Уголовная политика государства – это скрупулезная и целенаправленная деятельность государства по защите своих граждан и общества от преступлений и преступных посягательств. Содержанием уголовной политики является разработка эффективных целей и задач, выработка качественных средств и методов борьбы с преступностью.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалка по уголовной политике. Кратко для студентов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ОТВЕТЫ
Вопрос. №1. Уголовная политика государства и ее важнейшие принципы.
Уголовная политика государства — это скрупулезная и целенаправленная деятельность государства по защите своих граждан и общества от преступлений и преступных посягательств. Содержанием уголовной политики является разработка эффективных целей и задач, выработка качественных средств и методов борьбы с преступностью. В рамках уголовной политики государства выделяют: 1) политика в сфере предупреждения преступлений; 2) уголовно-процессуальная политика; 3) уголовно-исполнительная политика; 4) уголовно-правовая политика. Цели уголовной политики (их две): 1) стратегические — обеспечение реальной безопасности граждан и общества; 2) тактические (ближайшие) — сдерживание преступности и удержание её на социально приемлемом уровне. Формы реализации: 1) формирование правосознания граждан; 2) законодательная и 3) правоприменительная формы. Различают два общепризнанных принципа международного права: 1) добросовестное выполнение международных обязательств и 2) всеобщее уважение прав человека и гражданина.
К важнейшим принципам уголовной политики относят: 1) принцип законности — понимается как идея, в соответствии с которой преступное деяние, его признаки, наказуемость и иные последствия совершения преступления определяются только законом. Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Значение этого принципа состоит еще в том, что именно он реализует на деле верховенство права, верховенство закона по отношению к другим видам правового регулирования; 2) принцип равенства граждан перед законом устанавливает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религии, убеждениям принадлежности к общественным объединениям, и т. д.; 3) принцип демократизма означает широкое участие граждан и их объединений в реализации задач уголовной политики; 4) принцип справедливости устанавливает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу совершившее преступление, должны быть справедливыми, т. е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести ответственность дважды за одно и тоже преступление; 5) принцип гуманизма гласит, что уголовное законодательство обеспечит безопасность человека и что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства; 6) принцип научности заключается в том, что при разработке стратегии и тактики борьбы с преступностью исходить из объективных закономерностей, фактического положения дела и реальных возможностей, обеспечивающих достижение максимально возможных результатов в борьбе с преступностью. Реализация принципа научности позволяет правильно «переводить» цели уголовной политики, определяемые общественными закономерностями и социальной ситуацией, в юридически обоснованные и соответствующие действующему законодательству выводы и оценки, а затем принимать оптимальные правовые и управленческие решения. 7) принцип неотвратимости ответственности означает, что всякое лицо, совершившее преступление, должно нести за него ответственность. Тем самым, конкретизируя более общие по содержанию принципы законности и равенство всех граждан перед законом;
Вопрос №2. Особенности современной криминальной ситуации в России.
Криминальная ситуация в современной России — это качественно новый феномен, оказывающий исключительно разрушительное влияние на общество, государство и личность. В 2019 г. в большинстве регионов нашей страны наблюдалось снижение регистрируемых преступлений. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных сокращается. Происходит снижения уровня «уличной» преступности. Почти каждое 3-е преступление совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения. Половину всех зарегистрированных преступлений составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи, и мошенничества. Каждое 31-е зарегистрированное преступление — квартирная кража. Каждая 4-я кража, каждый 21-й грабеж, и каждое 11-е разбойное нападение были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. По сравнению с 2018 г. сократилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Социально-экономические явления, которые становятся криминогенными факторами: 1) экономическая нестабильность; 2) появление и увеличение уровня безработицы; 3) дефицит власти; 4) усиление расслоения населения по уровню доходов; 5) изменение на уровне государственной политики идеологических установок в отношении собственности, средств производства и психологическая неготовность многих людей воспринимать эти изменения; 6) проявление бюрократизма и распространение коррупции в государственном аппарате. Многие виды преступности, характеризуются достаточно высокой латентностью, а поэтому в официальной статистике по экспертным оценкам отражается только 1/3 (или 1/2) часть совершаемых преступлений в Российской Федерации.
Вопрос №3. Понятие, уровни, виды и меры предупреждения преступлений.
Предупреждение преступлений — это деятельность по выявлению и устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению; правовому воспитанию; осуществлению криминологической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов; по разработке и реализации программ предупреждения преступлений; по профилактической паспортизации предприятий, учреждений и организаций. Общее предупреждения преступности (профилактическая деятельность) включает в себя сложную, имеющую несколько уровней систему мер государственных органов и общественных объединений, имеющих целью выявление, ослабление, устранение причин и условий отдельных преступлений, видов преступлений и преступности вообще. Кроме того, общее предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Предупреждение преступности должно отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности. В зависимости от масштабов и целей применения профилактических мер уровни предупреждения преступности разделяются на: 1) общесоциальный и 2) специально-криминологический. Общесоциальный уровень предупреждения преступности характеризуется тем, что составляющие его меры являются необходимым элементом социально-экономического строительства, улучшения нравственно-психологической и духовной сфер общества. Обычно данные меры направлены на улучшение условий труда и отдыха граждан, повышение уровня их материальной обеспеченности, укрепление дисциплины и организованности, а также другие положительные изменения в обществе. В настоящее время общесоциальный уровень в значительной мере ослаблен из-за наличия различных социально-экономических негативных процессов, осложняющих жизнеобеспеченность членов нашего общества. Специально-криминологический уровень предупреждения преступности характеризуется совокупностью мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений. Масштаб их применения меньше, чем общесоциальных мер, хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает целые отрасли народного хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц (несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т. д.). Специальное криминологическое предупреждение требует специальных криминологических знаний, которые необходимы при разработке комплексных планов, при выработке мер предупреждения отдельных видов преступлений и т. д. В большей степени, чем общесоциальный, этот уровень определяется субъективными факторами. Отсюда большая потребность в управлении специальным предупреждением преступлений. Последнее предполагает использование специфических критериев принятия решений, особой системы оценок социальной полезности и эффективности этой деятельности. Уровни предупреждения преступности на основе вертикальной дифференциации представляют собой следующее: 1) первый уровень (высший) предусматривает решение значительных социальных, экономических и иных проблем жизнедеятельности общества, выражающееся в социально-экономических преобразованиях, усилении воспитательной и идеологической работы, а в целом — в совершенствовании общественных отношений на данном этапе развития общества; 2) второй уровень (средний) включает в себя предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и общественные слои населения, подвергнутые влиянию отрицательных тенденций; 3) третий уровень (низший) связан с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц. Задача такого воздействия состоит в позитивном изменении системы ценностных ориентации человека, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, переориентации поведения в социально одобряемом направлении. Цель общего предупреждения заключается в том, чтобы посредством наказания предотвратить совершение преступлений не со стороны осужденного, а со стороны других лиц, главным образом неустойчивых граждан, в сознании которых нет должной устойчивости к соблюдению требований законов. Видов профилактики (их 2): 1) общий, т. е. комплекс неспецифических мер, непосредственно не направленных на причины и условия преступлений, а действующих как бы попутно, нецеленаправленно, и 2) специальный (или специально-криминологический, криминологический), т. е. меры, непосредственно сориентированные на причины и условия преступлений, профессиональные. Мерами общего предупреждения преступлений являются: 1) выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению; 2) разработка и реализация программ предупреждения преступлений; 3) правовое воспитание граждан; 4) профилактическая паспортизация предприятий, учреждений и организаций; 5) криминологическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.
Вопрос №4. Правоохранительные органы России в системе профилактики правонарушений.
Основными задачами правоохранительных органов России по предупреждению преступлений являются: 1) Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению. 2) Выявление и постановка на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление. 3) Установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством России. 4) Привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан. 5) Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 6) Осуществление контроля (надзора) за соблюдением лицами установленных для них в соответствии с законодательством запретов и ограничений. Правоохранительные органы России в своей деятельности по предупреждению преступлений руководствуются Конституцией России, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента России и Правительства России, законами субъектов России по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, нормативными правовыми актами своих министерств и ведомств. Среди основных нормативных актов, которыми руководствуются в своей деятельности, например, сотрудники МВД России можно назвать: ФЗ РФ «О полиции», ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». Основным ведомственным нормативным актом, в котором детализируются полномочия ОВД МВД России по предупреждению преступлений является приказ МВД России от 17 января 2006 г. №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
Вопрос №5. Понятие, содержание и основные направления правового регулирования предупреждения преступлений.
Правовое регулирование предупреждения преступлений состоит в эффективной нормотворческой деятельности государства и его органов, определяющей в законах и иных нормативных актах цели и задачи предупреждения (профилактики) преступлений, круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, их компетенцию, основные формы и методы работы. Правовые основы предупреждения преступности: 1. Конституция России. Фундаментальное значение для правового регулирования криминологической профилактики имеет ряд норм Конституции России. Так при проведении профилактической работы недопустимо: а) ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности (ст. 21); б) никто не вправе проникнуть в жилище против воли хозяина без судебного решения (ст. 25); в) никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35); г) право потерпевшего охраняется законом (ст. 52) и другие. 2. Международные правовые акты, охраняющие и гарантирующие права граждан, в том числе и осужденных (например, «Конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Конвенция против транснациональной организованной преступности» и др.). 3. Нормы уголовного, административного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иных видов права. 3.1. Значение уголовного права для правового регулирования предупреждения преступности определяется: а) нормами уголовного права очерчен круг деяний, совершение которых карается уголовным законом, и тем самым определяются объекты криминологической профилактики; б) нормы уголовного права выполняют не только охранительную, но и регулятивную, предупредительную, а также воспитательную функции, которые при определенных условиях предоставляют гражданам, преступившим уголовный закон, избежать уголовной ответственности. 3.2. Уголовно-процессуальное законодательство: а) обязывает органы дознания, следствия, суд выносить представления об устранении причин и условий преступности, также частные определения; б) определяет порядок освобождения лиц в связи с деятельным раскаянием и изменением обстановки. 3.3. Нормы уголовно-исполнительного права: а) определяют задачей органов исполнения наказания — предупреждение преступлений осужденным и иными лицами; б) наказание является не только карой, но и призвано воспитывать осужденных в духе уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам права. 3.4. Нормы административного права — устанавливают основания и порядок осуществления административного (штрафы, надзор, арест) предупреждения, пресечения и наказания за административные проступки (ряд из которых тесно «граничит» с преступлениями: хулиганство, обман потребителей, уплата налогов и др.). 4. Федеральные законы РФ (например, «О полиции», «О противодействие коррупции», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.). 5. Законы РФ (например, «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», «О защите прав потребителей» и др.). 6. Указы Президента РФ (например, «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» и др.). 7. Постановления Правительства РФ (например, «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», «Об участии граждан в охране общественного порядка», «О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений» и др.). 8. Распоряжения Правительства РФ (например, «О концепции развития таможенных органов Российской Федерации», «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» и др.). 9. Приказы и иные нормативные акты МВД России (например, №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», №900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных полиции», №569 «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД»). 10. Совместные приказы правоохранительных органов (например, «О мерах по укреплению законности в деятельности ОВД при регистрации и учете преступлений», «Об утверждении инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» и др.). 11. Информационные письма (например, ЦБ РФ «Обобщение практики применения федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «Об обороте наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ»). Отдельное место в предупреждении преступности занимают федеральные (региональные, местные) программы борьбы с преступностью (например, Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы»).
Вопрос №6. Объекты профилактики преступлений.
Объект профилактики преступности (преступления) — представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления). Объектами предупреждения выступают: 1) личность профилактируемого (так считает профессор А. И. Алексеев); 2) преступные группы, а также места концентрации лиц с преступным поведением, территории городов или даже государственные образования, социально-криминогенное пространство (мнение проф., Л. М. Прозументова, проф., А. В. Шеслера). Криминогенность территории составляют не ее природный ландшафт, а сложившиеся общественные отношения; 3) отклоняющееся поведение (мнение проф., А. М. Яковлева). Субъектами профилактики преступности (преступлений) являются органы, учреждения, организации, предприятия, а также должностные лица (служащие), на которые законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распространению преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступлений. Ключевыми моментами при характеристике субъектов профилактики являются: 1) наличие у них задач и функций в сфере разработки и (или) осуществления мер предупреждения преступности (преступлений); 2) уполномоченность законом на эту деятельность; 3) наличие соответствующих прав, обязанностей, возможностей и ответственности при осуществлении профилактической деятельности.
Вопрос №7. Структура государственной системы профилактики преступлений.
Система предупреждения преступности включает в себя: 1) объекты; 2) виды и формы; 3) меры предупредительного воздействия; 4) субъектов, осуществляющих эту работу. Объекты: 1) процессы и явления различного порядка (экономические, психологические); 2) личность преступника; 3) деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. Виды предупреждения: 1. общее (на все население или его группы); 2. специальное (отдельные группы или сферы деятельности и объекты); 3. индивидуальное (по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений). Предупреждение преступности осуществляется в форме воздействия на причины и условия преступности, а также личность конкретного правонарушителя. Субъекты предупреждения преступности — государственные органы и общественные организации, должностные лица и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах меры, направленные на выявление и устранение причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений: 1) субъекты общесоциальной профилактики: федеральные, региональные и местные органы власти и управления, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи; 2) субъекты специальной профилактики: а) государственные органы, выполняющие правоохранительные функции: СК РФ, МВД России, Росгвардия, ФСБ, прокуратура, суд, таможня и др.; б) государственно-общественные структуры, выполняющие правоохранительные функции: комиссии по делам несовершеннолетних; в) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач; 3) субъекты индивидуальной
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалка по уголовной политике. Кратко для студентов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других