Книга «Всё, кроме спорта» учит не только растить чемпионов, но и быть востребованным тренером или эффективным руководителем спортивного клуба.Я говорю о тренерской деятельности как о бизнесе, в котором не обойтись без навыков менеджмента, психологии и маркетинга, и всё это туго переплетается с лидерством и личной эффективностью каждого спортивного управленца.Перед вами книга, в которую я вложила всю свою душу и весь свой двадцатилетний опыт работы тренера и руководителя спортивного центра.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все, кроме спорта. Спортивный менеджмент, спортивная психология, лидерство, личная эффективность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Личная эффективность
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Скорее всего, вы встречали тренеров, которые говорят: «Я классный тренер, могу тренировать хоть в подвале». В этом подвале нет санузлов, раздевалки грязные, зал явно просит ремонта. Дозвониться до тренера с первого раза не получается, у него выходной или он занят. Родителю негде припарковать машину и выпить чашку кофе, пока ребенок на занятии. Оплату такой тренер принимает наличными или переводом по номеру телефона. У него нет социальных сетей, сайта и подавно. На двери висит листок «белоснежки». На нем черно-белая надпись «Объявляется набор», номер телефона снизу. Нередко тренера заменяет один из спортсменов, мальчишка лет десяти. Форс-мажор, что поделать, предупредить он не успел.
У такого тренера есть конкурент, уровень их профессионализма одинаковый, но подход к работе разный. О новом наборе родители узнали заранее: гуляя в парке, они увидели шумный праздник, открытый урок с веселым, дружелюбным тренером. Ребенок поучаствовал в мероприятии, его похвалили и дали красивую, цветную листовку с приглашением на пробное занятие. Тем же вечером родителям попалась реклама этого клуба в социальных сетях, они перешли на страницу, увидели фотоотчет с урока в парке и ссылку на сайт. Возле клуба есть парковка, рядом кафе, раздевалки и санузлы чистые и аккуратные. При входе в клуб есть ресепшн, приветливый администратор подробно рассказывает про все направления и занятия. Оплатить можно картой или наличными, вам выдают чек.
Кого вы выберете? Думаю, ответ очевиден. Сейчас клиент избалован, в хорошем смысле слова, он привык к комфорту и хорошему сервису, честной и экологичной работе. Все, что есть у второго тренера — это норма, а не преимущество. Тренерская работа в частных клубах — это оказание услуг. В спортивных школах свои условия, но стоит помнить, что там не платят деньги. Поэтому к платным тренерским услугам нужно относиться как к бизнесу. Важная составляющая бизнеса — клиентоориентированность, а именно уважение и забота по отношению к людям, которые приносят вам деньги, на комфорте и внимании клиентов нельзя экономить. О клиентоориентированности мы с вами будем говорить много и подробно, но это не все. Второй тренер от первого отличается не только уровнем сервиса, но и наличием амбиций, мотивации и целеустремленности. Это фундамент, с него начинается любая деятельность. Думаю, вы понимаете, кто из тренеров с большей вероятностью создаст масштабный, сильный клуб. Кто расширит его до сети спортивных центров по всей стране.
Все начинается с тебя
В работе мы часто требуем что-то от спортсменов, родителей, команды, при этом забываем, что все начинается с нас. В первую очередь смотреть нужно на себя. Как мотивировать и дисциплинировать себя?
Первое и главное, что нужно делать всегда и в любом деле — совершенствоваться, неустанно становиться лучше, даже когда ты уже лучший. Особенно когда ты лучший. Среди нас есть тренеры с огромным опытом и внушительными достижениями, для кого-то вы являетесь примером, на вас хотят быть похожими. Если у вас высокая самооценка — это нормально: вы много работаете, у вас мощные результаты, вы профессионалы. Но как только вы решите, что знаете все — в этот момент вы останавливаетесь, и все начинает скатываться вниз.
Однажды в последний день сборов, женщина из тренерского состава мне сказала: «Вы знаете, мне стыдно признаться, но на этих сборах я тоже многому научилась». Сперва я была шокирована — человеку стыдно признаться в том, что он чего-то не знает. Для нее понимание того, что можно двигаться куда-то дальше, стало личностным конфликтом.
Понять и признать, что ты знаешь не все, что есть куда расти и в чем становиться лучше — это испытание. И чем выше нынешний уровень, тем сложнее оно дается. Если вы думаете: «Да чему меня могут научить? Я сам все знаю, сам все видел, столько лет посвятил этому» — так и будет, нового вы не узнаете. Если вы подвергаете сомнению новую книгу, обучение или тренинг — вы ничего из этого не вынесете.
Важно обнулиться — представить, что вы ничего не знаете, и вся информация для вас новая. С нуля обучать очень легко. Вспомните, как ведут себя дети, когда впервые приходят в клуб — они совсем маленькие: руки подняли, ножкой топнули — дети счастливы, родители благодарны. Или первое соревнование в массовом спорте — ребенок вышел, не убежал и не расплакался. Первые шаги сделать не так сложно, и научить этому легко. Процесс несложный, но самый благодарный. Но когда уровень повышается, а движение вверх становится медленным — начинается самое страшное: «Ведь уже что-то умеете! Почему с нуля так быстро поднялись, а сейчас затормозили?». Благодарность сменяется на претензии. Когда ты уже что-то из себя представляешь, сложно принять, что нужно что-то еще, чтобы двигаться дальше.
Пойдемте в глубину и проанализируем себя более детально. Иногда мы просто не замечаем или не знаем свои сильные и слабые стороны, как следствие, не видим возможностей, которые у нас есть. Часто мы ограничиваем себя собственным опытом и знанием. Что будет, если попробовать расширить эти границы? Для этого надо остановиться и посмотреть на себя со стороны. Заглянуть вглубь себя.
Предлагаю вам прямо сейчас сделать упражнение — измерить свой тренерский уровень.
Упражнение: SWOT-анализ
Теперь давайте углубимся в самоанализ и разберем на молекулы ваш нынешний уровень. Предлагаю провести SWOT-анализ. Это классическое упражнение, которое позволяет узнать о себе больше и установить вектор для дальнейшего движения. На всех своих тренингах и мастер-классах я рекомендую SWOT-анализ. Он всегда актуален. Даже если вы делали его полгода назад или в прошлом месяце, сейчас он будет абсолютно другим, потому что в жизни происходят изменения, у вас появляются новые потребности. Рекомендую делать упражнения на бумаге или в специальном приложении, так как все, что мы держим у себя в голове и не переносим на внешний носитель забывается очень быстро. Когда вы записываете важные вещи и регулярно возвращаетесь к ним — ваша эффективность вырастает.
SWOT-анализ — это
S (strengths) — сильные стороны.
W (weaknesses) — слабые стороны.
O (opportunities) — возможности.
T (threats) — угрозы. Трудности, внешние факторы, которые не зависят от принимаемых вами решений.
Возьмите альбомный лист и расчертите линейкой его на четыре части. В верхней левой части будут ваши сильные стороны, в правой верхней — слабые стороны. В левой нижней части напишите свои возможности, а в правой нижней — угрозы. Если вы работаете тренером в клубе — оценивайте себя только в этом. Для руководителей задача сложнее — вам нужно заполнить две таблицы.
S (strengths) — сильные стороны
Подумайте о своих сильных сторонах и выпишите их. Старайтесь быть объективными, не приукрашивайте, не старайтесь что-то изменить, адекватно посмотрите на себя со стороны. Запишите все свои качества, которые определяют вас как человека, тренера, профессионала в своем деле. Это может быть что угодно: хорошо веду блог в социальных сетях, меня любят дети, легко налаживаю контакты с людьми.
Приведу на примере моей тренерской деятельности:
21 год тренерского опыта
Высокие результаты воспитанников
Умею мотивировать и вдохновлять
Молекулярный подход к процессу
Авторитет
W (weaknesses) — слабые стороны
Теперь запишите свои слабые стороны. То, что не принято признавать, говорить об этом вслух. Здесь также старайтесь быть наиболее откровенны с собой, это все пойдет вам на пользу.
Мы все очень разные. Есть прекрасные специалисты, но они не могут приглашать к себе людей. Они прекрасно общаются, могут легко найти контакт с любым человеком, но не могут говорить о своих достоинствах или о достоинствах клуба. Им тяжело себя рекламировать и продавать свои услуги. Это нормально, важно увидеть свои качества, дальше будет проще разобраться с тем, куда и как их применить.
Мой пример:
Сейчас мало тренерской практики
Не ставлю программы
Есть проблемы в судейских правилах
O (opportunities) — возможности
Теперь напишите возможности, которые у вас есть, но по каким-то причинам вы не всегда их используете.
Например, вы юный тренер, который недавно начал свою карьеру. Вы не обращались к специалистам, но среди ваших знакомых есть более опытные и профессиональные тренеры, к которым вы можете обратиться с любым вопросом. Оглянитесь по сторонам, вы увидите много возможностей, даже обучающие материалы в интернете и книги по вашей специальности могут дать вам много нового.
Пример:
Привлечение к процессу своих друзей уровня ТОП
Большая база спортсменов
Сильная команда
Проведение сборов
T (threats) — угрозы
Следующий блок — угрозы, то, что может вам помешать в дальнейшем пути. Сформулировать их непросто и не все возможно предугадать, все мы помним первую волну пандемии. Поэтому здесь нужно опереться на предыдущие пункты и составить логическую цепочку. Например: сейчас у меня мало тренерской практики, хотя некоторое время назад я часто занималась со всей командой в зале и понимала, что мои рекомендации имеют большой вес. Сейчас практики мало и моя угроза — потеря тренерского авторитета. Значит, в своих планах и стратегии тренерского пути я должна учесть эту угрозу: чаще вести онлайн-тренировки, проводить сборы на своей площадке, чтобы сохранить свой статус и оставаться квалифицированным тренером.
Да, в угрозах мы можем найти то, что на первый взгляд кажется неприятным и удручающим, но если сразу же придумать решение и спланировать дальнейшие действия — угроза станет точкой роста.
Пример:
Потеря тренерского авторитета
Мало практики — потеря мастерства
Повторное закрытие на карантин
Теперь, когда вы выписали свои слабые и сильные стороны, возможности и угрозы, начинается самая тонкая работа. Вам необходимо соединить все четыре категории и найти свои точки роста. Например, как вам отработать свою слабую сторону с помощью сильной, пользуясь своими возможностями? Здесь возникают новые идеи, о которых можно подумать. Иногда мы забываем о том, что среди родителей нашей секции есть мама, которая работает редактором в журнале. Можно попросить ее помочь вам с рекламным постом, хотя бы отредактировать его. Например, вы не умеете ставить программы, но можете писать фонограммы — воспользуйтесь услугой по бартеру, предложите свое умение в обмен на необходимое умение другого человека. Это не всегда финансовый вопрос, скорее обмен опытом и умениями с бонусом в виде экономии. Ведь полученные деньги можно потратить на оплату smm-специалиста, который будет качественно и продуктивно вести ваши социальные сети.
Это и есть те возможности, которые всегда рядом: личные связи, обучающие материалы, помощь старших коллег, создание новых программ — вариантов очень много. Опирайтесь на результат SWOT-анализа и действуйте.
Прежде чем понять, что делать, нужно определить зачем это делать
Умение задавать правильные вопросы и находить на них ответы — важнейший инструмент для самопознания и поиска новых возможностей. Прежде чем начать что-то делать, чаще всего мы задаем себе вопросы:
— как бы это сделать?
— какой проект запустить?
— каком мероприятии поучаствовать?
— какого цвета будет афиша?
Предлагаю сместить фокус с вопроса «что нужно делать?» на «зачем это делать?» Когда вы честно ответите себе на вопрос «зачем?» — увидите свою настоящую мотивацию, исходя из которой будет намного проще решить как, когда, с кем, где и так далее. Ответьте себе честно, это важно, потому что мотивация всегда определяет результат.
Мотивация бывает трех видов. Рассмотрим подробнее:
Мотивация — выживание
Тренер с такой мотивацией работает только ради материальной выгоды. Кроме зарплаты этого работника ничего не интересует. Мотивация-выживание по природе своей не позволяет заработать больших денег. Чаще всего такой тренер пришел в профессию не потому что это его осознанный выбор, а потому что так сложились обстоятельства: «Я всю жизнь играл в баскетбол и больше ничего не умею, как мне еще заработать денег? Пойду тренировать». К сожалению, многие работают с безразличием, получая посредственные результаты, без сверхдостижений.
Однажды у меня был разговор с тренером по спортивной гимнастике:
— Вы едете на сборы? — спросила я.
— Какие сборы, Олесь, какие сборы?! Столько возни! Ходить им сопли всем вытирать, с родителями координироваться, ну его. Потом добавляет с гордостью: вот был карантин, я вообще на работу не ходила, а зарплату получала.
Думаю, вы догадываетесь какие результаты у этой спортивной школы, а так же какие награды получают их воспитанники. Конечно, это личный выбор каждого, я не подвергаю его осуждению, но тогда не надо говорить, что вы хотите вырастить чемпиона, хотя при этом не собираетесь сделать чуть больше, чем входит в должностные обязанности. Так не работает.
Мотивация — личные амбиции
У тренера с такой мотивацией есть не просто цель, а стратегия и сверхзадача. Например, стать тренером чемпиона. Такой человек работает лучше, потому что понимает, зачем пришел в профессию.
Если у вас есть цель, то результат вашей работы будет гораздо выше, чем у тех, кто просто ходит на работу.
Мотивация, исходящая из личных амбиций, приводит к высокому результату. Когда тренер готов делать больше, чем от него требуется — это замечательно. Многие останавливаются именно на бескомпромиссном «хочу». Здесь в жертву идут дети и отношения с родителями. Главное для такого тренера — добиться результатов. Причем неважно какими способами. Это темная сторона личных амбиций, здесь возникают ошибки.
Мотивация — будущее нашей страны
Для меня важно не натренировать, а вырастить. Каждый раз, заходя в зал, я прихожу к людям, которых учу побеждать и проигрывать, ставить цели и преодолевать трудности. Я уверена, что такие навыки пригодятся в дальнейшем пути.
Давайте вспомним какие навыки, полученные в детстве, нам больше всего пригодились в жизни? Мы все люди из спорта, наше становление не ограничивалось только школьной программой. В среднем 70% того, что давали в школе нам не понадобилось. Я ни в коем случае не обесцениваю систему образования, но я правда считаю, что если бы в школе были профильные уроки по целеполаганию, умению бороться со стрессом, самопрезентации, то молодежь выходила бы из школы совсем другой, более подготовленной к жизни. А ведь это мы и даем детям в своих залах, через спорт.
Мы работаем с человеком как технически, вырабатывая механику организма, так и ментально, прививаем ему желание трудиться, преодолевать трудности, работать в команде. Именно такие навыки им точно пригодятся в жизни.
Есть так же и сверхтренеры, их мотивация — это воспитание детей и молодежи, формирование здоровых ценностей у будущего поколения. Такие тренеры играют важнейшую роль в истории нашего государства. Не так давно у нас было интервью с одной парой, титулованной в акробатическом рок-н-ролле. Пятикратные чемпионы мира, действующие спортсмены, тренеры и наставники, мои близкие друзья — Иван Юдин и Ольга Сбитнева.
— Слушай, Ваня, а зачем тебе столько лет оставаться в рок-н-ролле, для чего тебе это?
— Моя цель, чтобы акробатический рок-н-ролл стал Олимпийским видом спорта.
Он произнес это твердо и уверенно, с полным пониманием, что это зависит только от него: «Это моя личная цель. Что я для этого делаю? Работаю в команде составителей программы, езжу за границу и обучаю новых спортсменов, привлекаю новые страны к акробатическому рок-н-роллу». Его миссия и сверхзадача прослеживается в каждом действии. С таким подходом его личные результаты, результаты его клуба и команды, заряженной таким порывом, являются сверхрезультатами.
Еще один мощный пример — пара Алексей и Светлана Гавриловы. Они недавно были участниками проекта «Новые Танцы» на ТНТ. Когда их спросили, зачем они пришли на проект, будучи всемирно известными спортсменами, они сказали: «Мы хотим, чтобы буги-вуги получил большую популярность. Чтобы этим видом спорта занималось как можно больше людей. Нам это доставляет счастье». Вот такое у людей «зачем».
Есть ли в вашем окружении люди, которые работают на будущее всей страны в своем виде спорта? Те, кто не просто занимаются, а создают огромные события, развивают целый вид спорта в своей стране. Они точно такие же люди. Именно они являются лидерами и примерами для всех нас. Люди, которые делают больше, чем нужно.
А зачем вы этим занимаетесь? Зачем вам это? Для кого-то «зачем» — это желание стать тренерами чемпионов мира. Ответьте себе на этот вопрос. Могу сказать о своих амбициях, я отдала столько времени тренерской деятельности, потому что для меня это невероятный обмен. Я ощущаю сумасшедшее чувство удовлетворенности, когда захожу в зал и чувствую, как дети горят, как я горю. Они отдают мне эту энергию. Я чувствую, что у меня все получается. Наивысшая награда для меня — горящие глаза, когда у них что-то получается, когда они что-то делают с безумной увлеченностью. Это мое тренерское «зачем».
Добавляйте в работу смыслы, тогда вам все будет даваться намного легче. Если я работаю ради горящих глаз, то я сделаю все, чтобы они продолжали гореть. Когда вы работаете ради того, чтобы ваш спорт стал олимпийским, вы поддерживаете этот уровень и не смещаете фокус. Принципы формируют ваш вектор и определяют пункт назначения.
Какая мотивация сейчас движет вами? Для чего вы собираете людей в группы, зачем ежедневно приходите на работу? Подумайте как можно сейчас расширить свои горизонты, например, мечтать не о клубе в 20 человек, а о сети клубов, по всей стране. Люди, которые создают масштаб в своей сфере, точно не мыслят о клубе в 20 человек, не мыслят о результатах двух спортсменов. Стоит расширить горизонты и дать волю амбициям. Конечно, появляется страх, что стать тренером номер один невозможно, что собрать клуб в 500 человек — это нереально. А что если попробовать? Если именно эту амбицию поставить перед собой?
Мне нравится один анекдот:
Стоят два приятеля и смотрят на простирающееся впереди поле. Один говорит другому:
— Здесь ничего не вырастет.
— Ну да, точно ничего не вырастет.
— Да, а если посадить?
Упражнение:
Представьте ваш рабочий день через 5 лет
Представьте, как будет проходить ваш идеальный рабочий день через пять лет. Вообразите все до мельчайших подробностей: где вы находитесь, кто рядом с вами, о чем говорят вокруг вас? Может быть, к вам пришли ваши спортсмены, их родители или мэр города. Попробуйте визуализировать, как это будет, кто вас окружает и что они про вас говорят. Опишите это! Если вы совмещаете тренерскую деятельность и руководство, представляйте свой день в двух сферах. В этом упражнении важно дать полет вашей фантазии, не ограничивайте себя рациональными доводами. Если вам сложно представить именно рабочий день, так как еще нет конкретных целей, непонятно, какие будут задачи и обязанности, попробуйте представить обычный день в повседневной жизни. Попробуйте, будет проще, после переходите к профессиональной деятельности.
Почему важно именно представить свой рабочий день, а не просто ответить на вопрос: «Чего я хочу добиться в профессии через 5 лет»? Скорее всего, вы ответите стандартными и понятными категориями, которые так сложно воплотить в жизнь. Упражнение с визуализацией дает возможность увидеть и прочувствовать реализованную цель, как будто вы примерили идеальную жизнь.
Важно представить себя именно на работе, а не отдыхающим на Мальдивах, что прекрасно, но не в данном упражнении. Как вы проснулись, что вы надели, куда пошли. Где проходит ваш идеальный день — в зале, на сборах, на соревнованиях? Быть может, вам вручают награду или вы стоите на пьедестале тренера чемпионов мира или ваш спорт только что объявили олимпийским? Быть может, это будет хороший стабильный рабочий день, когда вы приходите в свой зал, завариваете себе вкусный кофе. Все стабильно, вы знаете, что в зале много детей, все стараются, вы спокойны и довольны. Дальше представьте, кто вас окружает, сколько у вас спортсменов, в какой они форме, какие у них награды, медали и кубки.
Если вы руководитель, также детально представьте свой идеальный день, наполняйте его событиями, подробностями и впечатлениями. Быть может, вы объездили свои филиалы или утром провели собрание среди своих тренеров — у вас 20 отделений, на планерке собрались 20 исполнительных директоров. Все показали вам положительные отчеты и вы начали обсуждать стратегию на следующий год.
Итак, вы представили и увидели свой идеальный рабочий день — запишите то, что у вас получилось, можете периодически возвращаться и дорабатывать эту картину. Дальше, когда мы перейдем к конкретному целеполаганию, она нам пригодится.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все, кроме спорта. Спортивный менеджмент, спортивная психология, лидерство, личная эффективность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других