Божественный Моисей

Олег Федорович Урюпин, 2020

Пророк Моисей один из самых известных библейских лиц, жизнь которого отображена в живописи, иконописи, кинематографе и прочих видах искусства. Но знают о ней лишь по библейскому повествованию. В этой книге предпринята попытка создать объемную конструкцию библейского повествования для того, чтобы раскрыть всемирно-историческое значение этой выдающейся личности и ее благих плодов, которые достались в наследие не только Израильскому народу, но всему человечеству. Перенесемся же в древность, ощутим дух того времени, узнаем о Боге и общению с Ним избранных Им людей, о чудесах и дивных дарах Бога.

Оглавление

Рождение Моисея

История рождения Моисея написана самим Моисеем в «Книге Исход», причем написана весьма кратко и скупо. Начинает эту книгу Моисей не с себя, а с тех своих праотцев, которые по промыслу Бога переселились на время в Египет: Исх.1: «1 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим: 2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда, 3 Иссахар, Завулон и Вениамин, 4 Дан и Неффалим, Гад и Асир. 5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте. 6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их».

Из приведенного отрывка мы можем видеть, что Моисей пишет не столько о себе, сколько об истории народа Божьего, в которую он, его жизнь и деяния были вплетены промыслом Божьим. Отметим то, что со смертью Иосифа, всех братьев его и всего рода его завершился определенный период благоденствия Еврейского народа в Египте и начался новый период, который Моисей назвал Исходом. Пожалуй, это наиболее удачно подобранное слово для обозначения того события, которое совершил Израиль во главе с Моисеем. Исход — это не бегство от притеснителей и не выход из плохого положения, а достойный переход от худшего положения народа к несравненно лучшему. Сегодня мы хорошо знаем, что Моисей был избран Богом и поставлен Им для возглавления народа Божьего и совершения Израилем этого Исхода, и для руководства народом Божьим в этом Исходе. По смыслу этот Исход был не просто удалением из страны, где Еврейскому народу стало плохо жить, а ПЕРЕХОДОМ (ПАСХА) из одного места, называемого Египтом и аллегорически означающего место изгнания людей — Землю, в другое место, именуемое Землей Обетования (географически это земля Ханаанская, которая была показана святому Аврааму), которая прообразует Царство Небесное и Божественный, нездешний и нематериальный мир вообще. Вот почему в эту землю Еврейский народ, прообразующий собой народ Божий, собранный Богом в Церковь, вводит человек с именем Иисус, именуемый Навином (чтобы не спутать его с Иисусом Христом), само имя которого имеет значение «спаситель». Как Моисей и Иисус Навин в истории Еврейского народа спасли этот народ от пленения египетского и его пристрастий к Египту с его преходящими благами, так этот же Моисей, который был духовным детоводителем Божьих людей к Иисусу Христу Сыну Божьему, и сам Иисус Христос спасли народ Божий, собранный из всех людей, Пасхой Христовой, которая есть переход Божьих людей из временной их жизни в жизнь вечную, нескончаемую, из Земли как места изгнания, юдоли плача и скорбей — в Царство Небесное как место блаженства, где нет ни печали, ни болезни, ни воздыхания, ни смерти! Вот почему эта древняя история Еврейского народа и его божественных вождей является для нас, живущих ныне христиан, нашей современной историей, которая творится каждым членом Церкви Христовой и всей полнотой этой Церкви в текущем нашем бытии! Именно так мы должны читать и воспринимать книги, написанные Моисеем и другими библейскими пророками. О богословском понимании детоводительства Моисея будет раскрыто в дальнейшем повествовании.

Теперь вернемся к самому повествованию Моисея. Читая его, мы видим, как он через толщу веков сообщает нам о благоденствии народа Божьего, пребывающего на чужбине: Исх.1: «7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та». Эта мысль показывает нам, что иногда иммиграция народа в чужую землю не только спасает его от физического вымирания, но и способствует его духовному возмужанию и благоденствию. Разумеется, что эта иммиграция должна быть проведена по Божьей воле и согласно промыслу Бога о данном народе и конкретных его людях, которые иммигрировали. С Еврейским народом было именно так! Однако земное благоденствие пришельцев часто вызывает зависть и опасения у местного народа. Вот и в данном случае именно это благоденствие, с ростом численности Евреев, стало причиной злобной зависти Египтян и причиной их страха быть вытесненными Евреями из их текущей жизни со всеми их преимуществами. Особенно фараон опасался соединения евреев с врагами Египтян во время их возможного нападения на Египет. Отмечу, что именно этот страх Египтян промыслительно послужил причиной Исхода Божьего народа в Землю Обетованную, куда сами по себе Евреи никогда бы не двинулись, если бы их не заставили это сделать непреодолимые обстоятельства, попущенные для них Богом, и Его помощь, оказанная им через Моисея.

Замечу, что в связи с этим Исходом впервые в истории людей встал так называемый «еврейский вопрос», который в дальнейшем бытии человечества часто преследовал иммигрировавших в какую-либо страну Евреев с тяжелыми для них последствиями. Для понимания и богоугодного разрешения этого «еврейского вопроса» нам надо тщательно вникнуть в предложенное исследование библейского повествования о Моисее. В этом захватывающем повествовании можно найти ключи разумения многих современных политических процессов, эксцессов, конфликтов и явлений.

Рубежом между двумя периодами бытия народа Божьего в Египте стало воцарение нового фараона, который не знал Бога Всевышнего и не имел перед Ним никакого страха:

Исх.1: «8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа». Именно этот фараон стал инициатором унижения и численного умаления Евреев, проживавших в Египте: Исх.1: «9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; 10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. 11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь]»

Тем не менее все эти меры не привели к желанному для Египтян результату, ибо Божье благоволение и благословение вместе с покровом почивали на Еврейском народе ради их святых праотцев Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа Прекрасного, но более всего ради грядущего из этого народа Иисуса Христа Сына Божьего: Исх.1: «12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых». Вот почему за этим последовало усиление давления Египтян на пришлых для них Евреев: Исх.1: «13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам 14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. 15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, 16 и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет».

В этой исторической драме мы видим не просто трагедию древних еврейских иммигрантов, но противостояние двух совершенно разных и потому противоборствующих систем, цивилизаций, смысловых и мировоззренческих общностей, представленных с одной стороны — земной, временной, плотской, греховной, магической, демонопоклоннической и злой в лице Египтян, а с другой — небесной, вечной, духовной, святой, богопочитательной, божественной и благой в лице Еврейского народа, олицетворявшего тогда собой весь народ Божий во всей истории людей. Не буду останавливаться на сложности жизни людей, которая проявлялась, например, в желании некоторых представителей Еврейского народа жить в Египте и по-египетски доносить фараону на своих, а также о некоторых Египтянах, которые сочувствовали Евреям и помогали им. Сейчас нам важно отметить то, что именно страх Божий и рождаемая от него богобоязненность являются последним пределом, разделяющим спасение и погибель человека! Страх Божий — это естественная реакция неомраченного грехом человека на осознание бытия Господа Бога и особенно на ощущение Его присутствия. Вместе с тем это возвышенная и необходимая добродетель, а также духовное качество, которое есть дар Духа Святого и одно из семи Его проявлений: Ис.8: «13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш»! Ис.11: «1 И произойдет отрасль от корня Иессеева (речь идет о Спасителе Иисусе Христе), и ветвь произрастет от корня его (а это о Церкви Христовой); 2 и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; 3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. 4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого (здесь должно разуметь в духовном смысле — сатану, а в историческом — его служителя антихриста-зверя из книги Откровения). 5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина»

Страх Божий имеет два вида. Один — это страх по вере своей в Живого Бога, по вере Его слову, Его обетованиям и Его угрозам. Этот страх имеет своими мотивами ужас перед своей физической смертью и перед нескончаемыми, вечными, неизреченно страшными мучениями, которые уготованы для нераскаянных грешников. Второй — это страх, возникающий в человеке от его опытного ощущения Бога, Божьего присутствия, Божьей силы и славы! Именно этот страх является одним из даров Духа Святого. Этот страх есть духовное качество, и он является основой для смиренномудрия человека, который в своем блаженном опыте познал, Кто такой есть Господь Бог и кто такой есть он сам на фоне этого безпредельного величия, неограниченной славы и непостижимого совершенства Живого Бога! Кто не испытал в своей жизни посещения Богом и возникающий от этого божественный страх, благоговейный трепет и священный ужас, тот не только не может иметь истинного смирения и мудрости, но и никакого понятия о том, что такое есть страх Божий, божественное смирение и мудрость.

Здесь мы завершаем историю противостояния фараона и Еврейского народа указанием на добродетель богобоязненных повивальных бабок из этого народа для того, чтобы перейти к рождению самого Моисея, на жизни которого это противостояние непосредственно сказалось с первых часов его жизни: Исх.11: «18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? 19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. 20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. 21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. 22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых».

Научившись у повивальных бабок-евреянок, граждан древнего Египта, тому, как богобоязненным ослушанием небогоугодных повелений нечестивого правителя должно избавляться от губительного соучастия в его грехах и как страхом Божьим и делами благочестия устроять во благо свои дома и получать от Бога добро, мы переходим к рождению Моисея.

Всякому читающему должно быть понятно, что виновниками рождения нового человека являются двое родителей этого человека — отец и мать. Вот почему Моисей и начинает повествование о своем появлении на этот свет со своих родителей: Исх.2: «1 Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. 2 Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца».

Отметим то обстоятельство, что Моисей намеренно повествует о себе как посторонний наблюдатель, а не как автор своей автобиографии. Тем не менее сразу при прочтении бросается в глаза некая странность повествования, которая требует пояснения, а именно то, что Моисей не приводит имена своих родителей. Особенно же это относится к его отцу, которого он называет «Некто из племени Левиина». Почему так? Мы должны держать в уме то, что Моисей писал «Книгу Исход» уже после совершения самого Исхода и после смерти своих родителей, которые до Исхода не дожили. Сперва отмечу, что Моисей выставляет наперед то, что он считает самым важным у своих родителей — что они происходили из племени (колена) Левиина, а это значит, что сам он зачался и родился от родителей из колена Левиина, которое Бог избрал для священнослужения. Но почему же он не называет здесь имена своих родителей? Он говорит о материнской любви своей матери и ничего не сообщает об отце, а вот имена своих родителей — отца — Амрам, и матери — Иохаведа — он в «Книге Исход» не приводит. Он упоминает их лишь в родословной, в «Книге Чисел», где это упоминание уместно и необходимо: Чис.26: «58 Вот поколения Левиины: поколение Ливниево, поколение Хевроново, поколение Махлиево, поколение Мушиево, поколение Кореево. От Каафа родился Амрам. 59 Имя жены Амрамовой Иохаведа, дочь Левиина, которую родила жена Левиина в Египте, а она Амраму родила Аарона, Моисея и Мариам, сестру их». Полагаю, что такое отношение к своему отцу было вызвано тем, что Моисей был человеком праведным, а потому кротким и неспособным на малейшее проявление хамства. Здесь мы должны вспомнить и учесть то, что именно он записал для нас историю Хама и его греховного поведения по отношению к своему отцу Ною. По всей видимости, у отца Моисея высшим проявлением благочестия была плотская принадлежность к колену Левиину, а других стоящих внимания добродетелей не обреталось. Поэтому, чтобы не выставлять родного отца в дурном свете, Моисей не упоминает о его имени и не дает ему никакой характеристики или оценки. А вот о матери своей он пишет с сыновней любовью: Исх.2: «2 Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; 3 но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, 4 а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. 5 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. 6 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей. 7 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? 8 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. 9 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его».

Наградой матери за ее природную добродетель — материнскую любовь — было кормление младенца Моисея в качестве кормилицы. О других добродетелях ее сын не упоминает в связи с их отсутствием. Для него она, скорее, женщина-кормилица и связующее звено с коленом Левииным. Совсем иначе обстояло дело с его братом Аароном и сестрой Мариам, ибо он не был единственным ребенком в семье и не был старшим из детей. Его родные брат и сестра, которые родились еще до указа фараона убивать еврейских младенцев мужского пола, стали, по возмужанию Моисея, его самыми близкими и надежными помощниками в осуществлении им божественной миссии по изведению народа Израиля из Египта. Первой из трех детей родилась Мариам, затем Аарон. Есть предание, в котором говорится, что, когда Мариам было три года, Дух Святой сошел на нее и она прорекла пророчество о том, что ее отец скоро родит сына, который избавит Израиль от рабства египетского. Этим ребенком стал Моисей.

Итак, отметим для себя, что Моисей родился в Египте в то время, когда фараон повелел всем своим подданным губить еврейских новорожденных мужского пола путем их утопления в реке Нил. Почему именно утоплением, а не, например, усечением мечом? Здесь будет уместным упомянуть о крови в отношении к Египту и исходу из него Евреев. Первое упоминание о пролитии крови человека на земле дано в «Книге Бытия» в рассказе об убийстве Каином его брата Авеля. Тему пролитой на землю человеческой крови впервые поднял Сам Господь: Быт: 4:«10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; 11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; 12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Из этих слов Бога, записанных Моисеем, мы узнаем страшную для убийц людей правду — что голос крови убиенного человека вопиет к Богу от земли и требует отмщения убийце (убийцам). Убийца человека попадает под проклятие Всевышнего Бога и не получает больше силы от земли. Жрецы Египетские, обладавшие большими герметическими познаниями, хорошо знали и этот закон крови. Вот почему они советовали фараону не проливать без нужды кровь убиваемых людей на землю, особенно невинных. А какая вина могла быть на Еврейских младенцах? Кроме того, убиенных мечом младенцев пришлось бы хоронить. А это оставило бы памятное место, которое свидетельствовало бы о преступлении фараона и его подчиненных! По этой причине жрецы посоветовали фараону убивать Еврейских младенцев мужского пола их утоплением в реке Нил. При утоплении младенца его съедали кишащие в Ниле крокодилы, что позволяло избежать двух плохих для Египтян последствий — пролития крови невинно убиенных на землю и наличия места их захоронения как свидетельства осуществленного геноцида. Позже мы узнаем и то, что кровь была проявлена в Египте во время превращения Моисеем всех его вод в кровь, а также употреблена Евреями в виде крестообразного знака на их жилищах для сохранения от губителя, убивавшего всех первенцев людей и скотов в Египте. Об этом еще будет идти речь в соответствующих местах повествования. Пока же вернемся к родившемуся Моисею. Сошлюсь на предание, которое доносит до нас, что сразу по рождении Моисея в комнате, в которой он родился, от него исшел такой свет, что вся комната осветилась этим светом. В этом явлении света от рожденного младенца видна прямая параллель с родившимся в Вифлеемской пещере Иисусом Христом, Который весь сиял неземным светом. Мать Моисея, видя неземную красоту своего младенца, ослушалась повеления фараона и три месяца скрывала его от всех посторонних лиц. По поводу этих трех месяцев есть предположение, что это было связано с разливом Нила, во время которого трудно было посещать места поселения Евреев. За эти три месяца мать Моисея успела, согласно еврейской традиции, призвать человека, который обрезал его, чем причислил его к народу Божьему. Напомню вам, что брат Моисея Аарон родился раньше его, еще до выхода повеления фараона топить еврейских детей, и потому он с сестрой своей оставался со своими родителями — точнее с матерью, ибо отец был на тяжких работах. Моисея же ждала совсем другая судьба, удивительная, уникальная и усыпанная Божьими чудесами, которая приготовлена была ему и всему народу Божьему промыслом Божьим! Первым чудом в жизни Моисея было спасение его, трехмесячного, от смерти в водах Нила и усыновление его дочерью фараона, царя Египетского. Если спасение Моисея было достигнуто помещением его во дворец фараона, то спасение Богомладенца Иисуса Христа от рук нечестивого царя Ирода было достигнуто посредством бегства святого семейства в Египет.

Отойдем на время от библейского повествования для того, чтобы посмотреть, что представлял из себя древний Египет, какое он имел значение в тогдашнем мире и почему промысл Божий так тесно связал его с народом Божьим в лице евреев, с праотцем Иаковом, с Моисеем и с Богомладенцем Иисусом Христом.

Египетская земля — это по-своему уникальное место на земле. Она находится рядом с землей Ханаанской, которая являлась проекцией небесного рая на земле. В допотопное время земля Египетская была одним из центров тогдашней цивилизации, следы которой дошли до нас в виде всему миру известных «египетских» пирамид и фигуры загадочного сфинкса. Ученые до сих пор не могут понять, каким образом были возведены пирамиды, кем и для какой цели они возводились. Сегодня мы знаем то, что допотопные люди создали каинитскую, безбожную цивилизацию, которая имела тесные связи с миром падших духов, с помощью которых она достигла огромных успехов в развитии науки, техники и технологий. Это развитие намного превосходило все то, что мы имеем сегодня в 21 веке! Нам надо помнить, что тогдашние ученые жили до тысячи лет! Представьте себе, что мог сделать, например, Никола Тесла, если бы он смог прожить на земле тысячу лет! Но, в отличие от современных нам ученых двадцать первого века от Рождества Христова, допотопные ученые были более магами, нежели научными исследователями. Именно тогда был создан институт жречества, который поддерживал связи с падшими духами. Именно жрецы приносили демонам жертвы из числа животных и людей, чтобы расположить их к себе. На этой демонопоклоннической практике возникла традиция послепотопного язычества. Демоны научили послепотопных людей идолослужению и приношению в их честь жертв, чем восстановили прерванный водами всемирного потопа грех демонослужения. Таким образом ими был воссоздан и институт жречества, который хранил все тайны общения людей с демонами. Из-за бесовской силы жрецы стали самым влиятельным сословием древности. По каким-то причинам, корни которых тянутся с допотопного мира до нашего времени, жрецы избрали для своего обитания землю Египетскую. Мы столкнемся с их силой и влиянием, когда будем рассматривать историю их противостояния святому Моисею. Влияние египетских жрецов было настолько велико, что сказывалось как на древнем Риме, так и сегодня, в начале 21 века, на всех нас. Есть указания на то, что некоторые влиятельные лица современности, такие, например, как представители дома Ротшильдов, Ватикана (иезуиты) и королевского двора Великобритании, происходят от древних египетских жрецов. Это их происхождение объясняет их силу, богатство, могущество и влияние в современном мире. Для того-то Бог промыслительно устроил бегство святого семейства в Египет, чтобы Христос подорвал его демонические и идолопоклоннические корни. Тем не менее такие известные всему миру политические деятели, как Наполеон Бонапарт и Адольф Гитлер, обращались к Египту, ища в нем силу для своего возвышения и господства над миром. После падения древнего Египта и возвышения Рима институт древнего жречества перекочевал сперва в Вавилон, затем в Персию и, наконец, в Рим. Неслучайно все современные государства и элиты ведут свою «родословную» с древнего Рима. Связь Рима с древним жречеством видна по наименованию римского императора Понтификом, то есть верховным жрецом.

Позже так стал именовать себя отступивший от истины и благодати Римский папа. В истории связь с Римом видна в наименовании различных правителей европейских стран «императорами великой, священной Римской империи», а также в таких идеях, как «Москва — третий Рим» и в фамилии правящей династии «Романовы» (то есть происходящие от Рима), что имело место в России, а также в названии выборного органа США «сенатом», а его членов — «сенаторами», в подобии в архитектуре, культуре, культах и так далее.

Надо заметить, что во времена возвышения Моисея в Египте правил фараон Рамсес II Великий. Он был третьим царем XIX династии, сыном фараона Сети I и его супруги Туйи, и правил около семидесяти лет, из которых половину воевал. Самый древний из мирных договоров, сохранившихся в истории — это высеченный на камне текст договора Рамсеса II с царем хеттов Хаттусили III, который был подписан спустя несколько лет после знаменитой битвы при Кадеше. Текст договора, изначально составленный на серебряной табличке клинописью, был переведен на египетский язык и увековечен на стенах Карнака и Рамессеума. При Рамсесе II Египет достиг своих максимальных границ. Во время его длительного правления, по праву считающегося одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации, было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства, в том числе уникальные скальные храмы Нубии в Абу-Симбеле. Для расширения границ Египта Рамсес II проводил множество военных экспедиций, реорганизовал армию и создал военный флот. Для строительства городов в дельте Hила на земле Гесем, где на протяжении нескольких сотен лет пасли свой скот евреи, требовались тысячи рабочих. Рамсес обратил в рабов кочевой еврейский народ, живший на землях Гесем. «Книга Исход» повествует: «И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес».

Имеет место широко распространенное предание: «В младенчестве, оказавшись на руках фараона Рамзеса II, Моисей снял с него корону и надел себе на голову. Фараон сразу усмотрел в этом поступке дурное предзнаменование, по поводу чего созвал совет своих мудрецов (жрецов). Мудрецы с готовностью подтвердили, что ребенок несет угрозу безопасности самому фараону и его дому, и советовали ему избавиться от Моисея (умертвить). В подтверждение осознанности действий маленького Моисея жрецы поставили перед ним два блюда, одно с золотом (есть версия, что с драгоценными камнями), другое — с раскаленными углями. Это было сделано по совету Архангела Гавриила, который принял вид египетского сановника. Ребенок протянул руки к золоту, но Архангел Гавриил, который был Ангелом-Хранителем Моисея, направил ее к блюду с углями. Моисей схватил один из тлеющих угольков и сунул его в рот, чем прижег себе язык. С тех пор он якобы и страдал косноязычием». В отношении прикасания Ангелом Божьим горящим углем к устам пророка Бога Вышнего можно заметить, что это не было случайностью, но было определенной традицией. Таким образом избранные Богом на пророческое служение люди очищались углем с небесного жертвенника от скверны. В доказательство достаточно привести место из пророка Исайи: Ис.6: «5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. 6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». Эти слова Серафима — «се прикоснуся устом твоим и отнимутся вся беззакония твоя, и все грехи очистятся» — повторяет на каждой литургии священнослужитель, вынесший Чашу со Святыми Дарами, в адрес каждого причастника в то время, как он по причащении лобзает Чашу (Потир).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я