В книгу вошли две пьесы, которые родились из общения автора с его французскими коллегами. В этом смысле они французские. Но написаны на русском языке, русским умом, из русского опыта жизни. Так что это с определенными поправками две французские пьесы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Две французские пьесы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Олег Копытов, 2016
ISBN 978-5-4483-3669-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вероника
Пьеса в 8-ми актах
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Блутаб — человек средних лет, авантюрист и гомосексуалист.
Вероника — дама в годах, кандидат на суицид.
Действие происходит в следующих интерьерах.
1-й АКТ
В городском парке. Кожаное кресло. На одном подлокотнике стопка книг, на другом покрывало. Рядом парковая скамейка. Невдалеке виден мост.
2-й АКТ
Номер в дешевой гостинице.
3-й АКТ
Салон небольшого самолета.
4-й АКТ
Лагерь неправительственной организации.
5-тый АКТ
Площадь святого Петра в Риме.
6-тый АКТ
Другая площадь в Риме.
7-тый АКТ
Роскошный номер в гостинице в Париже.
8-тый АКТ
Такой же интерьер, кaк в 1-ом акте.
АКТ 1
СЦЕНА 1
БЛУТАБ сидит в кресле и читает. Входит ВЕРОНИКА. Она семенит по направлению к мосту — безобидная и прелестная пожилая дама.
БЛУТАБ (не выпуская книгу из рук, едва подняв глаза)
Мамам! На Вашем месте, я бы не спешил.
ВЕРОНИКА
Простите, что?
БЛУТАБ
Если вы на Мост Самоубийц, то он занят. Этот молодой человек торчит там целый час. И, поверьте мне, не стоит его беспокоить.
ВЕРОНИКА
А-а…
БЛУТАБ
Прежде чем что-то увидеть, нужно понять, что ты хочешь увидеть. Боже мой, как трудно это сделать тому, кому никак не дают сосредоточиться. Трудно ожидать наверняка, чтобы у него это получилось…
(указывая ей рукой на скамью) Присаживайтесь. Вы ведь в принципе не спешите?
ВЕРОНИКА
О, нет… У меня достаточно времени… Но… я не желаю Вас беспокоить…
БЛУТАБ
Прошу вас…
ВЕРОНИКА
Вы очень любезны. Этот склон совсем нелегко преодолеть. Но вид великолепен…
БЛУТАБ
Особенно — с моста.
ВЕРОНИКА
Да, именно туда мне и нужно.
БЛУТАБ
Семьсот тридцать семь.
ВЕРОНИКА
Простите, что?
БЛУТАБ
Это количество ступеней, которые Вы преодолели бы, чтобы достичь этого места, отправляясь от нижней части парка… Я питаю страсть к цифрам.
Всем они кажутся холодными и подлинными. Потому что только они точны.
В действительности только они и есть поэзия: их поэзия заключается в том, что они скрывают.
ВЕРОНИКА
Ах… И что же скрывают два и два? В чем тайна дважды два?
БЛУТАБ (снимает очки и удостаивает своим вниманием собеседницу, откладывая в сторону чтение).
БЛУТАБ
Бесконечность предположений. Представьте себе, что заключает четыре при наибольшем количестве совпадений… Четыре чего? Вот в чем вопрос! Одно дело — четыре стебля ревеня, простой травки, из которой делают соки, или, допустим, слабительное. Вот Вы бы что-то да и сделали из четырех травинок, из четырех ревенных прутиков. Другое дело — четыре ракеты, которые крепят под крылья истребителей. Что бы Вы сделали, например, из четырех ракет? Ничего, — это очевидно. Вот тут-то всё и дело.
Чтобы цифра существовала в реальности, нужно, чтобы она была полезна.
Иначе она относится к мечте. Любая мечта бессмысленна. А у жизни есть смысл.
И что является той единственной вещью, которая могла бы ей дать жизни смысл? Бог… Видите ли, я пытаюсь математически доказать существование Бога.
ВЕРОНИКА
Ничего себе! Вы начали с четырех травинок и дошли до…
БЛУТАБ
Восемьдесят семь слов.
ВЕРОНИКА
За восемьдесят семь слов Вы приведёте меня к Богу?
БЛУТАБ
Я не привожу Вас к Богу, я Вас к Нему веду, Он уже потрудился, чтобы присоединяться к нам.
Пожалуйста, возьмите, например, цифру одна целая шестьсот восемнадцать тысячных. Она известна уже на протяжении 10 000 лет. Храм Андроса был построен в честь этой цифры. Евклид называл её пропорцией средней и крайней причины. Лука Пачьоли — божественной пропорцией, это Вам ни о чем не говорит?
Кеплер называет её сокровищем геометрии!
Давайте взглянем! Золотая пропорция — это точка геометрического равновесия в отношении и целого с его частями, и самих частей. А, следовательно, и некая константа, идеальная для развития любого объекта, любой системы, любого процесса. Золотое число, золотое сечение! Это основа космического устроения!
Подарок Бога людям!
Пирамида Хеопса и Афинский Парфенон — построены по формуле золотого сечения! Корбюзье, Дали, Пикассо, — все ею воспользовались!
ВЕРОНИКА
Вы говорите о великих людях, всего лишь… как о пышной свите числа?
БЛУТАБ (как бы пропустив ее слова мимо ушей)
Фибоначчи? Конечно! Леонардо да Винчи воздает честь божественной пропорции в человеке. И Микеланджело! Пропорции тела человека соответствуют золотому числу. Наиболее точно — женского тела!
Один — шестьсот восемнадцать обнаруживают в пропорциях цветов, в концепции ракушек и насекомых.
Это — универсальная константа, подпись Бога!
Она везде: в природе, в геометрии, в музыке!
Все, кто ее используют, уверены в том, что достигают гармонии!
Каббала и алхимики помещают ее в эпицентре боя, в котором сражаются оба типа природы — живая и неживая.
ВЕРОНИКА (уже немного устало)
Вы хотите найти Бога в цифрах?
БЛУТАБ
Нет, это было бы слишком просто… На самом деле, я намереваюсь прийти к последнему варианту тех дважды два, с которых мы с Вами начали. Тому варианту, который меня лично приведет к Творцу.
ВЕРОНИКА
Ох, извините, я не хотела бы быть нескромной, но Ваш акцент мне говорит, что Вы… русский.
БЛУТАБ
Бывший русский. То, что вы слышите, — акцент апатрида. Француза, но без французского гражданства… Очарован знакомством с Вами. Имею честь представиться — Владимир Дмитриевич Воронов. Меня называют Блутабом, философом и артистом. Ваш покорный слуга.
ВЕРОНИКА (представляясь в свою очередь)
Вероника Сергеевна.
БЛУТАБ
Весьма польщён. Позвольте предложить Вам подушку.
Он кладет подушку на скамью, затем вновь садится и возобновляет свое чтение.
ВЕРОНИКА
Ваш французский язык превосходен.
БЛУТАБ
Я свободно говорю на семи языках, не считая нескольких диалектов. Это весьма кстати, когда путешествуешь.
ВЕРОНИКА
Ох, я также много путешествовала. Мой первый муж был дипломатом. Австралиец… блестящий мальчик. Он умер в пятьдесят седьмом… Его раздавило самолетом.
БЛУТАБ
Раздавило самолетом?!
ВЕРОНИКА
Да, Вы вряд ли знаете, был такой магистральный самолет, его называли «сверх-созвездие», в те времена самолет очень продвинутый. Мой малыш всегда опаздывал. Он ехал на машине в аэропорт Буэнос-Айреса встречать своего друга. Самолет отклонился от полосы и…
БЛУТАБ
О… я весьма огорчен.
ВЕРОНИКА
Ну что Вы! Вы тогда еще не родились.
На этот раз БЛУТАБ окончательно откладывает в сторону свою книгу и снимает свои очки.
ВЕРОНИКА
Очень милое, ваше кресло…
БЛУТАБ
Да. Удобное… Держу пари, что у Вас какой-то личный праздник. Юбилей?
ВЕРОНИКА
Да. Хотя какой же это праздник в мои-то годы?
БЛУТАБ
Вы кажетесь в полной форме.
ВЕРОНИКА
У меня всего лишь есть определенный шанс иметь определенное здоровье. Завтра мне будет шестьдесят лет…
БЛУТАБ
Значит, один миллиард восемьсот девяносто два миллиона сто шестьдесят тысяч секунд, которые были излиты на Вас как ласка времени.
ВЕРОНИКА
Очень мило.
БЛУТАБ
Я думаю, Вы родились точно в полночь. Вы — нетерпеливы.
ВЕРОНИКА
Я родилась в час ночи.
БЛУТАБ
Так же как и я. Впрочем, вычтите, пожалуйста, из вышеприведенного двести шестнадцать тысяч секунд… Вы, кажется, имели увлекательную жизнь…
ВЕРОНИКА
Я пыталась многому научиться. Мне в этом помогли мои мужья.
БЛУТАБ
Мои мужья?… А сколько раз Вы были замужем?
ВЕРОНИКА
Четыре. И я всегда была очень преданной… некоторым правилам. Но это не мешало мне иметь любовников. Хотя бы из любопытства.
БЛУТАБ
Любопытное любопытство!
ВЕРОНИКА
В конечном счете, брак, как и всё в человеческом мире, не что иное, как просто условность. Я пришла к тому, что весьма разбогатела и давно живу в одиночестве, что, согласитесь, весьма банально для большинства состоятельных женщин.
БЛУТАБ
Я обожаю такого рода истории. Расскажите мне обо всём.
ВЕРОНИКА
Я боюсь, что для этого у меня не хватит времени.
БЛУТАБ
О! Вы ошибаетесь…. Но послушайте, Вы со своей русской фамилией не имеете никакого акцента.
ВЕРОНИКА
Я родилась в Париже. Мой отец был графом Минским.
БЛУТАБ
Дайте-ка угадаю: добродушный аристократ, заслуживающий почтения. Который содержал свою семью, работая водителем такси.
ВЕРОНИКА
Ничуть. Бежав от русской деспотии во Францию, он предпочел сделаться банкиром.
БЛУТАБ
О-о…
ВЕРОНИКА
Да… Он дал мне воспитание, скорее, либеральное, такого, знаете ли, авангардистского направления… По правде сказать, я ведь просто наслаждалась не своими замужествами, а именно разводами. А в свое время на женщину, часто меняющую мужей, смотрели отнюдь не благосклонно…
БЛУТАБ
Семидесятые годы?
ВЕРОНИКА
Да, хотя дело не во временах, а во мне. О! Освобождение нравов?! Какая ересь, чепуха! Я люблю сражение с мужчиной. В этой битве невозможно одержать победу за одну ночь. Нужны годы и годы, прежде чем он падет пред вами на колени!..
Но о чем это я Вам болтаю! Вы меня заставляете говорить что ни попадя!
БЛУТАБ
Обожаю эту тему! Для меня женщина всевластна. И жестока…
ВЕРОНИКА
Потому что жизнь жестока с нами. Тем более в нашу старость.
БЛУТАБ
Напротив! Женщина начинается с сорока лет. Все, кто моложе этого возраста — для меня сопливые девчонки…
ВЕРОНИКА
Скажите об этом мужчинам в возрасте сорока лет… Видите ли, проблема в том, что в отношении возрастов, дающих власть, у мужчин и женщин пирамида расположена совершенно противоположным образом. У мужчин пирамида острием вверх, у женщин — острием вниз. Мальчик в возрасте двадцати лет не интересует уверенную в себе девушку, с благочинными намерениями. Он глуп, полон комплексов и проблем. Он увлечен своим физическим расцветом, но у него нет настоящей власти.
Девушку может очаровать только тот, кто уже пожил. Он знает повороты и развороты жизни. Он умеет по этим поворотам ходить. Не просто ходить, а ходить уверенно, с улыбкой на устах. Чем больше мужчине лет… даже так: чем более он старится, тем более он приобретает мощь.
А для нас это всё совершенным образом противоположно. Еще, кажется, Ницше сказал: девушкой она цветет и берет, а женщиной за это платит! Ну-ка попробуйте взять над кем-то власть со сморщенными ягодицами.
БЛУТАБ
Не знаю. А для меня привлекательны морщины: это знаки страдания, а значит, подлинной жизни.
ВЕРОНИКА
Да, бросьте вы! Морщины — это знаки наших поражений. Мы, женщины, не созданы для того, чтобы страдать. Если у женщины есть морщины — это ее черные метки, которые ей нести, как проклятье.
БЛУТАБ
Не Вам.
ВЕРОНИКА
Это мило… (Берет паузу и смотрит на фигуру одинокого человека на мосту вдали) Он как будто бы просто тянет время. Может быть, ничего и не произойдет?
БЛУТАБ
Произойдет, уверяю Вас.
ВЕРОНИКА
Вы его знаете?
БЛУТАБ
Мы провели вместе месяц. У меня было достаточно времени, чтобы составить о нем мнение… Это очень нерешительный… и в то же время очень решительный мальчик.
ВЕРОНИКА
Я надеюсь, что он не собирается провести там всю ночь. Мне не хотелось бы перед смертью схватить простуду.
БЛУТАБ
Не беспокойтесь, теперь у него это не должно занять много времени.
ВЕРОНИКА
Послушайте, а вообще кто Вы? Кто-то вроде извращенного наблюдателя? Садиста?
БЛУТАБ
Отнюдь! Я — деловой человек.
ВЕРОНИКА
Извините мое любопытство… Вы здесь живете?
БЛУТАБ
Да, и это превосходное место для бизнеса. «Быть в нужном месте в подходящее время», — как говорят англосаксы.
ВЕРОНИКА
Сколько ему лет?
БЛУТАБ
Двадцать лет, шесть месяцев, двенадцать часов, восемнадцать минут в этот момент.
ВЕРОНИКА
Как это трогательно, просто быть в таком возрасте.
БЛУТАБ
Сезон больших страстей. Превосходный возраст для определенных дел, моя наилучшая клиентура.
ВЕРОНИКА
Клиентура? В каком жанре деятельности?
БЛУТАБ
Это немного деликатно. Можно было бы сказать, м-мм… Я паромщик… Переправщик… Я взимаю монету за каждую переправу.
ВЕРОНИКА
Как Харон, проводник душ?
БЛУТАБ
Отлично сказано! Но мой Стикс находится чуть ниже его. Я заключил контракт с этим молодым человеком, и он обязан… его выполнять…
ВЕРОНИКА
Что за контракт?
БЛУТАБ
Моральный контракт. Включая материальную страховку… Видите ли, точно месяц, двадцать три часа и пятьдесят восемь минут тому назад, этот мальчик пришел сюда с твердым намерением покончить жизнь самоубийством, прыгнув с моста.
ВЕРОНИКА
Это ужасно в его возрасте.
БЛУТАБ
Абсолютно верно — в его возрасте ужасно. Но, к большому счастью, я сумел его в этом разубедить. Я ему предложил пожить еще месяц, в течение которого я осуществил бы все его мечты и все его желания.
ВЕРОНИКА
Как щедро…
Вы предложили ему заново приобрести вкус к существованию?
БЛУТАБ
Не совсем. После того, как я помогу ему найти за оставшийся месяц всё, что он не смог найти за всю предшествующую жизнь, он, по условиям контракта, обязан вновь прийти сюда и прыгнуть с этого чертового моста самоубийц.
ВЕРОНИКА
И всё это выполнение желаний за Ваши расходы?!
БЛУТАБ
Исключительно.
ВЕРОНИКА
В чем тогда Ваша выгода?
БЛУТАБ
В том, чтобы я смог пользоваться страховкой его жизни, мадам…
ВЕРОНИКА
О… Это очень щедро с его стороны.
БЛУТАБ
Да, это восхитительный ребенок, и я уверен, что он меня не разочарует.
ВЕРОНИКА
Тогда вы получите…
БЛУТАБ
Миллион евро…
ВЕРОНИКА
О, я понимаю, почему вы решили жить здесь.
«At the right place «… — в нужном месте.
БЛУТАБ
…«in the right time» — в нужное время. Впрочем, я сожалею, что заставляю Вас ждать. Он чрезвычайно робок. Он ни на что никогда не осмелится, если меня не будет с ним рядом. Хотите, чтобы бы я пошел взглянуть, в какой он находится стадии?
ВЕРОНИКА
Нет, не беспокойте его, это было бы неправильно.
(Раздаются звуки тревоги прохожих, осведомляющие о произошедшей трагедии)
БЛУТАБ
Ах! Вы слышите?
Я полагаю, он, наконец, дозрел. Я вам сказал, что это был прелестный мальчик. Очень воспитанный молодой человек, который выполняет свои обещания.
ВЕРОНИКА
Да, в этом возрасте молодые люди умеют доставлять удовольствие — и себе и другим.
(Вокруг вовсю суетятся люди)
БЛУТАБ
И Слава Богу, что таких людей немало. (Осеняет себя крестным знамением) Ну вот. Мир душе его.
ВЕРОНИКА
Аминь.
БЛУТАБ (помечает что-то в своем журнале)
ВЕРОНИКА
Что вы записываете?
БЛУТАБ
Точный срок его молодой жизни. Посекундно. Я ищу соответствия…
ВЕРОНИКА
Ах! Всё тот же поиск Творца…
БЛУТАБ
Как сказать? Творец Творцу — рознь. Есть один, но есть и другой. Я хотел бы обнаружить другого Творца. Бог проводит свое время в оправданиях, следовательно, он добрый. Это меня не интересует, так как жизнь жестока. Должна быть и другая воля. Именно такую я хочу встретить.
ВЕРОНИКА (Вставшая со скамейки)
Тогда возможно, я смогу помочь Вам?…
БЛУТАБ
Мадам, а не подождать ли немного, пока толпа рассеется?
ВЕРОНИКА (Вновь присев)
Вы так считаете?
БЛУТАБ
Проблема этого места в том, что оно очень посещаемо.
ВЕРОНИКА
Да. Именно поэтому я его и выбрала. Я не хотела бы, чтобы мой труп оказался на дне какого-нибудь неприметного оврага.
БЛУТАБ
Тогда здесь, это очень подходящее место. Именно оно Вам подходит
ВЕРОНИКА
В последние мои минуты мне бы не помешало немного рекламы.
БЛУТАБ
Это нормально, надо уметь до последней секунды оставаться кокетливой.
ВЕРОНИКА
Скажите, а почему вы ждете именно месяц? Что кроется за этим сроком — месяц?
БЛУТАБ (с широкой улыбкой)
Ах, мадам! Вы плохо знаете законодательство Французской Республики! Да просто потому, что страховые компании выплачивают бенефициариям завещанные им деньги самоубийц не раньше, чем через месяц после того, как этими самыми самоубийцами подписано завещание, все документы о предстоящем суициде… Суть моего бизнеса такова: я встречаю самоубийц за минуту до их рокового шага и уговариваю их помедлить ровно месяц. За этот месяц я гарантирую им полное счастье напоследок. А они гарантируют мне, что всё равно уйдут. И оставят мне немного денег.
ВЕРОНИКА
А если бы он не прыгнул?
БЛУТАБ
Неудобства профессии. В любом деле бывают свои неудачи. Но если бы он поступил иначе — это было бы просто нечестно с его стороны, не правда ли?
ВЕРОНИКА
Вы подумали обо всем.
БЛУТАБ
Я пробую. Доверительно скажу, риск почти ничтожен.
ВЕРОНИКА (подражая жесту подталкивания в пропасть)
Ах… Вы…?
БЛУТАБ
О нет! За кого вы меня принимаете? Я не убийца!
Нет, я… (неслышимо что-то говорит)
ВЕРОНИКА
Простите?
БЛУТАБ (дает знак приблизиться и говорит ей на ухо)
ВЕРОНИКА (смеясь)
Ну, Вы шалун! Ах Вы мошенник!
БЛУТАБ
Ну да!…
ВЕРОНИКА
Но всё же, как это неправдоподобно гнусно! Точнее, слишком правдоподобно гнусно! Вы, мужчины, проводите ваше время с тем, чтобы только всё портить, выворачивать наизнанку!
БЛУТАБ
К счастью, я не чувствую себя причастным к всеобщей мужской гнусности.
ВЕРОНИКА
Почему? Вы один из них.
БЛУТАБ
Да. Но я не фанатик мужчин как вида!
ВЕРОНИКА
Иногда мужчины — это просто животные.
БЛУТАБ
О, да!
ВЕРОНИКА
Что у них за манеры! Авторитарные, горлопаны, агрессивные!
БЛУТАБ
О, да! Особенно эдакие крепыши, господствующие самцы…
ВЕРОНИКА
Эти наихудшие. Когда они вас берут в свои руки, они вас сжимают так, что могут задушить.
БЛУТАБ
О, да. Но в этом — их привлекательность. Красота женщин тонкая, эстетическая, красота мужчин — грубо-чувственная.
ВЕРОНИКА
И смешная, потому что тот же самый мужчина способен плакать в ваших руках как ребенок, когда вы намереваетесь с ним расстаться. Как можно понять такой парадокс?
БЛУТАБ
Но это столь трогательный парадокс!
ВЕРОНИКА
Вы занимаетесь только мальчиками или у вас есть клиентки?
БЛУТАБ
Абсолютно верно.
ВЕРОНИКА
И какого рода побуждения, которые обязывают соблюдать контракт девушек? Возвращаться сюда через месяц, после того, как Вы подарите им исполнения всех их желаний?…
БЛУТАБ
О, очень варьируется!… Например, одной я сказал, что её никогда не любила её мать. Одной я просто забыл сказать, однажды утром, что она красива.
ВЕРОНИКА
Что вы, из-за этого с собой не кончают!
БЛУТАБ
Не скажите! Когда вы женщина, и из-за этого сводят с жизнью счеты. Я провел с ней месяц, ухаживая за ней, как Орфей за Эвридикой. Чуть уменьшил градус чувств, и этого хватило. Другая же, маленькая блондинка, очень капризная, я ей просто однажды доказал, что никогда она не сможет встретить Прекрасного принца, потому что… её нос был слишком крупным.
ВЕРОНИКА
Как это… неэлегантно.
БЛУТАБ
Да, нехорошо. Зато эффективно. Дела есть дела… Вы знаете, вы, женщины, очень уязвимы, когда играют на вашем единственном слабом месте.
ВЕРОНИКА
Каком? Это меня интересует.
БЛУТАБ
Тщеславии.
ВЕРОНИКА
Вы смеётесь?! Это наша наибольшая сила.
БЛУТАБ
Но не по отношению к мужчине, который это знает.
ВЕРОНИКА
Не становитесь невыносимым.
БЛУТАБ
Все женщины по сути актрисы. А какая актриса, какая самая трагедийная из актрис, не была бы тщеславна? Я вами восхищаюсь. Прежде всего, вашим тщеславием. А среди мужчин я наиболее тщеславен. Нет никого красивее и умнее, чем я. У меня есть все качества, в том числе и скромность, которая ни грамма не мешает моему тщеславию.
ВЕРОНИКА
Вот теперь вы действительно невыносимы.
БЛУТАБ
Но это не ничего не отнимет от ваших прерогатив, так как я не являюсь женщиной.
Только вам единственным дано по-настоящему уметь развлекать мужчин. Они столь серьезны. Что стало бы с ними без вас?
ВЕРОНИКА
Они называют это фривольностью. Легкомыслием. Знали бы они, как это трудно — иной раз их расшевелить.
БЛУТАБ
Это правда. Это великий труд, который вы исполняете без благодарности, потому что в глазах мужчин вы кажетесь просто идиотками.
ВЕРОНИКА
Им надо придать уверенности. Женщины опасны, когда чувствуют себя под угрозой.
БЛУТАБ (говорит раскачиваясь и закатив глаза, словно произносит заклинание)
Я не стыжусь просить любви. Я смирен, скромен.
Я ожидаю от Другого доказательства, что я существую.
Самая красивая, самая нежная, самая чистая.
Та самая, которой он отдаст всё свое состояние…
ВЕРОНИКА
Н-да! Некоторые моменты стоят того, чтобы быть прожитыми.
БЛУТАБ
Тогда почему Вы уходите?
ВЕРОНИКА
Жизнь нас сокращает. Я уже недостаточно щедра, чтобы быть тщеславной… я полагаю, что наступил момент моего ухода.
БЛУТАБ
Возможно, да. Ну-с, с этого момента мост Ваш.
ВЕРОНИКА
Я благодарю Вас за все те приятные моменты, которые в этот час у меня были.
БЛУТАБ
Всё удовольствие было для меня.
ВЕРОНИКА
Тогда… Прощайте.
БЛУТАБ
Прощайте.
ВЕРОНИКА
У Вас нет намерения задержать меня?
БЛУТАБ
Нет, не беспокойтесь, нет.
ВЕРОНИКА
Тогда я ухожу с легким сердцем.
БЛУТАБ
Я от этого в восторге.
ВЕРОНИКА
Скажите… Почему Вы мне не предлагаете вот эту… Вашу уловку…
БЛУТАБ
Потому что это значило бы для меня играть против моих собственных правил.
ВЕРОНИКА
Я не понимаю, я слишком стара, в этом дело?
БЛУТАБ
Не говорите глупостей, никто и никогда не бывает слишком стар, чтобы умирать…
Но с Вами, я уверен, что проиграю.
ВЕРОНИКА
Что вас заставляет говорить это? Вы не имеете права!
БЛУТАБ
Вот! Именно поэтому! Вы — женщина. Настоящая женщина! Вы из тех, кто сражается, а не из тех, кто проигрывает. Я не смогу дать Вам месяца счастья, во-первых, и Вы не броситесь в омут, расставшись со мной, во-вторых.
ВЕРОНИКА
О! Уверяю. Женщины мирные и смирные. Я одна из них.
БЛУТАБ
Но не тогда, когда идет речь о власти.
ВЕРОНИКА
Очко в Вашу пользу. Но не об этом идет речь… Что, если бы я вам предложила контракт о двух миллионах?
БЛУТАБ
Речи быть не может! Даже о трех!
ВЕРОНИКА
Три с половиной! Это всё, что у меня есть!
БЛУТАБ
Ва-банк? Ну, хорошо… Но почему?
ВЕРОНИКА
Вы меня заставили — своими речами. Я никогда не слышала слов соблазнительней Ваших.
БЛУТАБ
До сей минуты я не думал, что Вы столь отважны и склонны к приключениям.
ВЕРОНИКА
Не будьте недоброжелательны. Я знаю теперь, что мне не хватало.
БЛУТАБ
Тогда с чего начнем? Вы помните мой принцип: я осуществляю все пожелания моих клиентов. Любые Ваши пожелания я осуществлю. Какие?
ВЕРОНИКА
Я думаю, что на сей раз Вы заключаете очень выгодную сделку. Такой субтильной и пожилой даме, как я, не пристало просить о многом…
БЛУТАБ
Ну-у.. не знаю, судя по всему, Ваша жизнь была весьма наполнена.
ВЕРОНИКА
Да. Я всегда добивалась всего, чего желала, я была даже иногда встревожена этим. Это всё прелестно. И жизнь меня переполнила своими неожиданностями… Но всё это было… ну… столь общепринятым! В рамках приличия. Я так всегда была законопослушна! То что я хочу сегодня…
БЛУТАБ
Выходит за все рамки. Так?
ВЕРОНИКА
Познать всё то, от чего я отказывалась. На что не решалась.
БЛУТАБ
Пока не совсем улавливаю…
ВЕРОНИКА
Я всю жизнь мечтала прыгнуть с парашютом и ограбить банк! Почему ничего такого я не делала? Приличия? Недостаток характера? Было это результатом моего выбора или просто страха? Я хочу это узнать. А для этого… я желаю прыгнуть с парашютом и ограбить банк!
БЛУТАБ
Подождите… Но это не совсем то, что мною предусмотрено.
ВЕРОНИКА
Вы только что сказали: «Все пожелания»… У нас сделка… Я прожила всё, на что позволяют надеяться честность и приличия. И в наши дни живут эти приличия. И закон — чем дальше, тем более суров. Но где же вот такое: дрожь перед опасностью, адреналин, грех?!… Поймите. Я не желаю умереть приличной, то есть слабоумной.
БЛУТАБ (про себя)
Вот уж не знал, что я позволю себя поиметь такой…
АКТ 2
СЦЕНА 1
Простой номер в гостинице. На столе ужин и бутылки с пивом.
В стороне две кровати с москитной сеткой. ВЕРОНИКА спокойно сидит. БЛУТАБ нервно описывает круги, и безостановочно смотрит через балконное стекло.
ВЕРОНИКА
Блутаб, дорогой, вы должны бы сесть, у меня от Вас кружится голова.
БЛУТАБ (садится)
Прошу меня извинить… слегка нервничаю. Смешно, не правда ли?
ВЕРОНИКА
Действительно… Вот так-то лучше. Ну кто, скажите на милость, будет здесь нас искать?…
Звук тормозов на улице. БЛУТАБ подпрыгивает и устремляется к окну.
ВЕРОНИКА
Да уж. Слушайте, это начинает мне нравиться!
Вы чуть не опрокинули шампанское! В конце-то концов!…
БЛУТАБ (возвращается к столу изрядно бледный)
Это не они.
ВЕРОНИКА
Ну конечно же! Еще не родился тот коп, который нас здесь обнаружит!
БЛУТАБ
Я не говорю о полицейских! Я говорю о наемных убийцах Эль Гордо!
ВЕРОНИКА
А, эти!…
БЛУТАБ
Вы что, не осознаете опасности?
ВЕРОНИКА
Чего я должна опасаться? Что они с меня сдерут кожу?
БЛУТАБ
Да, именно! Вы не имеете права умереть до конца месяца, а остается целых тринадцать дней шесть часов и двадцать три минуты!
ВЕРОНИКА
Какая Вы брюзга…
БЛУТАБ
Послушайте, а Вы вообще осознаете, что всего за две недели вы сумели возбудить погоню за нами полиции семи стран Латинской Америки и трех картелей наркодельцов?! Вы осознаете, что мы не просто взяли банк, мы ограбили не просто грабителей, а наркобаронов, которые мстят за такие пощечины самым изощренным способом!
ВЕРОНИКА
Оскар Уайльд сказал, что мы никогда не бываем излишне внимательны в выборе наших врагов… Сколько плиток кафеля на полу?
БЛУТАБ
Шестьсот двадцать две. Вы никогда не отдыхаете?
ВЕРОНИКА
Я прекрасно отдохну и высплюсь за всю предшествующую жизнь через тринадцать дней. Присядьте, наконец, и давайте выпьем!
БЛУТАБ
Ой, не могу уже больше пить ни грамма! Моя печень в таком состоянии…
Что это?
ВЕРОНИКА (накладывая себе в тарелку)
Местное пиво… На основе кактуса и ячменя. Интересно. А вы знаете, что они еще добавляют немного формалина? Вы не интересуетесь гастрономией?
БЛУТАБ
В действительности, я хотел бы просто осведомиться, есть ли во всем этом хоть что-нибудь, отчего не нельзя подцепить холеру.
ВЕРОНИКА
Иногда я устаю говорить, как Вы невыносимы.
БЛУТАБ
У меня нет вашего бронированного желудка.
ВЕРОНИКА
А я Вас предупреждала, что у меня железное здоровье.
БЛУТАБ
И ни капли жалости…
ВЕРОНИКА
Посмотрим.
БЛУТАБ
А отчего бы Вам не взять отпуск?
ВЕРОНИКА
Вы мне предлагаете изменения в программе?
БЛУТАБ
Нет, ну, поиграть в «Монопольку», лучше в «Эрудита»?
ВЕРОНИКА
Я ненавижу салонные игры. Это для стариков.
Ради Бога, расслабьтесь. Вот так… Радуйтесь жизни (она встает, чтобы ему помять Блутабу плечи) Бедняжка, заслуженный моряк краснознамённого флота имени Харона… Он износил себя, а?… Он утомлен…
БЛУТАБ
Вы меня убьете.
ВЕРОНИКА
Ни в коем случае. Цель игры прямо противоположна.
БЛУТАБ
Если Вы хорошо это понимаете, давайте просто поедем в другое место, здешний климат очень плох для моих нервов.
ВЕРОНИКА
Куда, например?
БЛУТАБ
Куда угодно! В Швейцарию к горным гномам, в Финляндию к Деду Морозу, к папе в Ватикан!
ВЕРОНИКА
Скажите-ка, почему бы не к монахам-иезуитам?
БЛУТАБ
Почему бы нет? Вы учились бы варить настоящее пиво. Пиво по-монастырски — это высший класс! Вы никогда не растили хмель, не варили пиво?
ВЕРОНИКА
Мы отправимся в Африку. Я желаю заняться благотворительностью.
БЛУТАБ
А! Вот это действительно благочестиво.
ВЕРОНИКА
Они там в разгаре этнической чистки, они чистят чистую черную Африку от грязных белых, у нас будет работенка… (при этих словах Блутаб отталкивает тарелку) Нет, кушайте, нето простынет!
БЛУТАБ
Что это?
ВЕРОНИКА
Я заказала это специально для Вас. Это — один из видов местного дикого кабана с гарниром из тропических грибов… После этого блюда можно определенным образом планировать большую часть ночи… Скажите, а Вы уже убили кого-нибудь просто так? Ну, я имею в виду — вне контракта.
БЛУТАБ
Нет. Какой интерес?
ВЕРОНИКА
Ну не знаю, я просто так спросила.
БЛУТАБ
Наверное, я недостаточно щедр для этого. Если вы убиваете кого-либо, так сказать, «из личных побуждений», то надо изначально его осудить. Четко осознать за что. Следовательно, требуется немало поинтересоваться им. К большому счастью, люди не представляют для меня никакой значимости. Что бы я действительно ими интересовался. Что за пошлый труд — ненавидеть кого-то, судить кого-то, а уж тем более мордовать и осыпать проклятьями…
ВЕРОНИКА
Странно, это слова мизантропа в квадрате, но Вы производите впечатление не только умного, но и весьма общительного человека.
БЛУТАБ
Как и большинство. Возможно, я только немного менее эмоциональный, чем большая часть людей…
Но, в конце концов, каждый думает, что стоит в центре мира. А когда стоишь в центре мира, тогда очевидно всё вокруг становится шумным и страстным. Тогда всё становится очень взбалмошным, суетливым и пристрастным. Тогда все люди видят себя в качестве героев трагедии, их трагедии. Столько шума… Но — из ничего! В действительности всем наплевать на всех…
ВЕРОНИКА
В этом есть немного правды… Право слово, совсем немного. Все мы, люди, на самом деле очень зависим друг от друга. От того, сколько нас, еще живых, зависит жизнь каждого из нас.
БЛУТАБ
Вы действительно думаете, что, если молодой лифтер, который обслужил нас только что, умрет в эту ночь, это хоть что-то изменит в нашей жизни? Нет. Завтра другой лифтер откроет нам дверь. Вот и всё. Каждый человек знает, что он окружен смертью. Что в этом необыкновенного?
ВЕРОНИКА
Какой ужас! Я не хотела бы видеть, как он падет замертво перед моими ногами.
БЛУТАБ
Исключительно только потому, что это Вам напомнило бы, что вы смертны.
ВЕРОНИКА
Но когда вы сопровождаете Ваших…
БЛУТАБ
Партнеров.
ВЕРОНИКА
Партнеров?
БЛУТАБ
Да.
ВЕРОНИКА
Пусть так. Когда вы сопровождаете Ваших «партнеров» до моста, Вы всё же их знаете. Это не лифтеры, которых Вы видели несколько секунд, это не просто партнеры по спуску и подъему, это Ваши друзья, вы провели целый месяц вместе!
БЛУТАБ
И что из того? Этот месяц делает из них бессмертных полубогов? Нет.
Они умирают, это нормально. Это человеческие существа со своей жизнью.
Она принадлежит только им, и они её больше не хотят. Они её бросают. Я отношусь к этому с уважением.
ВЕРОНИКА
Да, но вместе с тем, как это всё же безнравственно!
БЛУТАБ
А разве нравственно убеждать их, что жизнь, которая была бы у них завтра, будет лучшей, чем та, которую они прожили до настоящего момента? Убеждать жить, не принося никакого им решения КАК ЖИТЬ? По какому праву?
Их проблема заключается в том, что они не терпят самих себя, они себя не любят.
А потому пребывают в… смертельной скуке. И это не метафора. Они уже мертвы! Еще до прыжка с моста самоубийц. Если бы я им мешал прыгнуть, это было бы просто эгоистично с моей стороны. Так в каком смысле мне заботиться о чистоте моей совести? В абстрактном? Это — не из моей оперы.
ВЕРОНИКА
Все обладают сознанием. А значит — совестью.
БЛУТАБ
Да, и у всех есть своя цена. Любая вспышка моей совести стоит миллион.
Заверяю Вас, моя добрая совесть не интересуется ничем другим, кроме как мной…
Как замечательна эта дикая свинья! Можно добавки?
СЦЕНА 2
ВЕРОНИКА опирается на перила балкона и смотрит вдаль, БЛУТАБ охотится за бабочками, которые летают прямо внутри номера.
ВЕРОНИКА
Господин Блу-та-а-а-б! Подойдите взглянуть… (он подходит к ней) Посмотрите на это…
БЛУТАБ
Там розовая корова?
ВЕРОНИКА
Вы не туда смотрите, не на закат! Смотрите вот на тот зеленый пригорок. Там не корова, а бык. А главное, взгляните, скорее, на юного пастуха, который ведет быка на привязи… Видели ли Вы что-либо более трогательное?
БЛУТАБ
Лодыжка тонка, элегантный контур (напрягает ноздри). И его запах!
Вы доверяете моему взгляду? Ему ровно семнадцать лет.
ВЕРОНИКА
И эта походка…
БЛУТАБ
О! Это великолепно! Вот тот, кто мне переворачивает сердце… О, Бог мой! Посмотрите на его плечи! Напряжение, легкое напряжение между плечами и верхней частью его ягодиц. Впечатление, как будто бы у него сейчас вырастут крылья! Если вы сумеете его убедить, чтобы он позволить себя живописать, я отдам Вам все мои деньги!
ВЕРОНИКА
Вы — сумасшедший. Вы это знаете об этом?
БЛУТАБ
Спасибо.
ВЕРОНИКА
Вам надо бы было повстречаться с Эдуардом, моим вторым мужем, французом.
Он Вам понравился бы. Он был военным. Он служил при штабе. Но проводил всё свое с лошадьми и в том, что говорил мне, насколько он меня любит. Нет ничего хуже для женщины.
БЛУТАБ (наполняя бокал)
Вы не любите лошадей?
ВЕРОНИКА
Я не люблю, когда любовь ко мне делят с лошадями. Шучу… А вот действительно чего я не люблю, так это того, что за меня делают мою работу. Всё разжевывают за меня. Над этим стоит подумать тем женщинам, что жалуются, что их мужья их игнорируют.
БЛУТАБ
Тяжелый случай!
ВЕРОНИКА
Мы, русские женщины, мы нуждаемся в мужчине… опасном! И даже безразличном к нам! Но способном вызвать желание соблазнять, вот!
Сотни тысяч лет мы знаем, что можем жить только при условии, что мы сумеем приручить одного из них! Так позвольте же нам делать нашу работу!
БЛУТАБ
Хорошо сказано!
ВЕРОНИКА
А Эдуард? Он был милостив! Услужлив! Предупредителен! Я даже не успевала до конца пожелать что-нибудь — как он мне это уже предлагал. Нет ничто более раздражающего!
БЛУТАБ
Бедняжка…
ВЕРОНИКА
Как это противно, на самом деле: ты смотришь на свой тюбик губной помады, вечером, в спальне, и знаешь, что тебе не нужно накладывать ни грамма косметики на свое лицо, потому что оно прекрасно до совершенства, а в это время твой муж говорит тебе, что даже если даже ты была бы толстой уродиной, он все равно любил бы тебя!
БЛУТАБ
Когда вы развелись?
ВЕРОНИКА
Годом позже свадьбы… Я выдвинула обвинение в интеллектуальной жестокости.
Впрочем, этого я быстро орогатила.
БЛУТАБ
Вам палец в рот не клади.
ВЕРОНИКА
Я быстро поняла, что у него душа рогоносца. Ведь девушки, ставшие женщинами, думают только о том, чтобы доставлять своим любимым удовольствие…
А он узнал, страдал… и продолжал меня обожать…
Вы как-то обмолвились, что в коммунистической России Вы были писателем. Что, в самом деле там могли быть настоящие авторы?
БЛУТАБ
Я был воспитан в наилучших университетах нашей дорогой социалистической империи, и я писал для нее.
ВЕРОНИКА
Почему Вы прекратили? Вы перестали верить в счастье масс?
БЛУТАБ
О, нет. Я перестал верить в собственное счастье.
ВЕРОНИКА
Это как?
БЛУТАБ
Мой комиссар, скажем так: политический куратор толкал меня на брак. Неженатый мужчина в социалистической России — Вам трудно в это поверить, но считался и морально, и политически неблагонадежным. Мне пришлось жениться целых три раза.
ВЕРОНИКА
Три раза?… Именно поэтому Вы оставили Россию?
БЛУТАБ
Нет, я уехал не от своих грустных браков, а по причине любви.
ВЕРОНИКА
Вот-вот! Всегда она, всегда нарисуется любовь, чтобы толкать нас на глупости.
БЛУТАБ
Он был великолепен. Красив! Международный мошенник. Я проследовал за ним через все уголки мира… А он бросил меня в Африке, посредине пустыни Калахари… Из-за девушки.
ВЕРОНИКА
Богатой?
БЛУТАБ
Нет, но у нее был мотоцикл. Они на нём спаслись из этого ада, из этого безводного пекла. А я чуть не сдох. К счастью, он оставил мне свой компас. Но когда я наткнулся на спасателей, я даже не запомнил этого… Потом я влюбился в японца. Восхитительный мальчик. Молчаливый, внутренне углубленный… Он мог смотреть на цветок в течение целого дня. Не произнося ни слова. Он был само воплощенное спокойствие. Которое так и просилось на живописное полотно. Другие молодые люди могут добиться такого же глубочайшего спокойствия, только под воздействием сильнейших таблеток.
ВЕРОНИКА
Послушайте, я часто спрашиваю себя, мужчины, они знают, насколько мы можем их желать?
БЛУТАБ
Многие знают! Вот я, например. Я осознаю, что женщины меня любят. Все!
Они меня обожают, они безумны от моего совершенного тела, от моего мужественного голоса, от моих маленьких, хорошо посаженных ягодиц. Но я… Единственная женщина, которую я люблю…
ВЕРОНИКА
Это — Ваша мать.
БЛУТАБ
Как Вы догадались?
ВЕРОНИКА
Не знаю. Спишем на интуицию. Но ведь это ужасно — власть матери! Я никогда не хотела иметь детей. Я всегда думала, что буду навязчивой, придирчивой матерью. Матерью, у которой слишком много власти!
БЛУТАБ
Мать — это абсолютная любовь!
ВЕРОНИКА
О чем Вы говорите?! Разве бывает мать, созданная только для ребенка? Мать — это роль самой матери!
БЛУТАБ
Странное размышление! Зачем же всё на свете подвергать расчету!
ВЕРОНИКА
Ох, это только фасад. Хотите знать правду? Ваша мать так никогда и не узнала, что Вы стали чем-либо иным, чем частью ее самой, частью, когда-то выпавшей из ее живота. Вы ей принадлежали всю её жизнь. Вы — её вечная вещь.
БЛУТАБ
Но это-то и прекрасно, что я — часть её самой!
ВЕРОНИКА
Ничего подобного! Это тот род извращения, который управляет нашим декадентским обществом! Именно из-за таких слепых людей, как Вы, мы никогда не выберемся из нашего животного состояния. Мало того, даже животные устроены лучше, мудрее нас. У рептилий есть приличие просто откладывать яйца! Если бы Ваша мать Вас действительно любила, она бы Вас уже давно оставила и даже забыла. Она бы как можно быстрее отправила бы Вас к мужчинам, к природе которых Вы принадлежите.
БЛУТАБ
Я их ненавижу, за самым малым исключением они — грубы.
ВЕРОНИКА
Нет, ты им завидуешь! Как это ни парадоксально звучит: ты подставляешь им свой зад, чтобы они тебя не оттолкнули!
БЛУТАБ
Ты переела грибов.
ВЕРОНИКА (после паузы)
Что Вы там делаете?
БЛУТАБ
Вылизываю свои пальцы, по ним стекает моя кровь.
ВЕРОНИКА идет к БЛУТАБУ и устраивает его поудобнее на кровати
ВЕРОНИКА
Вот так, отдохните. Я не думала, что Вы столь мало в курсе вещей.
БЛУТАБ
Я — в курсе. Я образован. Я знаю Платона, я читал всех мало-мальски известных философов, я изучил людей и их цивилизации. И я — эксперт по женской природе.
Я знаю всё о их любви.
ВЕРОНИКА
И единственная, которую Вы приняли, это любовь вашей матери?
БЛУТАБ
Это — единственная настоящая. Мой отец меня отталкивал, он никогда меня не понимал. Он был военный. Он был членом партии. (Иронизируя) Мой полковник!… Он любил войну.
ВЕРОНИКА
И только любовь матери Вас защищала от него. Он Вас бил?
БЛУТАБ
Точно так. Она меня защищала своим телом, когда он хотел меня ударить.
ВЕРОНИКА
Только она видела Вас таким, как вы есть. Она — единственная, которая могла Вас понять, не так ли?
БЛУТАБ
Это правда. Всегда. Моя мать была аристократкой в душе… Проклятые бабочки! Они здесь повсюду!
ВЕРОНИКА
Но если однажды Вы примирились бы сам с собой, полагаете, Вы еще нуждались бы в ней?
БЛУТАБ
Я всегда нуждался бы в ней. Посмотри на эту…
ВЕРОНИКА
Весь ужас в этом. Он Вас убедила, что без нее Вы жили бы в мире без любви.
БЛУТАБ
Всё познается в сравнении. Мой отец не мог меня любить. Он не понимал артистов.
Он обладал женщинами, он любил водку и кровь.
ВЕРОНИКА
И Вы никогда не сделаете ничего из того, что делал он.
БЛУТАБ
Нет.
ВЕРОНИКА
Все мужчины, в сущности, как Ваш отец. Все. Без исключения.
БЛУТАБ
Не я.
ВЕРОНИКА
Какой же глупенький! Ты предпочитаешь шампанское и компанию женщин, но ты призываешь каждого мужчину к обладанию тобой, потому что ты хочешь, чтобы… твой отец взял тебя в свои руки.
БЛУТАБ
Он этого не делал никогда.
ВЕРОНИКА
Я знаю их глупую стыдливость. Попроси твою мать тебе это объяснить… Неужели ты думаешь, что воин, который готовится к тому, чтобы умереть за народ или за идею, не имеет достаточно любви, чтобы обнять своего сына?
ВЕРОНИКА ласкает голову БЛУТАБА, он заснул.
АКТ 3
СЦЕНА 1
Блутаб и Вероника в маленьком самолете, сидят бок о бок. За спинами у них — парашютные ранцы.
ВЕРОНИКА
Вы нервничаете?
БЛУТАБ
Я скучаю.
ВЕРОНИКА
Считайте облака.
БЛУТАБ
Они слишком слиты друг с другом.
ВЕРОНИКА
Считайте заклепки самолета.
БЛУТАБ
Уже сделано.
ВЕРОНИКА
Помолитесь.
БЛУТАБ
Кому? Я никого не знаю там, свыше.
ВЕРОНИКА
Куда вы помещаете ваши деньги, ваши миллионы? В оффшорную зону?
БЛУТАБ
У меня нет банка. Я их складываю в мое кресло.
ВЕРОНИКА
Простите?
БЛУТАБ
Да. Мне нравиться плюхнуться своими ягодицами на мои миллионы…
Не беспокойтесь, прежде чем куда-то отлучиться, я сдаю свое кресло на специальный склад по хранению мебели.
ВЕРОНИКА
Оно действительно ничего не представляет для вас? Вы готовы были отдать все свои деньги за то, чтобы тот юноша-пастух позировал для Вас.
БЛУТАБ
Нет. Это кресло мне было бы очень неприятно потерять. Это очень, очень удобное кресло.
ВЕРОНИКА
Мне трудно Вам поверить. Весь мир любит деньги. Нет ничего более простого, чем деньги. Они или есть, или их нет. Эта логика придает уверенности в жизни — и тем, у кого деньги есть и тем, у кого их нет. Не так ли?
БЛУТАБ
Да? Тогда объясните мне, почему именно те, которые менее всего ими располагают, нуждаются в них больше всего?
ВЕРОНИКА
Я всегда верила в деньги. Вся моя жизнь вращалась вокруг денег. Все мои решения зависели только от двух факторов — от денег и от моих страстей…
БЛУТАБ
Так говорят только… люди крупных ассигнаций. Но большинство людей на Земле — это люди мелкой монеты. Вы знаете, что в Индии более семисот миллионов людей живут с доходом один доллар в день?
ВЕРОНИКА
По-вашему, надо стать бедным, чтобы понять жизнь? А быть философом недостаточно?
БЛУТАБ
Философ и богатство — вещи несовместные. Станьте бедным. Тогда станете философом.
ВЕРОНИКА
Пусть так… Это абсурдно, но, допустим. Допустим, завтра я отказываюсь от всего.
От квартиры, счетов в банках, от вилл, от всего! И чему бы всё это меня научило?
БЛУТАБ
Вас — ничему.
ВЕРОНИКА
Весьма забавно… А вас? А почему Вы делаете то, что делаете? Зачем Вы набиваете карманы, пользуясь отчаянием людей?
БЛУТАБ
Мне… насесть на гору банковских билетов. Когда я помещаю свою тощую задницу выше целой горы миллионов, это возвышает мне мысль.
ВЕРОНИКА
Это безнравственно. Аморально.
БЛУТАБ
Да? А Вы знаете что-нибудь на этом свете, что не было бы аморальным?
ВЕРОНИКА
Отдайте все бедным. Проявите великодушие. Моральна только незаинтересованность.
БЛУТАБ
Отдать всё бедным — сверхаморально! Что бы мы ни делали, это происходит только в силу нашего интереса. Свобода состоит в том, чтобы это признать. Когда мы подаем нищим, раздаем свое имущество бедным, мы делаем это не в их интересах, а своих собственных. Мы даем огромную, чудовищную взятку собственной совести, то-то и всего!
ВЕРОНИКА
И если я убиваю?
БЛУТАБ
Значит, у Вас есть на то основания. То есть Ваш интерес.
ВЕРОНИКА
А если я убиваю без причины?
БЛУТАБ
Единственного человека, которого Вы могли бы убить без причины, так это Вас самих. Это единственный акт, в котором Вас невозможно упрекнуть из-за того, что Вы изъяли из него любой и малейший интерес, так как Вас уже больше не существует, чтобы им пользоваться.
ВЕРОНИКА
Иногда действия, совершенные без причины, являются наиболее разумными. Но — довольно разговоров, а то я не прыгну.
БЛУТАБ
О, нет. Вы обязательно прыгнете.
ВЕРОНИКА
Почему же?
БЛУТАБ
Это ясно, как день! Вы прыгнете хотя бы в силу нашего соглашения. А потом, если Вы не прыгнете, Вы не сможете смотреться в зеркало, после того, как самолет приземлится.
ВЕРОНИКА
Ничуть. Я — женщина, и мне достаточно просто передумать… Но я не передумаю.
АКТ 4
СЦЕНА 1
Палатка в пустыне. Рядом стол, два стула. Винтовка с оптическим прицелом.
ВЕРОНИКА собирает свой чемодан. БЛУТАБ выходит из палатки со своим, и также начинает его заполнять.
БЛУТАБ
Браво! Ах, браво! Как красиво Вы вешали всем лапшу на уши! Даже я почти стал верить Вам, когда Вы разглагольствовали о гуманизме и о великих миссиях. Откуда сие вдохновенье? Вы что, уже бывали волонтером «Красного креста» или хотя бы «Красного полумесяца»? Вы возили гуманитарную помощь в Афганистан? Лечили раны революционеров Южного Йемена? Усыновляли африканских детей?
ВЕРОНИКА
Конечно, нет. Но, к примеру, я всегда мечтала разместить у себя нищих.
БЛУТАБ
А почему этого не сделали?
ВЕРОНИКА
Да как Вам сказать? Что сказали бы об этом соседи? А потом у меня полно драгоценностей. И затем, — ковры так быстро пропитываются запахами. Нет, благотворительность, филантропия — это отнюдь не легко… Для этого надо полностью изменить образ жизни.
БЛУТАБ
И всё-таки, будьте добры, в следующий раз попытайтесь бросить вызов буржуазным принципам! Это будет менее опустошительно, чем то, чем мы занимались здесь.
ВЕРОНИКА
Вы знаете, в таком возрасте, как у меня, есть выбор… Умирать для чего-то или ни для чего. Вы не находите, что иногда вообще разумнее быть безумным?
БЛУТАБ
Не знаю. Я и так законченный сумасшедший.
ВЕРОНИКА
А не было ли с Вами такого: сказать себе, что большая часть людей на этой земле, кажется, потеряла разум?
БЛУТАБ
Вы хотите, чтобы они потеряли то, чего у них не было никогда?
ВЕРОНИКА
Ох, после этой… миссии… я себя чувствую… освобожденной! Пожалуйста, передайте мне этот чемодан. Я полагаю, у нас мало времени.
БЛУТАБ
У нас есть добрых десять минут до того, как нам выпустят кишки маленькие друзья того типа, что Вы застрелили. Но что он Вам сделал, этот тип?!
ВЕРОНИКА
Мне — ничего, но спросите об этом всех тех людей, которые там агонизируют!
БЛУТАБ
Но, в конце концов, мы не имеем с ними ничего общего! Каждая революция, даже африканская, должна уметь себя защищать! Только тогда она чего-то стоит.
ВЕРОНИКА
Возможно, но тот каратель привел меня в жуткое раздражение!
БЛУТАБ
Ах! Вы еще тот пирожок!
ВЕРОНИКА
Ладно, расслабьтесь, подышите на дорожку чистым воздухом… Да, хорошая новость! Вы знаете, — девочка, которую привезли в это утро в наш госпиталь, — кажется, её нога будет спасена. Хорошая новость, не так ли?
БЛУТАБ
Конечно! Мы прибыли для гуманитарной миссии, я Вам напоминаю. А не для участия в крестовом походе.
ВЕРОНИКА
Вы опять о том майоре? Что Вы хотите? Чтобы я ему позволила зарезать всех детей и всех женщин всего региона?
БЛУТАБ
А Вы неплохо стреляете из снайперской винтовки. Для любителя. Вы прикончили его только с третьего выстрела.
ВЕРОНИКА
О, в этом мало моей заслуги. Это был негодяй, какого поискать.
ВЕРОНИКА вытащила записную книжку своего кармана и вычеркнула из списка одно слово.
БЛУТАБ
Итак, на одного негодяя на Земле стало меньше. Что будем делать с негодяями, которые остались? Можем попробовать ядерное оружие.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Две французские пьесы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других