Дорога к свободному танцу. Импровизировать. Двигаться. Танцевать

Ольга Белошицкая

Танец и движение – это язык, который мы изучаем и посредством которого общаемся, делимся чувствами, даем проявиться своим глубинным, иногда скрытым от глаз сторонам. Это новая степень свободы в нашем взаимодействии с миром.Танец открыт для каждого, это не что-то высокое и сложное, для людей с природными данными. Подружиться со своим телом, найти свою манеру танцевальной речи – путешествие, в которое может отправиться любой! Дорога к свободному танцу открыта каждому!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорога к свободному танцу. Импровизировать. Двигаться. Танцевать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ТАНЦА

В этой главе мы рассмотрим, когда в нашей современной культуре (Россия начала XXI века) принято танцевать? Кому культура предписывает танцы, кому — строго запрещает? Когда человек может просто потанцевать?

Свободное движение поощряется в детстве, преимущественно дошкольном возрасте. Все умиляются, когда малыши прыгают, катаются, кувыркаются. Или неожиданно выделывают акробатический трюк! Или так забавно дрыгают ногами, пожимают плечами, как только слышат веселую мелодию.

В школьном возрасте телесное поведение все больше подвергается регламентации. Сидеть за партой нужно прямо, на физкультуре делать определенные упражнения строго в соответствии с техникой выполнения, на уроках ритмики (если они есть) — учить шаги и движения и выполнять вовремя и правильно. О свободной пластике речь не просто не идет, она запрещена (на уроках нужно сидеть, во время перемен — не бегать и не баловаться). Так постепенно человек учится телесной культуре с одной стороны и забывает о телесной свободе — с другой. Но для школьников еще сохраняется поле танцевальной свободы: есть школьные дискотеки, можно ходить в танцевальную секцию (в уличных направлениях, например, широко используется импровизация, пусть и в строго заданной пластике), с других спортивных секциях тоже достаточно свободы для телесного самовыражения. Детям и подросткам «можно» дурачиться под музыку, собираясь вместе, бегать, прыгать в любых местах: в парках, на улицах, общественном транспорте — это нормально.

В студенческие годы ограничивающее отношение к телу, как правило, закрепляется. Физическая культура становится предметом для галочки, никто не думает о необходимости налаживания контакта между душой и телом. Места для танцев становится меньше, если студент не занимается в танцевальной студии, единственным местом для свободного движения становятся ночные клубы, где танцы тоже строго определенные и довольно регламентированные, вы не можете начать танцевать нижний брейк, если это гламурный клуб, где играет deep house-музыка, например. Кроме того, в клубах это «можно танцевать» часто достигается исключительно при помощи алкоголя, и ни о какой свободе, конечно, речь не идет.

Для взрослых ситуация еще более ограничивается (особенно если люди создают семьи, перестают ходить в ночные клубы). По сути, единственной возможностью самовыражения становятся корпоративы. А «проводами» в такую «не танцующую» жизнь становится свадебный танец молодоженов. Даже на уличных гуляниях взрослым людям танцевать не очень прилично, поэтому либо люди, опять же, идут в студию танцев, либо в фитнес-клуб, либо не идут никуда. И о телесной раскрепощенности вопрос уже просто не стоит.

В пенсионном возрасте — что удивительно — некоторые люди умудряются снять с себя многие клише, и отправляются на танцевальные вечера «для тех, кому за…”, которые проводятся во многих городах. Прекрасные, удивительно красивые старушки и старички наряжаются, приходят в парк и кружатся в вальсе, танцуют под современные ритмы. К сожалению, не у всех хватает смелости и здоровья ходить на такие вечера, но то, что они есть и очень востребованы — это прекрасно!

Танцы на корпоративах, пожалуй, единственная легитимная возможность потанцевать для взрослых людей. Дома на праздниках сейчас почти не танцуют, на улице всенародные массовые гуляния давным-давно забыты, поэтому остается «Выход в свет» с коллегами, иногда — с друзьями и их семьями. Если по случаю устраивается дискотека, то люди оказываются вписаны в такое количество рамок, что «лучше бы сидел». Не танцевать и сидеть со скучным лицом нельзя: все подумают, что с тобой что-то не то, слишком ярко и привлекательно танцевать — это действительно «слишком». Поэтому даже те, кто умеет двигаться, как правило, стоят в кружочке и сливаются с толпой в общем танце.

Конечно, в этом тоже много положительного. Это своего рода культура поведения, где есть роли, есть общность людей, праздник, который объединяет. Но выйти за рамки негласных договоренностей почти невозможно, не вступая в конфронтацию (или не выставив себя в нехорошем свете). Возможности прислушаться к своему телу, к желаниям, возможностям, почувствовать себя — в такой атмосфере невозможно.

«Последний рубеж» — пойти на танцы. Сейчас почти во всех студиях есть группы для взрослых, которые танцуют на серьезном уровне. Но…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорога к свободному танцу. Импровизировать. Двигаться. Танцевать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я