Новое Будущее

Олег Овчинников, 2022

Будущее сегодня устаревает быстрее, чем придумывается: все, что еще год (два года, два десятилетия) назад казалось нам перспективным, многообещающим и волнующе близким, либо отодвинулось на неопределенный срок, либо просто ушло на далекую периферию. Как результат, «фабрика по производству будущего», каковой всегда считалась область фантастической литературы, сбоит или простаивает. Авторы сборника «Новое будущее» берут на себя героический труд запустить шестеренки этой фабрики заново и предложить читателю тот образ будущего, который просматривается из дня сегодняшнего. И, как обычно, о настоящем этот образ сообщает нам едва ли не больше, чем о том, что ждет нас впереди. Галина Юзефович, литературный критик. В эпоху антиутопий важно не забывать, что время не свернулось в круг и не прекратило течение свое. Будущее – есть, пусть и не совсем идиллическое. Приятно сознавать, что авторы этого сборника, от Шамиля Идиатуллина и Эдуарда Веркина до Алексея Сальникова и Владимира Березина, не теряют чувство исторической перспективы. Пока живу – надеюсь. Василий Владимирский, книжный обозреватель. 13 необычных рассказов современных русских писателей. В будущем, которое они предлагают, можно потеряться и обрести себя, а ещё – попытаться разглядеть истории, которые «бессовестнее, чем литература». Екатерина Писарева, культурный обозреватель, шеф-редактор группы компаний «ЛитРес».

Оглавление

Из серии: Loft. Культурный код

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новое Будущее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Михаил Гаёхо. Анна

Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда — и на войне, и в мирное время — надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Даже в самых незначительных мелочах надо ими руководствоваться, например, по первому его приказанию останавливаться на месте, идти вперед, приступать к упражнениям, умываться, питаться, пробуждаться ночью для несения охраны и для исполнения поручений.

Платон. «Законы»

— Wacht auf, — сказал навигатор.

Бус проснулся. Пак проснулся тоже. Обоих клонило в сон, если трансфер длился дольше пяти минут.

Вышли из капсулы.

— Nach vorn, — сказал навигатор.

Пошли вперед.

— Напоминаю, что на земле старого города запрещена фото — и видеосъемка, — сказал навигатор.

— Резонно, — заметил Бус, увидев, что навстречу верхом на белой лошади едет голая женщина.

— Отвернитесь, — сказал навигатор.

Бус и Пак отвернулись.

Стук лошадиных копыт проследовал мимо и удалился.

— Что это было? — спросил Пак.

— Белая лошадь, — сказал Бус.

— Я бы ее сфоткал, — сказал Пак. — Пару раз спереди и пару раз сзади.

— Да уж, — сказал Бус.

— Интересно, видеонаблюдение здесь тоже не работает? — полюбопытствовал Пак.

— Не работает, — сказал Бус. — Я проверял. Аутентичная старина — это принцип.

— Не работает, и количество самоубийств на тысячу душ сразу возрастает, — заметил Пак.

— Думаю, это не было самоубийство. Скорее, какой-то маньяк сталкивает женщин с именем Анна под колеса трамвая — такое можно представить, нормальная вещь для маньяка. Но повторяющиеся раз за разом самоубийства… — Бус пожал плечами. — Да и связь с фото-видео неочевидна.

— Самоубийство — заразная шняга, — сказал Пак.

Подошли к перекрестку.

— Nach links, — сказал навигатор.

Свернули налево. Здесь была трамвайная остановка.

Подъехал маленький красный трамвай, с шипеньем открылась дверь.

— Geh hinein, — сказал навигатор. И вошли.

Трамвай был образца позапрошлого века, а дома, мимо которых он проезжал, — еще старше. Невысокие, с черепичными остроконечными крышами. На каких-то поворотах колеи открывалось пространство, и виден был поднимающийся над городом замок, картинка которого была обрезана сверху рамкой окна. Одно время трамвай шел вдоль старой крепостной стены. Одна башня, другая. Снова дома. Круглая площадь с фонтаном. В створе улицы памятник — голый всадник с мечом в руке. В общем, город как город, со своим набором достопримечательностей.

Трамвай остановился.

— Geh raus, — сказал навигатор. И вышли.

Пошли вдоль путей в обратную сторону.

— Это здесь, — сказал Бус и склонился, внимательно разглядывая межрельсовое полотно, неровно вымощенное аутентичной брусчаткой.

— Хочешь что-то найти? — спросил Пак.

— Никогда не знаешь, что может пригодиться. — Бус пинцетом вынул из щели между камнями небольшую пуговицу — круглую, с медным блеском. Осторожно положил в маленький конверт с прозрачным окошком. В другой конверт наскреб щепотку земли из той же щели. Конверты положил в карман (для таких дел на нем был жилет со многими карманами).

— Там трамвай идет, — сказал Пак.

— А вот еще, — сказал Бус, уступая трамваю дорогу. — Это зуб, — сказал, рассматривая то, что лежало у него на ладони.

— Женский? — спросил Пак.

— Если это ее зуб, значит, женский.

В гостинице поужинали и разошлись по своим капсулам. Бус предложил партию в шахматы. Пак согласился.

Бус и Пак любили шахматы. У Буса был апгрейд уровня Алехина, у Пака — апгрейд уровня Капабланки. Бус-Алехин и Пак-Капабланка сыграли три партии. Играли, естественно, вслепую, как подобает гроссмейстерам. Четвертую партию, не доиграв, отложили: «Schlaf ein», — сказал навигатор.

И заснули.

— Отвернитесь, — сказал навигатор.

Стук лошадиных копыт проследовал мимо.

— Та же, что и вчера? — спросил Бус.

— Не разглядел, — сказал Пак.

По узкой улице вышли на круглую площадь с фонтаном.

— Nach rechts, — сказал навигатор. И повернули.

Здесь было кафе. Называлось «Седьмая смена».

— Geh hinein, — сказал навигатор. И вошли.

— Два комплексных номер один, — сказал Бус. С подкатившей тележки манипулятор снял тарелки с едой и две кружки сидра.

Ели, пили, а где-то в середине обеда к их столику подошел человек.

— Детектив Бус? — осведомился он.

— Можно сказать так. — Бус наклонил голову.

— Я свидетель. — Человек пододвинул себе стул и сел. — Был там рядом и все видел. Она, эта женщина, стояла рядом с трамвайными путями, как будто собиралась перейти дорогу. Но не переходила. Трамвая, значит, ждала. А когда трамвай подошел, шагнула вперед.

— Не шагнула, — поправил его другой подошедший, — а упала на рельсы. Прямо под колеса, словно кто-то ее толкнул.

— Но никто ее не толкал? — уточнил Пак.

— Может, кто-то толкнул, я не видел, — сказал первый свидетель.

— Там много людей кучковалось, трудно разобрать, — подтвердил второй.

— А когда это было? — спросил Пак.

— В прошлую пятницу, — сказал первый.

— У меня — в позапрошлую, — сказал второй.

— Я оба случая видела, — заявила подошедшая женщина средних лет. — В прошлую пятницу была девица в юбке, а в позапрошлую — в шортах, с голыми ногами. И за той, что в шортах, — это как раз в позапрошлую — стоял кто-то высокий, в синей куртке, он ее и вытолкнул под колеса, хотя конкретно не видела, врать не буду. Она под колеса — хрясь — и кровища, кровища… Гайтор мне сказал смотреть, я смотрела. А теперь привел сюда. Я, наверное, важный свидетель.

— Я тоже важный, — сказал следующий.

— И я…

— И я… — Из желающих свидетельствовать уже образовывалась очередь.

— Свидетели так себе, — сказал Бус, когда очередной, то есть последний из пришедших, сообщил, что в первый момент не сообразил, что происходит, но главное видел и что трамвай, хоть и затормозил, но прошел метра два, когда женщина уже была под колесами.

— Geh raus, — сказал навигатор. И вышли.

В планах было пойти к морю на пляж или подняться к замку, но было уже поздно. Пошли в гостиницу.

Играли в шахматы. Сыграли три партии, включая вчерашнюю отложенную. Бус-Алехин выиграл две у Пака-Капабланки, а одну — проиграл.

Потом навигатор сказал «Schlaf ein». А утром — «Wacht auf».

— Отвернитесь, — сказал навигатор.

Стук лошадиных копыт проследовал мимо.

— Это была не та женщина, что вчера, — сказал Пак.

— Ты не отвернулся? — удивился Бус.

— Не отвернулся, — сказал Пак. — Я такой. У меня и дед такой был — мог игнорить команды от гайтора, если приспичило. А бабушка говорила: «Будь послушным, гайтор плохого не посоветует».

— У меня не было бабушки, и вроде все равно, — сказал Бус.

— Мне сказали, это называется «категорический императив», — сказал Пак. — И что он должен быть в каждом. Но хочется иногда показать, кто главный в доме. Хотя понимаю, что гордиться тут нечем.

— Nach rechts, — сказал навигатор, а потом: — Geh hinein.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новое Будущее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я