Не важно, сколько раз ты упала – важно, сколько раз поднялась!История молодой учительницы, которая своей любовью к детям изменила их жизнь к лучшему, а также жизнь целого села.И пусть это сказка, утопия, но она вдохновляет, помогает подняться и идти дальше. Если каждый человек будет нести частичку своей доброты в этот мир, то сказка может стать былью!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эксперимент. Педагогическая утопия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 5. Жемчужина
Катя вернулась домой, испытывая восторг от всего, что произошло сегодня в школе. Перестановка в классе, и то, что было потом, все еще прокручивалось перед глазами девочки. Екатерина Владимировна предложила ученикам самим приготовить для себя обед. Что тут началось! Дети по очереди дежурили у плиты, резали продукты, предлагали свои варианты меню.
Решено было приготовить на первый раз простой суп-пюре с грибами, макароны с овощами и сладкий манник. Половину продуктов принесла с собой учительница, а что-то быстренько из дома принесли дети. Таня Смирнова принесла банку молока и сливочное масла, Наташа Костенкова выпросила у мамы три яйца, а Никита вспомнил, что у них есть целый мешок сушеных грибов.
Готовить в классе было весело: в кастрюльках булькала еда, ароматы супа и овощей заполнили класс, дети в возбуждении спорили, у кого лучше получается чистить картошку, а кто мельче режет овощи на кусочки.
Марина Владимировна включила приятную музыку. Она нашла на складе у завхоза древний проигрыватель и грампластинки. Из стопки потрепанных пластинок она достала сборник классической музыки. Прекрасные звуки скрипки и фортепиано заполнили класс. Разомлевшие дети уселись на ковер и слушали, возможно, впервые такую необычную для них музыку.
После обеда, который показался детям самым вкусным на свете, учительница позвала всех на прогулку. Рома, тихий полный мальчик, предложил сходить на речку.
— Мне очень нравится туда ходить, особенно если там народу нет. Там сейчас красиво, и утки плавают, — скромно пояснил он.
До речки идти было недалеко, она протекала в пяти минутах ходьбы от школы. Дети с учительницей пришли на безлюдный деревенский пляж, принесли несколько ивовых коряг, чтобы было на чем сидеть. Островки еще совсем зеленой гусиной лапчатки показались прекрасным мягким пледом. Дети захотели устроить еще один пикник, теперь уже на природе. Достали бутерброды, кусочки манника и бутылку морса.
— Эх, сейчас бы костерок! — мечтательно произнес Рома.
— Мы летом на купалке всегда костер разводим и греемся после речки. Да вот только сейчас спичек ни у кого нет! У вас случайно, Марина Владимировна, спичек нет с собой?
Все рассмеялись. Как-то не могли дети представить, чтобы у их учительницы были спички. Обычно спички носят те, кто курит.
— Нет, Рома, спичек нет! Но у меня есть кое-что поинтересней, и костер мы с вами разведем!
С этими словами девушка достала из сумочки старую лупу. Ручка у инструмента была резная и внушала трепет в детских сердцах. Наверное, с такой лупой раскрывал преступления сам Шерлок Холмс.
— Я знаю, что надо делать! — подскочил к учительнице Артем Дернов. Он был выше всех в классе, самый задиристый и бойкий.
Девушка с улыбкой протянула драгоценный инструмент Артёму. Кто-то попытался её остановить, боясь, что мальчик сломает дорогую штуку, но учительница с таким доверием посмотрела на Артема, что он взял старинную лупу, не дыша.
— Надо сначала дровишек собрать, чтобы было из чего костер сложить. И мелких веточек для растопки. И самое главное — нужно что-то лёгкое, что хорошо горит. Сухие листья и мох подойдут.
Как по команде, дети разбежались по пляжу в поисках дров для костра. Вскоре набралась такая куча, что хватило бы обогреваться несколько дней.
Артем деловито укладывал мелкие веточки и листья в кучку. Потом взял лупу, посмотрел на небо, как будто искал солнце — хотя на небе целый день не было ни облачка. Его приготовления вызвали среди детей смешки. Мальчик глянул исподлобья, и все замолчали, только с еще большим интересом стали смотреть, что же будет дальше.
Направив солнечный луч сквозь выпуклое стекло на кучку хвороста, мальчик замер в напряженной позе. Через несколько секунд над веточками заклубился тонкой струйкой дымок, вздох облегчения пролетел среди детей. Артем потихоньку подсовывал под тлеющие листья тонкие веточки, и через минуту костер горел в полную силу. Радости детей не было предела! Они кружочком уселись вокруг костра, поджаривая кусочки хлеба, нацепленные на ветки.
Еще раз перекусив, дети разошлись по пляжу. Кто-то нашел выброшенную на берег двустворчатую устрицу, и принес к костру.
— А давайте мы её поджарим! — предложил Артем. Он был вечно голодный, потому что рос в многодетной семье. Летом он часто готовил на костре такие ракушки. — На вкус, правда, не очень, воняет болтом. Но есть можно. — И заржал, как молодой конь.
Марина повертела в руках ракушку и сказала.
— Нет, Артем! Жарить живую ракушку мне не хочется. Ей ведь больно будет! Давай лучше мы её обратно в реку отпустим. Пусть живет. А через много лет, может, ты найдешь её снова, и она подарит тебе волшебную жемчужину!
Дети замерли, услышав про жемчужину. Они помнили, что в таинственной шкатулке учительницы среди других чудесных вещичек лежала красивая белоснежная жемчужина. Ученики обступили учительницу и стали просить, чтобы она рассказала им про эту жемчужину.
Учительница, прежде чем приступить к своему рассказу, отнесла ракушку к реке и аккуратно опустила её в ивовые заросли. По её кивку дети уселись на траве и стали слушать.
— Однажды мы с бабушкой гуляли по берегу реки, такой же, как эта. Я запускала блинчики по воде — мне это ужасно нравилось. Я только недавно научилась кидать камушки так, чтобы они отскакивали по четыре раза. Вдруг мне под руку попалась гладкая ракушка. Я хотела её запустить в воду, как и камушки, но бабушка меня остановила. Она сказала, что такие ракушки не живут на большой глубине, и если я её кину на середину реки, она погибнет. Тогда я понесла ракушку к зарослям ивы. И вдруг увидела, что створки раковины приоткрылись, и внутри что-то блестит. Я замерла, держа в ладонях это чудо, и через какое-то время ракушка полностью открылась. В ней был моллюск, нежный и розовый. А между его складок лежала жемчужина. Бабушка увидела это и сказала, что ракушка меня благодарит за спасение. Я взяла жемчужинку, и ракушка сразу захлопнулась. Тогда я аккуратно опустила её в воду на мелководье.
Потом бабушка мне сказала, что эта жемчужина будет мне всегда напоминанием, в чем самое главное предназначение человека.
— И в чем же? — стали нетерпеливо спрашивать дети.
— Все очень просто! Предназначение любого человека — делать мир прекрасней! Исправлять несправедливость, помогать тем, кто в беде, прибирать там, где намусорено, чинить неисправное. Быть самому как эта жемчужина — красивым и совершенным. Не верьте тому, кто говорит, что люди плохие. Нет плохих людей — есть только несчастные. А счастливый человек, он всегда хороший и добрый!
Дети молчали. В их глазах светился восторг. Они все хорошие! Они могут делать этот мир лучше — сейчас им казалось, что это так просто!
Вот именно с таким настроением вернулась Катя домой. Пока она шла из школы, то улыбалась каждому, кого видела, то играла с каждой собачкой, какую только встречала на пути. Она видела, что все вокруг действительно хорошие, когда счастливые. А много для счастья не надо — улыбка и приветливое слово.
Даже холодный неубранный дом не охладил радостный пыл девочки. Она решила во что бы то ни стало сделать свой мир лучше! Пусть ей всего десять лет, но она уже много чего может!
Мамы дома не было — она до вечера на смене в пекарне. Так даже лучше — Катя хотела сама всё сделать, испытать себя. Она раскрыла окна, впустив теплый ветерок и лучи солнца в дом, и принялась за уборку. Всю одежду, которую нашла в доме, она сложила в центре большой комнаты и стала разбирать. В одну сторону она складывала чистую одежду, в другую — грязную, а в третью кучку она сложила то, что больше никто носить не будет. Это были совсем изношенные кофты, маленькая юбка, дырявые колготки и носки. Эту кучу девочка выбросила в большой мешок для мусора.
Разобравшись с одеждой, Катя увидела, что уже стало посвободней в доме. По всему дому она собрала смятые бумажки, фантики от конфет и другой мусор. Убрала на места книг и журналы, которые валялись по всему дому. Освободила стол от карандашей и альбомов, унесла грязную посуду на кухню. Осталось только пропылесосить и протереть пыль с полок. Когда все было сделано, девочка ахнула от восторга, так стало в доме чисто и свежо!
Катя понимала, что это еще не всё, — её ждала уборка на кухне. Девочке захотелось чем-то порадовать маму, и она задумала еще и еду приготовить. По уже знакомому рецепту Катя стала готовить суп-пюре и манник. Она нашла все необходимые продукты и начала кухарничать. Ей вдруг представилось, что она принцесса из фильма «Зачарованная», и Катя замурлыкала любимую песенку из этого фильма. Казалось, что все дела делаются сами собой, как в любимом фильме! Пирог печется, суп варится, и посуда летает отмытая по кухне. Девочка так увлеклась своими волшебными делами, что не заметила, как в дверях кухни появилась мать.
Света смотрела на свою дочь, как будто раньше её не замечала. Маленькая, худенькая, руки, как спички, а столько в этом тельце жизни и энергии. Света любовалась дочкой, как та умело отмывала посуду и напевала себе под нос песенку. От женщины не ускользнул аромат готовящейся еды и необычная чистота в доме. И в этот момент Светлана заплакала. Ей стало так стыдно перед своей маленькой девочкой, что ей приходится самой наводить в доме уют и готовить еду. Ей стало горько, что столько лет она не дарила дочери тепла и ласки. Как будто пелена спала с глаз, и только сейчас она поняла, как виновата.
Катя увидела мать и испугалась.
— Мама, мамочка, тебе плохо? Тебе больно? Почему ты плачешь?
Обняла своими ручонками мать и сама заплакала. Так они сидели на полу кухни в обнимку и плакали, но это были слезы, какие бывают при встрече любящих людей после долгой разлуки.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эксперимент. Педагогическая утопия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других