Полёт на Марс. Научный эксперимент

Ольга Георгиевна Дёмина

Старшеклассники принимают участие в научном эксперименте – полёте на Марс. Члены экипажа закрыты в «марсианском модуле», прозванном журналистами стальной бочкой. Испытатели участвуют в миссии «Земля-Марс». В ходе эксперимента происходят непредвиденные обстоятельства, жизни участников угрожает опасность. Только своевременное решение проблемы спасет всех членов экипажа и даст возможность завершить эксперимент. Нервы у всех на пределе, все напряжены и устали. Но новые Диогены не сдаются.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полёт на Марс. Научный эксперимент предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Экспериментальный комплекс

В конце ноября закончился подготовительный этап подготовки к научному эксперименту. Дата начала эксперимента руководителями проекта держалась втайне. Еще до конца не было известно, кто войдет в экипаж земного звездолета. Все добровольцы, пожелавшие участвовать в будущем эксперименте, прошли жесткий отбор, медицинскую комиссию, психологические тесты, а также физическую подготовку в специальном научном центре, где за ними следили опытные специалисты и инструкторы. Велись тщательные наблюдения, все параметры физического и психического состояния здоровья добровольцев, измерения датчиков и приборов записывались специалистами в толстые журналы, фиксировались в специальных компьютерных программах. Даже на предварительном этапе — отборе будущих участников эксперимента — велись тщательные научные исследования. Это был бесценный опыт.

Результаты этой работы потом могут быть применены в космической и медицинской отрасли. Испытания были довольно сложные. И не все добровольцы прошли медицинский контроль. Не обошлось без курьезов. Новость о том, что проводится набор добровольцев для участия в космическом эксперименте, тут же облетела всю школу. На участие в эксперименте подавали заявку не только старшеклассники, как было заявлено в условиях конкурса, но и учащиеся средних классов, были даже заявки от учеников младшей школы.

Дети решили поучаствовать в научном эксперименте из простого интереса, даже не представляя себе всю ответственность этого научного проекта.

Учителя Королёвской средней школы №18, видя, какой ажиотаж царил среди школьников, решили провести среди учеников 8—11 классов школьную олимпиаду. Тема олимпиады: «Освоение космоса». Вторым вопросом олимпиады было: «Как спасти планету от экологической катастрофы». Надо сказать, тема очень важная в наше время…

Все добровольцы, кто не прошел отбор на подготовительном этапе, были отсеяны. Были и такие, кто скрыл от медицинской комиссии свои хронические заболевания. Были и те, кто просто не выдержали нагрузок на стадии подготовительного этапа и навсегда ушли из проекта. Надо сказать, что отправляться покорять новые планеты без подготовки — дело рисковое и даже опасное. Потому без подготовки здесь не обойтись. И хотя руководители проекта знали, что среди отсеянных добровольцев были недовольные, среди них случались даже истерики и слезы, случались даже жалобы, особенно среди женской аудитории, они были непреклонны. Правила для всех были одни и те же.

Эксперимент по имитации полета человека в дальний космос был дорогостоящим. Для этого был построен специальный научно-экспериментальный комплекс довольно большого размера площадью 200 квадратных метров. Комплекс состоял из нескольких модулей, здесь располагались жилые отсеки, лаборатория; а также был модуль для хранения продовольственных запасов, размещения экспериментальной оранжереи, одноразовой посуды, одежды, в этом модуле также располагались ванная комната и спортзал; модуль для проведения медицинских и психологических экспериментов; модуль «Имитатор марсианской поверхности» (посадочный модуль). Имитатор марсианской поверхности, представляющий из себя негерметичный отсек, планировалось использовать для пребывания экипажа в скафандрах, изолирующих от внешней среды.

Главный жилой модуль состоял: из 6 индивидуальных кают; кают-компании для отдыха и общих сборов; кухни; санузла; главного пульта управления; трех переходных шлюзов с люками в другие модули; системы обеспечения жизнедеятельности.

Космонавты имели большую площадь для проживания и свободу действий. Они могли заниматься спортом на тренажерах, читать книги, играть в компьютерные и настольные игры. Связь с «Землей» осуществлялась с задержкой в 20—40 минут, как и положено в космическом пространстве, по мере удаления космического аппарата от Земли.

Во всем комплексе были тщательно продуманы все системы жизнеобеспечения для людей, пребывающих на борту земного звездолета на протяжении всего эксперимента. Условия были приближены к космическому кораблю, не было только состояния невесомости.

Техническая часть научно-экспериментального комплекса состояла из четырех независимых систем жизнеобеспечения (СЖО), которые включали в себя основные и вспомогательные системы, обеспечивающие длительное пребывание людей в закрытом гермообъекте в автономном режиме. Наличие в каждом модуле своей СЖО обеспечивало автономность каждого модуля. К основным системам СЖО относятся: система кондиционирования воздуха; система очистки атмосферы; система водоснабжения и канализации; система видеонаблюдения; система электроснабжения и освещения экспериментального комплекса; система информационного обеспечения и связи; система управления; информационная система; система газоснабжения и поддержания атмосферы.

К вспомогательным системам СЖО относятся: компьютерная система сбора и отражения параметров среды обитания; система терморегулирования; система удаления конденсата атмосферной влаги.

В подготовке проекта было задействовано очень много специалистов. Медикам, биологам, инженерам и другим специалистам предстояло выяснить, как ведет себя человек в условиях замкнутой системы, каково его самочувствие, какая атмосфера будет царить в команде, как будет вести себя медицинская аппаратура, другое научное оборудование.

Такие эксперименты учеными в разных странах начали проводиться в 60-е годы прошлого столетия. Они-то и стали будущими предвестниками полета человека в космос. Без подготовки на Земле успешный полет в космос невозможен, это скажет любой специалист. Первый герметический комплекс был не очень комфортным. Площадь жилого отсека была не больше 20 квадратных метров. Площадь оранжереи была 25 квадратных метров.

В жилом отсеке могло поместиться не больше трех испытателей. Было очень тесно. У одной стены отсека был оборудован небольшой откидной столик. У другой стены были крошечные мини-каюты, где были оборудованы спальные места. Здесь не было где развернуться, и все же в отсеке был оборудован небольшой спортзал, где каждый день проводили занятия участники эксперимента. В оранжерее они работали, ухаживая за растениями, наблюдая, как растения ведут себя в замкнутой среде, могут ли они обойтись без грунта. (Растения выращивались в специальном субстрате). А в проходе между стеллажами, уставленными ящиками с салатом, капустой и прочей зеленью, можно было осуществить небольшую прогулку, прохаживаясь взад и вперед.

Замкнутые в гермоэбъекте, они были лишены возможности совершать ежедневные прогулки, так необходимые человеку для ведения нормального здорового образа жизни. Занятия спортом и прогулки по оранжерее компенсировали недостаток движений. Ученые давно доказали, что малоподвижный образ жизни плохо влияет на организм человека. Потому космонавты, пребывая на космической станции, обязательно занимаются спортом на тренажерах. Один из любимых всеми тренажеров — велотренажер.

Первый эксперимент проводился в 1967 году в Советском Союзе. Эксперимент длился целый год. Трое добровольцев участвовали в наземном эксперименте по подготовке будущих космонавтов к полетам в космос. На протяжении всего научного эксперимента по имитации жизни людей в космосе проводились исследования, все результаты записывались в специальные журналы. Участникам проекта предстояло прожить в тесном и неудобном, лишенном комфорта, герметическом отсеке 12 месяцев. Связь с внешним миром была минимальна. Каждый день в одно и тоже время они выходили на связь с командным пунктом, где находились руководители проекта. Связь длилась всего несколько минут. Потом монитор выключался. В отсеке телевизора и радио не было. Внешние шумы не проникали вовнутрь через глухие толстые стены.

Постоянная тишина порой давила. Хотелось отвлечься, послушать музыку или включить радио. Но радио не было. Особенно тяжело было в ночное время. По ночам мучила духота, было трудно дышать, часто снились кошмары. Напряжение в небольшом коллективе нарастало с каждым днем. Постоянное пребывание испытателей в замкнутом пространстве накладывало свой отпечаток на всех членов команды. Случались даже ссоры и обиды, хотя все участники проекта до начала эксперимента были дружны и хорошо ладили между собой. К концу эксперимента им порой даже не хотелось разговаривать друг с другом. Испытателям хотелось, чтобы эксперимент поскорей закончился, хотелось вернуться домой, увидеться с близкими и родными людьми, хотелось пройтись по улице, глотнуть свежего воздуха.

Надо сказать, что испытатели с честью справились с поставленными задачами, невзирая на все трудности, на протяжении года пребывая в закрытом практически изолированном от внешнего мира герметическом объекте. Все достижения этого уникального эксперимента и опыт испытателей лег в основу дальнейших экспериментов подобного рода.

***

После отборочных испытаний и подготовки на специальных тренажерах, из числа заявленных добровольцев было отобрано 6 членов экипажа, которым предстояло участвовать в научном эксперименте по имитации пилотируемого полета на Марс. Марсианский модуль, прозванный журналистами марсолетом, должен был стать для них домом на два месяца. Жить им пришлось в изоляции от внешнего мира. Связь поддерживалась только с Центром управления полётами. Сокращенно — ЦУП. Сейчас некоторые ребята могут задать вопрос: А зачем участники эксперимента решили «закрыться» в стальном модуле? Спрятались как Диоген в стальной «бочке». Зачем члены экипажа подвергли себя такому дискомфорту, вызвавшись добровольно участвовать в эксперименте «Земля — Марс»?

Как уже отмечалось ранее, добровольцев было предостаточно. Но из них первоначально был сформирован отряд будущих космонавтов в количестве 26 человек. И только потом руководителями проекта были отобраны 6 членов экипажа. Экипаж состоял из трех парней и трех девушек. В команду вошли знакомые уже нам — Максим Южин, Юрий Черных, Никита Добров, Марина Журавлева, Светлана Ильина и Катя Сергеева. Командиром экипажа был выбран Никита Добров. Парень очень ответственный и положительный. Хороший ученик, добросовестно относящийся к учебе и ответственным заданиям.

Новость о том, что Никита будет участником сложного научного эксперимента, мама Никиты Зинаида Ивановна восприняла с опаской. Ей было боязно отпускать сына на опасное задание, как думала она. Но и отговаривать сына от участия в проекте не стала. Она понимала, что сын уже взрослый, что ему нужно реализовываться в жизни. Никита помогал матери, был помощником в доме, мыл посуду, бегал в магазин за продуктами, умел сам починить перегоревший утюг или тостер, а также помогал в воспитании шестилетнего брата Андрея. Часто после уроков он забирал брата из детского сада.

Мать Зинаида Ивановна работала воспитательницей в детском саду. Работая во вторую семью, она не могла во время забрать младшего сына из детсада. Смена заканчивалась в семь часов вечера. Отца Петра Федоровича подолгу не было дома. Он был инженером-строителем, часто бывал в командировках. И вот сейчас он был на Урале с рабочей командировкой. В одном уральском городе возводился корпус нового металлургического завода. Но когда Петр Федорович приезжал домой, устраивался праздник. Вся семья собиралась за праздничным столом, укрытым белой скатертью и красивым столовым сервизом из немецкого фарфора. Готовились праздничные блюда — салат оливье (обязательно), селедка под шубой, жареная рыба, жаркое, делались бутерброды с сыром, иногда даже с красной икрой. За столом было шумно и весело, все старались обменяться мнениями и впечатлениями друг с другом. Отец рассказывал, как прошла командировка, мама делилась тем, как они тут жили без отца, как вели себя дети, какие проблемы возникли у семьи в отсутствие мужа. В прошлый приезд отца из командировки за семейным столом бурно обсуждался вопрос о приобретении новой стиральной машины, потому что старая уже плохо работала и все время выходила из строя.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полёт на Марс. Научный эксперимент предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я