Имея специальность геолога, автор поработал во многих уголках нашей страны и мира, встречался с разными людьми, много видел и узнал. Из калейдоскопа его мыслей и мнений различных других людей (от Геродота до Бэнкси) создается современная картина нашей страны и всего мира. Для думающей, читающей публики и особенно молодежи, выбирающей свой путь в жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О счастье и не только предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
СЧАСТЬЕ
Довольно эфемерная вещь, но все за ним гоняются. У каждого свое понятие об этой штуке. Я сначала изложу свои соображения, а потом приведу цитаты различных великих (и не очень) людей об этом понятии.
Камчатка
Посидев четыре месяца в поле, вдали от городской сутолоки и беготни, обретаешь совсем другую точку зрения на этот вопрос. Это не куча бабла в кармане, бабы (и прочий стандартный набор, что нам старательно вдалбливает телевидение), а совсем другие вещи… Например.
Айда
Прибилась к нашей базе лайка Айда. Ласковая, ко всем ластится — бежит, чтобы ее погладили. В суровом мужском коллективе она сразу стала любимицей (женщин на базе два человека — моя жена, геолог, и повариха, к тому же сварливая). А приласкать, потрепать что-то пушистое всем хочется. Идет поутру на завтрак Митрич, наш экскаваторщик. Он только о работе и думает. Разговор ведет только о технике и канавах (какую завтра начинаем, где следующая и прочее). Больше ни о чем. Тут ему наперерез кидается Айда, чтобы ее погладили. Митрич радостно принимает ее предложение. Через минуту он поднимает лицо… Что мы там видим? Да, на несколько секунд я заметил, что это было оно — СЧАСТЬЕ…
Орлан
С утра на улице дуло. А мы работаем на водоразделе, там ветер раза в три сильней. Полный кирдык, как говорится. А если стоишь, документируешь, то и вообще совсем холодно. Ладно, разговор не об этом. Выдалась свободная минутка, пошел сфотографировать окружающий пейзаж. Место действительно у нас красивое. Долина реки как на ладони, горы напротив. Местные орланы (или как их точно зовут, не знаю) тоже облюбовали это место и постоянно летают над долиной. А сейчас ветер сильнейший, меня на краю чуть с ног не сбивает. А эти соколы Сталина летают, хоть бы что.
И тут прямо на одном уровне со мной появляется один из этих кадров. Расправив крылья, он поднялся немного выше, потом сделал «бочку» и еще несколько других летчицких фигур высшего пилотажа. После чего он издал радостный клич и исчез из вида, но его состояние мне передалось. В этом крике я услышал СЧАСТЬЕ.
А глядя на этот кадр, и говорить ничего не надо. Я тупо ржал минуты три, когда увидел это в первый раз. Вот такое оно — евражкино счастье!
Африка
Утро. Едем в семь утра по Мутаре (Зимбабве) на работу. Рабочий люд тоже в это время по своим делам растекается. Перед нами едет мусорная машина. На задних подножках машины четыре молодых парня стоят. Один из них аж пританцовывает на заднем бампере. А что? Утро, прохлада, молодость, любимая работа — что еще человеку надо для счастья? У каждого своя планка счастья…
А теперь цитаты о счастье.
К. Чуковский «От двух до пяти»: «Все дети в возрасте от двух до пяти верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта их вера — одно из важнейших условий нормального психологического роста.
Жажда радостного исхода всех человеческих дел и поступков проявляется у ребенка с особенной силой во время слушания сказок. Если ребенку читают сказку, где выступает добрый, благородный герой, который сражается с врагами, ребенок непременно отождествляет себя с ним. Всей душой сопереживая с ним каждую ситуацию, он чувствует себя борцом за правду и страстно жаждет, что борьба, которую ведет благородный герой, завершилась победой над коварством и злобой. Здесь великое гуманизирующее значение сказки: всякую, даже временную, неудачу героя ребенок всегда переживает как свою, и таким образом сказка приучает его принимать к сердцу чужие печали и радости» [24].
Далай-Лама «Искусство быть счастливым»: «Я считаю, что цель человеческой жизни — счастье. Счастливые люди обычно общительны, гибки и талантливы, а также обладают более развитой способностью противостоять жизненным невзгодам. И, что наиболее важно, они лучше умеют любить, прощать, чем несчастливые.
Мы должны наилучшим образом использовать наше время. Я вижу это так: если можете, служите другим людям, другим чувствующим существам, если нет, по крайней мере не причиняйте им вреда. Наша жизнь должна иметь позитивную цель. Чтобы наша жизнь приобрела смысл, мы должны развить в себе основные положительные человеческие качества: теплоту, доброту, сочувствие. Тогда наша жизнь станет полнее и спокойнее — счастливее.
Счастье в большей степени зависит от состояния сознания человека, чем от внешних факторов. Вот слова больного, у которого обнаружили СПИД: «Я был сначала раздавлен этим известием, однако за год все изменилось. Я стал жить более полно и остро. Я чувствую себя необычайно счастливым. Я научился больше ценить повседневные вещи».
Когда перед вами стоит проблема, простая формулировка «А сделает ли это меня более счастливым?» сразу вносит ясность» [7].
Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (слова старого капитана): «И я знаю, что, когда я стоял на капитанском мостике во время тайфуна или когда мы в полном мраке на несколько месяцев вмерзали в арктические льды, я был в десять раз счастливее, чем когда-либо будете вы, находящиеся в комфорте. Я в вашем возрасте искал лишений, опасностей, ужасов, смерти, чтобы всем существом ощущать, что я живу. Я не позволял страху смерти управлять моей жизнью. И наградой было то, что я жил» [19].
К. Паустовский «Кара-Бугаз» (о социалистических строителях промышленного комбината на заливе, 1930-е гг.): «Одолевать пустыню тяжело, особенно когда человек думает, что он одолевает ее ради своего месячного оклада. Необходимо понять, что ваша работа в пустыне — дело славы, дело высокого племени новых людей, — а ведь так и на самом деле, — и тяжесть с вас слетит, как пот после купанья в море. Отсюда вывод: никогда не упускайте из виду далеких горизонтов. Помните, что скулят только близорукие. Давайте волю своему воображению. Сила его необычайна. Воспитайте в себе чувство времени и чувство будущего. Овладеть двумя этими ценностями — уже страшно много…» [14].
Г. Гессе «Игра в бисер»: «Тот, кто направляет высшую силу желания в центр, к истинному бытию, к совершенству, тот кажется более спокойным, чем человек страстный. Стремиться надо не к какому-то совершенному учению, а к совершенствованию себя самого» [5].
А. П. Чехов «Записные книжки»: «Счастье и радость жизни не в деньгах и не в любви, а в правде. Если захочешь животного счастья, то жизнь все равно не даст тебе опьянеть и быть счастливым, а то и дело будет огорошивать тебя ударами».
«Для ощущения счастья обыкновенно требуется столько времени, сколько нужно, чтобы завести часы» [23].
Э. М. Ремарк «Три товарища»: «…Ты мне рассказывал о своем друге Валентине. Оставшись живым после фронта, он все время думал, какое это счастье — жить. И в сравнении с этим счастьем все остальное ему казалось незначительным. И я это очень хорошо понимаю. С тех пор я тоже легко радуюсь всему. Вот ты мне принес сирень — и я уже счастлива…»
«Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более чем манекен: он только демонстрирует эту радость, но она ему не дана. Свет не светит, когда светло. Он светит во тьме. Выпьем за тьму. Кто хоть раз попал в грозу, тому нечего объяснять, что такое электричество» [16].
Л. Улицкая «Старые, малые и другие». О рассказе «Капустное чудо» [21]
Сермяжное простенькое счастье детей голодного 1949 г. Рано ноябрьским утром две сестренки-сиротки (старшей шесть лет) пошли за капустой. Старшей дали десять рублей на покупку, но в кармане у ней была прореха, через которую она их и потеряла. Очередь двигалась медленно, потом был обед. С неба сыпался то ли дождь, то ли снег. И девчонки совсем продрогли. К вечеру, когда до них, наконец, дошла очередь, выяснилось, что денег нет. И ревущие детишки пошли домой. По дороге из проходящей машины на ухабе вылетает два кочана капусты. Вот вам и все счастье…
М. М. Пришвин: «Счастье умного человека есть глупость, те немногие минуты, когда умный человек был в глупом состоянии, и вспоминает потом как счастье. Из этого, впрочем, не следует, что глупость и счастье одно и то же: счастье существует само по себе, но легче всего оно дается дуракам» [1].
Израильский историк Ю. Харари копнул вопрос о счастье с исторической точки зрения. Вот его выводы по этому вопросу:
«1. За последние 500 лет люди стали свидетелями череды революций. Земля превратилась в единый экологический и исторический конгломерат. Экономика развивается по экспоненте, а люди наслаждаются таким богатством, о каком раньше рассказывали только в сказках. Наука и промышленная революция наделили человечество сверхъестественной мощью и неисчерпаемыми источниками энергии.
Но стали ли мы счастливее? Способствовали эти пятьсот лет развития тому, чтобы в мире стало приятнее жить? Были ли покойный Нил Армстронг, чей след остался на Луне, счастливее, чем безымянный охотник-собиратель, который тридцать тысяч лет назад оставил отпечаток ладони на стене пещеры Шове?
2. Семья и круг общения сказываются на уровне счастья больше, чем деньги и здоровье. Люди в крепкой семье, имеющие развитые и надежные дружеские и родственные связи, заметно счастливее тех, кто живет в разобщенной семье и не нашел (или не искал) для себя круг общения. Особенно важен брак. Это верно независимо от экономического и даже физического состояния человека. Небогатый инвалид в окружении преданной семьи и добрых друзей может чувствовать себя намного счастливее, чем одинокий миллионер. Конечно, если речь идет не о крайней нищете и если болезнь не причиняет боли и не слишком быстро прогрессирует.
Напрашивается вывод: заметное улучшение материальных условий за последние два века уравновешивается крахом семьи и общины в целом. Средний житель Запада чувствует себя не более счастливым, чем в 1800 г. Даже столь ценимая нами свобода оборачивается против нас. Семьи и общественные связи рушатся. Мы проваливаемся в одиночество.
И оказывается, что счастье не зависит даже от этого. А скорее всего, от корреляции между объективными условиями и субъективными ожиданиями. Если человек мечтал о быке и повозке и сумел добыть и то, и другое, он доволен. А если хотел новенький «Феррари», а получил старый «Фиат», то депрессия гарантирована. Еще древние заметили: важно то, что имеешь, а не то, чего хочешь.
3. В романе Хаксли «Дивный новый мир» люди живут с ощущением счастья, принимая синтезированные вещества. Здесь посыл: счастье — это удовольствие.
Другой вариант. Счастье в том, чтобы наполнить жизнь смыслом и придать ей цель. Тот, у кого есть зачем жить, легко выдержит любое (Ницше). Даже в испытаниях осмысленная жизнь приносит удовлетворение, а бессмысленная превращается в пытку при самых комфортных условиях.
И с этой точки зрения, что такое счастье, в исторической перспективе смотрится гораздо сложнее. Конечно, тяжелых моментов у средневековых людей было гораздо больше. Но если они верили в вечное посмертное блаженство, то находили в своей жизни гораздо больше смысла и содержания, чем современный атеист. И, значит, наши предки были гораздо счастливее современного человека.
4. Вопрос счастья в буддизме. Там этот вопрос изучался в течение 2,5 тыс. лет.
Счастье в буддизме — свобода от погони за субъективными ощущениями. Большинство людей придают значение своим чувствам (приятные — со счастьем, неприятные — со страданием). И стремятся получать больше приятных и избегать неприятных. На самом деле это скоротечные вибрации, изменчивые, как океанские волны. Если придавать им значение, то мы становимся у них в плену. Разум будет беспокойным, мы страдаем. Источник страдания — погоня за субъективными ощущениями. Люди освободятся от страдания, когда перестанут гоняться за удовольствиями. Разум будет пребывать в спокойном, ясном состоянии. В итоге наступает глубочайшее блаженство» [22].
Из всего вышесказанного получается, что вопрос, что же такое счастье, окончательно остается не решен. И делать выводы придется вам самому, дорогой читатель.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О счастье и не только предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других