Философия и социология гендерных образов и ценностных ориентаций

Олег Владимирович Павенков, 2020

В монографии рассмотрены проблемы гендера, гендерных образов и ценностных ориентаций в контексте философского и социологического знания. Особенностью данной работы является то, что в ней дается развернутый анализ теории ценностных ориентаций в свете развития гендерологии, что позволяет воссоздать основные подходы к пониманию проблем пола, гендера и гендерных образов в философии, богословии и социологии. Издание предназначено для специалистов в области гендерологии, философии пола, социологии гендера и семьи и широкого круга читателей, интересующихся данными вопросами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия и социология гендерных образов и ценностных ориентаций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Гендер и ценности

2.1. Ценностные ориентации и образы: понятие, признаки, функции в культуре и социуме

Исследование ценностей, ценностных ориентаций и образов является важным междисциплинарным направлением, связывающим социологию, политологию, психологию, культурологию и другие социогуманитарные науки[31]. В гендерных исследованиях научное исследование ценностей формирует отдельную подотрасль, ориентированную на изучение влияния ценностных ориентаций и образов на гендерное поведение молодежи, участие половых групп в социальной и политической жизни, в бизнесе, на гендерные предпочтения и образы.

Ценности занимают важное место в социологических и культурологических моделях, прогнозирующих и объясняющих гендерное поведение молодежи, поскольку они играют решающую роль в интерпретации социальных и культурных изменений. Не смотря на то, что данные об гендерных ценностях есть в множестве исследований, сложно выработать единый подход для анализа кросс-культурного развития гендерных ценностных ориентаций. Это связано с тем, что тема влияния ценностей и ценностных ориентаций на гендерные образы и стереотипы не была главной в повестке дня для научных исследований.

Аналитическое и основополагающее первенство понятия ценности по сравнению с ценностной ориентацией позволяет нам сформулировать следующие исследовательские вопросы:

1. В чем состоит смысл, статус и значимость понятия ценности в перспективе изменения гендерных образов и стереотипов молодежи?

2. Какие существуют основные точки зрения на соотношение ценностей и ценностных ориентаций?

3. На основе какой схемы или аналитической модели возможно изучения влияния гендерных ценностных ориентаций на гендерные образы и стереотипы?

4. Каковы основные характеристики ценностей современных постиндустриальных обществ, и в какой степени процесс изменения ценностных ориентации затрагивает Россию и Европу?

5. Какие специфические особенности динамики гендерных ценностных ориентаций могут быть выявлены в связи с происходящими в России и Европе социокультурными изменениями на макро-уровне?

6. В чем заключаются общие и специфические функции гендерных ценностных ориентаций в перспективе динамики гендерных образов и стереотипов молодежи, проживающей в России и странах Западной Европы?

Цель данного параграфа состоит в том, чтобы ответить на эти вопросы, анализируя кросс-культурные компоненты процессов изменения ценностных ориентаций и их последствия для новые гендерных стереотипов и образов.

Не существует единой точки зрения на понятие ценность. Понятие «ценность» является предметом изучения не только философии (аксиологии) и социологии, но культурологии. Наш первый вопрос состоит в том, существует ли общее понимание ценности, или, по крайней мере, некоторые основания для консенсуса о значении понятия ценности.

В психологии термин «ценность» часто используется для обозначения"модальности избирательной ориентации"[32], которая связана с предпочтениями на индивидуальном уровне, мотивами, потребностями, представлениями и социокультурными отношениями. Социологи используют термин «ценность», когда говорят о нормах, обычаях, нравах, идеологиях, обязательствах и т. д. В экономической науке также есть традиция использования понятия ценности: различия между позициями Рикардо, марксисзмом, и маржиналистским подходами к экономической жизни обуславливают разное определение ценностей. Понятие ценностей применяется во многих антропологических и философских исследованиях. Согласие между психологическими, философскими, этическими, экономическими и социологическими теориями ценностей сложно найти, однако, с точки зрения Райта все эти школы основывают определение ценностей на категория желания, необходимости, причины, обычая и традиции[33]. Вилли[34] пришел к тому же выводу, но рассматривает понятие ценности лишь в контексте «общей этики».

Комментируя проведенные аксиологические исследования, Фолсом отметил тенденцию использованию этого термина для обозначения"какого-либо общего паттерна, ситуации или аспекта поведения человека, общества, культуры или окружающей среды, и/или их взаимосвязи»[35]. То есть, понятие ценности охватывает в той или иной степень весь универсум. Лаутманн провел исследование специфических значений термина «ценность» в приблизительно 4,000 публикаций и нашел в результате не менее 180 различных определений ценности[36]. Итак, не существует общего понимания понятия ценности в социальных и культурологических науках. Нет доминирующей или принятой научной парадигмы, которую можно было бы взять за основу.

Даже краткий обзор культурологической, психологической и социологической литературы показывает отсутствие консенсуса в понимании ценностей и ценностных ориентаций. Многие авторы довольствуются перечислениями родственных понятию ценности слов, то есть занимаются подведение ценности к других понятиям. МакЛаугхлин[37]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия и социология гендерных образов и ценностных ориентаций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

31

См.: Павенков О.В. Теоретические основы изучения ценностей в социогуманитарном знании// Гуманитарное знание: сб. научных статей/Под общ. ред. Г93 В.Г. Егоркина. — Вып.6. — СПб.: Астерион, 2007(серия «науч. горизонты»); Павенков О.В. Проблемы изучения ценностей в философском знании (Аристотель, Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер, Н. Лосский) // Материалы международной конференции молодых ученых"Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы". СПб, 2010; Павенков О.В. Ценностные ориентации учащейся молодежи// Студенчество — будущая элита общества[Текст]: тезисы докладов Международной научно-практической конференции ученых аспирантов, студентов. СПб, 2009. С. 116–120

32

Williams R.M. Jr. The concept of value // International encyclopedia of the social sciences, xii, ed. D.L.Sills, 1968; Pepper, S.C. The sources of value. Berkeley: University of California Press, 1958

33

Wright, E.O. Classes. London, 1985. P. 449

34

Willi, V.J. Grundlagen einer empirischen Sociologie der Werte und Wertsysteme, Zurich: Orell, 1966. P. 118

35

Folsom, J. K. Changing values in sex and family relations // American Sociological review 2, 1937. P. 717

36

Цит. по: Kmieciak Wertstrukturen und Wertwandel in der Bundesrepublik Deutschland. Göttingen: Otto Schwartz & Co., 1976. P. 147

37

McLaughlin, B. Values in behavioral science // Journal of religion and health 4, 1965. P. 258–279

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я