Удивительный, яркий мир, в котором органично переплетаются сказка и самые немыслимые технологии. Здесь потерянные колонисты отступили в средневековье, а нашедшие их посланцы из метрополии превращаются в небесных богов. Этот мир, полный чудовищ и космических кораблей, испытает на прочность героев-мальчишек. Мир, в котором судьба каждого предопределена. Или нет? Потерявшие родителей братья даже не представляют, сколько преград на земле и на небе им придется преодолеть, чтобы младший дождался старшего, а тот смог вернуться, ведь в долгом пути домой все яснее, что сколько ни побеждай чудовищ, а самое страшное – ты сам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Злое Лето предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Золотая пыль
–… Он такой странный. Я бы не стал его никому показывать.
— Даже для вас, братьев сестрички в золотых узорах?
— А то ты ей не брат!! Рокот, ты тут за эти три года одичал… Вояка будто и все. Включи мозги.
— Отстань. Мне надо удержать княжество. А в столице вы вместе, да с Летом — без меня справитесь. Мне тут… Надо разбираться. Да этот вот еще, мелкий, но такой… Странный, да. Искры эти золотые, то по коже, то вокруг… Что-то не так с ними. Вот у сестры — узоры живые, красивые, в них какой-то смысл. Или ваши браслеты — вы ж всегда на связи друг с другом. А это что? Просто пыль золотая.
— Надо бы, чтоб Злое Лето на него посмотрел.
— Заклинания бы пошептал?
— И пошептал бы. Да не в искрах дело. Просто младенцы не бывают такими умными. Слухи уже ползут, Рокот, зачем тебе проблемы с народом? Я проходил мимо караулки, сам слышал, как солдаты шептались, мол, ангелы на земле — к беде. Спрячь его. Или давай я его в столицу отвезу?
— Нет, я его никому не отдам, он мой братик… Но спрячу, ты прав. Нечего людям с ума сходить.
— Не больно-то ты его любишь.
— Так ведь мама умерла из-за него. Я понимаю, нельзя винить ребенка в том, что он родился так, но…
— Почему ты не дал ему имени?
–…Не знаю. Привык думать, что он — братик. И все.
— Он и наш брат тоже. Какого будущего ты для него хочешь?
— Ты опять о том, что я должен вернуться в столицу? А княжество вот этому чертову ангелу оставить?
— Рокот, если ты не примешь нашу помощь, княжество тебе не удержать… Я же знаю о стычках на границах, знаю, что для твоих кровожадных соседей ты, пацан на троне, все равно что мишень.
— Если я приму ваши войска, Синие Горы перестанут быть моими.
— Это твои войска! Ты — царь! Отец уж два года, как умер — а ты все тут!
— Нет, не я царь, а вы, все двадцать девять. Сами управитесь. И пацаном я долго не буду. Как там Злое Лето? Мне надо с ним поговорить.
— Что ты задумал?
— Я хочу, чтоб Небесные силы дали мне такую волшебную бомбу, чтоб взорвал — и все врагов забыли. Чтоб все друг другу стали свои. И тогда никаких войн, никаких границ. И будем править не царствами, а всем материком.
— Ты фантазер.
— Давай допустим, что у них такая штука есть. Что тогда?
— Ты же знаешь, что они в уплату попросят.
— Знаю, да. Урожай людей.
— Не жалко?
— А что, Пятый, разве оно того не стоит? А дети новые народятся.
— Жалко.
— Оно того стоит!
— Если вдуматься, то да. И нам это, конечно, выгодно, когда все свои и никаких войн. Но черт его знает, как это потом обернется… И брата им отдашь? Он маленький как раз. Но ведь родной тебе. И нам тоже.
Если бы Рокот или Пятый отодвинули — лишь руку протянуть — огромную пыльную портьеру, зачем-то украшавшую вход в детскую, откуда они только что вышли, то обнаружили бы за ней его, вовсе даже и не прятавшегося, а занятого укатившимся прозрачным шариком.
Шарик был красивый, прямо-таки ненаглядный, хоть и исцарапанный, золотистый, выточенный из камня, и восхищал его искорками, похожими на его собственные. Шарик оставался у него до сих пор, и, катая его по столам, коврам или маленьким зеркалам, он вспоминал единственный разговор, объяснявший, почему его прячут и почему никуда нельзя.
А искорки — никакая не пыль! Они от солнышка и появляются, если долго гулять. И прямо в коже танцуют, выбираются наружу, играют. С ними весело, будто кто-то смеется, только неслышно. А в тени тут же гасли, в тени он был — как все. А ночью — хуже, чем все, ночью — темнота, а в ней невидимые людоеды… Ночью надо прятаться и притворяться, что тебя нет. Не плакать… Может, сказать Рокоту, что он не будет выходить на солнце? Ну их, искорки, если Рокот… Так огорчается из-за искорок. Или из-за него самого?
А еще — как понять, почему Рокот и Пятый считали его своим и что такое вообще — «брат»? И где теперь эти большие мальчишки? Рокота он так больше и не видел, Пятого тем более; лиц их не помнил — будто Рокот и от себя самого его спрятал. Но зачем? Отдаст его Рокот его кому-то или не отдаст? И что такое — «урожай людей»? Ответы на эти вопросы оставались такими же недоступными, как и отражение шарика в зеркале. Слишком он был тогда мал, чтобы что-то еще запомнить.
Но понял, что никуда выходить нельзя.
Из того, что было до подслушанного разговора, он помнил почти тоже самое, что сейчас — игрушки и нянек. Такая же тихая жизнь в тех же больших комнатах, игрушки, прогулки в саду. Лето, осень, зима, весна. Только теперь нянька осталась одна, а эти комнаты как будто спрятаны — дверные проемы, кроме входного, заложены кирпичом, и окна наружу тоже, день светит только в те окна, что выходят в садик, окруженный высокой-высокой стеной.
И никак наружу.
Рокот никогда не приходил сюда.
Нянька Утеха сидела взаперти с ним, все другие слуги приносили еду и вещи и сразу уходили, разве что молоденькая горничная Ласка оставалась минуток на десять поиграть и посмотреть, как он съест принесенный ею кусок сладкого пирога. За стенами был огромный мир с горами и деревьями и множеством других людей, люди там едят сладкие пироги все вместе — а он спрятан и должен жить здесь. Никуда никогда не выйти?
Правда, был сад — так, садик: трава, три маленьких дерева, куст с крохотными белыми цветочками, песочник, цветы и круглый мелкий фонтан. Комната без потолка. Когда был помладше, даже с деревьями дружил. И только и думал, как удрать. Даже пытался птичек ловить, чтоб много-много, и они бы его через стену перенесли… Птички редко залетали. А вокруг сада, наверху высоченных стен, зубцы торчат. В них ветер воет. Его искорки тут же гасли, если взглянуть на эти зубцы.
— Да что ты места не находишь, — усовещивала его нянька Утеха. — Да твое житье слаще не бывает! Да чего ты хочешь? Да все мигом принесут, хоть птичье молоко, только голос подай. Молчун бессовестный. Живи да радуйся.
Он стал какой-то сонный, и по утрам вообще не хотел вставать, прогонял Утеху, молчал. На уроки — как же он любил их раньше! — вставал, но слушал учителя без интереса, заданий не делал и на вопросы не отвечал. Потом вообще стал отворачиваться, а то и уходить из-за стола с книжками и тетрадками. И учитель перестал приходить. Осталась одна Утеха, но она только убирала за ним и готовила еду. Ворчала чего-то, не подходила. А он сидел у фонтана, играл с простыми камешками, устанавливая их один на другой, мучился, ловя равновесие. Но был рад, что ум занят простыми задачами: построить башенку из камней повыше, вот и все. Потому что если разрешить себе думать — мысли быстро кончались и наружу рвался такой злой рев, что сам пугался. А Утеха убегала к себе и прижимала к ушам подушки. А смысл реветь? Распухнешь потом, носом не вздохнуть, голова потом еще долго болит. Самому только хуже.
Его разбудили. Сперва даже и не понял, что это такое произошло: чья-то рука сгребла рубашку на спине и подняла над постелью — голова перевесила, он замахал руками, ища опоры, но его встряхнули, и он вывалился из вдруг с треском порвавшейся рубашки.
— Просыпайся!
Он скорчился, закрыл шею руками. Людоеды? Вскочил, метнулся прочь — поймали за волосы и потащили, подгоняя шлепками:
— Я тебе убегу… Иди, иди, сокровище…
Он сперва пошел, потому что ошалел от боли, потом подпрыгнул и вцепился в руку, что тащила, хотел укусить — но тут отпустили волосы, толкнули на пол — он шлепнулся и здорово ушиб коленки, но смолчал. Где же Утеха?! Пахнет чем-то горьким… Голова болит…
— Ну, проснулся?
Зареветь? Заорать? Где Утеха?
— Я тебе зареву. Не смей выть.
Он и не собирался выть. Протер глаза и посмотрел, кто на него напал:
— Ты Рокот, что ли?
Большой мальчишка, весь в саже, с всклокоченными волосами, смотрел со злостью:
— Рокот. А ты, ты… Уу! Жить хочешь? Тогда слушайся! Быстрее!
Что быстрее? Как же тошно и болит голова. Пахнет дымом.
— Вставай!! — Рокот стал вываливать из шкафа его платья и сапожки:
— Что сидишь? Штаны хотя бы сам можешь надеть? Быстрее, быстрее!
Он встал, нашел ящик, откуда Утеха доставала одежду, нашел, что надо, сорочку и рейтузы. Их так трудно напяливать…
— Да быстрее же ты! — Рокот грохнулся коленями на пол и стал помогать. — Дымом надышался, что ли…
Одна рука Рокота была замотана тряпками, сквозь которые немножко проступили бурые пятна, на щеке — сажа. И пахло от него печкой. Наконец, он вздернул его на ноги и затолкал в платье:
— Все, бежим. Бежим, тебе говорят!!
А стражи ни у выхода, ни в каменных гулких коридорах, ни снаружи в огромном дворе, ни у ворот — не было. И за воротами — никого не было. Только простор, сизые тени и раннее, горькое, душное утро:
— Да что же ты ногами-то не перебираешь, зараза, сдохнуть хочешь? Паршивец!!
За воротами врезало по глазам низкое, почему-то красное солнце. Дым. Страшно. И тошнит.
–…Рокот. Рокот, что такое «брат»?
— Какая теперь разница!
Он хотел вырваться, но Рокот больно треснул по заднице, схватил под мышку и поволок, притиснув к кожаному нагруднику. Почему на Рокоте солдатский нагрудник? Почему пахнет дымом?
— Быстрее, нам надо быстрее!
Чего он так боится? Впереди была лестница вниз, гранитная, широкая, а внизу — все непонятное; бежали какие-то люди… Рокот помчался вниз, почти сразу оступился, схватился рукой за перила — надо успеть вырваться! Он рванулся, выскользнул из-под его руки, упал на коленки — как больно, но тут Рокот поймал его, он снова рванулся — и покатился, свободный, по белым ступеням — и вдруг врезался затылком в твердое…
Темно и больно. Очень темно…
Он пришел в себя от тряски, открыл глаза: серое какое небо. Высокая гора до самых облаков. Елка корявая со скалы свисает, вот-вот грохнется. Небо страшное, плоское. Холодно. Пахнет дымом. А он лежит на пыльном сене в телеге с высокими решетчатыми бортами среди других детей. Мальчики и девочки, маленькие, как он сам. Кто-то спал, кто-то шмыгал носом. Все замурзанные и зареванные. Он потрогал голову сбоку, где так больно, подумал и заревел. Мужик-возница обернулся и показал кулак. Да, понятно. Извините.
Может, убежать?
А дорога мимо горы пустая, и сбоку дороги край в никуда, не видно, глубоко ли. И куда бежать? Обратно к Рокоту? Нужен он ему… Голова как болит.
Мир большой.
А спрятаться некуда.
Низкие, как будто дымные, облака над темно-зелеными, с рыжими пятнами, горами. Ветер горький, пахнет холодной землей и каменной пылью. Пару раз встретились возы с картошкой и свеклой. Возницы смотрели на их телегу, подхлестывали лошадей и — мимо. Наверно, дети тоже что-то вроде картошки? Он закрыл глаза. Уснуть бы, потом проснуться — и Утеха даст оладушков с медом… Он думал, с ним никогда ничего не произойдет. Все приключения в сказках, а он так и будет за высокими стенами сидеть… А оказывается.
В одной деревне с каменными, а то и вовсе вырубленными в горе домиками остановились на площади у колодца, и мужик громко что-то проорал несколько раз, про урожай. Подошли люди, посмотрели на них, ушли. Мужик ждал. Худая, трясущаяся женщина принесла маленького спящего ребенка, совсем младенца, в мешковине вместо одеяла, показала мужику. Тот помотал головой и махнул рукой. Женщина заплакала. Мужик достал кошель и она замолчала. Но мужик вынул только одну монету, предложил ей. Она опять зарыдала, прижала к себе ребенка и ушла. Зато пришла другая, в рваной юбке, привела сразу двоих. Девочку лет пяти и ковыляющего карапуза. Мужик присел и стал внимательно разглядывать детей. За девочку он дал три монеты, а за младшего только одну. Женщина сама посадила детей в телегу, потом что-то спросила у мужика, тот кивнул. Тогда она быстро бросила ведро в колодец, вытащила воды. Мужик дал ей жестяной черпак, и она напоила своих. Постояла — и стала поить всех. Вода была ледяной, но вкусной, стало чуть легче. Женщина сгорбилась и ушла. Мужик спрятал черпак в сено и они поехали дальше.
Горы отступили в сторонку, и вдоль дороги потянулись поля, поля, поля узкими полосками. Сжатые, пустые. В другом городишке мужик купил двух девчонок. В третьем — двух мальчиков и, подумав, толстого младенца. А потом принялся настегивать лошадь, и их затрясло так, что младенец заорал, а его затошнило. Потом младенец от тряски подкатился в своем свертке прямо к нему, уперся горячей головенкой в спину и замолчал. Затошнило сильнее, он еле перемогся — и разглядел впереди, под огромным серым пустым небом что-то странное. Какие-то огромные серебряные капли на земле и большое скопление людей, лошадей, телег. Длинные палки с цветными флажками.
Туда они и приехали. Мужик заплатил стражникам, получил большой жетон на веревке, повесил на шею, стегнул лошадь и въехал за низкий забор; ругаясь и крича, проехал сквозь толпу людей и встал с телегой между других таких же — с кучей мелких несчастных детей на каждой. Младенец опять завозился, заорал и описался — стало горячо и мокро сидеть, и закапало под телегу. Моча быстро остыла, сидеть стало холодно. Мальчишка с ним рядом тоже завозился — подтекло и ему. Младенец орал, но мужик не обращал внимания, а вытянув шею, высматривал что-то поверх толпы, вглядывался в сторону тишины. Там, куда он смотрел, стояла тишина, а толпа вокруг — шумела, но негромко. Взрослые говорили шепотом. Толпа вообще была странной. Все взрослые тащили за собой небольших, не старше его самого, детей или несли младенцев. Те дети, которых волокли в ту сторону, куда смотрел мужик, плакали и вырывались. Взрослые оттуда возвращались одни, смотрели в землю, несли монеты, пряча в одежде, некоторые плакали, некоторые смеялись и хлопали друг друга по плечам.
Постепенно толпа редела. День сваливался к вечеру, из-за туч над горами появилось низкое солнце, но оно не грело, а только мешало разглядеть те огромные серебряные капли, которые он видел, когда подъезжали к торгу. Он положил голову на ноющие руки, лбом на шершавые узлы веревки, закрыл глаза. Надо подумать, что же такое произошло… И больше занимал не мужик, в телеге которого он проснулся таким тупым, как картошка, а тот злой Рокот, чей голос он помнил из прошлого. Зачем он вытащил его из такой хорошей, такой красивой жизни? Отдал мужику? На «Урожай людей»? А Рокот — почему он был в саже? Почему рука была замотана тряпками, он поранился? Дрался с кем-то? Почему, испуганный чем-то насквозь, так ругал и кричал: «Беги, если жить хочешь?» Но он же не убежал, а упал?
И что, теперь тоже надо убегать? Или сидеть и ждать своей судьбы?
Он очнулся, когда мужик тяжело спрыгнул с заскрипевшей телеги. Толпы вокруг не было. Только у соседней повозки стояли люди. Спокойные. Красивые. Несколько важных и еще слуги. Важные были похожи на волшебников из длинных сказок, которые рассказывала Утеха. Вот бы она примчалась, отлупила бы всех, и важных тоже, веником, а его отвязала, схватила бы на руки и утащила домой… А он бы держался за ее шею и ревел… Он шмыгнул носом.
Хозяин соседней повозки поочередно стаскивал мелких пленников на землю и предъявлял волшебникам. Те начинали разглядывать, тыкали иголочкой в палец — дети взвизгивали — и капали кровью на черное стеклышко в странной железной книжке. Потом детей забирали слуги, совали в рот какие-то сладости, а в руки — игрушки. Его затошнило. Зачем спокойным людям замурзанные дети, которые даже своим родителям не нужны, раз они их продают? Голова болела все сильнее.
Соседская телега, опустев, уехала прочь. Мужик встал на колени и ткнулся лбом в землю. А когда ему велели встать, лоб так и остался пыльным. Мужик снял с шеи и протянул слугам волшебников жетон. Потом и вытащил из телеги сидевшего впереди мальчишку. Второй была девочка, маленькая, ей проткнули иголкой крошечный пальчик, а она даже не заплакала, только замерла, как птичка. Ее забрали — служанка в белом подняла на руки и унесла. Он хоть разглядел, куда — в самую большую из серебристых капель. Зачем волшебникам чужие дети… А если они их… едят?
Одна из малых серебристых капель вздрогнула и плавно-плавно начала подниматься. Поднялась, развернулась — и вдруг стремительно, быстрее птицы, понеслась высоко в небо, высоко-высоко, выше низкого солнца… И исчезла в синеве.
Хозяин отвязывал мальчишку рядом. Тот ничего, не ревел, тоже смотрел, куда улетела серебристая капля. Сам протянул руку, чтоб укололи. Волшебники что-то отметили на жетоне хозяина, а мальчишку увели, наговаривая успокаивающе.
Внутри все остыло. Он заметил, что волшебники на него смотрят пристально, не как на других. Сблизив головы, тихо перебросились словами. И все стали смотреть только на него. Его даже из телеги не стали вытаскивать, ухватили за руку и ткнули в палец остренькой штучкой. Выдавили капельку крови, мазнули пальцем по черному окошечку в железной книжке. Та тихо заурчала. И вдруг пиликнула. Ни у кого не пиликала. Спокойные склонились над плашкой. Мужик попятился. Что значит это пиликанье — плохая кровь?
Его снова схватили за руку, выбрали палец и стали протирать его холодной и вонючей жидкостью, снова ткнули острым, и это было куда больнее, чем в первый раз. Мазнули кровью по чистому черному окошечку. Книжка заурчала. Все молчали. И она не стала пиликать — она взвизгнула! А черное окошечко вдруг вспыхнуло золотыми буковками, буковки побежали быстро-быстро, живые какие! Все они, склонившись друг к другу, заговорили. Один спокойный что-то громко непонятно сказал. Мужик упал на колени и, прижимая руки к груди, в чем-то каялся, тыкаясь лбом в пыль. А его самого слуги в белом поманили к себе, и он закопошился в сене, выбираясь. Когда встал, осторожно сняли и поставили на землю.
Около мужика появились стражники, а перед ним присел откуда-то подошедший другой волшебник, которому все слегка поклонились. Стало стыдно, что весь в сене, штаны мокрые и воняют младенческой мочой. И задница чешется от мочи и краски… Волшебник спросил:
— Ты кто такой и откуда?
С другими детьми они не разговаривали. Он подумал, посмотрел на низкое солнце над горами и ответил:
— Я не знаю.
Волшебник поднялся, и минуты три все они совещались, потом кивнули, и стража звякнула мечами и куда-то увела мужика.
Кто-то потрепал его за волосы:
— Ну что, пойдешь к нам жить?
— На небо?
— Да.
— А они? — он оглянулся на телегу с оставшимися детьми.
Все переглянулись.
— Мы позаботимся. Не беспокойся.
Важный волшебник сам взял за руку и привел в большую каплю, в помещение, полное грязных детей. Там стоял водяной пар, слышался плеск и детские голоса. Но никто не орал, ни от боли, ни от страха. Дети полусонно играли в раскиданные на вытоптанной траве игрушки. На траве? Он заметил, что серебристые стены — это тонкий материал, прикрепленный к вбитым в землю штырям с кольцами. Он на картинках в книжках видел, что так ставят шатры. Значит, это всего лишь большой шатер? А как же он улетит на небо? По ногам дуло… В другом помещении водяной пар клубился гуще, и возились взрослые, отмывая детей на столах и в больших чанах, будто овощи для супа.
Но его повели дальше. В отдельный закуток, там посадили на теплый стол. Ну, может, правда никого не съедят… Даже бояться сил нет, голова болит и в глазах темнеет. Надо держаться. Он поковырял столешницу — это и не камень, и не дерево… Он хотел лечь и уснуть, прямо на столе, но волшебник не дал. Скоро подошла хмурая женщина-волшебница и сразу спросила:
— Когда ударился головой, сознание терял?
— Что терял? А-а, да. Меня кто-то тащил, но я не мог проснуться… Я хочу пить.
Волшебница подала прозрачную бутылочку с водой, волшебник помог открутить крышку.
— У тебя сотрясение мозга. Тебе нужно будет полежать, пока поправишься.
— Я полежу, — согласился он, попив водички. — Давайте я прямо сейчас пойду и полежу…
— Еще немножко потерпи. Надо сделать укол с лекарством. Не будешь отбиваться? Голова зато перестанет болеть.
— «Укол» звучит страшно. Но я буду храбрым, — вздохнул он.
Он смотрел, как доктор заряжает лекарством маленькое прозрачное устройство с иголкой. А иголка и не иголка вовсе, а длинная тонкая-тонкая трубочка с остро скошенным краем…Они воткнули иголку в задницу, сбоку!! Потому что задница у него самое мягкое и толстое место! Но вообще-то не так и больно… и не страшно. Разрешили бы уже поспать, а не хвалили так громко…Глаза закрывались. Он чуть не уронил бутылку.
Волшебник взял на руки и понес. Пахло от него ни на что не похоже, хорошо. Это ведь важный волшебник, ему ведь все немножко кланялись, и — чего он сам с ним нянчится? От него вон все еще дымом пахнет…
По серебристым узким коридорам волшебник вынес наружу, под красивое вечернее небо. Ветер нежно погладил лицо и босые ноги. Пахло мятой травой, землей, осенью и незнакомыми, какими-то железными запахами. Они приближались к совсем небольшой серебряной капле. Сквозь полупрозрачную крышу внутри было видно большие кресла и колючие цветные огоньки.
— Сейчас мы полетим на небо.
Он крепче прижал бутылку, когда серебряная капля сама открыла сбоку широкую дверку, и согласился:
— Давай полетим. Все равно я тут никому не нужен.
— А ты не боишься?
— Нет. А это… Это такая небесная повозка?
— Да. Мы с тобой полетим на другую… Небесную повозку, очень-очень большую. Целый небесный город.
— А ты там будешь со мной?
— Буду. Потому что ты не такой, как другие детки, я хочу сам за тобой присмотреть, — он посадил его в маленькое мягкое сиденье, прикрепленное к большому, пристегнул широкими ремешками: — Не бойся вообще, договорились?
— Как на вашем языке называется такая маленькая повозка?
— Ял. Тебе удобно? Все хорошо видно?
— Мне вообще хорошо. Голова даже не болит.
Волшебник сел рядом в большое кресло, и ял закрыл дверку. Он помолчал, глядя на совсем близкую истоптанную траву за стеклом:
— На небо — это навсегда?
— Это мы потом будем вместе решать.
— Почему… Почему я имею значение?
Волшебник вздрогнул и посмотрел в глаза. Он пожал плечами:
— Я мал, чтоб решать.
— Потому что ты необычный. Вообще непонятно, откуда такой взялся. Кто твои мама и папа?
— У меня нету. У меня только нянька была, Утеха.
— Все это странно. Ладно, расскажешь потом. Ну, полетели?
— Полетели, — все в нем на миг больно сжалось от радости и от ужаса.
Внизу под полом тихонько забормотало, потом загудело, и трава снаружи ушла вниз и вдруг превратилась в огромное поле с несколькими серебристыми, большими и малыми каплями, вокруг которых двигались точки-человечки и черточки-лошадки с тележками. Горы вокруг в самом деле были синими-синими.
— Так видят птицы! — обрадовался он. — Или ветер! Ой…
— А скажи хоть, ребенок, как тебя зовут?
— Никак, — он вытянул шею изо всей возможности, чтоб видеть отдалявшуюся землю.
— Нет имени? Странно.
— Всех зовут, а меня — не зовут. Нету имени.
С краев круглое поле внизу расширялось ленточками других полей, темными, шершавыми от леса горами со светлыми, чуть позолоченными низким солнцем верхушками и страшными провалами ущелий — и все это страшно падало в огромный голубой колодец. Он перестал различать и полоску дороги, и серебристые капельки. Близко пронеслась назад и вниз вершина горы: куски камней в жухлой траве, кривые деревья и никого-никого. Впереди вставали голые серые скалы в осыпях и разломах — там-то точно тоже никого нет. Только ветер. Стало так грустно, пусто и страшно, как будто бы он оказался вон на том голом куске скалы страшно высоко надо всем живым миром. Вот бы узнать, где сейчас Рокот. Но он не разрешил себе думать о Рокоте.
— А это… Это облака? Они… Они мягкие? А, они — водяной пар… Они теплые или холодные?
— Холодные. Как же звала тебя нянька?
— Малыш. Еще Молчун. Ну, еще Наказание. Когда уж ей со мной совсем было никак. А почему там внизу все стало голубое? Такой туманчик?
— Это воздух. Когда его так много, он кажется голубым. Малыш, а как же нам тебя звать?
Он посмотрел в глаза волшебнику. Глаза были цвета орехов, добрые. И жалели. Он растерялся:
— А где берут имена? А как мне тебя называть?
— Зови «Женя». Меня так родители назвали. Обычно они имена и дают. Ты вообще не помнишь родителей?
— Нет. Кто такое «родители»?
— «Кто такое»… Ты вообще никого родного не помнишь?
— Брат — это родное?
— Да.
— Тогда… Помню такого… Какого-то брата. Но он говорил, что какая разница, брат или не брат… И меня схватил… Потащил… А потом я упал, ушибся, — он невольно потрогал шишку. Какая смешная голова, когда совсем босиком. Холодно только. — Я жил в таком месте… Ну, две комнаты и садик. А вокруг еще замок с башнями, но выходить нельзя… Ой, ой!! Смотри! А земля-то круглая! Она шарик!! Она — шарик!!
— Планета.
— Планета, — послушно повторил он. — Голубая… И светится… Я хочу такой шарик. Какое все… Большое… Очень большое…
Голова опять заболела. И шишка. Наверно, лекарство перестает действовать. Искорок чего-то не появилось. Нет, вот одна, ползет по ладони. Наверно, краска как-то им повредила. Он попил воды, разглядывая бездонный мрак с редкими далекими звездочками далеко-далеко. Но Женя ведь не боится? И вон еще серебряный кораблик:
— Тоже летит кто-то.
— Это транспорт с детками. Летит вон, к большому кораблю. Да вон, вон, выше смотри, через крышу!
Большой корабль был в самом деле — большим. На что он похож? И не понять. Он смотрел, смотрел, потом сник. Глаза не могли больше смотреть, а голова — думать. Мир что-то чересчур большой.
— Женя. Женя. Ты научишь меня знать, как это все…Называется?
— Научу, маленький, конечно.
— Я так устал, что глаза не смотрят… Я хочу смотреть… И не могу…
— А ты закрой глазки. И поспи немножко. Нам еще долго лететь.
— Женя. Зачем вам столько деток? — глаза закрылись. — Это и есть «Урожай людей»? Женя, я не сплю, я слушаю.
— Зачем нам столько деток… Ну, так скажем, наше небо — это мир очень… Очень мужской. Тут мало женщин, еще меньше детей. Поэтому мы берем хороших деток там, где ими…Могут поделиться. И растим их, и обучаем, как нам надо. «Урожай людей», ну надо же. Нет, в этот раз мы брали не всех, а только тех, которых люди сами отдавали. Иногда среди деток попадаются вот такие золотые рыбки, как ты.
— Который вроде бы брат, говорил, что я странный… Я думал, что я плохой… А я рыбка… Не понимаю, — он открыл глаза и опять увидел огромное металлическое с огоньками, а вокруг черная-пречерная пустота. — Женя, а ваш город летает по небу?
— Не по небу. А вот, видишь всю эту бесконечную пустоту между планетами и солнцами? Вот мы и странствуем между планетами людей. А когда прибываем к такой, где нужна наша помощь, то живем долго и стараемся помочь.
Он проснулся в ни на что не похожем синем месте. Совсем синем и круглом. Ничего не было слышно, ничем не пахло, ничто не двигалось. Он сел и обнаружил себя в кроватке, стоящей посреди этого синего круглого пространства. Синий этот свет был тяжелым, успокаивающим, лечебным, не злым, но все равно каким-то страшным. Он залез под одеяло и сел, поджав ноги, укутался, чтоб только глаза наружу, и замер столбиком. Что это за место? Пахнет все странно. Сколько всего ужасного и непонятного произошло. И очень хочется пить. И кушать. И писать. Он крепился-крепился, но все-таки не выдержал и заплакал. Он хотел, чтоб немедленно появилась нянька Утеха с кружкой морса и какой-нибудь глупой сказкой… Вспомнив Утехино ворчание и свет ночника, он заревел в голос. Утеха мчалась на такой рев всегда со всех ног.
Правда, иногда мчаться было некому, по ночам Утеха ускользала за двери — тогда хоть заорись, хоть весь на слезы изойди. Он, впрочем, быстро отучился орать, потому что Утеха сказала, что людоеды быстрей находят тех, кто орет, чем тех, кто прячется тихонько под одеялком. Бывало, втискивал мокрое лицо в подушку и не дышал, пока круги радужные в темноте не полетят… А вдруг тут тоже есть людоеды… Синие и невидимые… Он сунул в рот край одеяла, крепко укусил и замолк.
Открылась ярким прямоугольником дверь и вошла чужая служанка в белом платье. Он разглядел незнакомое, но доброе лицо, выплюнул одеяло и заревел снова. Служанка погладила по одеялу и протянула знакомую бутылочку с водой. Пока пил — пришлось молчать. Но водичка быстро кончилась, и он заревел снова. Служанка посмотрела, подумала, ушла — он заревел изо всех сил. Она вернулась и принесла горшок. Ну, или наверное — горшок? Он замолк, вздрагивая. Она поставила посудину на пол у кроватки и сделала вопросительно-приглашающий жест. Он кивнул и выпутался из одеяла. Она помогла выбраться, помогла расстегнуть одежку, которую он забыл, как расстегивать. Он вообще-то давно уже писал стоя, но сейчас сел на горшок, как маленький, и писал долго-долго, всхлипывая и вздрагивая.
А потом наступило утро.
Врачи сделали больно один только раз, когда брали кровь не из пальца, а из вены. Но он не ревел, и за это ему дали игрушку — маленький-маленький, в кулак спрятать, тяжеленький ял, совсем как настоящий. И еще они разрешали трогать, что можно, и давали посмотреть и послушать в свои специальные умные трубки. И теперь он знал, как выглядят косточки в ладошках и ступнях, как устроена коленка, а что в животе — то все непонятное и булькает. И еще они так полечили его шишку на голове, что она почти исчезла. Потом принесли и помогли надеть красивую одежду. Сорочка синяя, мягкая, штаны белые, короткие, но столько карманчиков, ремешков, штучек… А на ноги невесомые синие башмаки на толстой белой подошве. Крошечный ял за храбрость он спрятал в карман. Какие замечательные штаны.
А потом пришел Женя, улыбнулся, и сразу стало не надо быть храбрым.
— Пойдем, — Женя взял за руку и повел вовне, в длинный коридор с железными стенами и какими-то очень красивыми узорами на полу. — Как дела?
— Я был храбрый, — он сунул руку в карман и проверил, как там ял. А еще Жене нравится, когда говоришь умные вещи, и он сделал неуверенную попытку: — Женя, я посмотрел, как устроена коленка. И ладошка… Косточки такие маленькие, их двигают такие… такие волоконца… — что-то не очень получилось сказать что-то умное. — Мы пойдем кушать?
— Конечно. Уже идем. Запомни, никуда не ходи один.
— Вы меня тоже будете ото всех прятать?
— В первое время — да. Потому что ты особенный. А я теперь официально и юридически твой наставник.
— «Наставник» понял, «циально» и «дически» не понял… — он не сдался: — Нет, понял. Это значит по всем правилам?
— Да, по всем правилам, — Женя ввел в небольшое непонятное помещение, потом в другое, где было светлее, и узоры по стенам и потолку переливались золотым, серебряным, изумрудным светом — полоски, дуги, круги… Его искорки тоже умели танцевать кругами и волнами, если сосредоточиться… Женя взял его за бока и посадил на высокий стульчик за стол. — Садись.
Он все смотрел и смотрел на узоры на стене. Чуть-чуть закружилась голова. Глаза у Жени были добрые, хоть и очень-очень внимательные, просто насквозь. Как будто он видит, что у него в животе и как коленки устроены… Он спросил:
— Женя, что будет дальше?
— Сам не знаю, — сказал Женя. — Ты родился внизу — но внизу такой, как ты, не мог родиться.
— Почему?
— У тебя в крови… Наше волшебство. И, в общем, я догадываюсь, откуда.
— Утеха говорила, моя мама была волшебницей, — служанка перед ним поставила тарелку с чем-то интересным. Он маленькой ложкой утащил в рот кусочек непонятного. Вкусно. Творог и ягоды. — Я что ли тоже волшебный?
— А ты волшебный?
Он потрогал одним пальцем ложку, чтоб проверить свое волшебство, и сразу увидел в уме красную лаву расплавленного металла, которую тоненькой струйкой разливают в какие-то стаканчики с пустотой в форме ложек внутри. Слегка испугался.
— Не знаю. Я умею вот так… — поставил ложку на черенок и стал ловить равновесие. Поймал. Полюбовался. Но тут Женя удивленно вздохнул, и ложка грохнулась, забренчала. Он прижал ее: — Это не волшебство. Женя, а там внизу много детей осталось, никому не нужных, потому что они не волшебные?
— Мы работаем над тем, чтобы внизу тоже была хорошая жизнь. Это ведь наша планета. Это мы ее заселили тысячу лет назад. Люди внизу — потомки первопоселенцев. Такие же, как мы. Наши родственники. Поэтому их детей можно обучать. Но мы берем сильных, потому что учиться трудно.
Он не слишком хорошо понял, что сказал Женя. Вспомнил, как спокойные волшебники на огромном торжище среди гор забирали из телег детей хороших и крепких, а худых и жалких оставляли. Посмотрел на переливающиеся линии. Вздохнул.
— Ты сам потом решишь, оставаться тут или вернуться, — Женя отодвинул свою чашку с чем-то черным, пахнущим горько. — Не будем торопить события. Но ты… Ты необычный. Поэтому будешь при мне. Давай-ка, расскажи мне, что помнишь. Это брат тебя отдал ведьмам?
— Я не знаю. Он меня разбудил рано утром. Пахло дымом. Он кричал, чтоб я бежал быстрее, если хочу жить. Но я упал и ушибся, — он потрогал все еще больное место на голове: — Бах! И темно. Что-то внутри будто разбилось. И проснулся — а тут ведьмы. Но я… Нет, я не был храбрым. Я ревел.
— Скажи, а тот мужик с телегой издалека тебя вез? Сколько дней?
— Полдня. А до этого ведьмы меня долго красили… — он взял пустое блюдце и поставил его на ребро.
Женя замер. Блюдце стояло. Он полюбовался, взял блюдце и осторожно поставил как надо — чтоб само не упало. Женя тихонько спросил:
— Ну вот как ты настолько контролируешь моторику, а?
— Что я?
— У тебя волшебные руки.
— Просто надо сосредоточиться.
Но у Жени блюдце никак не хотело стоять на ребре. Женя отставил его и вздохнул:
— С какой стороны светило солнце, когда тебя везли к нам?
— Я не видел. Облака были.
— Полдня… Ага. Ну, единственный замок поблизости — это… Ох. Тогда все сходится. Пожар там был?
— Дымом пахло, да… Но огонь я не видел… Значит, где я жил, этот замок называется «Ох»?
— «Ох» значит, что там все сложно… Как зовут твоего «вроде бы брата»?
— Рокот.
— Рокот?!
— Он еще мальчик. Но его все слушаются.
Женя опять потер лоб:
— Тогда все ясно… Знаем мы одного Рокота. Который правит своим игрушечным княжеством, вместо того, чтоб наконец заняться делом… А может, ты и есть та причина, по которой он сидел в Синих Горах? Если ты его брат… Тогда ты не просто золотая рыбка, ты… Целый золотой кит. Но почему ж Рокот ни словом не упоминал о тебе? В самом деле прятал от нас? Так. Хорошо… Ты наелся или еще хочешь? Все? Давай руку, пойдем домой. Глаз с тебя не спущу теперь.
Они прошли совсем недалеко по узорчатому коридору к большой двери, и Женя сказал:
— Я тут живу. Можно сказать, это мой замок.
Дверь отворилась в большой круглый зал, в центре которого росло золотое дерево. Ему захотелось вокруг побегать, но Женя сказал, что «потом» и «еще надоест». И добавил:
— Вот главное, смотри, через дверь, что мы вошли, никогда не выходи один. А тут играй сколько хочешь.
— Ладно. Женя, а ты на небе родился или на земле?
— Тут. Так, маленький, вот твое помещение.
Женя открыл перед ним дверь и мягко подтолкнул вперед.
Там было красиво и светло. Потолок светился мягкими золотыми и серебряными узорами, стены были белые, впереди — огромное окно, за которым ночь с далекими-далекими звездочками. Сбоку какое-то сооружение с блестящей лестничкой наверх, стол, белый стульчик. Он подбежал к окну, потрогал, посмотрел:
— Женя, мне показалось, что это окно!
— Это экран. Сейчас он показывает то, что снаружи города. Вот погоди, город повернется, и ты увидишь и солнце, и планету. Окна тут быть не может, потому что мы глубоко в середине. А вообще этот экран будет нам показывать все, что мы захотим.
— Когда?
— Завтра. Обвыкнись сначала. Голова не болит?
— Нет.
— Смотри, вот эта лесенка наверх ведет в кроватку. Не побоишься спать наверху?
— А я залезу можно!!
— Лезь. Ботинки сними.
Он забрался наверх и обнаружил белые одеяла и подушки. Пахнет чистотой. Ничего интересного. Сообщил оттуда:
— А Утеха вышивала на подушках только дурацкие цветки…
— Ты что, ревешь там?
— Нет…
— Не реви.
— Я не реву.
— Ну, слезай. Няньки у тебя не будет. Я только сегодня с тобой так долго, чтоб ты привык… У меня много работы, поэтому часто будешь сидеть один, но если что — нажимай вот эту кнопку и зови меня. Понял? Сам будешь о себе заботиться. Всех забот — играй да учись.
Он слез и спросил:
— Женя, я золотой кит почему?
— Умный не по возрасту — наследственность сказывается. Интересно будет воспитать тебя, как надо. Ты… Просто подарок. Поэтому я и взял тебя под присмотр.
— Ладно, — согласился он. — Я замучился сидеть с нянькой. Буду подарком. Что надо делать?
— Учиться много и многому… Кстати… — Женя встал, открыл ящик стола и вынул белые листы и карандаши. — Ты любишь рисовать?
— Иногда люблю, когда дождь…
Он забрался на стул с колесиками, взял красный карандаш. Вторым, в левую руку он взял изумрудный, самый красивый. Нарисовал траву с тенями и низкое солнце, как вчера, потом взял желтый и оранжевый и стал рисовать облака. Женя спросил тихонько:
— А ты всегда двумя руками рисуешь?
— Так лучше. Женя, тут нет такого цвета, какого была лошадь…
— Ты пока порисуй, чем есть. Малыш, вот что… Рокот твой мне покоя не дает. Ты не забоишься один? Про кнопку помнишь? Я пойду, проверю, что там слышно о твоем Рокоте и принесу еще карандашей.
До того, как вернулся Женя, он успел дорисовать лошадь. Загрустил. Нарисовал волшебного барса. Перестал понимать, хочется ли жить на небе, где нет лошадей и барсов, и быть подарком и золотым китом. Вот если бы Рокот был настоящий брат, а не «вроде бы», тогда, может, и не захотелось бы, а так… Тут интереснее, чем сидеть и видеть небо только в квадратике меж четырех стен. Он посмотрел на экран и потер лоб: да тут и вовсе неба не видно!
Женя вошел — беспокойный, резкий, совсем не такой, каким уходил. Заглянул через плечо:
— Хорошо рисуешь как. Малыш, а ты Рокота только вот тем утром видел?
— Да.…Женя. А вдруг он убился…
–…Почему ты так думаешь?
— Он хотел от вас в обмен на урожай людей волшебную бомбу, чтоб взорвать, и все стали друг другу свои.
— По сути верно. Но это не бомба, а… Устройство такое. Он его включил, да. Машина мира. Она работает, излучение идет, война в горах останавливается, наступает мир. Сгорела соседняя башня, не та, где машина. Но сам-то он пропал.
— Что?
— Пропал твой Рокот, малыш.
— Пропал?
— Исчез. Никто найти не может.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Злое Лето предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других