История международных отношений. От древности до современности

Ольга Александровна Ковалева

Учебник посвящен истории международных отношений с древнейших времен до 2017 года. В нем представлен результат систематизации и обобщения событий и проблем международных отношений и международной политики, начиная с периода их формирования до настоящего времени. Адресован студентам, обучающимся по направлениям подготовки «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение» и «История», а также всем, кто интересуется проблемами международных отношений и внешней политики.

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава I. Предыстория международных отношений: эпоха Древнего мира

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История международных отношений. От древности до современности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I

Предыстория международных отношений: эпоха Древнего мира

1.1. Международные отношения на Древнем Востоке

1.1.1. Межродовые и межплеменные отношения

Еще задолго до формирования первых государств различные родовые и племенные сообщества, сталкиваясь между собой, были вынуждены формировать некоторые правила общения. Эти определенные правила, закрепленные в обычаях, и регламентировали первые «международные» отношения. Уже в ту эпоху люди осуществляли натуральный обмен, совершали набеги, вели войны и отправляли друг к другу своих представителей. К сожалению, еще не было письменности, поэтому восстановление обычаев общения между родами и племенами довольно затруднено. Однако записки известных ученых XVIII–XIX вв., имевших возможность наблюдать жизнь американских индейцев, австралийских и африканских аборигенов изнутри в практически не затронутых цивилизацией отдаленных уголках Земли, дают нам возможность восстановить основы межродового и межплеменного «права».

Наиболее раннюю их форму нам дают возможность восстановить записки австралийских ученых Б. Спенсера и Ф. Гиллена. Австралийские аборигены селились группами в 30–60 человек, в которых ведущая роль принадлежала «колдунам», старцам, обладавшим большим жизненным опытом. Каждое такое сообщество занимало определенную территорию, способную его прокормить, внутри которой оно вело бродячий образ жизни, охотилось, собирало плоды и растения. В целом группа имела представления о границах своей территории, но иногда заходила на чужую охотничью территорию, что, естественно, приводило к конфликтам. Обычно следствием такого «вторжения» становились переговоры, на которых решался вопрос о границах и условиях охоты.

Группы поддерживали между собой отношения и довольно часто устраивали совместные мероприятия. Ими могли быть межплеменные собрания по случаю удачной охоты, брачных торжеств, проведения обрядов эмансипации, т. е. получения юношами статуса взрослого члена сообщества. Видимо, подобные собрания и лежали в основе в дальнейшем сформировавшихся международных отношений.

Впрочем, отнюдь не всегда именно радостные поводы приводили к встречам. Поскольку австралийские аборигены, как и любые первобытные люди на данной стадии развития, верили, что причиной многих явлений, в том числе недугов и несчастий, является колдовство, то, естественно, подозрения в наведении «порчи» падало в первую очередь на «чужих». По описаниям ученых, группа выбирала посланцев, которые направлялись к старцам соседней группы для переговоров. Далее эти посланцы обращались напрямую к человеку, которого подозревали в колдовстве, и, задабривая подарками, стремились убедить его взять колдовство обратно. Если вслед за этим человек выздоравливал, считалось, что переговоры прошли успешно, в противном же случае прибегали к правилу «зуб за зуб, глаз за глаз».

Реконструкции следующего этапа «международных» отношений помогают записки исследователей и путешественников, живших среди индейцев Северной Америки, находящихся в XVII, XVIII и начале XIX в. на этапе родового строя.

Пожалуй, одними из самых развитых являлись многочисленные племена ирокезов, имевших некоторое подобие общественных органов для поддержания отношений с соседними племенами. В начале XIX в., согласно запискам Льюиса Моргана, в ведение советов вождей попадал широкий круг вопросов, среди которых были вопросы об охоте, мирных отношениях, оборонительных или наступательных союзах против третьего племени. Совет объявлял войну, заключал мир, а также принимал и отправлял посольства.

Отправляемые советом к соседям посланцы имели особые отличительные знаки, например головные уборы или повязки. Личность посланца, несущего «ветвь мира», считалась неприкосновенной, ему нельзя было причинять вреда. Более того, существовали очень развитые ритуалы принятий таких послов. Их сажали в общий круг старейшин, члены которого «вкруговую» выкуривали трубку мира. Затем следовали довольно длительные переговоры. В условиях первобытной демократии решение совета старейшин должно было одобрить собрание всех членов племени, т. е. воинов.

При заключении договора в присутствии жрецов обеими сторонами произносилась клятва, скрепляемая обрядами побратимства. Широко известен обычай обмена кровью. Каждый из сидящих вокруг костра резал себе руку и сцеживал свою кровь в общую чашу. Затем из нее все по очереди отпивали по глотку. Согласно первобытным верованиям обмен кровью знаменовал вступление в кровное родство, нарушение которого являлось особо тяжким преступлением. В условиях отсутствия письменности, старейшины выучивали заключаемый договор в малейших деталях наизусть и часто передавали из поколения в поколение.

Конечно, формируемое представление о первых межродовых и межплеменных отношений на основе материала XVII–XIX вв. не является идеальным. Но в целом, учитывая общую логику развития человеческих сообществ, можно говорить о довольно полной реконструкции основ отношений, при этом не забывая о существовании их особенностей в деталях.

1.1.2. Общая характеристика международных отношений на Древнем Востоке

Для международных отношений на Древнем Востоке было характерно:

• восприятие закрепленных в обычаях и договорах норм межплеменного права;

• рассмотрение обычая в качестве основного источника международного права;

• регионализм межгосударственных отношений;

• сильное влияние религиозных норм;

• стихийность и отсутствие институциализированности отношений;

• в качестве основных субъектов международных отношений выступали не столько государства, сколько их правители.

С возникновением первых государственных образований на Ближнем Востоке в IV тысячелетии до н. э. постепенно начинают закладываться международные отношения, в основу которых легли межродовые и межплеменные обычаи взаимоотношений. Почти все первые государства зарождались в долинах великих рек, без которых само существование крупных организованных человеческих сообществ было проблематично. Эти новые формы человеческого общежития должны были выстраивать не только отношения между собой, но и с окружающими их народами. Постепенно в государственной политике начинает выделяться особая сфера — внешняя политика, без успешного проведения которой было бы крайне затруднено существование и развитие самого государства. Ближний Восток представлял собой довольно густонаселенный регион: государства в Месопотамии, Египте, Сирии, Палестине не только были заинтересованы оградить себя от вмешательства соседей, но и в борьбе за ресурсы стремились воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику соседних стран, привести к престолу своих ставленников. Причем по мере роста государств и нарастания столкновений попытки вмешательства становятся все более частыми и принимают все более разнообразные формы. Постепенно появляются и новые игроки в межгосударственных отношениях — союзы государств.

Между тем следует выделить и основные нормы, пусть еще и не дошедшие до стадии институциализации, но постепенно приобретавшие постоянство.

Основные средства ведения внешней политики

На территории Древнего Востока основными средствами ведения внешней политики были войны и применение насилия в отношении соседей. Поскольку правил ведения военных действий еще не существовало, то военные столкновения часто принимали форму ничем не ограниченного насилия. На территории древних государств Ближнего Востока по отношению к врагу допускались любые методы принуждения, да и сами враги подчас рассматривались как ущербные люди. Иностранцы даже в мирное время не располагали правовой защитой на территории другого государства и были абсолютно бесправны.

Первые попытки выработки правил ведения войны были предприняты на территории Южной и Восточной Азии во II–I тысячелетиях до н. э. Наиболее развитые обычаи права войны характерны для Древней Индии. Частично они дошли до нас в «Законах Ману» и «Артхашастре». Конечно, война не была вне закона, но тем не менее ее ведение было подчинено определенным правилам. Все культовые сооружения пользовались неприкосновенностью. Во время военных действия нельзя было убивать служителей культа, стариков, детей и женщин. Предпринимались и первые попытки разработать особые правила ведения войны на суше и на море. Похожие нормы ведения войны складывались и в Китае.

Дипломатия как особое искусство

Одним из наиболее ценных источников для реконструкции системы международных отношений Древнего Востока является сборник индийских законов Ману, вероятно, составленных в I в. до н. э., но дошедших до нас в более поздней версии I в. н. э.

В «Законах Ману» содержатся многочисленные постановления, касающиеся международного права, военного дела и торговли. Из этого свода законов видно, что древние индусы чрезвычайно большую роль в отношениях с соседними государствами уделяли дипломатам. Именно от деятельности этих лиц и зависел успех внешней политики. Дипломат должен обладать исключительными качествами. Он должен быть почтенного возраста, обладать отличной памятью, иметь хорошее образование и красноречие, быть проницательным и способным располагать к себе людей. Более того, он должен прекрасно разбираться в людях и их психологии, по одним лишь жестам и мимике лица уметь распознавать их намерения.

И хотя войне уделяется важная роль, но именно дипломатия стоит на первом месте. Главной целью дипломата является предотвращение войны и заключение мира. В «Законах Ману» говорится: «Мир и его противоположность зависят от послов, ибо только они создают и ссорят союзников. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят между царями мир или война». Дипломат осведомляет своего государя о намерениях и планах иностранных правителей. Тем самым он предохраняет государство от грозящих ему опасностей.

Переписка между правителями как форма поддержки межгосударственных отношений. Появление письменности способствовало интенсификации связей как между отдельными государствами, так и между их правителями. Долины великих рек Ближнего Востока — место рождения первых государств. Уже в середине III тысячелетия до н. э. существовала переписка между правителями различных шумерских государств, раскинувшихся вдоль течений Тигра и Евфрата. Впрочем, учитывая то, что переписка велась не между государствами, а между их правителями, многие из которых рассматривали свои государства в качестве принадлежавшего им хозяйства, называть эту форму поддержания отношений международной и межгосударственной можно лишь условно.

Судя по дошедшим до нас посланиям, на территории Ближнего Востока между правителями были установлены правила общения в соответствии с рангом царей. Равные между собой правители независимых государств называли друг друга братьями, правители же рангом ниже, например главы Сирии и Палестины, именовали себя собаками, а тех царей, от которых они зависели, например египетского фараона или хеттского царя, господами. Обычно послания сопровождались подарками, игравшими особую роль в дипломатии того времени. Не меньшую роль в укреплении связей играли и династические браки. Ближневосточные правители охотно отсылали своих сестер и дочерей правителям соседних государств, рассматривая это как меру укрепления дружеских отношений. Исключением из этого правила был Египет, в котором запрещался брак представительниц правящей династии с иностранцами, поскольку в этом случае египетские законы давали право иностранному правителю претендовать на египетский трон.

Опережавшие других в своем развитии города Двуречья способствовали распространению обычаев поддержания международных отношений, которые со временем приобретали форму международного обычного права. Способствовал этому и аккадский язык, который становился языком международного общения стран Ближнего Востока. Аккадскую клинопись восприняли сирийцы, палестинцы, египтяне и хетты.

Бурные международные связи и постоянная переписка требовали развития архивной службы. Таким образом, в крупнейших государствах Ближнего Востока уже к середине II тысячелетия до н. э. были созданы дипломатические архивы, среди которых наиболее известен архив фараонов, расположенный в Эль-Амарне, на месте столицы фараона Эхнатона, а также архив хеттских царей, расположенный в Хаттусе (Богаз-Кёе).

На сегодняшний день самым древним международным соглашением считается договор, заключенный между правителями месопотамских городов Умма и Лагаш около 3100 г. до н. э. В договоре была обозначена государственная граница, а также оговаривалась возможность арбитражного суда в случае возникновения каких-либо споров. Но наибольшее распространение система договоров получила в Хеттской державе. В отличие от египтян, хетты охотно оформляли свои отношения договорами даже с зависимыми от себя правителями.

Впрочем, переписка отнюдь не означает наличие институциализации международных отношений. Вся переписка имела «случайный» характер, да и постоянных представителей при дворах чужеземных государств, как правило, не существовало. Посланец отправлялся «по случаю», более того, быть посланцем правителя хотя и было почетно, но при этом он чрезвычайно рисковал. Рассчитывать на помощь своего государя посол не мог. Частенько он, лишенный правовой защиты в иностранном государстве, становился заложником. Лишь в случае дружеских отношений между государствами его жизнь на чужбине была в относительной безопасности.

1.1.3. История развития международных отношений на Древнем Востоке. Период египетского и хеттского преобладания

Основную роль в международных отношениях Ближнего Востока долгое время играл Египет, являвшийся самым крупным и централизованным государством региона.

Уже в эпоху Древнего царства (3200–2250 до н. э.) египтяне проводили довольно активную внешнюю политику, посылая торговые и дипломатические экспедиции к окружающим их народам. Особо их привлекала страна Пунт, расположенная на побережье Красного моря. Отсюда торговые караваны доставляли рабов, слоновую кость, ценные растения и редких животных. Дошедшее до нас «Наставление Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» свидетельствует о том, что в эпоху Среднего царства (ок. 2250–1710 до н. э.) среди наиболее почетных профессий выделялись специальные посланники, в ведение которых входило налаживание и поддержание отношений соседними народами.

Международные связи Египта были весьма обширны и включали в себя отношения с государствами Месопотамии, державой хеттов, правителями Палестины и Сирии, Критским царством и более мелкими островами Эгейского моря. Для поддержания столь обширных связей была создана особая канцелярия, занимающаяся иностранными делами. Богатый материал для реконструкции истории международных отношений как Египта, так и остальных государств региона дают частично сохранившиеся документы из ТелльАмарнского архива, основная часть которого содержит переписку с правителями зависимых от Египта Сирии и Палестины. Дополнением к ним служат и записи из архива царя хеттов Суббилулиумы, хранящиеся в столице хеттского государства Богаз-Кёй на территории современной Турции, а также дошедший до нас архив царей Мари, одного из самых старых и влиятельных городов Двуречья.

Большую часть материала Телль-Амарнского архива составляют письма сирийских и палестинских князей к фараону, от которого-они зависели. Эти правители в обращении к фараону часто называют себя «рабами и собаками своего господина», и нередко такие письма содержат жалобы и доносы на соседних правителей и просьбыо помощи. Совсем иная картина видна в отношениях с правителями независимых государств Междуречья. Обращение «брат» говорит о том, что и египтяне и государи государств Междуречья все-таки воспринимали друг друга в качестве равных. На территории Месопотамии в то время располагалось множество государств, которые активно поддерживали между собой отношения. Фараоны стремились проводить на этой территории политику «разделяй и властвуй», предотвращая создание крупных государств. Двор фараона помогал то одному, то другому государству, стравливая их между собой. В свою очередь, правители Междуречья были заинтересованы в поддержке со стороны мощного Египта. И хотя их письма и содержат обращение «брат», тем не менее в них прослеживается и заискивание перед могущественным соседом. Как правило, фараонам отправляются многочисленные подарки, в том числе и представительницы царских домов в качестве будущих жен, взамен же просят золото, а наиболее отважные пытаются получить и египетскую принцессу в жены. Впрочем, как говорилось выше, фараоны не допускали замужество своих родственниц с иностранными правителями.

Основным соперником Египта являлись, однако, не разрозненные государства Междуречья, хотя во время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 до н. э.) эти территории и были объединены в единую крупную державу, а возникшее в середине II тыс. до н. э. Хеттское царство. Наибольшего влияния это царство достигло при царе Суббилулиуме (1380–1346 до н. э.). Нанеся ряд поражений государствам Междуречья, хетты начали оспаривать у Египта его подконтрольные владения. Ареной наибольшего противостояния стали территории Сирии и Палестины. Продолжительные войны XIV–XIII вв. до н. э. истощили обоих противников. Итогом стало заключение в 1278 г. до н. э. дружественного договора между египетским фараоном Рамсесом II с царем хеттов Хаттушилем III.

Инициативу заключить дружественный мир проявил хеттский царь. Обе стороны обменялись серебряными досками с текстом договора, скрепленного подписями и государственными печатями.

Сохранившийся в трех редакциях текст «Прекрасного договора» состоит из трех частей: введения, собственно статей и заключения.

Египтяне и хетты вступали в дружественный оборонительный и наступательный союз. Помимо внешних врагов, под которыми подразумевалась новая сила на Ближнем Востоке — набирающая мощь Ассирия, в статьях оговаривалась и помощь против внутренних врагов, в качестве которых в первую очередь рассматривали сирийцев и палестинцев, занимающих буферное положение между Египтом и царством Хеттов. Союзники в случае восстания должны были прийти на помощь друг другу для подавления мятежей. «Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь Хеттов». Предусматривалась также и взаимная выдача перебежчиков. В заключение договора обе стороны клялись тысячей богов и богинь страны Хеттов и Египта, призывая страшные кары на голову его нарушителя.

Интересно, что этот договор не нарушался в дальнейшем, более того, оба царствующих дома поддерживали действительно дружеские личные отношения и постоянно обменивались подарками.

Договор 1278 г. до н. э., являющийся самым древним из дошедших до нас памятников международного права, в значительной степени стал прототипом международных соглашений Древнего Востока, Греции и Рима, послужив образцом для составления последующих договоров.

1.1.4. История развития международных отношений на Древнем Востоке. Период ассирийского преобладания в международных отношениях (VIII–VII вв. до н. э.)

Постепенно Египет и держава Хеттов уступают лидирующие позиции в регионе новой силе — Ассирии, выросшей из небольшого объединения нескольких земледельческих и скотоводческих общин, занимавших территорию среднего течения Тигра и Евфрата.

Ассирийские владыки начиная с XIV в. до н. э. приступают к политике территориальных захватов и освобождаются из-под власти Вавилона. Уже к XIII в. это государство стремительно врывается в когорту лидеров, так что союз Рамсеса II и Хаттушиля III был также направлен и против Ассирии, внушающей беспокойство самым мощным государствам региона.

Во время правления династии Саргонидов, выходцев из среды военных предводителей, Ассирия переживает пик своего расцвета. Успешные реформы и увеличение армии до 150 тыс. человек позволили ей приступить к проведению широкой завоевательной политики.

Историю международных отношений этого периода можно проследить по сохранившимся ассирийским архивам, основная часть которых рассказывает о времени правления царя Ашурбанипала. Он успешно справился с первостепенной задачей: поставил под свой контроль главные торговые пути региона; завладел местами добычи металлов и плодородными оазисами. При этом ему пришлось преодолевать сопротивление многочисленных антиассирийских коалиций.

Но следующая задача — выйти за пределы Междуречья, натолкнулась на сопротивление Египта. При помощи политического беженца — царевича Нехо, получившего прибежище в Ассирии, Ашурбанипал сумел сокрушить своего главного противника фараона Тахарку, также выходца из среды военных предводителей. Впрочем, потеря самостоятельности Египтом продлилась не так уж и долгоуже в 645 г. до н. э. сын Нехо Псаметих провозгласил независимость Египта, которая сохранялась вплоть до завоевания его персами в 525 г. до н. э.

От дальнейших попыток поставить Египет под свой контроль Ассирии пришлось отказаться. Да и вести серьезную завоевательную политику за пределами Междуречья Ашурбанипал не мог, поскольку постоянно поднимал голову мятежный Вавилон, ставший центром притяжения и сплочения всех антиассирийских сил.

В конечном итоге ассирийцам удалось сокрушить своих врагов. Секрет их успехов кроется в особенностях их политики. Многочисленные шпионы поставляли тайные сведения, так что ассирийцы были прекрасно осведомлены не только о том, что происходит у соседей, но и о том, кто из чиновников соседнего государства и за какую цену готов их поддержать. Стравливая своих врагов между собой, жестоко карая тех, кто осмеливался сопротивляться, демонстративно и с особой жестокостью истребляя не только вражеских воинов, но и мирное население, проводя политику террора и переселяя целые народы, они держали в подчинении территории и государства значительно большие, чем сама Ассирия.

Вслед за Вавилоном настала очередь непокорного Элама, подвергшегося жестокому разорению в 642 г. до н. э. Далее пришла очередь Урарту, борьба с которым продолжалась несколько столетий. Впрочем, на этот раз все хитрости ассирийской политики и вся военная мощь не принесли победы. Урарту сохранила свою независимость, пережив своего врага.

Так или иначе, в VII в. во время правления Ашурбанипала Ассирия переживает период своего наивысшего могущества, ее границы простираются от Кипра и Киликии до восточных границ Элама, от Урарту до порогов Нубии. Согласно описаниям, великолепие ассирийского двора не имело себе равных. На улицах столицы стояли клетки с заключенными в них пленными владыками, а сам гордый правитель разъезжал в колеснице, запряженной вместо лошадей четырьмя пленными царями.

Однако в этом великолепии и блеске прослеживались и признаки грядущего упадка. Ассирийская держава относилась к военному типу, она существовала и процветала лишь за счет покоренных народов. С их увеличением держать их в повиновении становилось все сложнее и сложнее. Приходилось напрягать все силы для защиты от постоянных вторжений новых народов с севера и востока — скифов, киммеров, мидян и персов.

К VI в. до н. э. на международной арене политического лидерства появляется новая сила. Влияние Персидской державы Ахеменидов, включившей в себя все страны Древнего Востока, распространилось не только на территорию классического Востока, но и далеко за ее пределы. Международные отношения этого времени и территориально, и цивилизационно переплетаются с исторической эпохой древнегреческого мира.

1.2. Международные отношения в Древней Греции

1.2.1. Общая характеристика международных отношений Древней Греции

Для международных отношений Древней Греции характерно:

• восприятие закрепленных в обычаях и договорах норм межплеменного права, а также частичная опора на нормы, заимствованные на Древнем Востоке;

• регионализм межгосударственных отношений;

• выделение внешней политики в самостоятельную сферу;

• зачатки институциализированности отношений;

• в качестве основных субъектов международных отношений выступали как отдельные правители, так и государства-полисы.

Формы международных связей и международного права в Древней Греции

Проксения. Гостеприимство являлось древнейшей формой международных связей Греции. В сравнении со всеми иностранцами проксен пользовался в городе преимуществами в отношении суда, торговли, налогов, а также обладал различными почетными привилегиями. Взамен он обязывался содействовать интересам города, в котором он жил, и быть посредником в отношениях со своим родным городом. Проксены во многом были похожи на современных послов. Именно они, как правило, подготавливали и вели дипломатические переговоры, часто они же предоставляли кров, материальные ресурсы и информацию посольству, прибывшему из их родного города. В значительной мере именно проксения и стала основой последующих международных связей Древнего мира.

Амфиктионии. Вокруг святилищ особо почитаемых богов в Древней Греции возникали амфиктионии — религиозно–политические союзы (амфиктионы — «вокруг живущие»). Члены амфиктионии совместно устраивали празднества в честь почитаемого божества, поддерживали порядок и проводили совместные совещания по общественным делам, затрагивающим всех участников.

Самой древней и влиятельной считалась Дельфийско-Фермопильская амфиктиония, объединявшая 12 племен вокруг храма Аполлона в Дельфах и храма Деметры в Фермопилах. Общее собрание созывалось два раза в год, и принятые на нем решения были обязательны для всех членов союза. Дельфийско-Фермопильская амфиктиония оказывала значительное влияние на международную политику. Жрецы-иеромнемоны считались провозвестниками воли бога Аполлона, они имели огромную духовную, политическую и экономическую власть, могли влиять на назначение и смещение правителей, объявляли и прекращали войны. Очень часто для разрешения спорных вопросов между городами и политическими силами противоборствующие стороны обращались к Дельфийскому оракулу.

Симмахии. Вокруг крупнейших городов-государств часто возникали военно-политические союзы — симмахии. Самыми крупными и влиятельными из них были Лакедемонская симмахия, имевшая демократическую основу объединения и созданная вокруг Спарты в VI в. до н. э. как союза городов и общин Пелопоннеса, а также Афинская, или Делосская, симмахия, объединившаяся вокруг Афин для борьбы с персами и имевшая более ярко выраженный авторитарный принцип устройства. Впоследствии последняя преобразовалась в Афинскую морскую державу (архэ).

Послы и посольства. Полисы и общины Древней Греции между собой имели довольно сложные отношения. Неизбежно возникавшие конфликты разрешались при посредничестве послов или специальных уполномоченных лиц (керюкс, ангелос, пресбейс).

Послом избирался старейшина — человек состоятельный, уважаемый, обладавший авторитетом и богатым жизненным опытом. Большое значение имело и красноречие, а также театральные способности, так что довольно часто послами избирали актеров, умевших убедить собеседника.

Послам, которых, как правило, было несколько, выдавались специальные инструкции, написанные на двух сложенных вместе листах. Именно отсюда и пошел термин «дипломатия». В инструкциях обозначалась цель посольства, впрочем, сами послы в рамках обозначенных рамок могли проявлять инициативу.

В отличие от Древнего Востока, в Греции к иностранным послам проявляли большее уважение, их выслушивали на Народном собрании или в Совете, приглашали на празднества, пиры и театральные представления. Посол был важной фигурой, ему вменялась обязанность заключать договора и подписывать союзы.

Интересно, что по своей форме греческие договоры были похожи на известный договор Рамсеса II и Хаттушиля III. После подписания договора каждая сторона была обязана вырезать его и сопровождающую его клятву на каменном столбе и хранить в своем главном храме. Копии хранились в национальных святилищах, например в Дельфах. В случае нарушения договора спор решала третейская комиссия, имевшая право налагать на виновника его нарушения штраф, вносимый в казну святилища какого-либо божества. Неподчинение решению суда могло повлечь за собой более тяжкое наказание, вплоть до объявления священной войны против нарушителя.

Если договор разрывался, то, согласно заведенным правилам, каменная стела, на которой были вырезан его текст, разбивалась. Видимо, этим частично и объясняется причина, по которой до сегодняшнего дня сохранилось так мало договоров периода Древней Греции.

1.2.2. Международные связи крито-микенского периода

О международных отношениях самых первых веков существования греческого мира осталось не так уж много свидетельств, но с уверенностью можно утверждать, что своими корнями международное право и дипломатия Греции уходят далеко вглубь веков.

Интересно, что первая развитая греческая цивилизация зародилась на острове Крит. К сожалению, о международных отношениях этого периода мало известно по причине того, что критская цивилизация была уничтожена, а ее «линейное письмо А» до сих пор так и не расшифровано. И тем не менее сохранились сведения у окружающих народах, что критяне были хорошими моряками. В период своего расцвета в XVI в. до н. э., когда все дворцовые хозяйства острова были объединены под властью единого центра в Кноссе, Критская морская держава имела большой флот, искоренивший пиратство и контролировавший морские пути в Эгейском море.

В конце XV в. до н. э. грандиозное извержение вулкана на острове Фера (современный Санторин) разрушило критскую цивилизацию, ее остатки были завоеваны вторгшимися с территории материковой Греции греками-ахейцами.

Микенская цивилизация во много походила на критскую, ее центрами сосредоточения политической, экономической и культурной жизни были дворцы-хозяйства. Но, в отличие от Крита, на территории материковой Греции дворцы играли роль крепостей. Неприступные цитадели, расположенные на горных возвышенностях и окруженные мощными стенами, говорят о враждебных взаимоотношениях между ахейскими государствами. Тем не менее история сохранила примеры их временного объединения в целях осуществления внешних завоеваний. Самым ярким из них является поход объединенных сил ахейцев на Трою (ок. 1240–1230 до н. э.), известный нам по более поздним поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея».

«Илиада» знаменитое сочинение Гомера — дает нам яркий материал о зачатках международных связей ранней эпохи. Межплеменные соглашения здесь выступают в форме союза ахейских городов, объединившихся ради похода на Трою. При этом четко прослеживается и иерархия, в которой Агамемнон, правитель «златом обильных» Микен, становится главным предводителем ахейцев и убеждает иных правителей-князей принять общее решение. Именно он от имени всех объединившихся ахейцев заключает договор с царем Трои Приамом. Прослеживается и обычай подписания договора — он сопровождается клятвой перед богами и принесением жертвы. Впоследствии троянцы нарушают договор, что рассматривается как клятвопреступление и выливается в конечном итоге в войну ахейцев против Трои.

Очевидно, это событие было эпизодом широкого колонизационного движения воинственных ахейцев. Ахейцы заселяют острова Крит, Кипр, Родос, побережье Малой Азии и основывают фактории в Южной Италии и на Сицилии.

Таким образом, уже в Греции раннего периода существовали развитые международные связи и их традиционные формы, которые постепенно усложнялись и развились в систему международных отношений.

К концу XII в. до н. э. крито-микенская цивилизация практически прекратила свое существование. Ахейские дворцы были разрушены, население частично истреблено, а оставшаяся его часть переселилась в труднодоступные и малопригодные для жизни области Балканского полуострова.

Причиной этому было нашествие на юг полуострова северобалканских племен, основную часть которых составляли греки-дорийцы, имевшие, в отличие от ахейцев, железное оружие. В результате их завоевания общество Балканской Греции было отброшено в своем развитии на несколько веков и деградирует до уровня родо-племенных отношений.

XI–IX вв. до н. э. вошли в историю Древней Греции как «темные века», или «гомеровский период». Письменность была забыта, так что основными историческими источниками для реконструкции событий этих времен служат «Илиада» и «Одиссея». И тем не менее нельзя представлять общество этой эпохи как совершенно замкнувшееся в себе. Между отдельными общинами существовали связи, постепенно возникали и развивались городские центры. По этой причине в исторической науке данное время принято также характеризовать как предполисный период.

Постепенное развитие приводило к тому, что часть греков из-занехватки земли не имела возможности прокормиться на родине. Усиливалась и политическая борьба, вынуждавшая несогласных с политикой власть придержащих пускаться на поиски более безопасных для жизни мест. Рост городов и развитие ремесла приводили к необходимости поиска источников сырья для изготовления ремесленных изделий. Это сырье поступало в Грецию извне. Все это привело к рождению такого явления, как Великая греческая колонизация.

В истории греческой колонизации выделяются три направления: западное, включающее побережье Адриатического и Ионического морей, Южную Италию, Сицилию и восточное побережье Испании; северо-восточное, охватывающее побережье Эгейского моря, районы проливов, берега Черного моря; юго-восточное, включающее южное побережье Малой Азии, средиземноморское побережье Северной Африки (Египет). Главными, ведущими стали два первых направления.

Великая греческая колонизация VIII–VI вв. до н. э. «раздвинула» границы греческого мира, она также повлияла и на развитие международных отношений. Проникая в отдаленные уголки известного им мира, заселенного пространства греки вступали в контакты с варварами и не только несли им свои нормы и правила поддержания связей, но и воспринимали чужие традиции. Более того, поддерживая постоянную связь со своими метрополиями, они способствовали оживлению международных отношений, в ходе которых возникали новые их формы.

1.2.3. Международные отношения Древней Греции классического периода

Центрами международных отношений классического периода в Древней Греции стали крупные города Малой Азии (Галикарнас, Милеет и Эфес) и Балканского полуострова (Афины, Спарта, Коринф).

Пожалуй, главным событием международных отношений V в. до н. э. явились греко-персидские войны (500–449 до н. э.) между древнегреческими полисами и Персией. В ходе длительных военных действий, шедших с переменным успехом, держава Ахеменидов потерпела поражение и по Кадиеву миру была вынуждена признать независимость греческого мира, утеряв при этом значительные владения в Эгейском море, на побережье проливов Боспора и Геллеспонта.

Однако победа над персами, в свою очередь, обострила отношения между самими греческими полисами, еще на этапе войны соперничавшими между собой за главенство в эллинском мире. Главными претендентами на гегемонию являлись крупнейшие полисы, взявшие на себя бремя лидерства во время затяжного противостояния с Персией, — Афины и Спарта. Итогом вспыхнувшей между ними войны стало подписание Тридцатилетнего мира (445 до н. э.), закрепившего в Греции систему политического дуализма.

Обе стороны воздерживались от открытых военных действий, пытаясь упрочить свое положение при помощи дипломатии. Заслуживает особого внимания проект знаменитого афинского политика и полководца Перикла по созыву в Афинах панэллинского мирного конгресса в 448 г. до н. э. Предполагалось, что вопросы, выносимые на обсуждение, имеют первостепенную важность для всех греков и послужат делу их сплочения. К этим вопросам относились: установление мира в Элладе; обеспечение свободного мореходства; восстановление разрушенных персами храмов. Однако идея конгресса не нашла воплощения. Большинство греческих полисов, и в первую очередь Спарта, усмотрели в предложениях Перикла планы по реализации усиления доминирования Афин. Обе противоборствующие стороны не доверяли друг другу и продолжали дипломатическое противостояние с целью распространения своего влияния, подчас используя меры, грозящие нарушением достигнутого соглашения. Чаще всего в дела независимых государств вмешивались Афины.

В 432 г. н. э. Коринф, Потидея и македонский царь Пердика направили в Спарту посольства с требованием немедленного созыва совещания Пелопонесского союза из-за агрессивных действий афинян и нарушения ими мира. Протест против Афин поддержали многие греческие города.

Пелопонесская война

Союзная конференция 432 г. до н. э. собрала многих видных дипломатов Греции, отстаивающих интересы своих государств. Длительные прения отличались чрезвычайно бурным характером. Ораторы-послы увещевали, обещали и запугивали. Но, несмотря на попытки афинян и спартанцев предотвратить открытое военное столкновение, большинство присутствующих дипломатов вынесло вердикт, что Афины действительно нарушили статьи договора. Как и следовало ожидать, итогом чего стала вспыхнувшая в 431 г. до н. э. крупнейшая в истории Древней Греции Пелопонесская война между Делосским и Пелопонесским союзами, возглавляемыми Афинами и Спартой. В войне на разных ее этапах приняли участие многие греческие полисы Греции, Малой Азии, Южной Италии и островов, в той или иной форме в нее была вовлечена также и Персия. Интересно, что война сопровождалась оживленной перепиской между воюющими сторонами и обменом посольствами, которые, впрочем, не носили официального характера.

Итогом первого периода войны (Архидамова война) стало подписание в 421 г. до н. э. Никиева мирного договора, текст которого впоследствии послужил образцом для составления дипломатических документов Греции. Мирное соглашение заключалось сроком на 50 лет и оговаривало запрет браться за оружие, права городов, возврат соперниками завоеванных территорий, а также обмен военнопленными. Договор скреплялся присягой, которую следовало возобновлять ежегодно. Была учтена и возможность внесения изменений в текст договора в случае необходимости.

Интересно, что в этом же году было также заключено еще и «дружественное соглашение» Спарты и Афин, предусматривавшее взаимопомощь в случае нападения третьей державы или восстания рабов. Это свидетельствует о чрезвычайно сложном характере международных отношений того времени и необходимости учета всех факторов.

Мир, однако, не соблюдался, почти сразу начинается второй этап военных действий (Сицилийская война). Но, приступив к новым военным действиям, Афины допустили ряд просчетов, их дипломатические и военные авантюры привели к катастрофе. Сильнейшее поражение в Сицилии имело последствием государственный переворот в самих Афинах. Даже союзники отвернулись от них, поспешив примкнуть к своим противникам. Как писал Фукидид, они были уверены, переходя на другую сторону, что «дальнейшая война будет кратковременной, а участие в ней почетным и выгодным».

Впрочем, нанести поражение морской республике, не имея флота, было невозможно. В поисках средств для постройки флота союзники обратились к Дарию II. Конечно, персидский царь увидел в этом для себя благоприятную возможность вернуться на международную арену в качестве ключевого игрока. При помощи Спарты можно было окончательно ослабить Афины и укрепить персидское влияние на греческие города Малой Азии, которые, чувствуя поддержку Афин, крайне неохотно уплачивали дань.

Пользуясь безвыходным положением Спарты, наместник Дария умелый дипломат Тиссаферн практически навязал свой вариант договора. Договор между Спартой и Персией 412 г. передавал Дарию «всю страну и все города, какими ныне владеет царь и какими владели его предки», он также передавал ранее получаемые афинянами подати и доходы с этих городов персидскому царю. Оговаривалось, что союзники будут вести войну сообща, прекращение же ее было возможно лишь при условии общего согласия царя и Спартанской симмахии.

Столь кабальные условия этого дружественного договора вызвали возмущение в самой Спарте, тем более что и Тиссаферн не вполне соблюдал обязательство выплачивать содержание лакедемонским морякам.

Заключительный период Пелопоннесской войны (Декалейская война) начался с захвата спартанцами Декалеи, расположенной недалеко от Афин. В 404 г. до н. э., после поражений на море, окруженные с суши и моря Афины были вынуждены капитулировать. Условия мира, продиктованные Афинам, оговаривали роспуск Делосского союза и признание в греческом мире гегемонии Спарты. В Афинах был установлен олигархический режим тридцати тиранов.

Но вскоре после победы над Афинами вспыхнули разногласия между союзниками. Персидского царя не устраивали усиление и гегемония Спарты, хотя он и обязался по новому Милетскому договору поддерживать и оплачивать войско Лакедемонского союза, находящееся на персидской территории. Спартанцев такая ситуация также не устраивала, поскольку, согласно ранее подписанным соглашениям, царю передавались все города и все острова, какими владел он сам и его предки. Фукидид довольно точно заметил: «Лакедемоняне вместо обещанной всем эллинам свободы вновь наложили на них персидское иго».

Настойчивость спартанских дипломатов побудила Дария II обратить взор на афинян.

Система политического дуализма Алкивиада

Проект новой политической международной системы Тиссаферну предложил изгнанный из Афин и состоявший на спартанской службе Алкивиад. Проект подразумевал установление системы дуализма в греческом мире, при котором в интересах персов должно сохраняться постоянное противоборство истощенных войной Афин и Спарты. Поддерживать следует ту сторону, которая в данный момент наиболее ослаблена. Исходя из этого, войну следует продолжить, чтобы окончательно истощить афинян, а потом, оказав им помощь, нанести поражение пелопоннессцам. Таким образом, Персия постепенно начала оказывать поддержку Афинам против Спарты.

В 395 г. до н. э. афинский стратег Конон смог создать антиспартанскую коалицию. В ходе последовавшей Коринфской войны (395–387 до н. э.) Спарта была разорена, а афинская гегемония восстановлена.

Такое положение, однако, вновь не устраивало персидского царя. Он был теперь склонен поддержать спартанцев, тем более что и посланник лакедемонян хитрый дипломат Анталкид предложил весьма выгодные условия заключения мира, при которых лакедемоняне не оспаривали у царя греческих городов, которые находятся в Малой Азии.

Персидский сатрап продиктовал свои условия мира для воюющих сторон.

Согласно статьям Анталкидова мира (387 до н. э.), в его владении остаются все города Малой Азии, а из островов — Клазомены и Кипр. Всем прочим городам, большим и малым, должна быть предоставлена автономия, кроме Лемноса, Имброса и Скироса, которые по-прежнему остаются во власти Афин.

Таким образом, мир установил политическую раздробленность и слабость Греции.

1.2.4. Международные отношения в эпоху македонской гегемонии и эллинизма
Филократов мир (346 г. до н. э.)

Анталкидов мир, закрепивший раздробленность греческого мира, не смог предотвратить централизацию. К этому времени на севере уже набирала мощь новая политическая сила, которая и возьмет на себя роль объединителя греков.

Уже при царе Филиппе II (359–336 до н. э.) Македония превратилась в одно из сильнейших государств Эгейского бассейна.

Македонский царь взял на вооружение восточный стиль проведения внешней политики. В попытке подчинить себе вольные греческие города он охотно использовал подкуп, устрашение, оказание материальной и моральной поддержки, союзы с варварами и персидским царем, стравливание греческих городов между собой и организацию против них восстаний на подвластной им территории.

Филипп, обладавший качествами прирожденного политика и отличного дипломата, снискал себе большое количество сторонников среди греков, а его цель объединения всей страны находила отклик в умах многих людей того времени, ведь тенденции развития греческого мира, так или иначе, вели к необходимости централизации.

Многие ораторы вторили Филиппу. Так, философ Исократ утверждал, что единая Греция будет способна предпринять победоносный поход против исконного врага эллинов — Персии. Вследствие этого вырастет предпринимательство, сократится безработица, поднимется культура, обогатится вся страна. В рядах македонской партии в Афинах оказался и известный философ Аристотель, получивший приглашение на должность воспитателя сына царя Филиппа — Александра.

Впрочем, партия противников Македонии была не менее сильна. Знаменитый оратор Демосфен в своих «Филиппиках», хотя и не отрицал необходимости объединения греков в рамках союза свободных эллинских городов, яро обличал македонского царя как уничтожителя греческой свободы и притеснителя демократии.

В 346 г. до н. эры между Македонией, с одной стороны, и Афинами и их союзниками, с другой, был подписан Филократов мир, по поводу которого в Народном собрании Афин разгорелась ожесточенная борьба. В ней принял участие и сам македонский царь, показавший себя умелым дипломатом. Сохранились его письма афинскому народному собранию, в которых он объясняет свое недопустимое, с точки зрения жителей вольного города, поведение.

И действительно, в своей политике Филипп оказался успешен. Он был избран одним из членов влиятельнейшей Дельфийско-Фермопильской амфиктионии и стал арбитром в спорах между греческими городами. Впрочем, все дипломатические таланты македонского царя и его советников не смогли предотвратить столкновения с Афинами. В 338 г. до н. э. в битве при Херонее Греческая союзная лига, созданная Демосфеном, была наголову разбита македонскими войсками.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава I. Предыстория международных отношений: эпоха Древнего мира

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История международных отношений. От древности до современности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я