Эксперимент. Педагогическая утопия

Ольга Блохина

Не важно, сколько раз ты упала – важно, сколько раз поднялась!История молодой учительницы, которая своей любовью к детям изменила их жизнь к лучшему, а также жизнь целого села.И пусть это сказка, утопия, но она вдохновляет, помогает подняться и идти дальше. Если каждый человек будет нести частичку своей доброты в этот мир, то сказка может стать былью!

Оглавление

Глава 4.Просто жить!

На следующий день четвертый класс в полном составе стоял у дверей школы еще до её открытия. Ребята сбились в кучку на школьном крыльце и радостными возгласами встретили директора, который по старой привычке пришел на работу раньше всех.

Вчерашняя встреча молодой учительницей засела в голове у Олега Андреевича, и он нисколько не удивился, увидев детей, пришедших раньше его. А чему удивляться, если новая учительница в каждом ребенке видит чудо! К этим детям никто так никогда не относился.

Не успел Олег Андреевич открыть двери школы, как у калитки появилась сама Марина Владимировна. Дети с воплями радости полетели к ней. Девушка улыбалась каждому ребенку и гладила их по вихрастым головкам. Олег Андреевич с восхищением смотрел на эту необычную картину. Солнце, выглянувшее над кронами клёнов, на мгновение осветило голову девушки, и директору показалось, что это сияет нимб.

Встряхнув головой, отгоняя наваждение, мужчина сам подошел к Марине, чтобы поздороваться. Девушка удивила его снова, протянув руку для рукопожатия. Её ладошка была горячая и на удивление сильная. Порыв, энергия, доверие — это было так необычно!

— Доброе утро, Олег Андреевич! Я так рада, что утром сразу вас встретила. У меня к вам есть несколько просьб.

— Всё что угодно, Марина Владимировна! — не раздумывая, произнес директор.

Девушка на секунду отвлеклась, сказав детям, чтобы те ждали её в классе, а когда ребята убежали, продолжила.

— Возможно, мои просьбы покажутся вам необычными, но мне необходимо переоборудовать нашу классную комнату. Полностью! Она не должна напоминать о классической школе, уроках и обо всем том, что дети так не любят в школе. Нам нужно убрать почти все парты и казенные стулья, доску тоже можно убрать. Еще я прошу, чтобы нам выделили из кабинета технологии старших классов одну электрическую плиту с духовкой и необходимый набор посуды. Если в школе найдется пара ковриков, то я буду очень рада.

Олег Андреевич смотрел на Марину, как на сумасшедшую. Что она несёт? Как можно убрать из класса парты и стулья? Зачем ей плита с духовкой? Нет, её фантазии слишком далеко уходят от реальности!

Он не знал, что ей и ответить, но девушка его опередила.

— Я понимаю, что все это звучит слишком необычно, но такие методы обучения используют в передовых школах Запада. Что вы потеряете, если пойдете на мои условия? Дети все равно плохо учатся, я смотрела по журналу, а так есть шанс вывести их на новый уровень. Смотрите на наш класс как на научный эксперимент!

В памяти Олега Андреевича всплыли некоторые факты, о подобных необычных классах в Европе и в Японии. Он читал в какой-то педагогической статье, что дети на такой форме обучения за один год успевали освоить знания за несколько классов, выигрывали во всех творческих и учебных конкурсах. При этом изначально дети не отличались от сверстников ни талантами, ни уровнем знаний. Иногда, даже наоборот, они были более слабыми в школе.

Директор махнул рукой. А, чем черт не шутит! Пусть будет эксперимент! Действительно — что я теряю? Пряжинский четвертый класс по всем параметрам был самый неуспевающий среди школ района, успеваемость на нуле, про поведение и думать не хочется. А эта необычная девушка за один день превратила диких волчат в ласковых котят.

— Я согласен, Марина Владимировна! Пусть будет по-вашему. Я распоряжусь, и завхоз выделит вам все необходимое. А вы моё обещание помните, я буду вам во всем помогать.

Через пару часов кабинет четвертого класса Пряжинской школы было не узнать. Из тринадцати парт по краям комнаты стояло всего четыре, стульев тоже осталось немного. На полу были расстелены большие паласы и спортивные маты. В углу класса, где раньше стоял учительский стол, установили большую электрическую плиту с духовкой и стеллаж с посудой.

Ученики принимали самое активное участие в перепланировке своего класса. Они перетаскивали вещи, расставляли их так, как им нравилось. И со всех сторон к учительнице летел нескончаемый поток вопросов, главный из которых был: «Зачем мы это делаем?»

Когда все перестановки были закончены, Марина Владимировна предложила детям отдохнуть, и они, будто дожидаясь этого приглашения, повалились на пол, прямо на ковер и на спортивные маты. Как приятно было полежать после работы! Дети блаженно раскинули ноги и руки, закрыли глаза и грелись на солнышке, которое пробивалось сквозь большие окна.

Вместе с учениками отдыхала на ковре и их учительница. Это чувство покоя и единения было новым для детей, они с младенчества привыкли ожидать от взрослых подвох, приказы и страдания. А теперь с этой девушкой они были на равных, но в то же время воспринимали её как недостижимый идеал.

Марина привстала на локте и озорно подмигнула тем, кто, открыв глаза, смотрел на неё.

— Вы спрашивали, зачем мы делали сегодня перестановку, и как мы дальше будем учиться. А я исполняю свое обещание, что учиться мы больше не будем!

Изумленные дети подсели к девушке поближе. Они до сих пор не верили её словам. Вчера она, конечно, пошутила, сказав, что у них не будет уроков и домашки. Но ведь этого быть не может!

— А что мы тогда будем делать в школе? — как всегда, первым задал вопрос Колька Архипов.

— А мы будем жить! Хорошо жить, весело, легко! В одной книге я когда-то прочитала такую фразу: «А дети всё учатся и учатся, и никогда не начнут жить». Это из моей любимой книги «Алые паруса».

— Все равно непонятно! Как это — просто жить? А как же учеба? — не унимался Коля.

Остальные дети на него зашикали, зачем он такую сказку портит. Пусть эта мечта хоть ненадолго будет реальностью! Но учительница все же ответила.

— Коля, чтобы ответить на твой вопрос, я задам тебе встречный. А зачем вы учитесь в школе?

Дети неуверенно стали отвечать: чтобы знать историю, литературу, чтобы сдать хорошо выпускные экзамены и поступить потом в институт, а потом найти хорошую работу. Кто-то сказал, что они в школе находятся, потому что еще маленькие, дома не всегда родители могут с ними сидеть, вот их в школу и отдают, чтобы они заняты были и под присмотром. Но, в основном, все ответы сводились к тому, что учатся они, чтобы потом хорошо жить.

— Так зачем ждать того времени, когда отучитесь в школе, чтобы жить? Может, начнем жить уже сейчас?

Катя неуверенно подняла руку, как прилежная ученица, и прошептала.

— Марина Владимировна, а мы не умеем жить! Мы умеем только учиться.

Остальные дети закивали головами, соглашаясь с девочкой. У них в голове не было образа, что значит — жить! Их примеры взрослой жизни сводились к тяжелой работе во взрослой жизни, пьянкам родителей или семейным разборкам. Так жить они не хотели, а как хотели — не знали.

— Ну а что вы любите делать, когда у вас каникулы?

Вот теперь дети уже были посмелее в своих ответах. Гулять на улице с друзьями, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, читать книги, рисовать, слушать музыку, строить домики на деревьях. Одна девочка призналась, что любит листать кулинарные журналы и готовить с мамой. А Коля рассказал, что ему нравится наблюдать за птицами и насекомыми.

Марина Владимировна звонко захлопала в ладоши от радости, как маленькая девочка.

— Вот и здорово! Значит, мы все это и будем с вами делать — потому что это и есть настоящая жизнь! Когда мы делаем то, что любим больше всего на свете, мы по-настоящему живем. А теперь не пора ли нам немного подкрепиться? По-моему — пора!

Последнюю фразу учительница сказала, как Винни Пух, и дети покатились со смеху. Ко всеобщей радости, Марина Владимировна достала из сумки каравай хлеба и баночку мёда. Разрезав хлеб на четырнадцать кусков, она намазала их мёдом. В этот день они впервые устроили пикник прямо на полу их обновленного класса.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эксперимент. Педагогическая утопия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я