Калейдоскоп (не) выдуманных историй

Ольга Блинкина

Идея книги проста и необычна одновременно. Мы взяли самые, как нам кажется, важные для каждого человека темы и изложили свои мыcли и наблюдения по каждой из тем. Формы изложения самые разные, от эссе до почти научных статей. Мы сознательно решили сохранить анонимность текстов, это позволило нам быть предельно откровенными. Давайте вместе порассуждаем о главных вещах в нашей жизни, несмотря на ее высокую турбулентность и непредсказуемость.

Оглавление

7. Дети

Интересно, когда мы чаще говорим о детях? Вспоминаем о них? На ум приходит диалог из известного фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы…»: «Жень, когда люди поют? — Ну не знаю… Когда выпьют, поют! — Да нет! Знаешь, когда люди поют? Когда они счастливы!»

Мне кажется, что про детей вспоминают и говорят во всех перечисленных ситуациях. И когда выпьют, и когда счастливы, и когда грустят. Это же одна из тем, на которую можно завести разговор с водителем такси, случайным попутчиком в поезде, заклятой подругой, с которой не виделись лет сто… О-о-о-о, эти разговоры сродни какому-то извращенному удовольствию — надо обязательно признаться собеседнику в своих ошибках в воспитании собственных детей, а потом «добить» его ошеломляющими успехами отпрысков. При этом неотъемлемый компонент подобных разговоров — сетования по поводу изменившихся детей, «а вот мы-то были другими, совсем другими детьми!», «а вот у нас было детство…», «таперича не то, что давеча…». Отдельное удовольствие представляет собой обсуждение промахов в воспитании чужих детей. Нашего человека хлебом не корми, а дай возможность посоветовать или высказать мнение — набежит тьма народа. Это же так приятно — указывать на чужие недостатки, давать советы, учить уму-разуму. Кто-то скажет — всегда так было на Руси-матушке. Отвечу — не всегда, точнее, никогда не было.

Никогда не учили, как надо, те, кто еще не попробовал жизни на вкус, кто не приобрел опыта в том, чему он учит. Поэтому учить чему-либо раньше могли только старые люди, бабушки и дедушки, хранители памяти рода, обладатели бескрайней житейской мудрости и опыта. А у нас сейчас учат все, кому не лень, и чему не лень, — как продавать, покупать, воспитывать, жить, в конце концов. Учат иногда очень молодые люди, не просто без профильного образования, без маломальского жизненного опыта. И это печально, ибо научить чему-нибудь они могут только в пределах своего ограниченного мирка.

Но вернемся к теме разговоров о воспитании детей.

Как бы там ни было, на мой взгляд, основная цель данных разговоров — снять тревожность и напряжение по поводу правильности-неправильности воспитания собственных детей. На фоне клеймения чужих недостатков в детском воспитании собственные недочеты кажутся менее значительными, уверенность в своем родительском авторитете и потенциале подрастает. А еще эти удобные фразы: «со стороны виднее», «я же хотел (а) как лучше», как будто развязывают руки и язык, разрешают раздавать советы всем вокруг, «причинять добро», нести просвещение в массы.

Давайте поиграем? Представьте, что вы хотите указать человеку на его недостатки. Вы встаете в обличительную позу, вытягиваете указательный палец и «тычете» им в сторону неудачника. Представили? А теперь обратите внимание, что при этом три остальных пальца на руке направлены… да-да, направлены прямо на вас самих. Это такой психологический трюк, за которым стоит научное знание — нам, прежде всего, не нравится в других людях то, что не устраивает в самих себе, то, от чего мы сами бежим, не хотим это признавать. Это своеобразный тест, который позволяет понять, чего же мы не принимаем в себе, чего боимся. Ну а если нам хочется сделать замечание по поводу «неправильных детей», то это тоже о нас самих, о наших ошибках в воспитании собственных детей (или о страхе совершить подобные ошибки). Это информация о наших потребностях, о том, чего мы хотим в данный момент. Это может быть желание привлечь внимание других людей, а может, потребность хоть в небольшой, но власти.

А теперь представьте, что вы — нерадивый родитель, это в вашу сторону направлен обличительный перст, это вам делают замечание или высказываются о воспитанности ваших детей. Что чувствуете? Наверняка, отнюдь не положительные эмоции.

Вообще тема воспитания детей — это не про детей, а про родителей. Когда посторонние люди высказываются о том, как, по их мнению, мы воспитываем наших детей, они ставят оценку (здравствуй, школа!) нашим педагогическим способностям, удачам и неудачам. В итоге вердикт выносится не нашим детям, а нам, взрослым людям. Порою это бывает не так-то просто вынести. Особенно невыносимо это для перфекционистов, которые всегда и все должны делать на «отлично». А тут так опростоволоситься… Ощущать себя неполноценным — одно из самых противных состояний. Человек на все пойдет, чтобы только не чувствовать это.

Вопросом про свою «хорошесть/нехорошесть» рано или поздно задается каждая мать. Хочу рассказать про свою подругу, ставшую матерью-одиночкой, не успев родить. Отец ребенка вдруг понял, что пока не готов быть отцом, мужем, главой семьи и, как принято выражаться сегодня, технично свалил. В такой ситуации подавляющее большинство женщин (а не только матери-одиночки) начинают думать о том, в чем же они «нехороши». И начинают искать всюду подтверждение обратного.

А так как главной ценностью для подруги стал ее первенец, то, конечно же, все разговоры сводились к материнству и к ее чаяниям по поводу сына. Как водится, у моей подруги была еще одна подруга. Логично, что и у нее тоже был маленький ребенок. И на этом, собственно, сходства заканчивались и начинались различия. Моя подруга жила в деревне, а ее подруга — в городе. Моя подруга — мать-одиночка, а ее подруга — со статусом замужней дамы. У моей подруги каждый рубль был на счету, а у ее подруги — «полная чаша». И ладно бы только это…

Все их разговоры, как-то само собой, в итоге сводились к обсуждению достижений детей. Со стороны это выглядело так, как будто они соревновались. Да, честно говоря, и не только со стороны. Помню, как-то мы совершали очередной моцион с колясками (читай — наслаждались своей свободой, пока дети спят). Подруга во время подобных прогулок использовала наш с мужем психологический потенциал на полную — делилась своими тревогами, опасениями, сомнениями по поводу развития своего ребенка (ага, у нас обоих психологическое образование и два ребенка). Конечно, разговаривали мы обо всем, но все чаще обсуждали ее ощущение, что у городской подруги ребенок — прямо акселерат и вундеркинд какой-то. Он и ложечку сам уже держит, и гукает осмысленно, и взгляд, как у маленького Ленина, добрый, мудрый и все понимающий. Все чаще в ее словах сквозила обида и страх за своего ребенка — почему мой-то не «Ленин»? Почему он просто ест, а не смакует каждый кусочек? Почему он просто ползает, а не перемещается целенаправленно? Гукает о чем-то своем, а не участвует в философских беседах?

Мы были в некоторой растерянности — ведь и наш собственный ребенок не был «Лениным», ни маленьким, ни большим. И все свои детские дела тоже делал очень просто и по-своему — просто ел, ползал и гукал. Было сложно сообразить, что ей посоветовать в этой ситуации. Как часто бывает, ответ пришел внезапно, из ниоткуда. Очередная «сессия» с городской подругой, рассказанная нам в красках, натолкнула на простое решение: «А ты скажи ей, что твой ребенок произнес слово „водоканал“!». Все вместе долго смеялись над этой идеей. Мы так и не выяснили, воспользовалась ли она нашим советом, но точно уверены в том, что отныне на все рассуждения других мамаш о великолепии их собственных детей наша подруга вспоминала «водоканал». Это слово стало возможностью защититься от сравнений (не в свою пользу) и успокоиться, что было более важно.

Так что, друзья, «водоканал» вам в помощь в таком непростом деле воспитания детей.

* * *

С детьми вообще сложно. Сперва потому, что своих нет, а потом становится еще сложнее, когда они, свои, появляются. Тем более сложно в том, что касается воспитания. Многие науки посвящены детям, но все учёные и деятели до сих пор не смогли ответить на все вопросы. Даже в теории.

Я порой думаю, что можно идти от уверенности, что «всё просто». И вот, что подтолкнуло мои мысли в этом направлении.

Однажды на родительском собрании (тогда моя старшая дочь училась в начальных классах) обсуждали, как водится, кого из детей и за что хвалить и, конечно же, за что ругать. В общем, обычное собрание, как во многих школах. Меня поразил подход одного из отцов, замечаний к его сыну было много: и учиться не очень получается, и поведение «хромает» регулярно, и т. д. и т. п. В общем «классический двоечник и хулиган.» Слушая все эти замечания, я прикидывал, как же родителю повлиять на то, чтобы ребенок, как минимум, не каждый день нарушал дисциплину и стал хотя бы немного лучше учиться. Отцу, конечно, было неприятно, но он отвечал четко и спокойно: «Двойки? Исправим. Нарушает? Не будет». И это не были отговорки. У него действительно был план, в котором он был уверен. В конце на предложение классного руководителя сообща подумать, как выйти из этой ситуации, он просто ответил: «Не переживайте, всё решим. Приду домой, всыплю, и всё будет»…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Калейдоскоп (не) выдуманных историй предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я