По местам сражений Древней Руси

Олег Федченко

В сборник вошли исторические статьи автора о событиях на территории Древней Руси. На основе старинных текстов установлены места многих битв русских дружин. Комплексное изучение географических объектов позволяет соотнести их с реальным местоположением.На обложке использована Миниатюра «Ледовое побоище 1242» из Лицевого летописного свода. 2-я пол. XVI в. Российская национальная библиотека (С.-Петербург).

Оглавление

«Крестовый поход» Мономаха на половцев в 1111 году

Разнообразными и захватывающими были взаимоотношений в XI—XIII веках князей Древней Руси с половцами. Они и воевали, и дружили, и роднились…

После самого крупного совместного русско-половецкого похода против татар на Калку в 1223 году следующим по значимости в названных отношениях можно выделить «крестовый поход» Мономаха на половцев в 1111 году. Наиболее подробная информация о данном рейде присутствует в Ипатьевской летописи, короткие сообщения о событии имеются в других летописных сводах.

Исследователи выдвигали разнообразные версии календарных сроков похода, маршрута и локализации половецких городов, взятых Мономахом [2; 3]. Зачастую авторы гипотез путались, отклонялись от летописных свидетельств, противоречили логике развития событий. Поэтому локализация половецких городов Шаруканя, Сугрова, Чешуева, Балина, Осеня оказывается то на Нижнем Дону, то в окрестностях Харькова, то на среднем Сиверском Донце [2, с. 29—30].

Чтобы разобраться в хитросплетениях тех далеких событий и версиях исследователей, проследим путь русской коалиции по Ипатьевской летописи.

Основные русские дружины собрались в «Долобьскѣ… и поидоша въ в҃ недѣлю поста а в пѧтокъ быша на Сулѣ в суботу поидоша и быша на Хоролѣ и ту и сани пометаша а в недѣлю поидоша в нюже хрестъ цѣлують и приидоша на Пслъ. и ѿтуди сташа на рѣцѣ Голтѣ ту пождаша и вои и ѿтудо идоша Върьскла» [9]. Здесь стоит отметить один момент, который несколько меняет ход событий в глазах исследователей. Второе воскресенье поста (не Великого!) — это 19 февраля, поскольку Сырная седмица является постной и, соответственно, первое воскресенье поста — 12 февраля. Аналогичный счет можно увидеть в Ипатьевской летописи, например, по году 6691 (1183): «мс̑ца февралѧ въ к҃г въ а҃ ю нед̑лю поста придоша Измалтѧне безбожнѣи Половци на Роусъ» [9] — 23 февраля относится к первой неделе (Сырная седмица) поста 21—27 февраля, тогда как Пасха была 17 апреля. Относительно Великого поста летописец уточняет: «6624/1116…проливашетьсѧ кровь въ дн҃и постънъıӕ великого поста» [9].

Тогда войска вышли из Долобска, находящегося у Киева, 19 февраля во второе воскресенье поста и в пятницу (3 марта) были на Суле, пройдя около 250 км за 12 дней. В субботу (4 марта) войска подошли к реке Хорол (около 35 км за день), в воскресенье (5 марта) достигли реки Псел (около 40 км за день). В среду 8 марта дружина в полном составе стояла на реке Ворксла, перед этим на реке Голтва дождавших отстающих воинов и идущих из других мест отрядов (около 65 км за 2 дня). Очевидно, средняя скорость воинской колонны была обычной по тем временам — около 30 км в день [например, 6, с. 117; 8, с. 71] и примерно соответствовала движению дружины Игоря в походе на половцев в 1185 году [10].

Первый этап похода завершился, перейдя Воркслу, русская дружина ступила на чужую территорию: «…и ѿтудѣ приидоша многи рѣки въ s҃ недѣль поста и поидоша к Донови въ вторникъ и ѡболичишасѧ во бронѣ и полки изрѧдиша. и поидоша ко град̑ Шаруканю» [9]. Здесь интересен момент с приходом к Дону: в среду 8 марта от Воркслы коалиция прошла много рек и в 6-ю неделю поста (не Великого, т. е. 12—19 марта, пояснения см. выше) во вторник (14 марта) достигла Дона. Таким образом, оказываются правы и Ипатьевская летопись, считающая от начала поста (6-я неделя), и Воскресенская летопись, указывающая 5-я неделю Великого поста. Выходит, что за 6 дней дружина могла дойти только до Сиверского Донца, но никак не до <современного> Дона. Учитывая скорость движения в 30 км/день, расстояние от Воркслы до Донца составляет около 180 км. В этом месте русские воины облачились в боевую форму и продолжили двигаться к Шаруканю.

«…и поидоша ко град̑ Шаруканю и… поѣхаша ко граду вечеру сущю и в недѣлю выидоша из города и поклонишасѧ кнѧземъ Рускымъ и вынесоша рыбы и вино» [9]. Надо полагать, Шарукань сдался в воскресенье (19 марта), когда в Монамах в субботу вечером (18 марта) подошел к городу. Таким образом, русская дружина проследовала вдоль Донца (в летописи нет свидетельств, что воины переходили столь важную и крупную реку-ориентир) вниз по течению примерно на 120 км за 4 дня. От Воркслы Мономах пересек Муравский шлях, вышел примерно в район Сухой Гомольши и вдоль правого берега Донца добрался до Шаруканя. Согласно данным археологов, городище Сухая Гомольша было достаточно укрепленным поселением общей площадью два гектара; сохранились валы с каменной кладкой. И хотя памятник идентифицируют как поселение салто-маяцкой культуры, в то же время его можно считать и славянским комплексом [1, с. 111], русские воины могли использовать этот опустевший объект как укрепленный безопасный привал, где они и облеклись в доспехи для дальнейшего похода. Тогда Шарукань мог быть в районе современной Каменки Изюмского района. Поселение находилось как раз на Изюмском шляхе и вблизи излучины Сиверского Донца. Исходя из действий горожан, отказавшихся от сражения, можно предположить, что город был, прежде всего, торгово-ремесленным центром, поэтому в качестве даров были предложены вино и рыба. Заслуживает внимания и свидетельство, что впереди войска несли христианские символы с песнопениями, т. е. население города считалось преимущественно христианским, это же предположил еще Ю. А. Кулаковский [2, с. 30]. Кроме того, для русских город был достаточно безопасным в военном отношении — противник не смог бы охватить полки с флангов, т. к. мешала излучина реки, и можно было оперативно уйти через Сиверский Донец в нейтральные земли. Поэтому коалиция осталась на день передохнуть в Шарукани.

«…въ среду поидоша к Сугрову и пришедше зажьгоша» [9]. В среду 22 марта Мономах с дружиной подошли к Сугрову и подожгли его. Сравнивая с Шаруканью, можно предположить, что это уже был опорный пункт половцев (возможно, с минимальным гарнизоном, который при приближении противника ретировался), который должен был быть уничтожен. Как и русские в Сухой Гомольши, так и половцы могли использовать комплексы салто-маяцкой культуры для создания военных пунктов, баз [4, с. 187]. От Шаруканя Сугров мог находиться примерно в одном ночном переходе облегченной (без обоза) конницы — около 20 км. Тогда мы оказываемся в районе села Богородничное—Теплинское городище. При этом, элементы Теплинского городища имеют общие черты с древним комплексом Осиянской Горы (летописный город Осенев) [5].

Дальнейшее движение вглубь половецких веж было слишком опасным — дружина могла оказаться в капкане между Сиверским Донцом, Казенным Торцом и Голой Долиной, а выход перекрыт половцами. Поэтому Мономах решил возвращаться.

«…в четвергъ поидоша съ Дона а в пѧтницю завътра мс̑ца марта изрѧдиша Половци полки своӕ и поидоша к боеви кнѧзи же наши възложише надежю свою на Ба҃… и тако побѣжени быша иноплеменьници на потоци Дегѣӕ и поможе Бъ҃ Рускымъ кнѧземъ и въздаша хвалу Бу҃ въ тъ дн҃ь и заоутра суботѣ наставшѣ празноваша Лазарево въсресенье блг҃овѣщеньӕ дн҃ь и похваливше Ба҃ проводиша суботу и в недѣлю…» [9]. Прежде всего, русским пришлось вернуться к Шаруканю, чтобы забрать свои пожитки и добычу (либо встретиться с обозом в окрестностях города). После этого в четверг 23 марта дружина двинулась с (от) Дона, вероятнее всего, по Изюмскому шляху, чтобы перейти на шлях Муравский, обогнув реку Берека. Однако, 24 марта утром в пятницу путь русским воинам преградили половцы. В нашем случае Дегею можно сопоставить с правым притоком реки Берека — речушка Довга (ныне балкая Долгая), на левой стороне устья реки Бритай. К этому месту коалиция князей прошла за день около 40 км. Здесь возникла ситуация, которую князья попытались избежать после Сугрова, отказавшись продолжить движение вглубь половецкой территории. Теперь же русская дружина оказалась зажата в междуречье Берека—Бритай, поэтому им оставалось лишь прощаться друг с другом да молить Бога о поддержки и спасении: «да станемъ крѣпко и цѣловашасѧ другъ друга възведше ѡчи свои на н҃бо призъıваху Ба҃ вышнѧго…» [9]. Но русским удалось разбить противника и отпраздновать и победу, и христианские праздники. Впрочем, впереди их ждало еще более тяжелое испытание.

Построившись и продолжив движение к Муравскому шляху, дружина натолкнулась на армаду половцев: «наставшю же понедѣлнику страстныӕ недѣли паки иноплеменници собраша полки своӕ многое множество и выступиша ӕко борове велиции и тмами тмы и ѡступиша полкы Рускыи» [9]. Понедельник 27 марта стал решающим в битве с врагами, русским вновь помог Бог, как отмечает летописец, и «избьени быша иноплеменницѣ многое множество на рѣцѣ Салницѣ». Так же, как и в случае с Дегеей, согласимся с предположением Л. Є. Махновеца, что Сальница — это речушка Солона, «п. пр. Попільнушки, п. пр. Попільної, л. пр. Бритаю, п. пр. Береки» [7, с. 568]. И первый, и второй летописные ориентиры разделены расстоянием не более 10 километров.

Дорога домой была открыта!

Через 5 лет, в 1116 году, тем же марщрутом прошли Ярополк Владимирович и Всеволод Давыдович и разорили половецкие поселения (опорные пункты), по сведениям разных летописей, Шарукань, Осенев, Чешуев, Сугров и Балин (Галин).

Мы же подведем итоги, отразив на карте поход Мономаха на половцев (использована реконструкция маршрутов степных шляхов в междуречье Дона и Днепра в XVII в. З. И. Мартаковой):

Обозначения:

Черная линия — маршрут русской дружины на Дон;

Красная линия — возвращение русской дружины с Дона;

19.02 — Долобск; 3.03 — на реке Сула; 4.03 — на реке Хорол; 5.03 — на реке Псел; 8.03 — на реке Ворксла; 14.03 — подошли к Дону; 19.03 — взяли Шарукань; 22.03 — сожгли Сугров; 23.03 — пошли с Дона; 24.03 — битва на потоке Дегея; 27.03 — битва на реке Сальница.

Список литературы

1. Бубенок О. Б., Аксенов B. C. Кто обитал в Сухой Гомольше в хазарское время? Хазарский альманах. Киев-Харьков. 2009. Т. 8. С. 103—143.

2. Бубенок О. Б. Шарукань, Сугров и Балин — поселения городского типа на половецко-русском пограничье. Восточная Европа в древности и средневековье. XXХI Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто. Ранние этапы урбанизации. 17—19 апреля 2019 г. Материалы конференции. Москва, 2019. С. 28—32.

3. Зеленский Ю. В. «Крестовый поход» русских князей против половцев 1111 г. Современные тенденции развития науки и технологий. 2016, 10—4, с. 100—102.

4. Колода В. В. Картографирование средневековых городищ Днепро-Донского междуречья как метод определения этапов славяно-кочевнических отношений. Древности, 2010, с. 178—197.

5. Кравченко Э. Е. Городища среднего течения Северского Донца. Хазарский альманах. Киев-Харьков. 2004. Т. 3. С. 242—276.

6. Кудряшов К. В. Половецкая степь. Очерки исторической географии. Географгиз, М., 1948. С. 170.

7. Махновець Л. Є. Географічно-археологічно-етнографічний покажчик. Літопис руський. К.: Днипро, 1989. 614 с.

8. Пенской В. В. Логистика в войнах русского государства 2-й половины XV — XVI вв. Новое прошлое, 2016, №3, с. 68—84.

9. ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. СПб., 1908. URL: litopys.org.ua/ipatlet/ipat01.htm

10. Федченко О. Д. Поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году. Змиевское краеведение. 2020. №1. С. 3—8.

«Змиевское краеведение», №1, 2021

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я