Перед вами пособие, предназначенное для первичного знакомства школьных учителей, специалистов по корпоративному обучению, а также преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования с инструментами электронного обучения. Читателю предлагается пошаговый разбор кейса по созданию своими руками электронного курса, содержащего обучающее видео и контрольный тест, обзор авторского права применительно к электронному обучению, форматов электронных курсов, специализированных средств разработки, платформ для построения систем дистанционного обучения, а также вопросов планирования, приёмки и апробации электронных учебных курсов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Создание электронного курса своими руками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Что такое «Электронный курс»
Понятие «Электронный курс» можно раскрыть двояко: с точки зрения содержательной наполненности и с точки зрения технической реализации. Но именно понимание этой двойственности позволяет раскрыть и систематизировать подходы к его успешному созданию и использованию в образовательном процессе.
С содержательной точки зрения, электронный учебный курс (ЭУК) — это тематически завершенный, структурированный учебный материал, частично или полностью покрывающий предметную область (учебный курс, дисциплину) и обладающий высокой степенью интерактивности. Электронный учебный курс поставляется обучаемому для самостоятельного изучения через сеть Интернет или на электронных носителях. ЭУК может выполнять все основные методические функции электронных изданий:
• справочно-информационные;
• контролирующие;
• функции тренажера;
• имитационные;
• моделирующие;
• демонстрационные.
С точки зрения информационных и коммуникационных технологий, электронный учебный курс — это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей средств ИКТ на всех этапах организации процесса обучения:
• постановку познавательной задачи;
• предъявление содержания учебного материала;
• организацию применения первично полученных знаний;
• обратную связь, контроль деятельности учащихся;
• организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности.
Из приведённых определений ЭУК следует, что электронный курс одновременно является и компьютерной программой, функционирующей самостоятельно или в составе других информационных систем, и структурированным учебным материалом, приспособленным для изучения в процессе коммуникации, опосредованной компьютером.
В мировой практике большое распространение получила модель дистанционного обучения, основанная на бесплатных онлайн курсах — дословно «Массовый открытый онлайн курс».
Массовый открытый онлайн-курс (англ. Massive open online courses, MOOC) — обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, чтение и домашние задания, массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей и ассистентов.
Видеозаписи лекций различных учебных заведений стали появляться в сети Интернет ещё в конце 1990-х годов, однако только массовые открытые онлайн-курсы, появившиеся впервые в начале 2000-х годов, дали возможность интерактивного общения студентов и преподавателей, а также сдачи экзаменов в режиме онлайн. Подобные сайты рассчитаны на слушателей различных уровней подготовки — как на новичков, так и на опытных специалистов. Самые популярные массовые онлайн-курсы собирают сотни тысяч студентов.
Организационно массовые открытые онлайн курсы следует отнести к подмножеству электронных учебные курсов, интегрированных в системы дистанционного обучения. Однако в обиходе часто опускают свойства открытости и бесплатностности таких курсов, давших им название, и англоязычный термин «MOOC» (по-русски произносится как «МУУК») применяют для описания обычных электронных курсов с ограниченным доступом (возможно, платных), но структурно представляющих собой набор видеолекций, загруженных в систему управления обучением. Это не вполне корректно, но, тем не менее, довольно часто встречается.
Электронный учебный курс может иметь встроенные механизмы адаптации под нужды конкретного учащегося, делающие процесс обучения более индивидуальным, а значит и более эффективным. Эти механизмы должны учитывать возможные различия между слушателями, определяющие разницу в восприятии учебного материала. Задействование таких механизмов в образовательном процессе позволяет говорить о траектории обучения, при которой формируется набор образовательных элементов и последовательность их применения, максимально облегчающие процесс обучения конкретного слушателя с учетом его индивидуальных особенностей и первоначального уровня знаний.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Создание электронного курса своими руками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других