Официальная историческая наука привыкла представлять Анну Иоановну, мягко говоря, не самой заметной фигурой российского престола XVIII века. Отчасти то верно – императрица не отметилась в веках ни громкими деяниями, ни чертам характера. Десять лет ее правления прошли спокойно для России. И если бы не знаменитый роман Лажечникова «Ледяной дом», кто бы из наших современников вспомнил, что была такая царица? Причем – судя по истории, рассказанной писателем – дама с явно не сахарным характером, шутки ради едва не заморозившая двух шутов на ледяном брачном ложе. Правда все эти представления, как и книга Лажечникова довольно далеки от реальности. В тени мифов оказались практически все ее реальные дела – борьба за польское наследство, первые походы в Крым, покорение Сибири, появление отечественных оперы и балета, императорский двор европейского уровня, финансовое благополучие казны. А главное – царица умела искренне и горячо любить. И под ее внешним снежным спокойствием бушевали такие пожары, что могли растопить не только лед, но и закаленную сталь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Императрица Всероссийская Анна Иоанновна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Государева радость
Будущая императрица всея России царевна Анна Иоанновна родилась 28 января 1693 года. Отцом был царь Иоанн V Алексеевич из династии Романовых, мать — царица Прасковья Фёдоровна, происходила из рода Салтыковых.
Отец — царь Иоанн V Алексеевич
Иван Алексеевич являлся сыном царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильинишны Милославской и по матери доводился родным братом царю Фёдору Алексеевичу, а также многочисленным сестрам Милославским. На свет он появился 27 августа 1666 года и от рождения был болезненным и слабым, плохо ходил, страдал цингой. По этой причине Иван проявлял полную безучастность к государственным делам. Тем не менее после смерти царя Фёдора Алексеевича, сам того не желая, Иван Алексеевич стал знаменем в борьбе за престол старшей сестры царевны Софьи. Ее партия боролась с кланом родственников второй супруги царя Алексея Михайловича — царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и их ставленником — сводным по отцу братом, 10-летним царевичем Петром. И когда Нарышкины возвели на престол юного Петра Алексеевича, Софья, подняв стрелецкое восстание, добилась объявления вторым царем 16-летнего Ивана.
Мать — царица Прасковья Фёдоровна.
25 июня 1682 года сводные братья вместе венчались на русский престол. Так появилось соправление царей Ивана и Петра Алексеевичей. Третьим правителем-регентом была сама Софья, сошедшая с политической сцены в 1689 году. Впрочем, еще до своего заточения в Новодевичьем монастыре властная царевна успела женить брата, который сам «склонности к браку не оказывал».
По обычаям московского двора Софья выбрала в супруги Ивану Алексеевичу девицу с древними дворянскими корнями — Прасковью Фёдоровну Салтыкову. Венчание молодых со всеми многочисленными обрядами прошло 9 января 1684 года. В это время царственному жениху было 18 лет, а невесте — 20. Отличавшаяся отменным здоровьем, красивая, живая и разумная молодая царица взяла в свои руки семейную жизнь старшего царя. Она умело управляла своим двором и вотчинами и не вмешивалась в противостояние придворных группировок. Эта позиция оказалась дальновидной. Когда Прасковья Фёдоровна потеряла мужа и стала вдовой, она сохранила высокое положение при дворе и добрые отношения с царем Петром I.
Цари Иван и Петр Алексеевичи. Художник Ж. Жоллен.
Но это в будущем, а пока молодая царица жила с царственным мужем в кремлевских хоромах и с 1689 года производила ему одного ребенка за другим. В семье, конечно же, ждали появления сына, что при традиционной передаче престола по мужской линии оставило бы право на трон за старшей ветвью рода — Милославскими. Однако на свет появлялись одни девочки, подряд пять дочерей. Две старшие царевны, Мария и Феодосья, умерли в младенчестве, трое младших — Екатерина, Анна, которая была четвертой по счету, и Прасковья Иоанновны — достигли взрослых лет. Екатерина, будущая герцогиня Мекленбургская и мать правительницы Анны Леопольдовны, родилась 29 октября 1691 года. Затем в 1693 году появилась наша героиня — будущая императрица Анна Иоанновна, а через год после нее 24 сентября 1694 года — самая младшая из сестер, царевна Прасковья.
В те же годы «государская радость» посещала и семью младшего царя-соправителя. У Петра Алексеевича, венчавшегося в январе 1689 года с дворянкой Евдокией Фёдоровной Лопухиной, родились два сына. В феврале 1690 года увидел свет старший печально знаменитый царевич-наследник Алексей Петрович, а в следующем году — Александр, который вскоре умер.
Несмотря на распри родственников, два молодых царя вполне ладили друг с другом и мирно делили государственные обязанности. Царь Пётр учреждал полки, строил корабли и в 1695–1696 годах успешно ходил с войсками под Азов. Иван, окруженный патриархом с церковными властями, боярами, окольничими и прочими чинами, участвовал в многочисленных «царских выходах» — праздничных шествиях и застольях. Впрочем, восседая на двойном троне, братья вместе принимали иноземных послов и время от времени вдвоем являлись народу в церковных церемониях.
Вид Москвы. Гравюра И. А. Соколова по рисунку И. Я. Шумахера.
Рядом с молодыми царями проживали их многочисленные родственники. В 1690-е годы дом Романовых состоял из нескольких поколений. В Кремлевском дворце и загородных резиденциях, прежде всего Измайлове и Коломенском, коротали свой век живые тени прошлого — царские тетки Анна и Татьяна. Эти преклонного возраста царевны, дочери царя Михаила Фёдоровича, умерли в 1692 и 1706 годах. В дворцовых покоях своими комнатами-дворами также жили — бывшая супруга покойного царя Фёдора царица Марфа Матвеевна и вдовствующая царица Наталья Кирилловна Нарышкина, она скончалась в 1694 году. Здесь же в теремах обитали не замешанные в делах воинственной Софьи царевны-сестры Екатерина и Марья Алексеевны и родная сестра царя Петра — царевна Наталья Алексеевна. Размеренная и обеспеченная жизнь царского семейства шла по накатанной колее.
Вид на собор Спаса на Бору и Теремной дворец. Конец XVIII в.
В этой обстановке в январе 1693 года и появилась на свет царевна Анна. Местом ее рождения был Кремлевский дворец, и, вероятнее всего, его деревянные царские хоромы. По обычаям русского двора они были предназначены для холодного времени года и строились отдельно для каждого царя, царицы, царевны и царевича. Рубившиеся внутри обширного, слепленного из разных строений дворца, хоромы не просматривались снаружи, что делало жизнь их обитателей закрытой от постороннего взгляда. Летом члены царской фамилии перебирались в кремлевские каменные терема или же выезжали в подмосковные Измайлово, Коломенское и прочие государские «дворы».
Царевна Екатерина Иоанновна.
Рубеж 1680-х — 1690-х годов, на который пришлось рождение детей у братьев-соправителей, стало последним периодом, когда при появлении царских отпрысков соблюдались многочисленные обычаи московского двора. Осведомленный современник, дипломат князь Борис Иванович Куракин, писал об этом так: «И при тех рождениях последние церемонии дворовыя отправлялись как обыкновенно: патриарх и бояре, и все стольники, гости и слободы были с приносом и протчие».
Однако каким был обряд рождения царского ребенка? Как праздновали рождение царевны Анны, в которой в то время никто и представить не мог будущую императрицу всея России? Представление об этом дают краткие записи летописи дворцовой жизни — Разрядных книг.
Местом рождения Анны были комнаты царицы Прасковьи Фёдоровны и, по всей вероятности, ее крестовая палата. К радостному событию помещение богато украшали, вносили в него царское ложе — кровать с «постелей лебяжьей, взголовье лебяжье ж, на него пуховик — пух чижевой, подушка атлас, червчат», да в ногах клали «пуховое одеяло». Помещение царицы на это царское «место» проходило по традиции церемониально.
О рождении царевны Анны в Разрядах читаем: «В нынешнем в 201 году [1693] генваря против 28 числа, за два часа до света, в субботу, на память преподобного отца Ефрема Сирина, по благодати всесильного в Троице славимого Бога, великому государю царю и великому князю Иоанну Алексеевичу, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, от супруги его государевы от великия государыни благоверные царицы и великия княгини Параскевии Феодоровны, родися дщерь, благоверная государыня царевна и великая княжна Анна Иоанновна».
В записи опущено, что после появления на свет прямо в комнату роженицы, по обычаю, приходил царский духовник, который творил очистительную молитву, давал по святцам имя ребенку и читал колыбельную молитву. Родившуюся 28 января царевну нарекли Анной, так как на один из ближайших дней, на 3 февраля, приходился праздник святой Анны Пророчицы. За выполненные требы духовник по традиции получал от царицы драгоценный кубок, 40 соболей, шелковую камку и прочие дары.
Царевна Прасковья Иоанновна. Художник И. Н. Никитин.
Следующим этикетным шагом были смотрины. Младенца выносили в соседнюю богато убранную палату, где показывали отцу-царю и другим близким родственникам, боярыням и мамкам. После смотрин о «радости» объявляли духовным властям, московским чинам и гостям, и все они собирались в кремлевском Успенском соборе.
Как сообщают записи Разряда за 1693 год, «и того ж числа по литоргии во 2 часу дня Великие государь царь и великий князь Иоанн Алексеевич… изволил… приттить в… церковь Успения пресвятыя Богородицы. А во время его государского пришествия в соборной церкви был великий господин святейший кир Адриан… патриарх, со всем освященным собором. И при нем великом государе… совершали молебное пение… о их государском многолетном здравии новорожденные благоверные государыни царевны и великие княжны Анны Иоанновны». В соборе для радостного случая присутствовали «царевичи, и бояре, и окольничие, и думные и ближние люди, и стольники, и судьи из приказов, и стряпчие, и дворяне, и дьяки, и гости и приказные люди… гостиной сотни и чернослободцы и иных чинов люди великое множество». После молебного пения они поздравили великого государя. Молебны в этот день шли во всех церквах и монастырях Москвы, и целый день над первопрестольным градом стоял колокольный звон.
Родинный стол в Грановитой или Золотой палате в 1693 году не устраивался. Однако по традиции в Передней палате царь Иван «жаловал… бояр, и окольничих, и думных и ближних людей кубками фряжских питей, а стольников, и генералов, и полковников стрелецких и дьяков и гостей водкою». Царь Пётр в соборную церковь и переднюю палату в этот день не выходил.
Зато он принял самое активное участие в крещении царевны, став крестным своей племянницы. По записям Разрядов, «февраля 3, в пяток, на праздник св. Симеона богоприимца и Анны пророчицы… великого государя и великого князя Иоанна Алексеевича… новорожденная дщерь… царевна и великая княжна Анна Иоанновна… приняла святое крещение… христианские веры Греческого закона». По обычаю, утвержденному еще при царе Иване Грозном, обряд проходил в церкви святителя Алексия в Чудове монастыре в присутствии всех чинов. Действо крещения царевны совершал патриарх Адриан. Восприемниками «от купели святаго крещения» стали ближайшие родственники — царь Пётр Алексеевич, одетый для праздника в «объяринный кафтан белого цвету», и старшая из благоверных царевен, великая княжна Татиана Михайловна.
«Радостного стола», как и раздачи питей и коврижек, на крестины царевны не было. Впрочем, такое умаление обрядов уже стало обычным при рождении царских детей. Зато в Передней палате дворца был совершен важный обряд московского двора — ритуальное поднесение «для поздравления» даров отцу новорожденной. Церемония состоялась в четверг сырной недели в 6-м часу дня. Святейший патриарх Адриан и власти поднесли государю «животворящие кресты господни с мощами и святые иконы во благословение; а потом подносили: золотые червонные, а кубки серебреные золочены с кровлями, и соболи сороками, и оксамиты, и бархаты, и объяри золотные, и иные дорогие и узорчатые вещи и портища». Вслед за ними царевичи, бояре, окольничие, думные и ближние люди подносили: «кубки ж, и соболи сороками ж, и оксамиты, и бархаты, и объяри золотные, и бархаты ж, и отласы и камки и иные узорочные портища». После чинов подношения такими же вещами делали «гости, и гостиной сотни и из слобод соцкие и старосты».
Следуя дворцовому этикету, Иоанн Алексеевич велел принять у святейшего патриарха и властей животворящие кресты и святые иконы, а драгоценные дары — золотые и прочее «принять не указал». Также он поступил и с дарами царевичей, государственных чинов, гостей и земских людей, царь «пожаловал… тем подношением их по-прежнему».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Императрица Всероссийская Анна Иоанновна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других