Резюме длинною в жизнь

Ольга Александровна Волкова, 2022

Работа – огромная и важная часть нашей жизни, и без успеха в ней мы не можем быть счастливы, но в современном мире каждый человек сталкивается с проблемами трудоустройства и сложностями в развитии карьеры. Как найти себя в профессии, выбрать работодателя, приобрести и упрочить деловую репутацию, справиться с демотивацией и эмоциональным выгоранием и уверенно подниматься по карьерной лестнице, не оступаясь и не теряя набранной высоты? Героиня книги идет к позиции топ-менеджера, совершая на этом пути ошибки, которых могла бы и не допустить. Автор легко, понятно и увлекательно объясняет, как можно изменить каждую из непростых ситуаций. Книга будет полезна всем, кто хочет осознанно подходить к построению карьеры в больших корпорациях.

Оглавление

Глава 1. Начало

Катя была одной из лучших учениц в классе. В школу она ходила за знаниями и старалась внимательно впитывать все, что рассказывали учителя. Так вышло, что большую часть времени ее воспитывала бабушка, которая на первое место в воспитании ставила учебу и получение образования. Бабушка Таня была строгой, очень эмоциональной и целеустремленной, умела стойко преодолевать самые невероятные ситуации, хотя в чем-то оставалась наивной и доверчивой, внешне же она была абсолютно добродушным человеком. История ее жизни была очень суровой, что, собственно, и отразилось на тех ценностях и отношении к людям, которые были сформированы и потом передавались будущему поколению.

Бабушка Таня родилась в 30-х годах в маленьком селе в Липецкой области. Семья ее жила скромно — дом в деревне и небольшое хозяйство. Еще до начала Второй мировой войны от болезни умерла мать, а потом, спустя 6 лет, когда уже шла война, умер отец, Тане в это время было двенадцать лет, а ее единственной старшей сестре Варваре семнадцать. Бабушка Таня никогда во взрослом возрасте не говорила о том, что было в юности. Иногда она плакала и вспоминала, как им вдвоем было тяжело и сколько пришлось преодолеть, чтобы выжить. Когда война закончилась, она, надев свое единственное красивое ситцевое платье в крупный горох, поехала в Москву устраиваться на работу на ткацкую фабрику.

Бабушка Таня умела хорошо шить, поэтому на фабрику ее приняли достаточно быстро и там определили в швейный цех. Законченное образование ей получить так и не удалось, но она мечтала о том, чтобы учиться и быть образованным человеком. Со своим будущим мужем Петром она познакомилась в Москве спустя несколько лет — в 1952 году. Петр был человеком военным, участвовал в двух войнах — во Второй мировой и в войне с Японией, где был серьезно ранен во время прорыва обороны. Тогда советские войска заняли южную часть Сахалина, Курильские острова, Маньчжурию и часть Кореи. После ранения Петр какое-то время оставался еще на Дальнем Востоке, но потом, когда военные действия закончились, тоже уехал в Москву. Там Петр устроился работать на Московский радиозавод, который находился на соседней улице от фабрики, где работала бабушка Таня.

Бабушка Таня много читала. Книги для нее были особой ценностью. Уже будучи замужем за Петром, она начала собирать библиотеку. На это у нее ушли годы. Когда ее внучка Катя первый раз приехала в Москву, у бабушки Тани к этому времени было пять огромных шкафов-стеллажей, заполненных книгами до самого верха. Там можно было найти самые неожиданные и редкие издания. Бабушка Таня очень гордилась собранной библиотекой и рассказывала, как они с дедушкой Петей охотились за особо ценными экземплярами и отстаивали огромные очереди, сдавали макулатуру, чтобы оформить подписку на собрания сочинений. На самом видном месте стояли в красивых переплетах с золочеными буквами тома Чехова, Лескова, Булгакова, Дюма и Пастернака.

В 1955 году у Тани и Петра родился сын Леонид. Леонид рос смышленым, любил собирать конструкторы, изучать технику, рассматривать самолеты. Бабушка Таня мечтала о том, чтобы он обязательно получил высшее образование, хотя ей самой это не удалось, она прочила ему будущее инженера. В старших классах, когда до поступления оставался год, Таня и Петр смогли нанять сыну репетитора по физике и математике, а летом вместо каникул отправили его на практику в конструкторское бюро, где он учился азам черчения. Леонид много занимался, решал задачи, но со временем мысль о том, что летать и управлять самолетами ему хочется больше, чем их конструировать, стала появляться снова и снова. Он любил слушать рассказы отца о тех местах, где тот побывал во время войны. Воображение рисовало необычные пейзажи и природу, которых он никогда не видел. Он мечтал о путешествиях, о том, чтобы увидеть горы, пустыни, моря и океаны. Когда пришло время поступать в университет и сдавать экзамены на факультет инженеров гражданской авиации, Леонид четко осознал, что это не его выбор. Поэтому он сложил все, что было нужно, в небольшой рюкзак и вместо университета поехал в приемную комиссию высшего военного авиационного училища.

Бабушка, конечно, очень переживала. Жизнь летчика — это жизнь за пределами родного дома: постоянная служба в военных городках, переезд в разные уголки страны, серьезные перегрузки во время полетов и выполнение сложных заданий — все это бабушка не могла принять. Отец Кати же был счастлив, он летал на МиГах, а потом и сам обучал летный состав. МиГ-23 — это самолет-истребитель, который был разработан советскими учеными и инженерами и использовался Советской армией для выполнения боевых и разведывательных заданий. По долгу службы Леонида отправляли в самые разные уголки СССР. Даже со своей будущей женой Надеждой он познакомился, находясь в ГДР, когда та работала товароведом в военторге. Пока Леонид с Надеждой были в ГДР, у них родилась Марина, а спустя пять лет практически в походных условиях, в маленьком деревянном роддоме на острове Итуруп, появилась на свет Катя, роды у Надежды принимал бывший военно-полевой врач — Леонид к этому времени уже был перебазирован на Дальний Восток.

Природа Дальнего Востока покорила Леонида — о. Сахалин, о. Итуруп, о. Шикотан, безграничный океан и кромка материка, которые он видел с высоты птичьего полета, были тем, что его завораживало. Хотя условия жизни и работы были очень суровыми, не говоря о тех заданиях, которые приходилось выполнять по долгу службы. Четыре года пролетели быстро, следующий пункт назначения был Казахстан.

Еще не прошло и года после переезда на новое место, как жизнь внесла свои коррективы. В 90-х годах произошел развал СССР: часть республик к этому времени приняли декларации о государственном суверенитете и приостанавливали действие союзных законов. Эстония, Литва, Латвия, Азербайджан уже объявили к этому времени о своем отсоединении. Нужно было срочно выбирать, где оставаться жить. Обстановка становилась неспокойной, перспективы туманными, поэтому Леонид принял решение уйти в запас и вместе с семьей вернуться в Москву. В это время Кате было пять лет.

Прилавки магазинов пустели, за продуктами стояли длинные очереди — сахар, масло, крупы выдавали по талонам. Катя вместе с бабушкой Таней отстаивала очереди и смотрела большими удивленными глазами на новый мир. Да, было много нового и интересного — под окном ходили красные звенящие трамваи, во дворе на детских площадках стояли большие цветные металлические паутинки, а еще дедушка перед прогулкой в парк доставал красивые деревянные ракетки для бадминтона и набор белых перьевых воланчиков. Все это было нужным, обязательным, совершенно невероятным, но…зачем были эти очереди? Конечно, Катя многого не понимала — и как было тяжело в 90-е годы и как поменялась безвозвратно ее жизнь с новым переездом.

Леониду вместе с семьей нужно было заново выстраивать жизнь. Катя и Марина росли, о них тоже нужно было заботиться. Бабушка Таня это понимала. Она не понаслышке знала, как важна поддержка и как тяжело двигаться вперед, когда ее нет. Поэтому она не сопротивлялась тому, что тяготы по воспитанию девочек во многом легли на ее плечи. Обе пошли в школу рядом с ее домом, и она взяла над ними шефство, давая возможность Леониду и Надежде встать на ноги и начать все заново.

Бабушка Таня была дома для Кати вторым педагогом. Вместе они изучали книги по литературе, математике, английскому языку, делали домашние задания, а еще бабушка Таня дополнительно сочиняла для Кати свои задания — это были примеры на сложение, вычитание, деление и умножение, а также правильное написание слов. Ей хотелось, чтобы Катя обязательно научилась хорошо считать, писать и читать. А потом вечером они вместе проверяли решения и ответы по учебникам и словарям.

По большей части Катя была отличницей. Бабушка Таня ругала ее за четверки: «Ну как же так, мы же с тобой это проходили! Почему Толя смог получить 5, а ты нет?» Катя все свое свободное время училась, всегда была готова выйти к доске, но когда получала 4, она была самым несчастным человеком. Не потому, что 4 — это плохо или она чего-то боялась не знать. Самое страшное было прийти домой и сказать об этом бабушке. Бабушка расстраивалась, воспринимала это как личную недоработку и с особым рвением возобновляла домашнее обучение. В такие моменты Катя вспоминала, как ей было хорошо до того, как она с родителями приехала в Москву и жила в маленьком городке. Как она бегала во дворе с местными девчонками и ребятами и играла в салки, а еще они вместе делали секретики из цветов и ходили друг к другу в гости. Она скучала по своим друзьям — Вике и Элине, которые остались там, в прошлом, так же как и беззаботное детство.

Странная деформация для яркого любознательного ребенка. Новая реальность стала чем-то неожиданным, сложным для восприятия. Катя старалась соответствовать, она хотела, чтобы все было как раньше, когда родители проявляли заботу, было много игр, гостей, солнца, а еще Катю почти никогда не ругали. Все это с переездом и обучением в школе сменилось на новую жизнь, в которой присутствовал контроль, много самостоятельной работы, ну и, конечно, выяснений, почему Толя, Маша, Ира (ряд можно было продолжать) в тот или иной раз оказались лучшими у доски или при написании контрольной.

Со временем у Кати появилось ложное чувство, что за успехи могут любить больше. Это чувство не покидало Катю и потом, хотя они уже давно с бабушкой перестали делать уроки вместе и она не ждала ее оценки и похвалы. При этом Кате хотелось быть более самостоятельной, пробовать и делать свой собственный выбор. Как-то раз она услышала от подруги старшей сестры, что в соседнем районе есть совершенно другая школа — физико-математический лицей для старших классов и в ней учатся по-настоящему одаренные и талантливые ребята. Катя практически сразу поехала туда, чтобы узнать, как там можно учиться. Чтобы поступить в лицей, все сдавали экзамены либо после 9-го, либо после 10-го класса и переводились из своих школ. Лицей был специализированным и делал упор на подготовку к обучению в МГТУ им. Баумана. Кате там понравилось. Она самостоятельно подготовилась к своим первым экзаменам и сдала их на отлично, а после этого попросила отца забрать ее документы из школы и они вместе отнесли их в лицей. Папа был горд.

Лицей стал для Кати глотком свежего воздуха. Во-первых, в нем учились ребята и девчонки одного возраста: в лицее не было младших классов. А во-вторых, все изначально были новичками и должны были познакомиться друг с другом, придя 1 сентября в свой класс. Катя очень быстро обрела новых друзей. С одной стороны, она была серьезной, целеустремленной, нацеленной на учебу, но, оказавшись в новой для себя среде, Катя расцвела, в ее глазах появились задор и увлеченность. Новая атмосфера стала для нее настоящим открытием и большим подарком. Рядом находились ребята — будущие инженеры, айтишники, те, кто любил разбираться в природе вещей и хотел сделать что-то сам, своими руками. Общение с ними давало большой заряд энергии, любопытства и вдохновения. По большей степени все относились друг к другу хорошо.

Несмотря на достаточно сложный ритм обучения — в каждый из дней обязательно была математика, а через день — физика, плюс обычные предметы, одноклассники находили время на общение. Иногда Кате казалось, что само общение и было частью обучения. Так как у всех была одна и та же цель пребывания в лицее, то те, кто учился, помогали друг другу, обсуждали задания, решения, ошибки, доказательства теорем и т.д. И все это было параллельно формальным лекциям, урокам. Лицей давал уникальную возможность для развития. Спустя много лет Катя вспоминала это время с большой теплотой.

Через два года Катя успешно сдала экзамены в университет. Обучение в лицее тоже подошло к концу, ей были выданы диплом, памятная медаль и значок. После выпускного было немного грустно, Катя где-то в глубине души чувствовала, что на этом этап ее беззаботной и счастливой жизни закончился.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я