В мире невероятных приключений и научных сенсаций. Тайны, загадки, открытия и парадоксы окружающего мира

Олег Фейгин, 2021

В книге рассказывается ©чудесных тайнах истории человечества и загадках необозримого космоса. Приводятся удивительные факты строения древнейших «астрономических» мегалитов, обсуждаются тайны храмовой науки и гибели планеты Фаэтон. Рассказывается о бурных процессах в «космических вулканах энергии» – квазарах и сверхновых звездах, черных и белых дырах, нейтронных звездах и пульсарах. Описываются поражающий воображение «космический каннибализм» и таинственные процессы в галактических ядрах. Перед читателем предстает образ «неистовой» Вселенной, «собранной» из галактических сот, заполненных темной материей, укутанных темной энергией и пронзенных Великим аттрактором. Описывается поиск внеземных цивилизаций, артефактов палеоконтакта и посещения Земли инопланетными пришельцами. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В мире невероятных приключений и научных сенсаций. Тайны, загадки, открытия и парадоксы окружающего мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Загадки плато Наска

За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный для потомков. По масштабам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам. Но если там мы смотрим, задирая головы, на монументальные трехмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными линиями и изображениями, которые словно вычерчены на равнине гигантской рукой.

М. Райхе. «Тайна пустыни»

Недавние песчаные бури на побережье Перу сдули верхний слой почвы и обнажили загадочные фигуры на склонах холмов, замыкающих долину Эль Инженю плато Наска. Новые рисунки напоминают знаменитую «Звезду». Перуанские археологи считают, что это своеобразные «розы ветров» над Андским плоскогорьем, созданные в переходный период от культуры Паракас (750–100 гг. до н. э.) к Наска (II в. до н. э. — VI в. н. э.).

Рождение астрономической археологии

В 1894 году вышла книга британского астронома Джозефа Нормана Локьера «Заря астрономии. Изучение храмовой науки и мифологии древних египтян». Так возникла новая наука астроархеология (астрономическая археология). Вначале она изучала астрономические свойства монументальных сооружений Египта, Ближнего Востока, Греции и Британии. Затем круг «астроархеологических артефактов» существенно расширился, и в него попали геоглифы — гигантские фигуры и линии на земной поверхности.

Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха. Эти величественные памятники древности, некоторые из которых созданы многие тысячелетия назад, содержат множество астрономических загадок. Возможно, что подобные «культовые чертежи» отражали какие-то древнейшие астрономические знания, входившие в «храмовую науку». Так с помощью астроархеологических геоглифов жрецы передавали из поколения в поколение некие сакральные знания.

Революционные изменения в палеоастрономии наступили в двадцатых годах прошлого века, когда перуанский археолог Мехия Торибио Хесспе догадался направить бинокль с окружающих предгорий на плато Наска. В 1927 году он опубликовал в международном археологическом вестнике заметку, в которой подтверждал давние догадки местных историков и этнографов, касающиеся множества канавок, покрывающих плато. По мнению доктора Хесспе, ему удалось разглядеть какие-то загадочные гигантские изображения и линии, которыми неизвестный народ покрыл все плато.

Линии Наска

В 1939 году американский археолог Пол Косок организовал авиаэкспедицию на плато Наска. Так впервые были получены эскизы и фото (довольно некачественные), позволившие не только запечатлеть странные картины — геоглифы, но и впервые составить приблизительный план плато. Все дальнейшие исследования Наска так или иначе связаны с именем немецкого доктора археологии Марии Райхе. Она начала наземные работы в 1941 году и через несколько лет добилась полного картографирования местности с помощью военных авиационных топографов. В 1947 году доктор Райхе составила атлас изображений Наска, в общих чертах подтвердивший топографический план Косока.

К сожалению, имя доктора Райхе известно только в кругу специалистов, а подавляющее большинство в силу глубокого недоразумения считают главным исследователем и чуть ли не открывателем геоглифов Наска швейцарского публициста и уфолога Эриха фон Дэникена. Это объясняется сенсационным успехом научно-популярного фильма «Воспоминания о будущем», снятого в 1970 году западногерманским документалистом Харальдом Райнлем по мотивам книг Дэникена «Колесницы богов» и «Возвращение к звездам».

По версии швейцарского уфолога, следы на плато Наска оставили инопланетяне как разметку своего космодрома, а впоследствии местные жители дополнили их своими рисунками в ожидании «огненных богов». Несмотря на свою привлекательность, данная гипотеза не выдерживает ни малейшей критики. Во-первых, звездным пришельцам вряд ли понадобилась бы примитивная разметка «космодрома», а во-вторых, еще Мария Райхе наглядно продемонстрировала, как с помощью древнего заступа-мотыги можно прокопать канавки в каменистой почве плато.

Между тем, главной загадкой плато Наска являются вовсе не бросающиеся в глаза три десятка рисунков, которым большинство самодеятельных исследователей посвящает все свое внимание. Основное содержание плато, протянувшегося более чем на 50 километров с севера на юг и на 5–7 километров с запада на восток, — всяческие линии и полосы. Их насчитывается около 13 тысяч, кроме того, известно еще не менее 700 геометрических фигур, включая разнообразные трапеции, многоугольники и спирали.

Загадки геоглифов

Общая панорама плато Наска напоминает громадную чертежную доску, испещренную идеально ровными линиями. Эти «линейные геоглифы» вытянулись до самого горизонта по пересеченной местности, строго следуя своему направлению. Даже современными геодезическими методами выполнить подобную работу было бы непросто. Единственным указанием на разметку линий являются остатки деревянных свай, вбитых в почву на некоторых «реперных точках». Эти находки датируются примерно VI веком нашей эры. По краям плато найдены и захоронения древних индейцев вместе с остатками их поселений.

По своей сути «линии Наска» представляют собой канавки глубиной в 25–30 сантиметров. Геоглифы многократно накладываются друг на друга, что говорит о целой эпохе их создания, включая несколько основных этапов. При этом более поздние изображения не уничтожают своих предшественников.

Загадочно и то, что на плато отсутствуют следы древних строителей артефактов — нет троп и дорог, каких-либо временных сооружений. А для выполнения такого объема работ по изготовлению полос в несколько десятков метров шириной и в сотни метров длиной требовались многие сотни рабочих, которые должны были оставить после себя обширные «культурные слои».

Астроархеология плато

Еще Пол Косок, а затем Мария Райхе доказали в своих научных трудах, что взаимное расположение, пропорции и размеры «линий Наска» подчиняются определенным и достаточно строгим математическим соотношениям. Причем четко видно, что геоглифы Наска создавались разными поколениями строителей, по своим оригинальным «авторским» схемам.

За полвека своих уникальных исследований доктор Райхе пришла к выводу, что культура геоглифов Наска была однозначно связана с астрономическими наблюдениями, применявшимися в астрологических и культовых обрядах. Райхе утверждала, что в дни солнцестояний лучи солнца ложатся точно по направлениям некоторых линий рисунков. По сути, она предложила концепцию самой масштабной в истории человечества «обсерватории под открытым небом» в которой происходили своеобразные «астромистерии», характерные для древних культур Мезоамерики.

Однако другой известный специалист по астроархеологии Джеральд Хокинс придерживается иного мнения. В семидесятых годах прошлого века он организовал несколько экспедиций на плато, систематизировав и изучив все основные артефакты. Затем он применил методы статистической обработки для построения математических моделей, которые выявили, что только не более 20 процентов всех геометрических фигур могут иметь «астрономическое содержание».

Пальпа Пампа

Давно известно, что геоглифы плато Наска не столь уж и уникальны. Загадочные изображения можно встретить и в десятке километров на плато Пальпа Пампа, вблизи которого расположился городок Пальпа. Там находятся сотни линейных рисунков и всевозможных «наземных орнаментов». Удивительно, но научных работ, посвященных плато Пальпа, крайне мало, о нем не упоминали ни Косок, ни Райх, ни Хокинс. Нет и подробных схем геоглифов этого района, включая комплекс Наска. Между тем, в отчетах местных археологов постоянно обнаруживаются все новые и новые геоглифы. Более того, местные жители рассказывают, что восточнее Пальпа есть горные плато с еще не исследованными линиями и фигурами.

Плато Пальпа в два раза меньше Наска, но тут больше разнообразных изображений, среди которых более десятка только человекоподобных существ. На плато Наска известен лишь один такой рисунок, изображающий 30-метрового «астронавта». В отличие от Наска, все они расположены на склонах холмов. Встречаются и масштабные геоглифы шириной более полторы сотни метров.

Особо уникальны геометрические фигуры, среди которых выделяется геоглиф «Звезда». Он представляет собой удивительную композицию из наложенных ортогонально друг на друга квадратов. На километровой площади расположилась шестиконечная звезда с 16-лучевым центром и множеством странных лунок. Рядом лежит меньшая 8-лучевая звезда и двойная спираль в окружении волнистых линий. Местные археологи называют этот рисунок «солнечные часы». Вокруг этих фигур — десятки линий и полос, уходящих на десятки километров по склонам и вершинам холмов.

Дело в том, что рельеф Пальпа иной, чем Наска, и большинство геоглифов занимают плоские вершины невысоких холмов. Сами по себе эти возвышенности кажутся искусственно сглаженными специально для нанесения на них гигантских знаков. Однако трудно даже предположить, каких колоссальных усилий стоили бы подобные работы. Впрочем, геологи считают, что данный рельеф обычен для «столовых образований». Тем не менее, перуанские археологи склоняются к мысли, что геоглифы Наска — лишь более позднее повторение ранних и более совершенных фигур Пальпа.

Парад гипотез

При всем множестве гипотез о происхождении и назначении геоглифов Наска научное сообщество археологов не пришло к единому мнению.

Среди версий любителей поисков древностей, если отбросить уфологические фантазии о «космодроме Наска», выделяется идея «демографического клапана», согласно которой, титаническая работа по прокладке линий использовалась для… контроля численности населения. То есть в периоды сильного роста народонаселения вожди и жрецы занимали всех трудоспособных тяжелейшим трудом копания канавок, что повышало смертность и снижало рождаемость!

Первый исследователь Наска Пол Косок еще в 1939 году обратил внимание, что отдельные линия указывают на некоторые звезды и созвездия, соответствуют разным фазам Луны и точкам восхода-захода солнца. На основании этого он выдвинул гипотезу, что геоглифы Наска являются грандиозным астрономическим календарем.

Мария Райхе развила идеи Косока и вместе со своими коллегами Лоренсом Доусоном, Гансом Винкелем и Золтаном Зелке считала, что фигуры Наска были связаны с некоторыми мистическими ритуалами. Она обосновывала это наличием более сотни изображений лабиринтов. В индейских традициях лабиринты отмечают входы в подземный мир и его ритуальную связь с небом-Солнцем. Так рождались оккультные церемонии факельных шествий вдоль контуров тотемов. Райхе считала, что прямые и спиралевидные геоглифы символизируют положение планет, а изображения животных — созвездия.

Как вариант астроархеологической гипотезы Косока-Райхе фигуры Наска рассматриваются в виде оккультного «канала общения» с небесными божествами во времена войн, неурожая и стихийных бедствий. Эти послания были созданы на языке символов, понятных только жрецам исчезнувшей цивилизации, и вряд ли будут когда-либо расшифрованы…

В небе доколумбовой Америки

Несмотря на скепсис профессионалов, мысль о том, что загадочные плата Наска и Пальпа были летными полями доколумбовой Америки, не дает покоя многим энтузиастам.

В конце семидесятых годов прошлого века известный американский воздухоплаватель Дж. Вудмэн предположил, что древние аборигены Перу действительно могли летать. Чтобы доказать свою версию создания геоглифов, он запустил общественный проект «Наска», объединивший большую группу исследователей-любителей. Начался кропотливый архивный поиск, который привел к открытию загадочной конструкции на стене одной из гробниц Мезоамерики, построенной более двух тысяч лет тому назад. Там была изображена странная фигура тетраэдра, под которой находилось нечто, напоминающее ладью.

Так возникла удивительная конструкция из четырехгранного баллона размером 10 на 30 метров, выполненного из ткани, встречающейся в древних захоронениях. Снизу на лианах крепилась гондола — лодка, сплетенная из тростника с озера Титикака. Подъемную силу аэростату по фантазии исследователей придавали горячий воздух и дым от костра в подземном туннеле.

Удивительно, но «воздушная ладья Наска» действительно «всплыла» на две сотни метров неся Вудмэна и англичанина Дж. Нотгома! Правда затем курьезный аппарат резко пошел на снижение… Воздухоплаватели сбросили весь балласт, но аэростат рухнул на землю и освободившись от гондолы-лодки воспарил снова, пролетев еще несколько километров. Больше попыток увидеть глазами древних жителей Наска геоглифы энтузиасты не делали.

Трудно сделать определенные выводы из подобной исторической реконструкции, но вряд ли древние жители Перу могли совершать подобные воздушные путешествия. Может быть они и запускали во время больших празднеств и мистерий нечто напоминающее китайские игрушечные «воздушные фонарики», но вряд ли летали сами.

Другая «воздушная гипотеза» предполагает, что аборигенам Америки было знакомо искусство планеризма. В качестве доказательства приводиться «паракасский канделябр». Этот гигантский трезубец, выбитый на скале у городка Паракас на тихоокеанском побережье при большой доле фантазии можно принять за… двухкилевой планер. Однако пока еще никто не взялся за его реконструкцию.

Тем не менее, в полете над платом Наска его древних жителей нет ничего столь уж необычного… Надо лишь вспомнить, что по другую сторону океана в древних китайских царствах успешно применяли пилотируемые воздушные змеи. На них поднимали наблюдателей за вражеским войском (в том числе обозревали степь за Великой китайской стеной), передавали депеши и даже запускали фейерверки.

Сделать простейший воздушный змей гораздо легче, чем планер или аэростат, а сильные ветры, постоянно дующие над платами Наска и Пальпа легко поднимут его на высоту откуда откроется вся панорама геоглифов.

Может быть здесь и кроется секрет поражающей точностью многокилометровых прямых линий, выверяемых с помощью воздушных наблюдателей?

Ко всему прочему знаменитое изображение «звезды Пальпа» некоторые археологи считают прообразом метеорологической «розы ветров»…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В мире невероятных приключений и научных сенсаций. Тайны, загадки, открытия и парадоксы окружающего мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я