Лабиринты Таро. Том I. Мажорные арканы

Олеся Сидоренко, 2021

Новая, умная, полезная книга для тех, кто хочет улучшить свою жизнь с помощью карт Таро. Книга старается стряхнуть пыль с трактовок Таро, посмотреть на концепцию Мажорных арканов глазами современных интеллектуалов, проверить актуальность идей колоды через науку, психологию и философию 21-го века. В книге представлена свежая, логичная и практичная система, которая поможет вам не только понять сами арканы, но и научиться применять их полезные свойства в собственной жизни. Вы сможете работать с колодой Таро на совершенно новом уровне, мало того – научитесь использовать полученные практические навыки в реальном мире.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лабиринты Таро. Том I. Мажорные арканы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

4 аркан — Император

Уровень 1 — метафизика аркана

Вселенная создала нас, чтобы познать саму себя.

К. Саган

Тремя силами можно описать практически всё во Вселенной, кроме четвёртого элемента. Четвёртый элемент почти всегда гипотетический, мы видим продукты его воздействия, но не видим его самого. Так, у нас есть пространство, в котором есть три измерения, но в нём же есть и нечто четвёртое — время. Однако время есть ничто иное как движение, о котором мы уже говорили в 3 аркане, и, выходит, что время должно быть частью 3 аркана. Ведь любое движение возможно лишь во времени, или же само движение создаёт понятие время. Трудности на этом не заканчиваются. Время невозможно пощупать и как-либо иначе ощутить, кроме как испытать на себе последствия его быстрого течения. И пусть нам и философам прошлого трудно понять феномен времени, и некоторые из них даже считали время — выдумкой человека [69], современные же знания о времени утверждают, что оно не просто реально, но и напрямую связано с пространством. Чем более тяжёлые объекты в пространстве (сильное гравитационное поле), тем медленнее около них движется время [70].

Эта, казалось бы, незначительная деталь — имеет огромное значение для понимания мира в целом и проблематики третьего и четвёртого аркана, и без разъяснения этого мы не сможем двигаться дальше.

В предыдущей главе мы затронули то, что на практике сложно отличить Императрицу и Императора, они словно проявляются всегда бок о бок. И здесь мы тоже не можем отличить 3-ку от 4-ки. Ведь, 3 — это соединение трех элементов: нулевого, первого и второго арканов, но также и нечто новое, своё. Третий аркан получается одновременно результат работы 3-х первых арканов (0, 1 и 2 арканов), и движение, и эволюция, и жизнь, а теперь ещё и время.

Всё дело в том, что, когда взаимодействуют между собой несколько принципов, между ними появляется нечто вроде структуры, их отношение между собой становятся чем-то большим, чем просто два или более арканов. Вне мира Таро с подобным феноменом сталкиваются все учёные, имеющие дело со структурами. Они, в своё время, дали этому название: эмерджентность. Сложное слово, в действительности просто описывает интересный феномен, хотя его природу не объясняет.

Эмерджентность подразумевает, что некая система обладает чем-то большим, чего не было ни у её элементов по отдельности, ни у их суммы. Чаще всего в доказательство такого феномена, как эмерджентность приводится химическое соединение двух элементов водорода и кислорода, т. е. формула воды. Вода, как единое целое, обладает более существенными качествами и свойствами, чем простое соединение этих двух элементов, тем более каждый отдельно взятый элемент [71].

Точно также и арканы Таро, объединяясь вместе они создают новый аркан со своими собственными качествами и свойствами. С понятием эмерджентность мы столкнёмся ещё не раз при знакомстве с арканами.

С этим разобрались, но возникает другая проблема. Сама по себе эмерджентность является каким-то неизвестным нам ещё принципом. Нельзя сказать о том, что 3 аркан — это движение или эволюция, при этом объясняя это взаимодействием 0, 1 и 2 арканов. Что тогда есть 3-ка? Почему вообще нам нужна 3-ка, если мы можем наблюдать процессы взаимодействия трёх первых арканов и без неё? Мы должны ввести, получается, принцип эмерджентности. Но тогда, по логике вещей 3 аркан не может быть арканом движения, т. к. сначала нам нужно понять, что вообще существует эмерджентность систем. С другой стороны, о какой эмерджентности мы вообще можем говорить, если ещё никакого факта структуры нет? Пока у нас были только отдельные арканы.

На наш взгляд сам феномен эмерджентности систем не является некоторым фундаментальным принципом, эмерджентность лишь видимое проявление скрытого от нас фундаментального принципа четвёртого аркана.

Но чтобы это раскрыть, нам нужно вернуться к началу. Есть «нечто» неизвестное (нулевой аркан), внутри которого непредсказуемо выделяются и самоопределяются элементы (первый аркан), эти элементы удерживаются, чтобы непредсказуемые проявления сдержать и привести к порядку (второй аркан). Когда всё это проявляется одновременно, взаимодействуя друг с другом, рождается материя (третий аркан). С точки зрения космологии, во Вселенной определённое количество тёмной энергии (архэ первого аркана), тёмной материи (архэ второго аркана) и вещества (архэ третьего аркана), причём настолько определённое, что буквально на микроскопическое количество больше или меньше темной материи или энергии — и вещество бы просто не могло существовать, жизнь не могла бы существовать. Этот поразительный факт называется «тонкой настройкой Вселенной» [72].

Учёные-материалисты считают, что эта тонкая настройка всего лишь случайность. Но есть такие исследователи, кто считает это наилучшим доказательством разумного сотворения Вселенной [73]. Среди их числа и мы. Тонкая настройка приводит нас к пониманию не только того, что Вселенная сотворена, но что должен быть 4-й элемент, который будет управлять и направлять первый, второй и третий арканы.

Такой 4 элемент — это замысел Вселенной, то зачем вообще двигаться, знать, хотеть и быть. Этот замысел, или высший смысл, в итоге управляет всеми процессами, а без него…какой во всём смысл?

Замысел, однако, несёт в себе и определённый фатализм. Если Вселенная задумана каким-то определённым образом, и мы это видим в тончайшей её настройке, то каждое движение в ней определено, даже такое, что кажется нам случайным. Исходя из теории относительности А. Эйнштейна, время можно скорее представить как замёрзшую реку, в которой каждый момент времени уже свершился. Согласно физикам в 5-м измерении именно так и выглядит время — вся вечность одномоментно [74]. Но мы, люди которым доступно восприятие лишь 3-х мерного пространства, видим время, как движение. Чтобы представить это, давайте рассмотрим аналогию. Представьте, что вы нарисовали прямую линию на бумаге. Эта линия будет называться время. Затем нарисуйте на этой линии несколько жирных точек. Если бы мы были настолько маленькими и плоскими, что смогли бы прогуляться по этой линии, то во время нашей прогулки мы постепенно сталкивались бы с каждой из точек. При этом мы не знали бы, когда та или иная точка появится, т. к. мы настолько маленькие и настолько плоские, что просто не можем посмотреть «сверху» на эту линию и увидеть, когда именно будут появляться эти точки. С точки зрения плоских нас, гуляющих по линии, точки возникают постепенно и во времени и не существуют пока мы до них не дошли, но с точки зрения обычных нас, смотрящих на линию, все точки существуют на линии одновременно. Похожий принцип происходит и в 5-м измерении. Там, гипотетически, можно посмотреть на всё время мира, как мы смотрим на линию, нарисованную на бумаге.

Когда мы смотрим на проявления 0, 1, 2 и 3 арканов мы рассматриваем их в последовательности, и действительно, на многомерной «линии» времени они располагались бы условно друг за другом, при этом это совершенно не значит, что 4 аркан ещё не существует. Он уже есть, и он уже влияет на последовательность. Распределение архэ по числам последовательно, но одномоментно. А значит на проявления всех первых арканов может влиять следующий за ними четвёртый аркан. Время в метафизическом мире архэ работает по-другому, и будущее может формировать прошлое. Кстати, некоторые физики всерьёз рассматривают такую гипотезу, что прошлое может формироваться будущим [75].

Итак, получается, что согласно 4 аркану, существует некоторый замысел, этот замысел присутствует как бы в будущем, ибо всякий замысел есть своего рода цель. Замысел не может создаться произвольно, а значит для этого необходим некий Разум, сознательное нечто, что создало и руководит этим замыслом. Это уже не просто информация или некое знание (2 аркан), это знание знаний (2+2), система или структура. И именно замысел собирает вместе элементы, упорядочивает между ними взаимодействие и рождает из полученного новые качества, которые ему были нужны, т. е. Разум создаёт эмерджентность. Нужно уточнить, что под словом «Разум» мы не имеем в виду наш мозг или сознание. Этим словом мы решили заменить слово «Бог», «Абсолют», «Источник» и т. п. Мы подразумеваем некий Высший разум, который тонко настроил нашу Вселенную согласно своему замыслу.

Итак, вот почему 3 аркан не является принципом эмерджентности, потому что это одно из проявлений 4-го аркана, который влияет на суть 3-го аркана. В архэ есть последовательность, и она вполне логична, но архэ не подчиняются нашему пониманию времени, и потому 4-му архэ ничто не может помешать влиять на 3 аркан. Именно поэтому, описывая 3 аркан, мы ничего не писали о времени, т. к. мы время понимаем через призму нашего, человеческого опыта, тогда как архэ — это о фундаментальных принципах разумной Вселенной.

Четвёртый аркан один из самых сложных арканов для понимания, т. к. он является и завершением материального мира, как целостной реальности, и переходом на новый, нематериальный уровень. На четвёртом аркане очень чётко ставится грань, Четвёрка создаёт реальный мир, который тонко наполнен смыслами. Она также закрывает архэ описывающие создания мира. Дальнейшие метафизические принципы мажорных арканов связаны уже не с формированием мира, а с пониманием уже сотворённого мира. Аркан также означает разум и сознание, который наблюдает и изучает реальность. Этот принцип «смыслотврочества» и управления элементами для достижения замысла проникает в создание ценностей, культуры, иерархии и понятия власти, что мы подробно разберём в философии аркана.

Уровень 2 — философия аркана

Восседает на троне Император, в правой руке его жезл со стилизованным Анкхом, символизирующим жизнь, мудрость и протекцию, а в левой руке — держава, символ земной власти. Как ещё можно было бы изобразить авторитет и легитимную власть? Именно о власти и авторитетности, в первую очередь говорит Император. Порой авторитарный, консервативный, и довольно жёсткий архетип, представляет собой фигуру Отца, чью любовь нужно заслужить. Эта фигура является носителем морали, ценностей, и всех «так надо», которые мы выучиваем в детстве.

Фигуру нельзя назвать однобокой, она с одной стороны может проявлять деспотизм, ограничения и жёсткие правила, с другой стороны может быть доброй и мягкой, дарящей ощущение защищённости.

По началу отцовская фигура для каждого из нас — это нечто вроде Бога. Даже у тех, чьи отцы не были с ними в детстве по тем или иным причинам, всё равно воспринимают отца как Бога (порой невидимого), который оставил их, что переносит боль на все аспекты жизни.

Если мать нас любит кем бы мы ни были, она принимает нас такими какие мы есть просто по факту нашего существования, то отец проявляет своё чувство тогда, когда ощущает, что он передал свои жизненные принципы и ценности [76].

Отец невольно оценивает нас, насколько мы это он, насколько мы соответствуем его замыслам на наше же будущее. И нам хочется заслужить его одобрение, следовать его примеру и его морали. Мать даёт нам жизнь, а Отец — культуру, в которой мы будем жить.

Однако в какой-то момент мы обретаем ощущение, что мы не хотим быть лишь копией или успешным проектом по воспитанию «настоящего человека», мы хотим быть собой. И тогда возникает конфликт.

Забота и покровительство, которые шли от его фигуры, вдруг становятся террором, направленным на нашу личную волю.

Этот конфликт будет расти, а в аркане Влюблённые приобретёт разрешение: Адама и Еву выгонят из отчего дома, чтобы те жили сами по себе.

Итак, архетип Императора связан с отцовской фигурой, но если мы пойдём дальше, вглубь самой идеи, то обнаружим, что отношения «отец — ребёнок» не причина, а следствие. Первопричиной же является как таковое признание авторитетной фигуры. Сама возможность осознать кого-то как авторитет и назначить на эту роль самую подходящую фигуру.

Это создание авторитетов вообще возможно только благодаря изначальной нашей потребности в иерархической структуре, где некто занимает позицию выше.

В такой иерархии те, кто внизу вверяют себя в руки вышестоящих, освобождая себя от ответственности принимать решения, они позволяют собой руководить, но взамен получают защиту, и приятную, безмятежную жизнь. Те же кто вверху, получается, говорят, как жить и что делать тем, кто внизу иерархической системы, но при этом они и берут на себя больше риска, и, честно говоря, положение у них не очень-то и завидное. Тем не менее они могут получить определённые выгоды от этого положения.

Мы сейчас привыкли ненавидеть иерархию, всё в нас кричит о свободе, о выходе за рамки, мы не переносим несправедливость и подавление меньшинством большинства, именно поэтому мы хотим растоптать любые намёки на иерархию и всё, что связано с этим.

Поверьте и мы любим свободу и человеческие права, и разделяем мнение, что никакая тирания до добра не доводит.

И все же, мы не можем отрицать, что архетип, некоторая универсалия иерархии не просто есть в природе, но встроена в природу всех социальных животных, в том числе и нас.

Мы, возможно, можем отказаться от жёстких систем, традиций и догм, контроля со стороны, и постмодернизм — период разрушения всяких высоких идеалов и систем, имеющих в себе хоть какую-то определённость, — показал, что мы вполне способны выжить вне этого архетипа.

Мы вполне можем обойтись без Бога, без веры, Адам и Ева не плохо зажили после изгнания. Что в этом всём плохого?

Вот только некоторые современные психологи и философы утверждают, что мы становимся более тревожными и потерянными в мире без чётких иерархий. Без обрядов инициаций мы не чувствуем значимости того или иного события в нашей жизни и тем самым теряем краски этих событий, не чувствуем, что это важно [77].

Без понимания кто главный, главными приходится становиться всем, но к тому же ещё и выполнять то, что должен выполнять подчинённый. В итоге вместо одной или некоторого ограниченного количества ролей в наши обязанности входят вообще все роли. Если раньше мы могли рассчитывать на поддержку общины, то сейчас каждый сам за себя, да ещё и стыдиться должен, окажись он неспособным иждивенцем. Ещё недавно воспевались ценности и стремления, которые имели в себе большой смысл, на которые человеку стоило тратить своё внимание, теперь же, в плюрализме мнений всё стало одинаково важным, но нет сил и возможностей уделять внимание всему, и потому чаще всего это внимание вообще ничему не уделяется или уделяется всего лишь несколько секунд, а затем переходит к чему-то другому.

Не удивительно, что в таком состоянии у нас появляется так называемое клиповое мышление и синдром дефицита внимания [78]. Мы просто больше не способны ни на чём сосредоточиться дольше 7 секунд, внимание тут же перескакивает на что-нибудь другое, неважно на что, хоть на муху на стене или на пятно на экране.

Да, мы стали свободны и независимы, да над нами нет ни начальника, ни Бога. Да, мы наконец-то можем делать то, что хотим. А что мы хотим? Кто-нибудь знает? В итоге мы скорее становимся более несчастными и угнетёнными, чем когда были в иерархии. Так сама ли Идея иерархии плоха или мы просто неправильно её используем?

Не смотрим ли мы на иерархию только с её плохой стороны, где она угнетает и сдерживает, и совершенно игнорируем ту сторону, в которой она даёт нам ощущение смысла, значимости и встроенности в процесс?

Когда Таро только создавались, строгая иерархия, порядок и закон были совершенно естественны и почитались. Поэтому карта Императора имела огромное значение. Она рассказывала об ответственности и силе выносить эту ответственность. Карта говорила об отцовской фигуре, которая показывает, как этот мир работает и что от нас требуется. Поэтому аркан вполне мог означать включение рациональных решений, отчасти критическое мышление, но при этом догматизм в вопросах культуры поведения. Сейчас такое однобокое понимание Таро устарело. Мир не белый или черный, он и белый, и чёрный одновременно. Поэтому Император соединяет в себе и победу разума над хаосом, обретение смысла жизни, иерархию и защиту наших интересов, но также показывает нам консервативную, жёсткую, деспотичную сторону себя, где любое правило душит и кажется узостью мышления.

Император — архетип чёткой и не гибкой системы, которая способна существовать во благо, только в том случае, если её элементы полностью подчиняются целому.

Уровень 3 — практика аркана

А теперь, как все ранее написанное можно применить к своей жизни? Мы не те, кто создаёт свои собственные миры, если только не являемся писателями фантастами, поэтому особо замысел Вселенной нам ни к чему, как и понимание необходимости иерархий и принципов возникновения авторитетов. Тем не менее, проработка этого аркана одно из самых сильных средств для того, чтобы организовать в собственной жизни стабильность и достаток. Если вы выполняли практику Императрицы и вам она не понравилась, создавала какое-то напряжение и ощущение, что движетесь не туда, это из-за довольно сильного акцента архетипа Императора в вашей жизни. И скорей всего практика этого аркана вам понравится больше. Напротив, те кто получил инсайты и ощущение освобождения при проработке Императрицы, вам практика этого аркана может показаться шагом назад: от свободы двигаться к жёстким рамкам.

Однако, призываем выполнять все практики, и скоро, в пятом аркане, вы сможете понять почему.

Архетип Императора в нас самих проявляется в системе наших ценностей, взглядов, морали, в том, как мы оцениваем то или иное событие. Всё это вместе: ценности, взгляды, убеждения — являются частью нашего мировоззрения и нашей картины мира. Это основополагающий элемент нашей личности. Не отдельные знания о себе самом или о чём-либо ещё, а сама система взглядов. Если в Жрице мы развивали критическое мышление, изучали вопрос с разных сторон, то в Императоре это лишь те знания и те факты, которые поддерживают и доказывают легитимность собственных убеждений, теорий или веры. В Жрице любой тезис без его опровержения считается догмой и в таком случае архетип Жрицы не проявляется, а Император, наоборот, включается.

Важно понять несколько вещей относительно этого аркана. Во-первых, он работает у всех. Не важно верят люди в Таро или не верят, не важно занимаются ли они самопознанием или нет. Архетип работает всегда. Во-вторых, этот архетип крайне необходим для нашей жизни, и потому ни отключить его невозможно, ни как-либо иначе убавить его значение. В-третьих, если кто-то говорит, что он не задумывается о своём мировоззрении или как-то иначе утверждает, что он свободен от этого, то это говорит лишь о том, что архетип работает в фоновом режиме, по умолчанию. Чем это опасно, вы сможете узнать в 15 аркане.

Огромное сопротивление признать в себе этот аркан происходит у людей эмоциональных, чувствительных, творческих и тех, кто в большей степени склонен проводить через себя аркан Императрица. Для таких людей самой главной практической задачей по работе с Императором будет вообще обнаружить в себе работу аркана. Обнаруживать в себе чёткие установки, против которых не поспоришь. Например, человек верит в то, что в мире существует добро. Он не сомневается в этом, он считает, что все должны стремиться к добру. Это убеждение. Мы сотканы из таких убеждений и у нас их огромное количество. Они работают в фоновом режиме, по умолчанию, заставляют нас действовать так или иначе, а мы потом не можем объяснить почему поступили тем или иным образом. Приведём пример, чтобы было чуть более понятно. Эмоциональный человек скажет, что тот или иной человек — обидчик, потому что тот ему сделал больно и он чувствует обиду. Именно чувство обиды будет являться критерием, по которому будут оценены действия обидчика. Но почему наш человек вообще почувствовал обиду? Что стало причиной? И если вы посмотрите в глубь ситуации, то увидите, что у нашего человека были некоторые ожидания в сторону обидчика, которые тот не исполнил. Но откуда вообще взялись эти ожидания? А они появились из ценностей и убеждений человека. Например, этот самый человек верит в добро, а с ним поступили недобро. Убеждения и установки были нарушены, что привело к чувствую обиды. На этом примере можно увидеть, как незаметно работает Император: когда наши установки, убеждения и ценности подтверждаются — мы испытываем позитивные эмоции, когда же они нарушаются — нас атакуют негативные чувства.

Научившись взаимодействовать с Императором, вы сможете отслеживать какие ваши убеждения систематически нарушаются, и в целом принять меры, чтобы такого больше не происходило. Например, человек постоянно испытывает чувство подавленности на работе, но толком ему и не понятно почему. Может оказаться так, что ценности компании полностью противоречат ценностям самого человека, и стоит в принципе поменять работу, чтобы не травмировать собственную систему ценностей.

Но сначала, чтобы проводить аркан, нужно научиться идентифицировать, т. е. выявлять собственные убеждения. И здесь, желательно их куда-либо записывать. Очень важно не осуждать и не оценивать как-либо своё обнаруженное убеждение. Некоторые убеждения могут идти вразрез с тем, что принято в обществе. Например, сейчас многие за гуманизм, сочувствие ближнему и доброту, а вы обнаружите в себе, что для вас деньги более в приоритете. Это нормально, когда вы узнаете все 22 аркана, вы совершенно по-новому взгляните на все свои ценности и убеждения, и многие ценности, если вы их выкинете сейчас, вам придётся с усилием возвращать. Поэтому не делайте скоропалительных выводов. Просто записывайте все основные свои убеждения: от того, как выбирать йогурт, до того, как появился мир. Чем больше убеждений вы будете в себе обнаруживать, тем понятнее вам будет становиться природа вашей Личности.

Однако само обнаружение убеждений, ценностей, правил, законов, установок, веры и догм, — лишь малая часть проработки аркана.

Действительно прорабатывать аркан вы начнёте тогда, когда все обнаруженные убеждения выстроите в чёткую иерархию, от самых больших и фундаментальных убеждений, к малым и подчинённым.

Чтобы это понять, приведём пример. Например, человек обнаружил, что он не верит в болотных кикимор, его раздражают упоминания о призраках, и вообще он считает негожим бояться примет. Все эти установки происходят из одной большой установки — человек не верит в сверхъестественное. Однако, такой человек верит в религиозные учения. А религиозные учения все о сверхъестественном. Получается, что есть некоторое ещё более общее убеждение о том, что из сверхъестественного существует, а что нет. Это фундаментальное убеждение нужно найти. После анализа выясняется, допустим, что человек искренне верит в доброту и выходит, что то сверхъестественное, которое доброе, то существует, а то, что сверхъестественно, но не доброе, то не существует. Так для него Бог и все другие существа из религиозных верований — есть, а кикимор — нет. Мы получаем иерархию убеждений: наивысшая ценность — добро, и от него вера в сверхъестественное, а затем подчинённая ценности и вере убеждённость, что кикимор нет.

Для того, чтобы действительно проводить этот аркан нужно наиболее чётко выстроить в структуру свои убеждения, чтобы они были сильны и действительно имели для вас вес. Нужно понимать какие убеждения являются производными, как например неверие в кикимор, а какие базовыми, как например понятие добра.

К сожалению, и здесь нужно внести уточнение. При работе с Императором нужно избегать любого «это же очевидно» или «в этом нет здравого смысла» или «и так понятно». Всё что вам кажется очевидным, естественным, общепринятым, понятным, простым и т. д. — всё это указывает на фоновую работу Императора. В отличие от других арканов, который нужно было просто включить каким-то действием, Императора включать не нужно, он и так в вас работает. Наша задача сделать его работу видимой для вас, а затем и перенять контроль и управлять этой системой. Сделать это очень непросто. Второй момент, что при выводе из фонового режима некоторых убеждений и построение структур может оказаться не логичным, и противоречить здравому смыслу. Так бывает. Главное не то, насколько система адекватна реальности, главное то, насколько система внутренне устойчива.

Многие, рассказывая о том, как проводить этот аркан делают акцент на власти, на приказах кому-либо. На самом деле приказывать и властвовать над кем-либо это не архетип этого аркана, скорее это ближе к 15-му. Тем не менее, человека действительно проводящего энергии этого аркана не назвать авторитетным невозможно.

И тут мы подходим к третьей части проработки аркана. После того, как мы научились выявлять собственные убеждения и ценности и видеть в какой они структуре существуют, мы начинаем действовать в мире согласно этому. И в первую очередь мы защищаем собственную структуру, которую мы обнаружили. Потому что эта наша структура есть залог нашего комфорта и стабильности в жизни, и, если эта структура нарушается — её необходимо защищать!

В психологии есть такое понятие, как психологические границы, нарушение которых ведёт к проблемам и ухудшению состояния личности [79]. А Император — это та сила, которая позволяет нам отстаивать свои границы, свои принципы и даже свою правоту, помогая не терять свои границы.

Если вы знаете, что для вас важно и знаете почему оно для вас важно, вы сможете это защитить. Вы сможете отстоять своё, не поддаться на чьё-то давление, не стать жертвой манипуляции и использования вашей доброты.

Как? Для этого нужно будет пройти ещё несколько арканов, чтобы понять, как именно отстаивать свои границы. Ну а сейчас у вас первый ключ к этому: работа над собственным мировоззрением и структуризация всех ваших убеждений и ценностей. Понимания, что нет ничего более важного, чем это самое мировоззрение.

Уровень 4 — аспекты аркана

Три главных понятия стоит помнить при выпадении Императора в раскладе. Первое, это архетип отца и его авторитета. Второе — 4 аркан говорит о наших убеждениях, принципах и ценностях. Третье — это довольно жёсткая и доминирующая фигура.

Аспект характера

Человек очень чётких убеждений, эти убеждения довольно прагматичны, они практически никогда не затрагивают какие-то высшие материи, и, даже если человек крайне религиозен, то он довольно ортодоксален, но не потому, что настолько верующий, а потому что настолько убеждён, что правила необходимо соблюдать беспрекословно. Это может быть человек военного склада, или человек работающий в чётко выстроенной иерархической системе. Он любит отстаивать свои правила и жизненные взгляды, не позволяя себя переубедить никакими средствами. Всё это позволяет человеку быть уверенным в себе, и чётко разделять мир на тех, кто с ним и кто против него. Личные границы такого человека невозможно нарушить. При том, что сам аркан о власти, подчас диктатуре, в действительности Император редко занимает высокие позиции, а если такое всё же случается, то всё равно есть некто над ним. Он обычно всегда вписан в существующую систему, а не создаёт её сам. Императоры не стартаперы, не революционеры, не те, кто продвигают мир к новым горизонтам, но они помогают сохранять устоявшийся миропорядок, давая обществу стабильность и веру в завтрашний день.

Аспект отношений

Не лучшая карта для отношений. Указывает на не равные партнёрские отношения, где один из партнёров выступает в качестве более доминирующей фигуры, назначающей свои порядки, и требующей их безоговорочного исполнения. У женщин часто такое происходит из-за нерешённых проблем с отцовской фигурой и в отношениях идёт замена отца своим партнёром. В случае же мужчин, которые начинают отношения с властными женщинами, возможна проблема гиперопеки и контроля со стороны матери, так что мужчина ищет привычное отношение уже в своих партнёршах. Однако это не приговор отношениям. Если обоих партнёров такое устраивает, в этом может быть найдена определённая гармония, и каждый из партнёров может помочь другому закрыть детские гештальты, и двинуться дальше. Это может произойти как с тем же партнёром, так и с другим. Но чаще всего один или другой устаёт выполнять роль родителя, или же перебарщивает, что приводит к токсичным отношениям, вплоть до насилия в семье.

Если у вас нет отношений, и выходит в раскладе Император, то может указывать на встречу с более статусным человеком. Здесь лучше выложить дополнительные карты, чтобы посмотреть будет ли эта встреча вас развивать и улучшать вашу жизнь или заставит вас подчиняться не вашим правилам.

Аспект профессионального

А вот в области работы или бизнеса эта карта вполне благоприятна. Для бизнеса может указывать на хорошую репутацию среди клиентов и занятии достойного места на рынке. В работе — заслуженное вознаграждение, продвижение по службе, увеличение заработной платы, грамоты, премии и т. д. На работе вы ценный сотрудник. Если вы являетесь начальником какого-то отдела, то можно говорить о довольно жёстком подходе и чрезмерной регламентации работы ваших подчинённых. Если вы только приступили к работе, то возможно вы сможете перестроить работу своего отдела под себя, улучшить делопроизводство и другие процессы на работе, и такая реорганизация будет на благо всей компании.

Аспект здоровья

Император сильно связан с головой и ногами. Мигрени и головные боли, при общем хорошем физическом состоянии, даже у людей, занимающихся спортом. Император может надорваться и не рассчитать свои силы, в том случае, если он упрямо будет идти по своим убеждениям, не щадя свой организм. Трудоголизм может привести к разного рода проблемам, одной из таких проблем являются сильные боли в спине. 4 аркан, как идея системы, может говорить о нарушении работы систем организма, указывать на ВСД, плохую циркуляцию крови, проблемы с давлением.

Аспект иного

Какой бы вопрос вы ни задали, Император отвечает, что ваша проблема находится в определённой системе. И нельзя так просто эту систему обойти. Либо эта система работает на ваши интересы, либо она их ущемляет. Здесь как не зря кстати подходит фраза: «не можешь изменить мир — измени к нему отношение». Это отношение — это ваши убеждения о том или ином, и, если вам выпадает 4 аркан — ответ в этих самых убеждениях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лабиринты Таро. Том I. Мажорные арканы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я