Путь к себе: жизнь в радости

Ольга Варела

Как найти себя, свое предназначение и следовать собственному Пути? В первую очередь книга предназначена для читателей ищущих, кто находится в поиске себя, и для кого важны вопросы обретения своего Пути и самореализации, а также для всех тех, кому интересна тема саморазвития. В доступной форме рассказывается, как раскрыть собственную уникальность, перепрограммировать подсознание, реализовать возможности, построив жизнь своей мечты.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь к себе: жизнь в радости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Целостное представление о человеке

К концу двадцатого столетия на основе гуманистической психологии оформилась так называемая четвертая волна знаний о структуре и функционировании личности — трансперсональная психология (Р. Ассаджиоли, С. Гроф, Т. Йоманс, А. Маслоу), рассматривающая человека в его телесно-духовной целостности, что позволило лучше понять всю глубину природы человека [1; 9; 21; 22; 43], осознать, кто мы есть, с целью наиболее эффективной самореализации.

Постижение себя начинается с вопроса «Кто Я?». Ответы могут быть самыми разными. Каждый человек многогранен, но нередко определяет всего себя или другого, указывая на какое-то одно качество. Зачастую, находясь в каком-либо эмоциональном состоянии, он отождествляет себя с этим качеством: грустный, подавленный, веселый и т. п. Но не следует себя идентифицировать только с эмоциями. Чувства могут меняться, но ваше Я неизменно. Испытывая гнев, вы можете наблюдать за своим состоянием, осознавая, что оно вскоре поменяется, а впоследствии — и научиться управлять им. Или бывает, что мысли полностью поглощают сознание человека, и он идентифицирует себя с ними. Но опять же, мысли, как поток реки, быстротечны, и всегда есть тот, кто фиксирует их. Некоторые считают, что Я — это физическое тело. Такое понимание особенно характерно для представителей профессий, связанных с модельным бизнесом, спортсменов. Тем не менее именно из центра нашего сознания — Я — мы можем отслеживать и свои мысли, и собственные эмоции, ощущать тело, проживать каждую из эмоций, но затем возвращаться в чистое сознание себя, можем отслеживать и контролировать поток мыслей — останавливать их, переводить внимание на тело. И это всё благодаря сознанию, нашему Я. Именно оно является связующим центром, при помощи которого мы способны направлять свое внимание и осознавать себя. Существуют упражнения по разотождествлению своего Я от эмоций, мыслей, физического тела: «Я имею тело, но я не есть только мое тело. Я ощущаю эмоции, но Я не есть эта эмоция, я могу ощущать различные состояния. Я имею способность мыслить, но я не отождествляю себя с конкретной мыслью». Суть этих упражнений в том, что они позволяют осознать себя как хозяина — того, кто управляет своими мыслями, эмоциями, телом.

Не только в этом мы можем ощущать свое присутствие. Существует такое понятие, как «субличности». Это как проигрывание неких ролей в жизни, когда человек полностью себя отождествляет с какой-то ролью или позицией. По словам португальского поэта Ф. Пессоа: «В каждом углу моей души — алтарь со своим богом» [1]. Или, как писал У. Шекспир: «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры»:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,

Ревущий громко на руках у мамки…

Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник,

Вздыхающий, как печь, с балладой грустной

В честь брови милой. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна,

Обросший бородой, как леопард,

Ревнивый к чести, забияка в ссоре,

Готовый славу бренную искать

Хоть в пушечном жерле. Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан,

Со строгим взором, стриженой бородкой,

Шаблонных правил и сентенций кладезь, —

Так он играет роль. Шестой же возраст —

Уж это будет тощий Панталоне,

В очках, в туфлях, у пояса — кошель,

В штанах, что с юности берег, широких

Для ног иссохших; мужественный голос

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит, как флейта… А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы —

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего [40].

Роли сменяются не только в определенные жизненные периоды. В одно и то же время человек имеет несколько ролей, порой прямо противоположных. Так, например: «Я — мужчина», «Я — футболист», «Я — архитектор», «Я — цветовод», «Я — отец», «Я — сын и т. д. (рис. 2.1). Каждая из них — это частичка, одно из проявлений его личности. И когда человек с точкой сборки (своим Я, сознанием) окунается в одну из них и ощущает себя полностью в ней, он видит окружающий мир, и в том числе себя, с точки зрения этой субличности. Другими словами, в зависимости от того, где будет присутствовать его Я, человек и будет себя так воспринимать. Если он находится в социальной роли «Архитектор», его восприятие всего в настоящий момент будет касаться в первую очередь того, насколько это важно для работы, для самореализации в данной сфере. И потребности будут направлены на удовлетворение профессиональных запросов. Если сместить свое Я, точку сборки в роль «Мужчина», то автоматически меняются и все акценты. Уже более важными становятся отношения с женским полом, проявление своих мужских качеств. В моменты нахождения Я в субличности «Футболист» мужчина будет воспринимать жизнь с позиции достижений в спорте, а порой и задумываться о спортивной карьере. При перемещении в роль «Начальник» проявится желание управлять окружающими.

Рис. 2.1. Субличности

В процессе «неистового поиска себя» человек делает открытия, испытывает озарения: «Кто он, что ему нужно в жизни?», попеременно окунаясь то в одну, то в другую свои составляющие. Как показывает практика, многие люди отмечают, что они, сместившись точкой сборки в одну субличность, проживают реально понимание себя как некое откровение: что им действительно нужно, и кем хотят быть. Происходит осознание своего предназначения.

Но через какое-то время наступает понимание, что это открытие не совсем то, а лишь частный случай. Я смещается в другую субличность, и снова невообразимо реально проживается осознание себя, но ответы приходят уже совершенно другие. И так по всем своим значимым элементам. Происходит разброс, который усиливает внутриличностные конфликты и затрудняет понимание своей истинной природы. Для достижения внутренней гармонии и целостного осознания себя важно найти, определить в себе эти субличности и, сместив точку сборки в центр личности, уже оттуда наблюдать за всеми ними, признать важность реализации каждой субличности, но не в гипертрофированном варианте, а найдя некий компромисс между ними (В седьмой главе будут подробнее рассмотрены техники интеграции личности для достижения целостности).

Порой поиск себя затягивается на долгие годы, если не раскрыть в себе эти субличности и не увидеть каждую. В таком случае человек приходит к тому, что ощущает потребность реализовать себя, к пониманию того, что всё это время был ориентирован на то, что должен, что от него требовали и ожидали родители, социум, старался быть хорошим сыном (дочерью), учился тому, к чему душа не лежала. Он чувствует, что некая его часть была долгие годы подавлена, и настал момент, когда уже больше невозможно сдерживать то, что просится наружу и требует своего выражения. Такого рода метания в разные стороны, проживание всецело в каждой из своих субличностей позволяют переместиться в центр Я, составив ясное понимание потребностей каждой из них и осознать себя целостно, комплексно и многогранно.

Всё это мы рассматривали в так называемой горизонтальной плоскости строения личности. Чтобы понять, что собой представляет человек в целостности, обратимся к модели Р. Ассаджиоли (рис. 2.2), который выделяет не только сознательное Я как ядро нашей личности, но также и сверхсознательное Высшее Я [1]. В этом контексте личность понимается более широко за счет включения духовной составляющей.

Рис. 2.2. Строение личности (по Р. Ассаджиоли [1])

Сознательная часть — это то, что мы осознаем в себе, наше Я как ядро личности, направление внимания, мысли, информация — подобно вершине айсберга, где огромная оставшаяся часть, скрытая под водой, бессознательное.

Бессознательное — то, что вытеснено из нашего сознания, страхи, комплексы, социальные программы, сформированные с детства установки, которые самым непосредственным образом управляют поведением человека вне его осознания.

И Высшее Я — то, что находится за пределами нашей личности и в разных философских направлениях трактуется как некая духовная составляющая, «организующий принцип», дух, который не прекращает своего существования после смерти тела, аккумулируя опыт. Это уже уровень вертикальный, духовный, позволяющий человеку выйти за пределы своего Я и установить контакт с Высшим Я.

Именно Высшее Я, являясь организующим началом, стремится проявить себя, выразить через личность посредством со-творчества. И одна из важнейших задач человека — ощутить себя на глубинном уровне, быть открытым собственной сути, наладить связь с Высшим Я и реализовать себя в этом мире посредством развертывания способностей и высших человеческих качеств — самоактуализироваться. «Как?» — спросите вы. Просто научиться слушать себя, свою душу, не игнорировать, не подавлять желания и мечты, а относиться с любовью, уважением к себе, развивая интуицию. Только в совместном творчестве со своей духовной сущностью вы сможете полноценно реализовать себя, ощущая радость бытия, и быть наполненным энергией счастья. Как из желудя вырастает лишь дуб, а не какое-то другое дерево, так и каждый человек индивидуален и имеет присущую только ему миссию. Это касается и работы, и личностных проявлений, и жизни в целом.

Цели развития личности в психосинтезе — гармонизация и интеграция всех качеств и функций человека в единое действующее целое. Личностное развитие представляет собой объединение противоречивых, несогласованных, недоразвитых, сознательных и бессознательных стремлений человека, внутреннюю интеграцию. Духовное развитие — приближение человека к своему Высшему Я, самопостижение, переживание и осознание своей Самости как синтезирующего духовного центра. Развитие личности — всегда поэтапный процесс: сначала личностное развитие, интеграции вокруг центра Я, а затем на этой основе духовное развитие, когда «… осознание личностного „Я“ сливается с осознанием духовной самости» [1]. Стремление к внутренней интеграции относят к числу основных мотиваций человеческой личности. «Духовное развитие человека, — как отмечал Р. Ассаджиоли, — предполагает переживание и осознание своей духовной сущности, своего Высшего „Я“ как синтезирующего духовного центра… Осознание духовной самости должно стать не уходом из мира, а развитием способности служить миру» [1].

Поэтому для постижения себя и достижения внутренней гармонии так важно увидеть в себе все разрозненные элементы, и особенно те, которые вызывают конфликты между собой. Вы можете проживать самые разнообразные полярные эмоции, окунаться в поток мыслей, идентифицировать себя с телом, играть различные социальные роли, но при этом всегда помнить, что есть некий центр вашего Я, наблюдающий за всем этим, направляемый высшей духовной составляющей — вашим Высшим Я.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь к себе: жизнь в радости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я