Вселенская религия здравого смысла

Олег Васильевич Еремин, 2021

Первая книга «Вселенской религии здравого смысла» основана на поучениях ветхозаветных пророков, Иисуса из Назарета, новозаветных апостолов и ближе к их замыслу, нежели навязанная народам России князем Владимиром языческо-фарисейская православная религия, составленная по мотивам тех же пророчеств. Чтобы понять всю бессмысленность исповедания православия в России, заставьте себя ознакомиться с данной книгой. Это не займет много времени и поможет сделать осознанный выбор в пользу исповедуемой по привычке православной или новой религии. Не ошибитесь, чтобы не прожить короткую земную жизнь впустую…

Оглавление

Законы и заповеди

Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещавайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас; но это жизнь ваша.

Второзаконие, 32, 45-47

Начнём с десяти заповедей (Из Второй книги Моисеевой «Исход», 20, 1-17), о которых многие знают, говорят в повседневной жизни, но довольно часто не соблюдают даже элементарных рекомендаций, исходящих из них, чем пагубно влияют на формирование своей души и достижение более высокого уровня человеческой зрелости.

Десять заповедей закона

Заповедь первая

«И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

Заповедь вторая

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

Заповедь третья

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

Заповедь четвертая

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Заповедь пятая

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

Эта заповедь требует с любовью и уважением относиться к родителям, смиренно внимать их рекомендациям, быть им помощниками в детские и зрелые годы, и заботливыми сынами и дочерьми — в их старости. Вежливо и доброжелательно относиться к родственникам, соседям, учителям, старшим по возрасту и ровесникам, руководителям и коллегам.

Заповедь шестая

«Не убивай».

Эта заповедь толкуется очень широко:

— убийства, самоубийства, подстрекательство убийства, отдание преступных приказов об убийстве, помощь в убийстве, сокрытие следов убийства, согласие на убийство;

— грубость, оскорбление бранным словом, угрозы убийства и избиений, любое применение физического насилия, унижение человеческого достоинства;

— изнурительный, тяжелый физический труд, сокращающий жизнь человека, физические наказания подчиненных, детей и близких;

— пристрастие к алкоголю, наркотикам, табаку, азартным играм, неумеренному употреблению пищи;

— человеконенавистничество, духовное убийство, создание нетерпимой для человека обстановки дома, в общественных местах и на работе.

К убийству в мирное время и во время боевых действий приравниваются следующие деяния:

— исполнение преступных приказов командиров, направленных против народа;

— убийство противника, сдающегося в плен;

— всякие виды насилия против безоружного мирного населения, не оказывающего сопротивления воинам, росгвардейцам и полицейским.

К вынужденному убийству относится казнь преступников, совершивших тяжкие преступления; ликвидация террористов и вооруженных граждан, оказывающих сопротивление при их задержании. За справедливость вынесенного приговора и пресечение преступных деяний подобным образом отвечает не исполнитель, а законодатель, обвинитель и судья, вынесшие смертный приговор, и непосредственный руководитель, отдавший приказ о ликвидации нарушителей, преступивших закон. Смертная казнь и ликвидация беззаконника в таком случае считается не грехом и преступлением, а оправданным средством очищения человеческого общества от смертного греха.

Заповедь седьмая

«Не прелюбодействуй».

Эта заповедь понятна даже детям, которые больше, чем кто бы то ни было, хотят, чтобы их родители соблюдали её и были примерными мужем и женой, папой и мамой!

Неженатым рекомендуется не вступать в случайные половые связи до заключения брака, жить скромно и терпеливо искать свою любовь на всю жизнь.

Заповедь восьмая

«Не кради».

Не присвайвай себе того, что принадлежит другим, ни одним из перечисленных ниже способов, ни каким-либо другим:

1). воровство;

2). грабительство;

3). святотатство, т. е. присвоение предметов культа, принадлежащих религиозным конфессиям и верующим гражданам;

4). мздоимство и взяточничество;

5). тунеядство;

6). лихоимство, т. е. когда, пользуясь чужой бедой, с нуждающихся берут большие деньги за товары и услуги;

7). обман, т. е. присвоение чужого имущества в результате мошенничества или злоупотребления доверием. Сюда же относится недобросовестное отношение к учебе и работе, так как учащиеся и студенты, получающие бесплатное образование, транжирят выделяемые на эти цели народные средства (а обучающиеся на платной основе — деньги своих родителей), не получая предусмотренных программами обучения навыков и знаний; а взрослые — выпускают бракованную и некачественную продукцию, или предоставляют не соответствующие установленным стандартам услуги.

Не бери ничего чужого без разрешения; не обманывай покупателей; выполняй данные обязательства честно без судебных тяжб; возвращай найденное и полученное больше положенного; выполняй всякий договор и работу в оговоренные сроки качественно, без брака и понукания.

Заповедь девятая

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Не доноси; не наговаривай на человека того, чего он не делал; не лги; не осуждай; не клевещи; не говори о других плохо; не сплетничай; не злословь…

Необходимо помнить о своих недостатках, которые ещё не смог изжить в себе, и не насмехаться, не ёрничать над недостатками других людей.

Следует обуздывать свой язык, не говорить лишнего и неправды. Слово есть дар Вселенского Коллективного Разума и надо пользоваться им разумно.

Заповедь десятая

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Всё — и хорошее, и плохое начинается с мечты, с недостижимого желания. Хорошая зависть, хорошие мечты возвышают человека, помогают ему создавать летательные аппараты и ракеты, лекарства и вакцины, строительные материалы и красители, новые сорта зерновых и фруктов… Преступная зависть рождает преступные желания, перечисленные в настоящей заповеди. История знает много имен таких преступников, начиная с упоминаемых ветхозаветными пророками до многотысячной армии нынешних желанников поживиться за чужой счет…

Этой заповедью запрещается не только желать, добиваться желаемого, но и помышлять о преступном желании. Рекомендуется воспитывать в себе строителя собственной души, чистых и светлых желаний и человеческих отношений. Надо учиться довольствоваться малым, самым необходимым; учиться самоограничению и самоконтролю, чтобы соответствовать званию Человека, а не животного.

О повреждениях человеку

«Кто ударит человека, так что он умрет, да будет предан смерти.

Но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце.

А если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть.

Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти.

Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.

Кто злословит отца своего и свою мать, того должно предать смерти.

Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель: то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его.

Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.

Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями, и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват. Но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти. Если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Сына ли забодает, дочь ли забодает, — по сему же закону поступать с ним.

Если кто застанет вора подкапывающего, и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему. Но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если не чем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им. Если украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит вдвое.

Если кто потравит поле или виноградник, пустив скот свой травить чужое поле, пусть вознаградит лучшим из поля своего и лучшим из виноградника своего.

Если появится огонь и охватит терн, и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар.

Если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое; а если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей и поклянется, что не простер руки своей на собственность ближнего своего.

О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей. Кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.

Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрет, или будет поврежден, или уведен, так что никто сего не увидит: клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего: и хозяин должен принять, а тот не будет платить. А если украден будет у него, то должен заплатить хозяину его; если же будет зверем растерзан, то пусть в доказательстово представит растерзанное. За растерзанное он не платит.

Если кто займет у ближнего скоего скот, и он будет поврежден, или умрет, а хозяина его не было при нем, то должен заплатить; если же хозяин его был при нем, то не должен платить. Если он взят был в наймы за деньги, то пусть и пойдет за ту цену.

Если обольстит кто девицу необрученную и преспит с нею, пусть даст ей вено и возьмет ее себе в жену, а если отец не согласится выдать ее за него, пусть заплатит столько серебра, сколько полагается на вено девицам.

Ворожеи не оставляй в живых.

Всякий скотоложник да будет предан смерти.

Пришельца не притесняй, и не угнетай его; ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской.

Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами.

Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста.

Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, — до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него; она одеяние тела его: в чем будет он спать?

Судей не злословь, и начальника в народе твоем не поноси.

Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды.

Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды.

И бедному не потворствуй в тяжбе его.

Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, — приведи его к нему.

Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним.

Не суди превратно тяжбы бедного твоего.

Удаляйся от неправды, и не умерщвляй невинного и правого; ибо Я не оправдаю беззаконника.

Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.

Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской.

Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее; а в седьмый оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые. Так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею.

Шесть дней делай дела твои, а в седьмый день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой, и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исход, 21, 12-19, 22-25, 28-31, 22, 2-19, 21-28, 23, 1-12).

Об умышленных преступлениях

«Но если кто будет врагом ближему своему и будет подстерегать его, и восстанет на него и убьет его до смерти, и убежит в один из городов тех: то старейшины города его должны послать, чтобы взять его оттуда и передать его в руки мстителя за кровь, чтоб он умер. Да не пощадит его глаз твой; смой с Израиля кровь невинного, и будет тебе хорошо.

Не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем, доставшемся тебе в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе во владение.

Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей, состоится дело.

Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни.

Судьи должны хорошо исследовать, и, если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя. И прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя. Да не пощадит его глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» («Второзаконие», 19, 11-21).

Законы о браке и мерзости половых отношений

«Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтоб открыть наготу. Я Господь.

Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай. Она мать твоя, не открывай наготы ее.

Наготы жены отца твоего не открывай; это нагота отца твоего.

Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.

Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота.

Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя по отцу, не открывай наготы ее.

Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему.

Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей.

Наготы брата отца твоего не открывай, и к жене его не приближайся; она тетка твоя.

Наготы невестки твоей не открывай; она жена сына твоего, не открывай наготы ее.

Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.

Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие.

Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.

И к жене во время очищения нечистот ее не приближайся, чтоб открыть наготу ее.

И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею.

Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость.

И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним. Это гнусно.

Ибо, если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего» (Левит, 18, 6-20, 22-23, 29).

Повеления и запрещения относительно религиозной и нравственной жизни

«Бойтесь каждый матери своей и отца своего, и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш.

Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай до чиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу.

Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.

Не обижай ближнего твоего, и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.

Не злословь глухого, и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему.

Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему, и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.

Не ходи переносчиком в народе твоем, и не восставай на жизнь ближнего твоего.

Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя.

Уставы Мои соблюдайте: скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся.

Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.

Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем, и не накалывайте на себе письмен.

Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом.

Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них.

Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь.

Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской.

Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении.

Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный» (Левит, 19, 3-4, 9-11, 13-19, 26-29, 31-36).

Возмездие за нечестность

«Если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та: то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» (Числа, 5, 6-7).

Моисей увещевает народ

«Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею. Итак храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный.

И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?

Только берегись, и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих.

Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.

Тогда отделил Моисей три города по эту сторону Иордана на восток солнца, чтоб убегал туда убийца, который убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему ни вчера, ни третьего дня, и чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив.

Вот закон, который предложил Моисей сынам Израилевым, вот повеления, постановления и уставы, которые изрек Моисей сынам Израилевым, по исшествии их из Египта.

Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте впредь жестоковыйны.

Только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом. Не ешь ее; выливай ее на землю, как воду. Не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать справедливое пред очами Господа.

Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя вовек, если будешь делать доброе и угодное пред очами Господа, Бога твоего.

Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнять; не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Второзаконие, 4, 5-6, 8-9, 15-19, 41-45, 10, 16, 12, 23-25, 28, 32).

Не есть нечистое и падаль

«Не ешь никакой мерзости.

Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте.

Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика; потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у ней раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.

Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя; а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас.

Всякую птицу чистую ешьте.

Но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла, и коршуна, и сокола, и кречета с породою их; и всякого ворона с породою его, и страуса, и чайки, и ястреба с породою его, и филина, и ибиса, и лебедя, и пеликана, и сипа, и рыболова, и цапли, и зуя с породою его, и нетопыря.

Все крылатые пресмыкающиеся нечисты для вас; не ешьте их.

Не ешьте никакой мертвечины. Не вари козленка в молоке матери его» (Второзаконие, 14, 3-10, 12-21).

Праведный суд для всех

«Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых.

Правды, правды ищи, дабы ты был жив» (Второзаконие, 16, 19-20).

Разные повеления о поведении

«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдать в рост.

Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу, Богу твоему, добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими.

Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади.

Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего» (Второзаконие, 23, 19, 23-25).

О разводе и другие постановления

«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа; но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену: то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того, как она осквернена; ибо сие есть мерзость пред Господом.

Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова; ибо таковый берет в залог душу.

Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог; постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу. Если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать имея залог его; возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя: и тебе поставится сие в праведность пред Господом, Богом твоим.

Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих. В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха.

Отцы не должны быть наказываемы смертию за детей, и дети не должны быть наказываемы смертию за отцов; каждый должен быть наказываем смертию за свое преступление.

Не суди превратно пришельца и сироту; и у вдовы не бери одежды в залог.

Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих.

Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей; пусть остается пришельцу, сироте и вдове.

Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою; пусть остается пришельцу, сироте и вдове» (Второзаконие, 24, 1-4, 6, 10-17, 19-22).

Разные законы

«Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их: правого пусть оправдают, а виновного осудят.

Не заграждай рта волу, когда он молотит.

В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие. В доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая. Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий неправду» (Второзаконие, 25, 1, 4, 13-16).

Увещания учиться от прошлого

«Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона, и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя.

Соберите ко мне всех старейшин колен ваших и надзирателей ваших, и я скажу вслух их слова сии, и призову во свидетельство на них небо и землю.

И изрек Моисей вслух всего собрания Израильтян слова песни сей до конца: внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.

Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещавайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас; но это жизнь ваша» (Второзаконие, 31, 24-26, 28, 30, 32, 1, 45-47).

Города для неумышленных убийц

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.

Сделайте у себя города убежища, о которых Я говорил вам чрез Моисея, чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть города сии будут у вас убежищем от мстящего за кровь» (Иисус Навин, 1, 8, 20, 2-3).

Следите за словом

«Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших» (1-я Царств, 2, 3).

Мудрость выше богатств

«И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3-я Царств, 4, 30-34).

Человек рождается на страдание

«Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты?

Но человек рождается на страдание, как искры, чтоб устремляться вверх.

Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время. Вот что мы дознали; так оно и есть; выслушай это, и заметь для себя» (Иов, 5, 1, 7, 26-27).

Дни страданий Иова

«Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника? Как раб жаждет тени, и как наемник ждет окончания работы своей, так я получил в удел месяцы суетные, и ночи горестные отчислены мне.

Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей» (Иов, 7, 1-3, 11).

С вами умрет мудрость

«И отвечал Иов, и сказал: подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость!

И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, — у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.

В старцах мудрость, и в долголетних разум» (Иов, 12, 1-2, 7-8, 12).

Будет ли человек опять жить?

«Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями. Как цветок, он выходит, и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.

Кто родится чистым от нечистого? ни один. Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя; если Ты положил ему предел, который он не перейдет: то уклонись от него; пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего.

А человек умирает, и распадается; отошел, и где он?

Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего.

Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена.

В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает. Но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (Иов, 14, 1-2, 4-6, 10, 12, 14, 21-22).

Какие беды постигают богатого нечестивца

«Станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим, оправдываться словами бесполезными и речью, не имеющею никакой силы?

Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду.

Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему. Не в свой день он скончается, и ветви его не будут зеленеть. Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою, и, как маслина, стряхнет цвет свой. Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства. Он зачал зло, и родил ложь, и утроба его приготовляет обман» (Иов, 15, 2-3, 14-16, 31-35).

Где же после этого надежда моя

«Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться. Выступайте все вы, — и подойдите; не найду я мудрого между вами.

Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю сойдет она, и будет покоиться со мною в прахе» (Иов, 17, 9-10, 15-16).

Свет у беззаконного потухнет

«Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его. Померкнет свет в шатре его, и светильник его угаснет над ним. Сократятся шаги могущества его, и низложит его собственный замысл его. Ибо он попадет в сеть своими ногами, и по тенетам ходить будет. Петля зацепит за ногу его, и грабитель уловит его. Скрытно разложены по земле силки для него и западни на дороге. Со всех сторон будут страшить его ужасы, и заставят его бросаться туда и сюда. Истощится от голода сила его, и гибель готова, с боку у него. Съест члены тела его, съест члены его первенец смерти. Изгнана будет из шатра его надежда его, и это низведет его к царю ужасов.

Память о нем исчезнет с земли, и имени его не будет на площади. Изгонят его из света во тьму, и сотрут его с лица земли. Ни сына его, ни внука не будет в народе его; и никто не останется в жилищах его. О дне его ужаснутся потомки, и современники будут объяты трепетом. Таковы жилища беззаконного, и таково место того, кто не знает Бога» (Иов, 18, 5-14, 17-21).

Погрешность моя при мне остается

«Вот, уже раз десять вы срамили меня, и не стыдитесь теснить меня. Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается» (Иов, 19, 3-4).

Веселие беззаконных кратковременно

«Разве не знаешь ты, что от века, с того времени, как поставлен человек на земле, веселие беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна? Хотя бы возрасло до небес величие его, и голова его касалась облаков: как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: «где он?» Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет. Глаз, видевший его, больше не увидит его, и уже не усмотрит его место его. Сыновья его будут заискивать у нищих, и руки его возвратят похищенное им. Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах. Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим, бережет и не бросает его, а держит его в устах своих: то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его.

Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны. Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком! Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется. Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил. Не знал сытости во чреве своем; и в жадности своей не щадил ничего. Ничего не спасалось от обжорства его; за то не устоит счастие его. В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него.

Убежит ли он от оружия железного, — пронзит его лук медный; станет вынимать стрелу, — и она выйдет из тела, выйдет, сверкая сквозь желчь его; ужасы смерти найдут на него! Все мрачное сокрыто внутри его; будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый; зло постигнет и оставшееся в шатре его. Небо откроет беззаконие его, и земля восстанет против него. Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его. Вот удел человеку беззаконному от Бога. и наследие, определенное ему Вседержителем!» (Иов, 20, 4-14, 16-22, 24-29).

Беззаконные проводят дни в роскоши и умирают

«Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. Вол их оплодотворяет, и не извергает; корова их зачинает, и не выкидывает. Как стадо выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под голос тимпана и цитры, и веселятся при звуках свирели. Проводят дни свои в счастии, и мгновенно нисходят в преисподнюю.

Видишь, счастие их не от их рук. — Совет нечестивых будь далек от меня! Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем? Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем.

Пусть его глаза увидят несчастие его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителя. Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится?

Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный; внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра. И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их. Знаю я ваши мысли и ухищрения, какие вы против меня сплетаете. Вы скажете: «где дом князя, и где шатер, в котором жили беззаконные?» Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями, что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону? Кто представит ему пред лице путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал? Его провожают ко гробам; и на его могиле ставят стражу. Сладки для него глыбы долины, и за ним идет толпа людей, а идущим перед ним нет числа. Как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается одна ложь» (Иов, 21, 7-13, 16-18, 20-21, 23-34).

Разумный доставляет пользу себе самому

«Разумный доставляет пользу себе самому.

Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные, которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась под основание их?

Но совет нечестивых будь далек от меня! Видели праведники, и радовались, и непорочный смеялся им: враг наш истреблен, а оставшееся после них пожрал огонь» (Иов, 22, 2, 15-16, 18-20).

Поднялись высоко, и вот, нет их

«Межи передвигают, угоняют стада, и пасут у себя. У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола. Бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принуждены скрываться.

В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает того. Есть из них враги света, не знают путей его, и не ходят по стезям его. С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором. И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: «ничей глаз не увидит меня», — и закрывает лице.

Поднялись высоко, — и вот, нет их; падают и умирают, как и все, и, как верхушки колосьев, срезываются» (Иов, 24, 2-4, 12-15, 24).

Богатство нечестивого суетно

«Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Крепко держал я правду мою, и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои. Враг мой будет, как нечестивец, и восстающий на меня, как беззаконник.

Он строит, как моль, дом свой, и, как сторож, делает себе шалаш. Ложится спать богачем, и таким не встанет; открывает глаза свои, и он уже не тот» (Иов, 27, 5-7, 18-19).

Где премудрость обретается?

«Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. Бездна говорит: «не во мне она»; и море говорит: «не у меня». Не дается она за золото, и не приобретается она за вес серебра.

А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов.

Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего, и от птиц небесных утаена» (Иов, 28, 12-15, 18, 20-21).

Был глазами слепому и ногами хромому

«Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня. Потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих, и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти, и из зубов его исторгал похищенное. И говорил я: «в гнезде моем скончаюсь, и дни мои будут многи, как песок; корень мой открыт для воды, и роса ночует на ветвях моих; слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей». Внимали мне, и ожидали, и безмолствовали при свете моем. После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня, как дождя, и как дождю позднему, открывали уста свои. Бывало, улыбнусь им, они не верят; и света лица моего они не помрачали. Я назначал пути им, и сидел во главе, и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих» (Иов, 29, 11-25).

Самоанализ

«Не для нечестивого ли гибель, и не для делающего ли зло напасть?

Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство, — пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность.

Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много? Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою?

Радовался ли я погибели врага моего, и торжествовал ли, когда несчастие постигало его? Не позволял я устам моим грешить проклятием души его» (Иов, 31, 3, 5 — 6, 25-27, 29-30).

Готов представить свое мнение

«Когда Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его. И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы старцы; поэтому я робел, и боялся объявлять вам мое мнение. Я говорил сам себе: «пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости».

Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду. Поэтому я говорю: выслушайте меня, объявлю вам мое мнение и я.

Поговорю, и будет легче мне; открою уста мои, и отвечу. На лице человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану; потому что я не умею льстить» (Иов, 32, 5-7, 9-10, 20-22).

Не смотри на лица князей

«Ненавидящий правду может ли владычествовать?

Можно ли сказать царю: «ты — нечестивец», и князьям: «вы — беззаконники»?» (Иов, 34, 17,18).

Блажен муж

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных» (Псалом 1, 1-5).

Гневаясь, не согрешайте

«Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

Гневаясь, не согрешайте; размыслите в сердцах ваших, на ложах ваших, и утешитесь» (Псалом 4, 3, 5).

Удаляйся от беззаконников

«Удалитесь от меня все, делающие беззаконие; ибо услышал Господь голос плача моего.

Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно» (Псалом 6, 9, 11).

Злодейство обратится на нечестивого

«Вот нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил. Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Псалом 7, 15-17).

Обрушились народы в яму

«Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которые скрыли они, запуталась нога их.

По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. Ибо нечестивый хвалится похотию души своей; корыстолюбец ублажает себя.

Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла». Уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его мучение и пагуба» (Псалом 9, 16, 23-24, 26-28).

Что сделает праведник?

«Когда разрушены основания, что сделает праведник?» (Псалом 10, 3).

Повсюду ходят нечестивые

«Спаси, Господи; ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.

Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились» (Псалом 11, 2-3, 9).

Неужели не вразумятся?

«Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Неужели не вразумятся все делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?» (Псалом 13, 1, 3-4).

Смотри за собой

«Кто усмотрит погрешности свои?» (Псалом 18, 13).

Возненавидел я сборище злонамеренных

«Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду. Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду; буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои» (Псалом 25, 4-7).

Наблюдай за непорочными

«Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут.

Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавнующему. Перестань гневатья, и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло. Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

Нечестивый берет взаймы, и не отдает; а праведник милует и дает.

Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек; ибо Господь любит правду, и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек. Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.

Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его.

Наблюдай за непорочным, и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир. А беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет» (Псалом 36, 1-2, 7-9, 16-17, 21, 27-30, 32, 37-38).

Сокрушаюсь о грехе моем

«Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали. Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни. А я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа.

И я сказал: да не восторжествуют надо мною враги мои; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем. А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно; и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру» (Псалом 37, 11-15, 17-21).

Буду наблюдать за путями моими

«Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешить мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.

Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то» (Псалом 38, 2-3, 6-7).

Помышляй о бедном

«Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь» (Псалом 40, 2).

Смерть будет пасти их

«Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, — и простые, и знатные, богатый, равно как бедный.

«Для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?» Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают, и оставляют имущество свое другим. В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их. Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и на утро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их.

Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его. Хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе. Но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света. Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают» (Псалом 48, 2-3, 6-15, 17-21).

Развратились они

«Развратились они, и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.

Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ Мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?» (Псалом 52, 2, 4-5).

О друзьях

«Ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы: но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.

Уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» (Псалом 54, 13-15, 22).

Много восстающих на меня

«Враги мои всякий день ищут поглотить меня; ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!

Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне — на зло. Собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою. Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою?» (Псалом 55, 3, 6-8).

Душа моя среди львов

«Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.

Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее» (Псалом 56, 5, 7).

Возрадуется праведник

«Подлинно ли правоту говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле. С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь. Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.

Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные. Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.

Возрадуется праведник, когда увидит отмщение. И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!» (Псалом 57, 2-6, 8-9, 11-12).

Слово языка есть грех уст

«Слово языка их есть грех уст их; да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят» (Псалом 58, 13).

Не надейся на грабительство

«Не надейтесь на грабительство, и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сардца» (Псалом 61, 11).

Нечестивые благоденствуют

«Псалом Асафа.

А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их. Выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце. Над всем издеваются; злобно разглашают клевету; говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих.

Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда, и не разумел; как скот был я пред Тобою» (Псалом 72, 2-9, 12-16, 21-22).

Доколе это будет?

«Учение Асафа.

Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет» (Псалом 73, 9).

Избавляйте бедного и нищего

«Псалом Асафа.

Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость. Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются» (Псалом 81, 2-5).

Проходя долиною плача

«Кореевых сынов. Псалом.

Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением» (Псалом 83, 7).

Правда и мир облобызаются

«Кореевых сынов. Псалом.

Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются. Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес; и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой. Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» (Псалом 84, 11-14).

Дней наших семьдесят лет

«Молитва Моисея, человека Божия.

Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое» (Псалом 89, 9-10, 12).

Буду размышлять о пути непорочном

«Псалом Давида.

Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу; не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими» (Псалом 100, 1-7).

Да исчезнут грешники

«Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более» (Псалом 103, 35).

Воздают за добро злом

«Псалом Давида.

Отовсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины. За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь. Воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью» (Псалом 108, 3-5).

Добрый человек милует и взаймы дает

«Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек. Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен. Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он во век не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы; сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце его; он не убоится, когда посмотрит на врагов своих. Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе. Нечестивый увидит это, и будет досадовать, заскрежещет зубами своими, и истает. Желание нечестивых погибнет» (Псалом 111, 1-10).

Как хорошо жить братьям вместе

«Песнь восхождения. Давида.

Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Псалом 132, 1).

Пусть наказывает меня праведник

«Псалом Давида.

Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их. Вожди их рассыпались по утесам, и слышат слова мои, что они кротки» (Псалом 140, 5-6).

Блажен народ, у которого это есть

«Псалом Давида.

Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах. Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших. Блажен народ, у которого это есть» (Псалом 143, 12-15).

Не надейтесь на князей

«Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Псалом 145, 3-4).

Послесловие к главе

Более тысячи лет на Руси и в России исповедовали и после семидесятилетнего перерыва продолжили исповедовать православную религию, а человек, верующий в богов, не становится таким, каким должен стать, исполняя законы, заповеди, постановления и поучения, изложенные даже в книгах «Ветхого завета». И причина на поверхности: ни Бог, ни глава государства не наказывали и не наказывают грешников и преступников, как того требует Бог Саваоф через пророков. А если нет адекватного совершенному греху и преступлению наказания, то нет и веры в Бога и главу государства — помазанника Божия, который первым должен подавать пример всем гражданам и неукоснительно исполнять законы, заповеди, постановления и поучения во вверенной ему стране. Неверие в Бога и богоборчество начинаются с верхних эшелонов власти и спускаются до рядовых граждан, которые слышат от властей предержащих правильные слова, а на деле видят противоположное. Эта болезнь, которую в советское время назвали болезнью «уха и глаза», продолжается и в настоящее время. Предложили и проголосовали Президент РФ и депутаты всех уровней за включение в Конституцию РФ статьи, в которой упоминается о Боге, а сами продолжают заниматься богоборчеством, о чем мы подробно говорили в книге «Бог, президент и народ». И вновь среди заседающих в Государственной Думе РФ и Совете Федерации РФ можно увидеть беспринципных и аморальных граждан, о грехах которых говорят их сослуживцы по прежней работе и вещают журналисты и блогеры на просторах интернета. И это нисколько их не смущает. Что можно ожидать от аморальной по своей сути власти? Ответ, полагаю, понятен каждому и поэтому не следует надеяться на властей предержащих, и самим повышать уровень своей человеческой зрелости, используя для этого все имеющие возможности, предоставленные всем желающим: читать книги, смотреть и слушать образовательные программы, посещать музеи и театры, картинные галереи и художественные салоны, то есть заниматься самообразованием во всём его многообразии. Надейтесь только на себя!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вселенская религия здравого смысла предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я