Старинный Рождественский монастырь хранил множество сокровищ, но после революции он был разграблен. Несколько монахинь скрыли часть ценностей, за что и поплатились своими жизнями… В небольшом приморском городе семью Виктории преследует злой рок. Гадалка предсказала, что все их горести закончатся, когда они избавятся от проклятых сокровищ. Но они не послушались – и сначала Вика заболела неизлечимой болезнью, затем у нее похитили сына, а потом погиб супруг. И все эти несчастья перекинулись и на ее детей… Детектив «Сокровища Рождественского монастыря» – захватывающая новинка автора серии «Артефакт@детектив» популярного автора Ольги Басковой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сокровища Рождественского монастыря предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Русское царство, 1353 г
Княгиня Мария Ивановна Серпуховская присела на камень, лежавший возле пещеры горы Маковец. Она ждала отца Сергия с каким-то трепетом в душе, ждала, как манну небесную, полагая, что он — то поможет и подскажет, как ей жить дальше. И когда он показался, суровый старец в белых одеждах, она с благоговением молитвенно сложила руки.
— Рад видеть тебя, дочь моя, — старец улыбнулся, и его морщинистое лицо словно озарилось внутренним светом. — Вижу, печаль на твоем челе, и догадываюсь, от чего она.
Мария подалась вперед:
— Ты всегда читал мои мысли, как книгу, думаю, и о бедах моих слышал. Одна я осталась, батюшка, умер мой любимый супруг. Хочу уйти от мира в монастырь. Что ты на это скажешь?
Сергий нахмурился:
— Лукавишь, княгиня, не одна ты осталась, а с сыном. Знаю, Владимиром его кличут. В печальный день он на свет появился, на сороковины после смерти князя Андрея. Так что не одна ты, княгинюшка, сынок у тебя есть, крестник мой. Помнишь, как совсем молодая сюда с мужем приезжала, просила меня помолиться, чтобы Господь деток даровал?
Мария смахнула слезу, оставившую след на нежной коже:
— Помню, отец.
— Я так тебе отвечу, — Сергий прищурился и посмотрел куда-то вдаль. — Монастырь — это хорошо, тут о вечности и покаянии подумать можно. Но ответь мне, кто дитя твое родное растить будет? Кто мать ему заменит?
Княгиня потупилась:
— Есть у него тетки и дяди.
— Я вижу, не слышишь меня, — старец посерьезнел. — Я о матери родной говорю. Никто дитя любить не будет так, как она, никто лучше не воспитает. Это тебе сделать надо, и тогда твой сынок богатырем станет, землю от поганых очистит. Даже прозвище его вижу — Храбрый. Еще вижу, что ты станешь хорошей матерью. Это тоже твое предназначение.
Мария вздохнула:
— Значит, рано еще мне о келье думать.
Старец подошел ближе и положил руку ей на голову.
— А в монастырь еще успеешь прийти, и это будет монастырь, который ты сама и построишь.
Княгиня вздрогнула:
— Я построю монастырь?
— Да, но перед этим совершишь много добрых дел, — он убрал руку и с любовью посмотрел на молодую женщину. — Это твое предназначение. А теперь ступай. Больше мне добавить нечего.
— Спасибо, отец, — княгиня встала и пошла к возку, ожидавшему неподалеку от горы.
«Если мне суждено основать монастырь, я сделаю это, — подумала она, — и как можно скорее».
Но быстро сделать это не получилось. Жизнь закрутилась, завертелась, как мельничное колесо. Сначала Марию поглотили заботы о сыне Владимире.
Княгиня смотрела на подраставшего князя, радуясь его успехам и с горечью думала о так мало — всего двадцать шесть лет — прожившем супруге. Не успел он увидеть отпрыска, не успел полюбоваться будущим богатырем.
Да, Мария считала сына богатырем: уже в восьмилетнем возрасте он начал ходить в военные походы. Она не сомневалась: из него получится настоящий защитник земли Русской — и не ошиблась. Крепко сдружился он со своим двоюродным братом Дмитрием, позже прозванным Донским, почти с ним не разлучался. Вместе с ним они держали осаду Кремля, не дали захватить княжество Московское князю Литовскому и Русскому Ольгерду Гедиминовичу. Крепко ему тогда досталось, запомнил он братьев и этот урок, да так крепко запомнил, что решил больше с ними не ссориться и предложил в жены Владимиру свою дочь Елену.
Мария приняла невестку, всей душой потянулась к девушке. Очень уж ей хотелось, чтобы прожили они долгую жизнь и умерли в один день, чтобы не заглядывался ее Владимир на других — много красавиц на Руси.
А он и не заглядывался, жили с женой в любви и согласии, деток воспитывали. Елена терпеливо ждала супруга из всех военных походов и молилась за него перед Куликовской битвой. Да и сам Владимир перед сражением по монастырям поездил, со многими старцами поговорил. Все предрекали ему победу, а он и не сомневался: разве можно проиграть сражение на своей земле?
И не ошибся князь: вместе с Дмитрием разбили они полчища Мамаевы, получив прозвища за дела ратные: Владимир Храбрый и Дмитрий Донской.
Мысли Марии часто обращались к Куликовской битве. Очень уж ожесточенной она была, много воинов полегло на поле, не одна жена вдовицей стала, не одна мать осиротела. Шли несчастные со своими горестями и бедами к княгине в ее терем, плакали, жаловались на судьбу. Вот тогда она и вспомнила давний разговор с Сергием Радонежским о монастыре. Тогда он намекнул, что время еще не настало, и оказался прав. Вот когда настало время, в лихую для Руси годину, твердо решила Мария основать монастырь, чтобы шли туда вдовы и матери и молились за своих воинов.
И стала Мария подыскивать место для будущей обители. Много мест посмотрела, много дум передумала — и остановилась на Кучковом поле. Не зря остановилась. Понравился ей высокий холм на берегу реки Неглинной. Мало того, что место живописное, с холма такие виды открываются, что дух захватывает, так еще и спокойное. С севера враги никак не смогут напасть, речка мешает. Да и вообще будет монастырь защищать землю Русскую от набегов молитвами, станут инокини молиться за мир.
Спозаранку поехала княгиня на холм, забралась на вершину и осмотрелась, словно убеждаясь, что лучшего места не найти. По берегу Неглинной шла дорога на север. Другая вела к обители Сергия Радонежского, напоминая, что все в семье княгини были его духовными детьми.
Махнула Мария рукой и проговорила:
— Так тому и быть, здесь стоять обители.
Знала женщина, что дел теперь будет невпроворот. И не потому, что надо будет следить за работой зодчих. Хорошие есть мастера, они в два счета возведут здание. Дело это, конечно, нелегкое и затратное, каменных зданий на Руси немного. Даже ее просторный княжеский терем, украшенный резными карнизами, расписанный внутри и снаружи красками и позолотой, жилище златоверхое и узорчатое, с резными наличниками, был деревянным. А вот обитель она решила возвести каменную. Конечно, не в здании дело, дело в самом духе, который должен пропитать святые стены. В новом монастыре поселятся женщины, ими будет управлять матушка — игуменья. Рассказывали ей, что в Греции, в первом женском монастыре, именно игуменья наставляет послушниц. Подумала Мария и о том, что она создаст первый на Руси женский монастырь, до этого монахини ютились при мужских монастырях. А где это видано, чтобы мужчины и женщины в одной обители жили!
— Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, — окончательно решила княгиня, помня о Куликовской битве — пришлась она на праздник Рождества Божьей Матери — и стала медленно спускаться с холма, утвердившись в мысли, что первонаперво искусные зодчие поставят собор каменный, а потом и кельи. Будут стекаться сюда женщины со всей Руси, богатые и бедные. И будет она преклоняться в молитве вместе с ними, благодаря Господа за то, что вернулся ее сын Владимир израненный, но живой. Не станет эта обитель, по примеру других, крепостью. Защитит страну не суровыми толстыми стенами, а горячей молитвой.
Сказано — сделано. Вскоре закипела работа. Лучшие архитекторы и каменотесы Руси собрались в этом месте. Мария с утра до вечера интересовалась строительством, выходила из терема и осматривала постройки. Да, здесь будет собор, а здесь — монашеские кельи.
Когда, наконец, все было закончено и на берегу Неглинной вознесся ввысь своим куполом Рождественский монастырь, потекла сюда река несчастных вдов воинов Куликовской битвы. И вознеслась к Богу горячая молитва насельниц.
Мария знала каждую женщину. Были среди них и очень богатые, и совсем бедные, жены и матери незнатных защитников земли Русской, погибших на полях сражений. И велела княгиня поставить монастырские кресты «под луной» — изобразить на крестах собора полумесяцы — в память великой битвы. И послала Мария весточку своему духовному наставнику Сергию Радонежскому, чтобы приехал и почтил новую обитель своим присутствием. Не отказал святой своей духовной дочери, сразу прибыл, освятил новые, пахнувшие известью стены и вручил игуменье устав монастыря.
— Это ты хорошо придумала, — похвалил он Марию. — Пойдет о сей обители слава по Руси. Вот, и исполнила ты свое предназначение — стала хорошей матерью князю Владимиру и основательницей такого храма.
Женщина опустила глаза:
— Теперь думаю и постриг принять. Что скажешь?
Старец положил ей на голову свою морщинистую руку:
— Дело говоришь.
Она схватила его ладонь и поцеловала:
— Спасибо тебе за все.
Ободренная словами духовного отца, Мария постриглась в монахини под именем Марфа. Много добра делала она сестрам, никогда никто не слыхал от нее худого слова. И когда, в Филиппово говение, на память святого пророка Аввакума, снежным декабрьским днем она преставилась, долго оплакивали ее насельницы и погребли в обители, ею же и созданной и ставшей родным домом.
Долго оплакивала свекровь и Елена Ольгердовна, говорила своему мужу сквозь слезы:
— Поистине святая женщина Мария.
Князь кивал и соглашался, вспоминая, как долго не было у них детей и как мать предложила поехать к духовному отцу, Сергию Радонежскому, и попросить благословение на строительство монастыря в честь Зачатия Богородицы.
Знала княгиня, что основание таких обителей помогает бездетным парам — и не ошиблась. Через десять лет супружества родила Елена первенца Ивана, а потом еще шестерых. На крестины звали Сергия Радонежского, вместе с ними возносили молитвы Богу и Богородице.
— Я тоже приму постриг, если Господу будет угодно, чтобы я тебя пережила, — произнесла вдруг Елена Ольгердовна.
Ничего не ответил ей Владимир. Он и понимал, и не понимал жену. По законам, после смерти князя его супруга становилась главой рода, «матерой вдовой», имевшей право занимать место в обществе, соответствовавшее своему положению: участвовать в государственных делах вместе с боярами. Но знал князь, что общественная сторона жизни его супругу почти не интересовала, гораздо больше пеклась она о духовной стороне и потому помогала обители, созданной ее свекровью.
— Женщины тоже способны на великие подвиги, — изрек Владимир Храбрый и с уважением посмотрел на жену.
Она потупилась, опустила глаза. Хотела сказать, что не нужно бросаться громкими словами, но промолчала, вспомнив Марию.
А когда Бог призвал к себе ее любимого супруга и всех семерых сыновей — нет страшнее горя для матери, приняла постриг с именем Евпраксия, чтобы поселиться в обители, такой дорогой для их семьи, а почувствовав приближение смерти, продиктовала завещание, завещав монастырю четыре села и мельницу в устье Яузы. И тихо упокоилась рядом с любимой свекровью, чтобы молиться с ней в жизни вечной так, как они молились в жизни земной.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сокровища Рождественского монастыря предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других