Эксперимент. Педагогическая утопия

Ольга Блохина

Не важно, сколько раз ты упала – важно, сколько раз поднялась!История молодой учительницы, которая своей любовью к детям изменила их жизнь к лучшему, а также жизнь целого села.И пусть это сказка, утопия, но она вдохновляет, помогает подняться и идти дальше. Если каждый человек будет нести частичку своей доброты в этот мир, то сказка может стать былью!

Оглавление

И сотворили школу так, как повелел дьявол. Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах. Он не может сидеть без движения, поэтому его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам исследовать и искать знания, но ему дали их в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.

Адольф Ферьер

© Ольга Блохина, 2023

ISBN 978-5-0060-4006-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Глава 1. Странная

— И учтите, Марина Владимировна, класс очень сложный. Их всего 13, но некоторые из неполных семей, у многих родители пьют. Дошкольной подготовки не было, сами понимаете — деревня! Да и с каждым годом дети всё трудней. Гиперактивные, с синдромом дефицита внимания. Все это компьютерные игры… Эх, скорей бы уж мне на пенсию, чтобы не видеть этого кошмара!

Она сидела перед директором школы, как маленькая хрупкая птичка. Какая-то неземная и в то же время очень знакомая и родная. Как образ с картин Константина Васильева — настоящая русская красавица, Снегурочка. Небольшого роста, ладно сложенная, как статуэтка. Но фигуру можно только представлять, потому что одета она была необычно для современной девушки: длинное синее платье с красивым кружевным воротничком и тонким пояском. Никаких украшений ни на руках, ни на шее не было. Аккуратные розовые ушки не были проколоты. Лицо с классическими славянскими чертами. Серо-голубые глаза светились спокойствием и радостью. На устах (другое слово здесь не подходит) была нежная улыбка. Тяжелая русая коса была свернута на затылке в аккуратный пучок. Запаха духов не ощущалось, но слышался неуловимый свежий аромат. Так пахнет первый снег или степь после грозы.

Олег Андреевич уже час беседовал с новой учительницей, и ему хотелось, чтоб их беседа не заканчивалась. Нет, не появилось у него никакого романтического чувства к ней. Её образ пробуждал в нем спящие отцовские переживания. У него был единственный сын, который уже вырос, и никогда Олег Андреевич не мечтал о дочери. А вот, поди ж ты! Нежность какая-то появилась под старую лавочку…

Жалел он её! Куда же ты летишь, птичка-невеличка? Слопают тебя эти деревенские оглоеды — не смотри, что им по десять лет. Каждый уже в жизни такого насмотрелся, что тебе и не снилось. В своих испытаниях недетских они закалились и стали как волчата. Ну, может не все, может и есть в них еще что-то от нормальных детей. Бог даст, обойдется все, и не поранится райская птичка в лесной глуши.

— Вы, Марина Владимировна, сходите к ним сейчас, познакомьтесь. Пару уроков проведите. А после обеда я помогу вам с переездом.

— Благодарю вас, Олег Андреевич! Вы только за меня так не переживайте, вижу, что смущает вас что-то. Не смотрите, что я молодая такая. Опыт работы с детьми у меня большой. После института работала в школе для особых детей. Разные там детки были, а все хорошие, когда в душу к ним смотришь! А перевозить-то мне и нечего почти. Все что нужно у меня уже в доме новом есть. Лучше вы ко мне в гости с супругой приходите вечером на новоселье.

«Странна какая!» — промелькнуло в голове у директора, но от приглашения в гости не стал отказываться. Это хорошо, что не таится, дома её и узнать лучше можно будет.

— Ну что, готовы познакомиться со своими учениками?

Через минуту директор с новой учительницей зашли в кабинет четвертого класса и увидели ожидаемую картину: тринадцать чертенят бегали по классу, орали, били друг друга учебниками по голове, скакали по партам. На полу рваные бумажки вперемешку с растоптанным печеньем. Один мальчик что-то черкал шариковой ручкой на парте, другой рисовал череп с костями на доске. Маленькая светловолосая девочка плакала, сидя в уголке. У неё была поранена рука, на пальчике кровь, но никто не обращал на неё внимание.

— Что здесь происходит? А ну-ка быстро все на места! — Голос директора прозвучал, как рык разъяренного зверя.

Мгновенно в классе все пришло в действие, как на кинопленке в обратном движении. Дети разбегались по своим местам, попутно собирая бумажки и поднимая стулья. Через минуту в классе был относительный порядок.

— Итак, ребята, учительница ваша, Дарья Сергеевна, сильно заболела. Пока она лежит в больнице, вас будет учить Марина Владимировна. И только попробуйте плохо себя вести на её уроках! Вы меня знаете…

И тут он комично погрозил кулаком. Дети знали, поэтому никто даже не улыбнулся.

— Все, Марина Владимировна, оставляю вас с вашими учениками. Если что, обращайтесь ко мне.

Девушка с улыбкой кивнула, и директор вышел из класса.

Стояла звенящая напряженная тишина. Дети с интересом и в то же время с недоверием смотрели на новую учительницу. Они никогда ничего хорошего от взрослых не ждали, но эта молодая женщина чем-то отличалась от других взрослых. Она выглядела нереальной, сказочной. И она, казалось, читала их мысли.

— Любите сказки? — Все дружно закивали головами. — Тогда идите все ко мне, я вам покажу что-то.

Дети потихоньку стали подходить к учительнице. Откуда-то у неё в руках появилась маленькая музыкальная шкатулка. Когда все ученики встали кружочком рядом с ней, она потихоньку открыла шкатулку, и классная комната наполнилась прекрасной мелодией. Невидимые колокольчики перекликались между собой и создавали сказочную атмосферу. Все дети зачарованно смотрели на это чудо, склонив свои головки близко-близко. А девушкатихим голосом стала рассказывать историю.

— Однажды, когда мне было десять лет, как вам, я очень сильно поранила ногу. Я несколько дней сидела дома, и мне было очень больно и обидно. Обидно потому, что на улице стояла прекрасная летняя погода, а мне нельзя было выйти из дома. От этой обиды я даже заплакала. Тут в комнату зашла моя бабушка и поинтересовалась, отчего я плачу. Когда она узнала причину, то принесла мне свою музыкальную шкатулку. Она сказала, что это её сказочные сокровища. В шкатулке лежали несколько предметов: зеркальце, белое перышко и ключ. Мне эти сокровища показались прекрасными, но я не понимала, что в них сказочного. И тогда она открыла мне свой первый сказочный секрет. Пока мы злимся на кого-то, обижаемся, ищем виновного в том, что нас не устраивает, — все будет становиться только хуже! Мир вокруг нас — это твоё отражение! Улыбнись Миру, и все преобразится!

— Это ваша бабушка про зеркальце сказала? — так же тихо прошептала девочка, у которой был палец поранен.

— Да. Ты правильно все поняла. С того дня эта шкатулка принадлежит мне. Со всеми её сказками. Бабушка завещала мне, чтобы я рассказывала эти сказки тем, кто в них нуждается больше всего.

— А какие сказки рассказывают другие вещи? В шкатулке еще лежит ключ, перо и еще другие штуковины.

Худенький парнишка наклонился над шкатулкой ниже всех. Было видно, что его впечатлила история и он хотел продолжения.

— О, какой ты торопыга! Всему своё время! Обязательно расскажу вам и другие сказки. Только есть у них одна особенность — их нельзя рассказывать сразу много. Они обидятся, и волшебство из них исчезнет.

Ребята удивленно глядели на учительницу. Так с ними еще никто не разговаривал. Её словам хотелось верить, и хотелось, чтобы было это волшебство.

Учительница смотрела на них с интересом, останавливая взгляд на каждом, изучая мельчайшие внешние особенности. Наконец, она сказала.

— Давайте сделаем так — сейчас мы с вами пойдём гулять! Погодачудесная, и сидеть в классе совсем не хочется. Как вам моя идея?

Реакция детей была предсказуема — они одобрительно зашумели.

Через несколько минут четвертый класс Пряжинской средней школы выкатился стайкой воробышков в осенний школьный парк. Одеваясь в раздевалке, они не издали ни звука, и вот теперь выпускали пар на улице.

Марина Владимировна накинула на себя изящный плащ кремового цвета и выделялась на фоне разноцветных курточек, как экзотический нежный цветок. Дети носились по парку, иногда подбегая к новой учительнице и как бы ненароком задевая то её руку, то необычный плащ.

Когда все набегались и немного устали, учительница предложила им посидеть на лавочках и познакомиться. Детки уселись на неказистые деревянные лавочки, как стайка воробьев: они, не умолкая, что-то чирикали и толкали друг друга.

Девушка поднесла палец к губам, призывая учеников к тишине, и, о чудо — они мгновенно все замолчали.

— Ну, давайте теперь все нормально познакомимся. Только предлагаю сделать это по-особенному. Обычно при знакомстве говорят только своё имя, а мы еще будем придумывать себе образ, который нам больше всего нравится.

— А что такое образ? — спросил тот же худенький мальчик, который узнавал про остальные сказки из шкатулки.

— Ты молодец! Отличный вопрос задал! В двух словах сложно объяснить, но я приведу пример. Вы же любите сказки? Вот в сказках каждый герой — это образ. Волк — образ злого, сильного, но немного простоватого человека. Лиса — хитрая, заяц — трусливый. Есть образы в живописи, в литературе, в мультиках. Вам ведь кто-то из героев мультиков нравится? Может, вы себя сравниваете с этим героем. А можно взять образ любого предмета или явления, но тогда объясните, что именно вас с этим явлением связывает. Давайте я начну с себя. Меня зовут Марина Владимировна, и мой образ — это птица. Потому что мне нравится полёт и свобода. Кто будет следующий?

Конечно же, вызвался первый тот самый любопытный мальчик.

— Меня зовут Колька Архипов, и мой любимый образ — Крош из Смешариков.

После Коли каждый ученик назвал свое имя и придумал свой образ. Были в классе и кошки, и цветочки. Один мальчик, Рома Кривых, придумал себе образ робота.

— Вот мы и познакомились! Мне кажется, что теперь я вас точно всех запомнила, потому что с каждым из вас у меня в памяти будет свой образ. Но я хочу сказать, что образ может измениться, когда вы сами будете меняться. Крош через какое-то время может стать Пином, а Кошка вырасти в пантеру. Мы еще с вами сыграем в эту игру и посмотрим, как изменились ваши образы.

У детей появилось мечтательное выражение на лицах. Наверное, придумывали себе новые имена и образы.

Никита робко поднял руку, как прилежный ученик на уроке.

— Марина Владимировна, а сегодня какие у нас уроки будут? Я вот, честно, ни одного домашнего задания не сделал. Вы мне за это двойку поставите, да?

— Давайте я вам расскажу свои правила? Я не буду вам ставить никаких оценок! Ни двоек, ни пятерок. Ну не люблю я это дело. И уроков обычных у нас тоже не будет. У нас одновременно будет и математика, и литература, и чтение, и физкультура. Так ведь намного веселей, согласны?

Дети открыли рты от удивления. Как это так? Ни оценок, ни уроков — такого в школе не бывает! Они не представляли, что их ждет, но от этого становилось еще интересней. Странная все-таки у них новая учительница, но такая классная!

Марина Владимировна с удовольствием смотрела на реакцию детей. Это уже были не затюканные ученики, прилежно сложившие руки в страхе перед директором. Это были живые искорки, полные энергии и любопытства. Именно такие, какими должны быть все дети!

— А сейчас у нас урок окружающего мира, если вдруг вас спросят, что мы делали в школьном парке. Вот вам первое задание — найдите в этом парке каждый по три листочка с разных деревьев или кустиков, и принесите мне. Про каждое растение расскажите потом, что вы знаете. Приготовились? На старт, внимание, марш!

И ребята мгновенно разбежались по парку в поисках заветных листочков!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эксперимент. Педагогическая утопия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я