Божественный Моисей

Олег Федорович Урюпин, 2020

Пророк Моисей один из самых известных библейских лиц, жизнь которого отображена в живописи, иконописи, кинематографе и прочих видах искусства. Но знают о ней лишь по библейскому повествованию. В этой книге предпринята попытка создать объемную конструкцию библейского повествования для того, чтобы раскрыть всемирно-историческое значение этой выдающейся личности и ее благих плодов, которые достались в наследие не только Израильскому народу, но всему человечеству. Перенесемся же в древность, ощутим дух того времени, узнаем о Боге и общению с Ним избранных Им людей, о чудесах и дивных дарах Бога.

Оглавление

Бегство Моисея из Египта

В этот раз Моисею пришлось бежать из Египта ради спасения своей жизни и носимой в нем святыни: Исх.2: «15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя». Предание доносит нам, что когда фараон послал исполнителя, чтобы немедленно убить Моисея, а сам Моисей не носил оружия и умертвил нечестивого надзирателя словом своим, то, когда посланный занес свой меч, чтобы поразить Моисея, святой Архангел Михаил, приняв вид египетского стоначальника, выбил меч из рук палача и снял голову его. Затем он вывел Моисея за правую руку за пределы Египта аж до 40 верст (42,7 км) и оставил там. В другом предании говорится, что мечи посланных убить Моисея раздробились на части от удара о нечто невидимое над его головой, при этом часть Египтян оглохла, часть ослепла, а часть сошла с ума, так что никто из них не мог преследовать Моисея. Предание сообщает, что так его спасла сила имени Господа Бога. Позже Моисей засвидетельствовал об этом в наименовании своего сына: Исх. 18: «4 А другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова».

С момента выхода Моисея из Египта у него начался новый 40-летний период жизни, проводимой вдали от своей семьи и братьев по вере в тяжелых трудах, смирении и унижении. Что получил он от 40 лет, прожитых в Египте во дворце фараона? Для чего Бог попустил ему этот период «принца Египетского»? Писание показывает нам только то, что: Деян.7: «22 И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах». Это научение нужно было Моисею для того, чтобы в свое время стать во главе Исхода народа Израиля из Египта в Землю обетованную; чтобы он смог противостать фараону и его жрецам, которые были сильными магами и творили «чудеса» силой бесовской; чтобы Моисей смог стать бытописателем и записать в пяти книгах историю сотворения Богом мира и человека, историю грехопадения людей, историю святых Божьих избранников и народа Божьего! Вот почему эта история с переменой жизни и бегством Моисея из Египта весьма поучительна для нас. Ее в книге Деяний Святых Апостолов повторяет святой первомученик Стефан перед своей мученической кончиной: Деян.7: «23 Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. 24 И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отомстил за оскорбленного, поразив Египтянина. 25 Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли. 26 На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга? 27 Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? 28 Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? 29 От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына».

Чему же она нас учит? Она учит нас тому, что даже богоугодность какого-то дела и ревность по Богу может привести человека к оплошности по той причине, что он еще не готов решить ту задачу, на которую его подвигла его ревность и желание угодить Богу. Кроме готовности самого человека должны созреть и соответствующие этому благому делу состояние людей, обстоятельства и условия. В данном случае мы имеем дело с судьбой Богом избранного народа. Вот почему было мало желать его освобождения от гнета египетского, а также мало добиться его освобождения от этого гнета. Важно было знать, куда и на что вести освобожденный от рабства народ! Народу надо было дать не только программу действий, но и явить бытийный смысл осуществления этой программы и возложенной Богом на избранный Им народ божественной задачи. Моисей понимал, что людей, привыкших жить, причем сперва весьма хорошо жить, в самой цивилизованной и развитой стране древнего мира, невозможно было опять загнать в дикие пастухи. Этому народу, подпорченному духовно Египетским благоденствием, надо было явить высокую и истинную цель от Бога и даровать смысл для их освобождения и жизни после этого освобождения.

Ко всему сказанному приложу и мнение святителя Иоанна Златоуста, в котором он разъясняет труднопонимаемое место из послания святого Апостола Павла ко Евреям о бегстве Моисея из Египта: «Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд (Евр. 11,27). Как ты говоришь — не убоялся? Писание, напротив, говорит, что, услышав, он убоялся и поэтому искал спасения в бегстве, убежал, скрылся и после того находился в страхе. Вникни внимательнее в сказанное; слова «не убоявшись гнева царского» сказаны о том, что он после опять предстал перед царем. Ибо брать на себя руководство и приступать к действиям свойственно не тому, кто боится, а лишь тому, кто полагается во всем на Бога. Не сказал: «Царь ищет меня и весьма занят этим, я не могу снова взяться за то же самое». Следовательно, и бегство его было делом веры. А почему же он не остался? Чтобы не подвергать себя очевидной опасности. Бросаться с головой в опасности и говорить: посмотрю, сохранит ли меня Бог, было бы свойственно искушающему Бога. Так и дьявол говорил Христу: «если Ты Сын Божий, бросься вниз» (Мф. 4,6). Видишь, что это дьявольское дело — подвергать себя опасностям тщетно и напрасно, и испытывать, сохранит ли нас Бог?» Мысль святителя ясна. Он мотивирует бегство Моисея от гнева царя мудростью уклонения от очевидной опасности, подтверждая это утверждением о том, что нельзя человеку подвергать себя опасностям в надежде на то, что Бог сохранит от них. Насчет отношения к опасностям невозможно не согласиться со святителем Иоанном, а вот насчет мотивации бегства Моисея я бы добавил то, что основным мотивом удаления Моисея из Египта был провал его миссии по освобождению Израиля от рабства египетского по причине неготовности евреев к выходу из Египта, особенно под руководством «принца Египетского», вышедшего из народа Израильского. Угроза от фараона была лишь довеском к этой мотивации. Ведь Писание Нового Завета (Книга Деяний) сообщает нам: «Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли». И еще: «От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской» — то есть Моисей убежал не от страха перед фараоном, а от слов израильтянина, которыми тот отверг его спасительную миссию в отношении Израиля.

Как тут не вспомнить слова Евангелия: Ин.1: «11 Пришел к своим, и свои Его не приняли».

Выходит, что тот самый Израиль, который не принял Моисея, спустя столетия не принял Спасителя Иисуса Христа, которого Моисея прообразовывал всей своей жизнью. Именно срывом дела Божьего и миссии освобождения братьев своих по вере и плоти, по причине их слепоты и неверия Моисею, был сильно удручен и даже подавлен святой Моисей. Для него это был не просто провал в важном деле, а жизненный крах. Не зря же он убежал в чужую Мадиамскую землю, к людям чужой веры и обычаев. Отныне он считал весь египетский период своей жизни напрасным, и ему больше в голову не могло прийти, что когда-нибудь придется снова вернуться в Египет, опять предстать перед лицом фараона и возглавить Исход Израиля из Египта. Но Господь Бог готовил его именно к этому ответственному и великому служению.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я