а привожу типичную ситуацию, которую мне описывают мамы во время консультаций.) А мамы, находясь в послеродовом стрессе, не в состоянии охватить своим вниманием все важные детали — слишком много всего наваливается.

Потом, на консультации у психотерапевта, куда обращаются с возникшими проблемами, мама припоминает, что «…да, что-то такое говорили, но я не думала, что это так важно и может иметь последствия…». Из-за стресса первых недель после родов вся эта информация уходит в небытие, и никаких мер не принимается.

Еще частая ситуация, когда мама говорит: «Мне назначали лечение, но я побоялась давать лекарства такой крохе, надеялась, что „пронесет“».

Вот и получается, что когда ребенок попадает на прием в шестилетнем возрасте с энурезом (или тиками, заиканием, СДВГ, дислексией и другими симптомами), то при тщательном изучении его карты «случайно» выясняется, что у ребенка стоял диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), или гипоксия, или ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А эти названия говорят, что у ребенка в родах были микронарушения в мозге, которые могут давать последствия. И таких случаев на приеме — каждый второй…

Но мама, не будучи медиком, не обратила на это внимания и не знала, что надо было бы провести ребенку профилактическое лечение, чтобы ММД или ПЭП не проявили себя через некоторое время. А если даже знала, то побоялась лечить, потому что недооценивала вероятность развития последствий.

Поэтому я призываю мам, их помощниц старшего поколения (бабушек, тетушек) и всех, кто наблюдает женщину и ребенка после родов (например, педиатров), быть внимательным к тому, что пишут в карте новорожденного, а в последующем, при появлении каких-то симптомов, внимательно понаблюдать за этим.

На основании моего опыта и многочисленных наблюдений у меня сложилось твердое убеждение: если во время беременности и в родах были какие-то отклонения и нарушения, не пренебрегайте рекомендациями невролога пройти профилактическое лечение, даже если при выписке ребенку поставили высокий балл по шкале Апгар (это система оценки состояния новорожденного).

Сразу хочу заострить внимание всех мам вот на чем. Если у вас появились какие-то сомнения, если проявился какой-то симптом, либо если беспокоящая ситуация или симптом повторяются — не ждите, когда жареный петух клюнет, поскорее разберитесь с этим!

Если такой вопрос возникал не один раз, то он вызывает беспокойство и рождает новые вопросы: «А как это проверить? А к какому специалисту обращаться?»

Этот вопрос задают мамы в чатах, этот вопрос задают на форумах мам. Кроме того, ко мне с подобными вопросами обращаются знакомые и близкие.

Ниже мы обязательно поговорим про то, в каких случаях к какому специалисту обращаться, и вы разберетесь в этом вопросе (см. Главу 3. «Какие науки изучают психику человека? Какие специалисты занимаются вопросами психического здоровья? В каких случаях к кому обращаться?»).

По поводу вопросов мам. В группе «Родители и педагоги» в ВК (более 1 млн 700 тыс. подписчиков) я вела раздел «Ответы детского психотерапевта». Ко мне обращались мамы с многочисленными вопросами по поводу симптомов у детей. В этих вопросах поднималось множество проблем у детей — от очень простых (маленький ребенок сосет палец) до очень серьезных (ребенок ночью в одно и то же время кричит, не узнает близких — это может быть признаком эпилепсии).

Мои ответы на вопросы мам вы можете посмотреть в Приложении 1 в конце книги.

Еще раз хочу подчеркнуть, что вопросы психического здоровья ребенка требуют к себе пристального внимания, потому что это очень важно!

Повторяю, то, о чем я рассказываю, должна знать каждая мама и каждый специалист, работающий с детьми.

Чтобы доказать, что я не преувеличиваю и насколько это серьезный вопрос, приведу некоторые достоверные статистические данные, взятые из серьезных научных источников (из работ сотрудников Московского НИИ психиатрии Минздрава России и статей из «Журнала неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова»).

Когда видишь эти цифры, сразу вспоминается предупреждение «нервных просят не смотреть». Потому что цифры впечатляют и вызывают тревогу.

Вот несколько цифр:

Число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1–3-х классах до 16% — в 9-х классах.

● Распространенность психосоматических расстройств в детском возрасте значительная — до 40–68% от числа обратившихся за помощью к врачам общего профиля.

● Прослеживается четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей и подростков. По данным НИИ психиатрии РФ, распространенность основных форм психических заболеваний в детском возрасте составляет 15%, а в подростковом — уже 20–25%.

Поэтому я и хочу обратить внимание родителей и специалистов на проблему психического здоровья детей.

И еще принципиально важный момент: даже родившись, ребенок остается тесно связанным с вами сознательными и бессознательными узами, вы — как два сообщающихся сосуда, поэтому ваше состояние очень сильно влияет на ребенка. Это не «сказки психотерапевтов», это реальность. Всегда помните об этом и заботьтесь о своем психическом благополучии (про это мы поговорим ниже — см. «Историю про тигрицу» в главе 13).

Родителям важно понимать, что ребенок надолго, часто навсегда сохраняет бессознательную связь с родителем (особенно с матерью), эта связь закладывает основу того, что психика ребенка будет стабильной даже в трудные периоды в последующей жизни человека. Это очень важная тема, я ее здесь не касаюсь, потому что она очень хорошо описана в книге Л. Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка». Настоятельно рекомендую каждому родителю прочитать эту книгу.

ВЫВОДЫ

1. Относитесь очень серьезно и внимательно к начальным этапам развития ребенка (к беременности и родам надо готовиться). Если при родах и на начальных этапах развития были какие-либо проблемы — обязательно проконсультируйтесь у опытного специалиста, проведите лечение (а если надо — и несколько курсов), не пренебрегайте рекомендациями. Это избавит вас от проблем в будущем.

2. Контролируйте любые изменения в состоянии ребенка, контролируйте уровень стресса у ребенка в любом возрасте и делайте все, чтобы его уменьшить. Помните, что стресс у ребенка проявляется по-другому, не так, как у взрослых — не только через эмоции, но чаще через телесные симптомы и нарушения в поведении. Это очень важная тема, и ниже мы поговорим об этом подробнее.

3. Если появляются какие-то признаки неблагополучия, быстро принимайте меры! Если не можете самостоятельно решить эту проблему — обращайтесь к специалистам. Важно понимать: своевременное обращение к специалистам и своевременное лечение или коррекция помогут избежать серьезных проблем в будущем!

4. Один из базовых принципов родительства: делайте все, что в ваших силах, чтобы самим быть психологически благополучными и создать максимально благоприятную атмосферу для жизни и развития своих детей.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я