Мы – геологи

Олег Лопатин

Из разговора с генералом в армии:

— «Лейтенант, вы какое училище заканчивали?»

— «ЦветМет».

— «А где такое?»

© Олег Лопатин, 2020

ISBN 978-5-4496-4353-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

…Случилось так, что я не работаю в геологии… И многие из нас, закончивших институт в середине 90-х, не работают по выбранной профессии. Хорошо это или плохо, не скажу. Важно, другое. Я горжусь, что поступил, учился и окончил Красноярский институт цветных металлов. Горжусь, и склоняю в благодарности голову, перед моими преподавателями, горжусь, что дружу и общаюсь с ребятами, с которыми познакомился во время учебы, горжусь, что принадлежу к плеяде бродяг-романтиков, что моя стихия: горы, реки, бескрайние просторы.

Я много лет занимаюсь ремонтом бытовой техники. Когда меня спрашивают, какое у меня образование, я отвечаю: «Инженер-геолог» и делаю после этого длинную паузу, ничего не добавляя. Нравится смотреть на эффект, который производят мои слова. Да. Профессия геолога до сих пор не утратила дух романтизма и в глазах людей геолог — это бородатый путешественник, в выцветшей штормовке, шерстяном свитере, связанном широкими петлями и с глухим воротом, штанах песочного цвета и в высоких сапогах. За спиной видавший виды рюкзак, в руках молоток, на шее компас.

Выбранная однажды профессия навсегда остается в душе. Одно из современных стихотворений про геологов заканчивается так: «Я — геолог! Я — счастлив!». Я согласен с автором и повторяю: «Я счастлив!»…

Выбор профессии

В конце 10 класса перед нами вставал серьезный выбор дальнейшего жизненного пути. Это был конец 80-х годов. Перестройка не перешла ещё в разрушительную фазу и стране по-прежнему требовались инженерные и научные кадры. Для выпускников были открыты двери всех техникумов, училищ, институтов. В библиотеках и книжных магазинах можно было найти толстые справочники для поступающих в ВУЗы. Почти во всех высших учебных заведениях работали подготовительные курсы.

Моя мама хотела, чтобы я был учителем начальных классов. В свое время это было и ее мечтой, но ее строгий отец, мой дед, сказал: «Будешь врачом». Тогда отцов слушались: мама моя стала врачом и категорично не желала этой судьбы мне. Я же не видел себя ни врачом, ни учителем. Мой отец не настаивал на какой-то профессии, но именно он заронил во мне желание связать свою судьбу с геологией. С раннего детства мы ходили в походы. Водные, а позже, пешие. Сплавлялись по рекам Урала и Кузнецкого Алатау. Эта связь с природой постепенно переросла в увлечение, а потом и в выбор профессии. В те годы профессия геолога не только не утратила своего романтизма, но даже считалась остродефицитной.

В 1986 году в газете «Красноярский рабочий» в рубрике «Рассказы о профессиях» была опубликована заметка «Манят дали романтиков» Автор В. Белов, геолог из с. Бор Туруханского района. Он простыми словами описывал «зовущую и уважаемую профессию — геолог». Привожу частично его заметку:

«Жизнь наша стала столь многогранной и столько сейчас разных профессий, что трудно порой сориентироваться, на какую дорогу ступить. Уже 20 лет я иду нелегкими тропами геолога. И, как прекрасен становится миг, когда ты открываешь очередную маленькую тайну рождения руд, когда под ударом молотка, обнажаются в серой скале блестки полезного минерала.

Профессия геолога стала профессией романтиков, искателей, людей одержимых. Она всегда влекла к себе мужественных, любознательных, энтузиастов. Помнится, как высок был конкурс в шестидесятые годы в учебные заведения на эту специальность. Профессия открывателя тайн природы — геолога, влекла не только юношей, геологами становились девчонки, про которых пели в песнях: «Девчонки из геологоразведки, шагают по нехоженой тайге».

А сколько ещё неразгаданных таинств в недрах нашей земли, сколько загадок на дне океанов и сколько содержат их в себе планеты! И они, как наша старая земля, ждут своих первопроходцев. Уже родились и развиваются космическая и морская геология, уже открыты и эксплуатируются месторождения полезных ископаемых на дне морей и океанов. Недалеко время освоения недр Луны и ближайших планет.

Но вернемся к нашей Земле. Столь широки просторы тайги и степей нашей Родины, столь причудливы горы, и как они манят своей недоступностью! Сколь обширны просторы нашего Красноярского края, от северной тундры до южных отрогов Саян, сколько богатства они таят в себе! И разве не престижно быть их первооткрывателем! А сколько творчества в работе геолога, где, как не здесь, можно найти себя, если чувствовать в себе неукротимые силы искателя.

Вас, приходящих в геологию в восьмидесятые годы, ждут уже не столь суровые условия. Ведь нам зачастую приходилось жить семьями в маленьких геологических таежных поселках, чуть ли не рядом с буровыми вышками, в палатках и в «с топора» срубленных избушках, в которых зимой круглосуточно топились железные печки-буржуйки, мы не знали телевиденья. Все развлечения нам заменяли тайга, тесное общение с людьми, книги, жаркие споры после долгих маршрутов о том, где все-таки она, руда.

Сейчас повсеместно геологоразведочные работы ведутся вахтовым методом. Семьи геологов живут в крупных поселках, городах. В поле вылетают вертолетами, самолетами. В вахтовых поселках, на буровых появилось телевиденье, практически весь необходимый комплекс соцкультбыта. Со времен шестидесятых годов значительно повысилась у геологов зарплата. На помощь молотку широким фронтом пришла мощная техника, которая дала возможность геологу все глубже проникать в земные недра.

Но, как и прежде, осталась романтика, по-прежнему тянут к себе горы и тайга, бескрайние равнины тундры. И если ты, десятиклассник восьмидесятых годов, энтузиаст, если хочешь испытать себя на тропах мужества, если любишь свою землю и хочешь познать ее, перед тобой открыты двери институтов и техникумов, где ты можешь получить романтически зовущую и всегда уважаемую профессию — геолог».

Эту статью я храню до сих пор и мне всегда хотелось познакомиться с ее автором, и я был уверен, что встречу его в одном из геологических маршрутов…

В десятом классе я написал письмо в Красноярский институт цветных металлов с просьбой выслать мне список документов, необходимых для поступления. В ответ, кроме списка, пришло предложение записаться на подготовительные курсы. Я записался и мне стали приходить задания по физике, математике, русскому языку, литературе. Таким образом, жребий был брошен и летом я поехал поступать в Цветмет.

На вокзале меня провожали родители. Перрон был заполнен выпускниками школ, будущими абитуриентами. Слышались последние наставления, плач, шутки, разговоры. Вот подошел поезд и наш маленький Ужур, в котором прошло детство, остался за пыльным окном. Родители ещё раз помахали вслед, поезд тронулся и повез меня навстречу новым друзьям, в большую и незнакомую жизнь.

«Поезд прибывает на станцию Красноярск»

В Красноярск поезд приходил рано, в шесть двадцать утра. Институт находится на правом берегу, и доехать до него можно было на 55 автобусе.

Раннее летнее прохладное утро. Привокзальная площадь. Невыспавшиеся абитуриенты выходили из поезда с многочисленными сумками, в которых была, в основном, еда: трехлитровые банки огурцов, помидоров, сала, копченостей, конфет, картошки. Они бежали согнувшись от тяжести сумок на автобусы.

В те годы, по городским маршрутам ходили длинные оранжевые автобусы «Икарус» с резиновой «гармошкой» в хвостовой части. Эта гармошка помогала длинному автобусу быть более маневренным на поворотах. И на этих же поворотах, она, часто, жутко скрипела. Проезд стоил 6 копеек, билеты приобретались у водителя, а на стенках висели компостеры, делающие на билетах многочисленные дырки. Постепенно, по ходу движения автобуса, пассажиры выходили, в салоне становилось просторнее. Я вышел на остановке «Торговый центр «Красноярье». Здесь же, рядом с остановкой, находится лабораторный корпус института. Учебный корпус чуть левее, в Вузовском переулке.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я