В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы спортивной подготовки мальчиков и девочек по футболу на спортивно-оздоровительном этапе (5—6 лет) и этапе начальной подготовки (7—9 лет). Пособие предназначено для студентов вузов физической культуры, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 49.03.01 «Физическая культура», преподавателей, тренеров при изучении теоретико-методических основ футбола и спортивной тренировки.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Блочно-модульная технология подготовки спортивного резерва на начальных этапах в футболе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учет сенситивных периодов
При планировании и реализации объемов физической нагрузки тренеру всегда следует ориентироваться на выявленные учеными периоды, наиболее подходящие для развития определенных физических качеств и способностей (см. таблицу 11).
Таблица 11. Сенситивные периоды развития физических качеств (по Филину В. П., Гужаловскому А. А., Волкову В. И., Ляху В. И.)
Итак, развитие физических качеств не происходит одновременно.
Быстрота двигательной реакции формируется в первую очередь, достигая «взрослого» уровня к 8—10 годам. Скорость и частота движений достигают предельных величин чуть позже.
Силовая выносливость к работе динамического характера у девочек младшего школьного возраста достигает пика одновременно со скоростными качествами: согласно тесту «сгибание-разгибание рук в упоре лежа», она возрастает по сравнению с дошкольным периодом более чем на 60%. При этом общая и статическая выносливость достигают предельных величин лишь к 13—15 годам (независимо от пола ребенка).
Собственно-силовые качества с 7 до 10 лет прирастают быстрее у девочек (на 40%) по сравнению с мальчиками (на 20%). В этом плане мальчики начинают стремительно опережать девочек только с 13 лет (прирост на 50%).
Скоростно-силовые качества особенно активно развиваются у девочек 9—13 лет (прирост 70—80%), и достигнутый в этом возрасте уровень существенно не изменяется до 16—17 лет. У мальчиков развитие скоростно-силовых качеств происходит в течение всего школьного возраста более равномерно.
Статическое равновесие — качество, важное для развития ловкости, — особенно интенсивно развивается у девочек с 8 до 11 лет (прирост около 70%) и впоследствии меняется слабо.
Гибкость в указанный период развивается интенсивно (прирост до 70% у мальчиков и до 85% — у девочек), и этот процесс длится до 15—16 лет.
Итак, младший школьный возраст отлично подходит для развития скоростных качеств, силовой выносливости, статического равновесия. Средний школьный возраст — это время развития собственно — и скоростно-силовых качеств, гибкости.
Применительно к футболу теория сенситивных периодов выражается в том, что юный футболист проходит четыре стадии своего развития:
— «МЯЧ»
— «МЯЧ + ВОРОТА»
— «МЯЧ + ВОРОТА + СОПЕРНИК»
— «МЯЧ + ВОРОТА + СОПЕРНИК + ПАРТНЕР»
Дети на этапе «Мяч»:
— хотят только владеть мячом, не умеют играть в пас, не понимают групповых взаимодействий
— цель во время игры — добраться до мяча и ударить
— сохраняют концентрацию на очень короткое время, понимают только самые простые команды тренера («Стой!», «Повторяй за мной!» и т.п.)
Методические закономерности
Дети на этапе «Мяч+ворота»:
— по-прежнему хотят только владеть мячом, не понимают командной игры, не умеют играть в пас
— осознают, что цель игры — забить мяч в ворота
— добравшись до мяча, уже не бьют куда попало, а стараются осознанно выбирать позицию и направление
— понимают только самые простые правила игры
Дети на этапе «Мяч+ворота+соперник»:
— в большинстве ситуаций действуют индивидуально
— различают соперников и партнеров
— сближаются с соперником, вступают в отбор (т.е. проявляют зачатки индивидуальных тактических действий в обороне)
— не умеют осуществлять групповые и командные взаимодействия
— понимают основные функции игроков обороны и атаки
Дети на этапе «Мяч+ворота+соперник+партнер»:
— действуют не только индивидуально, но и в пас
— умеют взаимодействовать в малых группах (парах)
— знают основные функции игроков разных амплуа
— понимают основы командных атакующих взаимодействий
Учет половых различий (диморфизма)
Мировой опыт свидетельствует, что на начальном этапе подготовки мальчики и девочки могут заниматься футболом в смешанных группах, поскольку физическая подготовленность разнополых детей примерно одинакова до 12—13 лет, до начала т.н. пубертатного скачка. Половые различия в плане физического развития у мальчиков и девочек младшего школьного возраста незначительны. Девочки начиная с 5 лет по росту, весу, быстроте и силе несколько уступают мальчикам-ровесникам, но к 10 годам эти показатели, как правило, выравниваются, что сохраняется вплоть до периода полового созревания (12—14 лет).
Иное дело — психофизиологические различия. Правое полушарие, отвечающее за пространственное восприятие и конструирование, более активно у мальчиков. Им, как правило, легче проследить траекторию движущегося объекта (мяча). Девочки склонны действовать «кучно» (группироваться вокруг мяча). Поэтому при тренировке девочек-футболисток уже с этапа начальной подготовки необходимо обращать особое внимание на позиции и роли игроков, их место на поле, индивидуальные действия. Рекомендуются задания и мини-игры, развивающие индивидуальность и пространственное мышление: «Поменяйся местами», «Твоя миссия», «Разыграй мяч», «Далеко-близко» и т. д.
При совместном обучении футболу мальчиков и девочек педагог (тренер) должен учитывать:
— Мальчики лучше концентрируются на одном предмете, а девочки справляются с параллельным решением нескольких задач
— Девочки лучше воспринимают вербальные (словесные) инструкции, а мальчики — визуальные образы
— Мальчики меньше, чем девочки, нуждаются в контакте с педагогом «глаза в глаза» (это даже может их раздражать)
— Мальчики лучше выявляют те или иные закономерности
— Девочки меньше отвлекаются на посторонние раздражители
— Мальчики более напористы, склонны к соперничеству, риску, негативнее воспринимают запреты
— Девочки лучше понимают сложные инструкции, успешнее действуют согласно образцу
— Девочки способны к более быстрому переключению между задачами, чем мальчики
— Девочки несколько лучше запоминают учебный материал
Спортивно-оздоровительный этап спортивной подготовки
Общая характеристика тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе (возраст 5—6 лет)
Задачи спортивно-оздоровительного этапа
— Привить детям любовь к футболу, убедить, что футбол развивает необходимые для жизни качества и способности
— Сформировать уважительное отношение к руководству, тренерам, клубу.
— Систематически вести воспитательную работу, наладить сотрудничество с родителями
— Научить основам техники футбола
— Работать над укреплением здоровья, общим всесторонним развитием ребенка
— Начать формировать элементарные основы групповых действий, сохраняя при этом индивидуальность юного спортсмена
— Научить детей систематически тренироваться, правильно выполнять упражнения
Учет индивидуальных особенностей
Паспортный и биологический возрасты человека, особенно ребенка, далеко не всегда совпадают. Это следует принимать в расчет, планируя тренировочные нагрузки, состав, объем, интенсивность которых должны быть адекватны как требованиям игры, так и подготовленности юных игроков. Нужно выявить лучшие качества конкретного юного спортсмена, определяющие степень его даровитости в футболе, а в дальнейшем — развивать их и совершенствовать.
Мотивация
Большинство начинающих футболистов стремится не учиться футболу, а играть в него. Однако невозможно обучить детей лишь за счет игры: нужны упражнения с многократным повторением элементарных приемов.
Таким образом, при планировании тренировки на начальном этапе важно соблюсти оптимальное соотношение между игрой в футбол (самой интересной для детей частью занятия) и упражнениями специальной и общей подготовки (которые кажутся детям скучными, особенно на первых порах). Поскольку многократные повторения в этом возрасте особенно утомительны, следует разнообразить процесс, балансируя между стандартными и ситуационными упражнениями.
Футбол для детей — это в первую очередь радость. Тренеру нужно стремиться, чтобы юные футболисты получали удовольствие от занятий и ждали каждую тренировку как маленький праздник.
Типовая структура тренировочного занятия
— подвижные игры с мячом и без мяча
— элементарные эстафеты, «веселые старты» с выполнением несложных заданий
— оздоровительные упражнения, развитие базовых физических качеств
Занятия проводятся единым циклом в течение 45 минут — 1 часа. Акцент делается на различные подвижные игры, включая собственно футбол.
Требования к детскому тренеру
— Может быть «отцом», «советником», «другом», «образцом».
— Может эффектно и понятно показать технический прием
— Умеет слушать и слышать подопечных, разрешать возникающие в детском коллективе конфликты
— Если что-то обещает, обязательно выполняет обещанное
— Знает, как осуществить свои идеи
— Стремится к достижению побед в соревнованиях, но не любой ценой
— Занимается со всей группой, но внимательно относится к каждому
Тренер не должен:
— Быть грубым
— Делить группу на «любимчиков» и «изгоев»
— Относиться к детям как к взрослым
— Долго и занудно разъяснять и комментировать выполнение упражнений
— Длительное время заставлять монотонно выполнять одни и те же двигательные задания
— Постоянно, каждые несколько секунд, прерывать занятие, чтобы «одернуть и поправить» учеников
Основы подготовки детей 5—6 лет
Дети попадают в футбол по трем основным причинам:
— Ребенок является «прирожденным футболистом», мечтающим об этом виде спорта
— «Все играют — и я буду!»: футбол как средство завоевания места в детском коллективе
— Родители мечтают вырастить из ребенка выдающегося футболиста, приводят в спортивную школу и ждут быстрого и наглядного результата
Так или иначе, дети 5—6 лет пришли в футбол, ничего толком о нем не зная, и нужно с первых дней так организовать учебно-тренировочный процесс, чтобы по-настоящему их увлечь. Отсев неизбежен, но важно, чтобы прошедшие его выросли в квалифицированных игроков.
Для начинающих футболистов/футболисток основными тренировочными средствами являются игра и игровые упражнения. Оптимально, если все это будет происходить в трех местах: дома, во дворе и собственно в футбольной школе.
Дома: по утрам — упражнения на гибкость, занятия с маленьким мячом (теннисным или резиновым): жонглирование, ведение и т. п.
Во дворе: футбол с приятелями-ровесниками на небольшой безопасной площадке.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Блочно-модульная технология подготовки спортивного резерва на начальных этапах в футболе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других