Правила поведения, отличающие человека от животного

Олег Васильевич Еремин, 2018

Книга написана в живой публицистической форме. Она сочетает в себе анализ различных сторон жизни граждан современного российского общества и конкретные предложения по повышению уровня человеческой зрелости, являющегося базой для дальнейшего нравственного светского и религиозного воспитания человека. Главная задача государства, считает автор, выработать комплекс мер по воспитанию из человеческого детеныша Человека. Не решив этой задачи, не будут решены и другие, какими бы сверхважными они ни казались. Книга печатается по изданию 2009 года с изменениями и дополнениями.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правила поведения, отличающие человека от животного предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Происхождение и развитие человека

Все мы по пояс люди (т.е. наполовину, а там скоты).

Русская народная пословица

Напомним две версии появления и развития человека. Первую — библейскую, что человек сотворен Богом. И вторую — научную, что человек произошел от обезьяны в ходе эволюции.

По Библии

Божья рука — владыка.

Русская народная пословица

Первая книга Моисеева

Глава I, Стих 23 и далее

И был вечер, и было утро: День пятый.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу.

А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый.

Так совершены небо и земля и все воинство их.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа.

Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

С научной точки зрения

Нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков.

Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

Давайте вспомним, какому основному закону учат в средней школе на уроках биологии, и какой в последующей жизни легко забывают взрослые, а особенно политики: президенты и депутаты, руководствующиеся в своей работе не этим основным законом Матушки-Природы, а выдуманными более сообразительными особями для подчинения себе менее сообразительных — экономическими и политическими теориями. Основные разделы этого закона содержат следующие утверждения.

Теории происхождения человека от обезьян

В XVII в. появилось первое сообщение путешественников о человекообразных обезьянах и о сходстве их с человеком.

В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж. Б. Ламарк писал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привел к выпрямлению тела, освобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.

В книге «Происхождение человека» (1871) Ч. Дарвин привел доказательства, что человек представляет последнее, высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далеких предков с человекообразными обезьянами. Он отметил и значение социальных факторов в эволюции человека.

Общие черты строения человека и животных

Человек относится к млекопитающим, так как имеет все признаки этого класса: внутриутробное развитие, диафрагму, млечные железы, зубы трех родов (коренные, клыки, резцы), три слуховые косточки в среднем ухе и ушные раковины, все системы органов человека сходны с системами органов млекопитающих.

У человека имеются рудименты (лат. — остаток) и атавизмы (лат. — отдаленный предок) — признаки, свойственные далеким предкам. Копчик в скелете человека — рудимент: он состоит из четырех (реже пяти) недоразвитых, сросшихся между собой позвонков. Потерял свое первоначальное значение червеобразный отросток слепой кишки человека — аппендикс, который у многих млекопитающих принимает участие в переваривании пищи. Во внутреннем углу глаза сохранился рудимент третьего века, хорошо развитого у птиц, пресмыкающихся. Всего у человека насчитывают свыше 90 рудиментов.

Встречаются случаи рождения людей с атавизмами: с хвостом, густым волосяным покровом тела, дополнительными сосками. Все эти факты можно объяснить только происхождением человека от животных.

Сходство в развитии зародышей человека и животных

Человек, как и животные, начинает свое развитие с оплодотворенного яйца. Оно дробится, образуются ткани и дают начало органам. По многим признакам человеческий зародыш похож на зародыши других позвоночных. У него закладываются жаберные щели, как у зародыша рыб, сердце представляет собой трубку с пульсирующими стенками; есть клоака, как у яйцекладущих. В возрасте 1,5–3 месяцев у человеческого зародыша заметно развит хвостовой отдел позвоночника. Мозг месячного человеческого зародыша состоит из пяти мозговых пузырей, напоминая мозг рыбы. Постепенно большие полушария надвигаются на другие отделы. На коре больших полушарий появляются борозды и извилины, увеличивающие поверхность мозга, и он, наконец, приобретает специфические черты строения, присущие человеку.

Сходство и отличие человека и человекообразных обезьян

По строению и физиологическим особенностям к человеку ближе других животных стоят человекообразные обезьяны: шимпанзе, гориллы, орангутанги и гиббоны.

Человекообразные обезьяны во многом напоминают человека. Они выражают чувства радости, гнева, печали, нежно ласкают детенышей, заботятся о них, наказывают за непослушание. У них хорошая память, высокоразвитая высшая нервная деятельность.

Человекообразные обезьяны способны использовать находящиеся под рукой предметы как простейшие орудия. Они обладают только конкретным мышлением: воспринимают внешний мир через раздражения, действующие непосредственно на органы чувств. Обобщать, мыслить отвлеченно от самих предметов, т.е. понятиями о них, обезьяны почти не способны.

В скелете и внутренних органах человекообразных обезьян и человека наблюдается поразительное сходство. Строение уха, глаз, кожи человека очень сходно со строением этих органов у человекообразных обезьян. Красные кровяные клетки этих обезьян не разрушаются в человеческой крови, как это происходит с кровью низших обезьян; 4 группы крови, характерные для человека, найдены и у шимпанзе, гориллы и орангутанга; есть общие паразиты (например, головная вошь), общие болезни (грипп, оспа, холера, брюшной тиф и другие); обнаружено поразительное сходство хромосомного аппарата. Все это доказывает несомненное родство человека и человекообразных обезьян. Морфологические отличия человека от человекообразных обезьян выражены у зародышей и в раннем детском возрасте не так резко, как у взрослых. Каждый из видов человекообразных обезьян ближе к человеку по одним признакам и дальше от него по другим.

Между человеком и человекообразными обезьянами имеются существенные качественные различия. Основу жизни человека составляет трудовая деятельность в коллективе, создание и применение орудий. Человек живет в обществе и подчиняется общественным — социальным — законам. Он обладает сознанием и членораздельной речью, благодаря которой общается с людьми, передает и накапливает трудовой опыт. Человек способен мыслить отвлеченно, развивать науки и искусства. Развитие всех этих специфических человеческих качеств неразрывно связано с развитием человеческого общества.

Важнейшие факторы эволюции человека

Труд начинается с изготовления орудий труда. Это, по словам Энгельса, «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Наиболее высокоорганизованные животные могут употреблять предметы в качестве готовых орудий, но не способны создать их.

Животные только пользуются дарами природы, человек же изменяет ее в процессе труда. Животные также изменяют природу, но не преднамеренно, а лишь потому, что находятся и живут в природе. Их воздействие на природу сравнительно с воздействием на нее человека ничтожно.

Прямохождение установилось не сразу. Это был весьма длительный процесс отбора наследственных изменений, полезных в трудовой деятельности. Предположительно он длился миллионы лет. Благодаря прямохождению у обезьяноподобных предков человека руки освободились от необходимости поддерживать тело при передвижении по земле и приобрели способность к разнообразным движениям.

Развитие трудовой деятельности приводит к ослаблению действия биологических закономерностей и усилению роли социальных факторов в антропогенезе.

С самого начала труд был общественным, так как обезьяны жили стадами. Труд способствовал сплочению членов общества; они коллективно защищались от зверей, охотились и воспитывали детей. Старшие члены общества обучали младших отыскивать природные материалы и изготовлять орудия, учили приемам охоты и сохранения огня. С развитием трудового процесса все яснее становилась польза взаимной поддержки и взаимопомощи.

Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При жизни обществом имелись возможности к общению друг с другом: совместная деятельность членов общества вызвала необходимость сигнализации жестами, звуками. Первые слова были связаны с трудовыми операциями и обозначали действие, работу, а названия предметов появились позднее. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи человека. Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через непосредственное раздражение органов чувств — это первая сигнальная система. Но человек способен воспринимать сигналы словом — он обладает второй сигнальной системой. Она составляет качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных.

Речь возникла на определенной ступени умственного развития наших предков и повлияла на дальнейшее развитие мозга, на процесс мышления. Благодаря слову возможно отвлечение от реально существующих предметов и обобщение, т.е. абстрактное мышление, присущее только человеку. Слово — важнейшее средство общения между людьми, передачи опыта старших поколений последующим и воспитания человека.

Развитие головного мозга, мышления, сознания стимулировало в то же время совершенствование труда и речи. Все полнее и лучше осуществлялась преемственность трудового опыта в поколениях. Только в обществе мышление человека могло достигнуть столь высокого развития.

Движущими силами антропогенеза являлись биологические факторы (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление).

Направления эволюции человека

В процессе становления человека различают три стадии, или фазы: древнейшие люди; древние люди; первые современные люди. Эти стадии не сменяли одна другую с полным исчезновением предыдущей, а сосуществовали, и далеко не в мирных отношениях. Популяции, принадлежавшие к видам более прогрессивным по материальной культуре, состоявшие по преимуществу из сильных и сообразительных особей, оттесняли другие популяции в худшие местообитания или уничтожали их физически. Разрыв между культурами разных популяций и видов рода людей, живших в одно и то же время, был огромным.

Кроме направления, ведущего, в конечном счете, к человеку, были тупиковые боковые ответвления. Одновременно существовали и разные человекообразные обезьяны.

В настоящее время на Земле обитает один вид человека. На принадлежность всех людей к одному виду указывают единство строения их черепа, мозга, стопы, наличие одних и тех же групп крови, легкая скрещиваемость и плодовитость потомства.

До недавнего времени человечество делили на три большие расы: австрало-негроидную (экваториальную), европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую). Однако многие ученые делят австрало-негроидную расу на две — австралоидную и негроидную. Таким образом, выделяют четыре расы. Каждая из них делится на малые расы (более 30). Существуют, кроме того, смешанные расы, которые сформировались в зонах контактов больших рас.

Различия между расами заключаются в морфологических особенностях: в цвете кожи, волос, глаз, форме носа, губ и т.п. Такие различия появились когда-то у людей в популяциях, живших в разнообразных природных условиях. Никаких существенных различий в умственных способностях, мышлении, речи между представителями разных рас нет, все расы биологически равноценны.

Народы разных рас стоят на различных уровнях развития культуры в силу ряда общественно-экономических факторов.

С развитием социальных отношений обособленность человеческих рас и морфологические отличия между ними уменьшаются в результате смешанных браков. Некоторые ученые проповедуют расизм. Сущность его состоит в утверждении, что человеческие расы якобы неравноценны: одни — высшие, другие — низшие. Расисты считают, что причина экономической и культурной отсталости некоторых народов заключается в их «расовой биологической неполноценности». Расисты расценивают расовые различия как видовые и даже родовые. Они не признают единства происхождения рас и утверждают, что каждая раса происходит от своего предка и не связана родством с другими. Среди представителей любой расы можно встретить расистов, стремящихся доказать, что именно их раса стоит выше других.

К этим основополагающим факторам эволюции человека мы еще будем обращаться в ходе анализа сегодняшнего поведения человекообразного и поисков путей становления Человека. Но главный вывод, который напрашивается из этого закона Природы — власть должна, в первую очередь, заботиться о сохранении русских и других коренных народов от истребления и вытеснения в худшие места обитания более сильными и сообразительными особями, принадлежащими к другим нациям, переехавшим в Россию из других стран. Не следует ни на минуту забывать, что процесс эволюции человечества ещё не закончен.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правила поведения, отличающие человека от животного предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я