Пособие адресовано широкому кругу читателей, интересующихся вопросами регулирования сквозных цифровых технологий в Российской Федерации. Дается определение понятия "Сквозные цифровые технологии", приводятся примеры таких технологий, рассматриваются их взаимосвязь и взаимовлияние, формулируются задания для первичного закрепления материала в учебном процессе. Автор – Мерецков Олег Вадимович, член-корреспондент Академии информатизации образования, кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Техническое регулирование на евразийском пространстве" Академии стандартизации, метрологии и сертификации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовое регулирование применения сквозных цифровых технологий в Российской Федерации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Общие подходы к регулированию применения сквозных цифровых технологий
Во введении мы затронули предысторию возникновения сквозных технологий как единого направления, достойного самостоятельного изучения. Сквозные технологии применяются во всех отраслях промышленности, в народном образовании, в быту. Сложно выделить такую область знаний, где они в том или ином виде не были бы применимы. Поэтому и нормативно-правовое поле применения сквозных технологий представляется довольно широким и размытым — в том смысле, что зачастую оно регулирует какой-либо укрупненный процесс (например, обработку персональных данных конечных пользователей, образовательный процесс или банковскую деятельность) в рамках которого описываются требования к использованию сквозных цифровых технологий и возникающие в связи с этим ограничения. При этом сами требования могут быть сформулированы по отношению к группе процессов и технологий, без явного выделения среди них цифровых.
Чтобы стало более понятно, о чем идет речь, перейдем к рассмотрению краткого перечня нормативно-правовой базы, регулирующей применение сквозных технологий в цифровой экономике Российской Федерации.
Первый блок документов составляют Федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие применение сквозных технологий или процессы, в которых данные технологии могут использоваться. Среди основных законов выделим следующие (приводятся в порядке увеличения регистрационного номера документа):
1. ФЗ № 51 «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994
2. ФЗ № 63 «Об электронной подписи» от 06.04.2011
3. ФЗ № 78 «О библиотечном деле» от 29.12.1994
4. ФЗ № 77 «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994
5. ФЗ № 102 «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008
6. ФЗ № 126 «О связи» от 07.07.2003
7. ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006
8. ФЗ № 152 «О защите персональных данных» от 27.07.2006
9. ФЗ №161 «О национальной платежной системе» от 27.06.2011
10. ФЗ № 184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002
11. ФЗ №259 «О цифровых финансовых активах» от 31.07.2020.
12. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
13. ФЗ №395-1"О банках и банковской деятельности"от 02.12.1990
14. ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010
15. Закон РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей»
Краткое значение каждого перечисленного закона применительно к регулированию сквозных цифровых технологий описано далее.
Следующий по уровню блок нормативных правовых актов — это документы федеральной исполнительной власти:
1. Концепции и стратегии, утвержденные актами президента РФ и правительства РФ.
2. Государственные программы, утвержденные правительством РФ.
3. Нормативные правовые акты министерств и ведомств.
Значимость документов второго уровня отнюдь не меньше, чем самих Федеральных законов, поскольку именно в них содержатся конкретные положения и показатели, определяющие возможности применения сквозных технологий. В ряду законов и стандартов, данный перечень является наиболее «живым» и оперативно изменяющимся — в зависимости от складывающейся в стране и мире ситуации. На момент написания настоящего пособия в качестве заслуживающих внимание источников можно выделить следующие:
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017–2030 годы»;
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 (ред. от 8 июля 2020 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. (ред. от 7 декабря 2019 г.) № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
6. Постановление Правительства РФ № 2385 от 30 декабря 2020 года «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 26 февраля 2022 года);
7. Постановление Правительства РФ N 539 от 12 октября 2004 (ред. от 22.12.2018)"О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств";
8. Постановление Правительства РФ N 512 от 6 июля 2008 г."Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных";
9. Постановление Правительства РФ №1119 от 1 ноября 2012 г."Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
10. Приказ ФСТЭК России №21 от 18.02.2013"Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
11. Приказ ФСБ Российской Федерации от 10 июля 2014 г. №378"Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности";
12. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7;
13. Паспорт федерального проекта «Цифровые технологии», утвержденный протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. № 9;
14. Паспорт федерального проекта «Информационная безопасность», утвержденный протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. № 9;
15. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», утвержденный протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. № 9;
16. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 28.12.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023);
17. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Квантовые технологии» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
18. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Компоненты робототехники и сенсорика» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
19. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
20. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Новые производственные технологии» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
21. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Системы распределенного реестра» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
22. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии беспроводной связи» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
23. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальностей» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
И наконец, замыкают перечень регулятивных документов государственные, межгосударственные и отраслевые стандарты, методические рекомендации по применению стандартов (ГОСТ, ОСТ), санитарные нормы и правила (СанПиН, СП), среди которых отдельно отметим следующие:
1. Серия ГОСТ 34.ХХХ «Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы»;
2. ГОСТ Р 59162-2020. «Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Безопасность сетей»;
3. СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»;
4. СП 2.4.3648-20"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовое регулирование применения сквозных цифровых технологий в Российской Федерации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других