Мы и наши дети: как построить отношения в семье

Оксана Германовна Прохорова, 2007

Представляем книгу, которая будет интересна не только профессионалам: методистам, педагогам и семейным психологам, но, без сомнения, поможет неравнодушным родителям, серьезно относящимся к многотрудному делу воспитания детей в семье. Пусть не пугает неискушенного читателя специфический язык изложения, изобилующий терминами, – все они заботливо растолкованы автором. В книге, наряду с научными выкладками, много интересных примеров из жизни и из книг замечательных педагогов. Рекомендации Министерства образования России, а также выдержки из авторских статей ученых-практиков по проблемам детско-родительских отношений и развития семейного воспитания в нашей стране также могут быть очень полезны родителям, особенно родителям школьников.

Оглавление

Из серии: Психологический взгляд

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мы и наши дети: как построить отношения в семье предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Материнство и отцовство

Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.

А. С. Макаренко

Материнство и отцовство — стержень, основа семейных отношений и смысл личного существования супругов. Действенный характер материнской любви проявляется в том, что она предполагает определенный набор качеств, в которых мать реализует свое чувство: сосредоточенность на ребенке; полная заинтересованность в его благополучии; самоотдача, насыщение ребенка своей энергией, силой, здоровьем; всесторонняя забота; самоотверженность и самопожертвование; полное отождествление ребенка с собой. Для Э. Фромма, как и для Вл. Соловьева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Ильина, материнская любовь — одна из вершин человеческой любви. Вовсе не случайно, что и в католичестве, и в православии особое почитание Божией Матери является устоявшейся традицией.

Материнство — свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми. Природный материнский инстинкт — первый импульс материнского чувства любви, то есть способность ощущать, воспринимать, осознавать, понимать, сопереживать. С момента появления ребенка на свет на волне чувственного восприятия непосредственно через любящую мать происходит:

— ознакомление ребенка с окружающим миром;

— развитие его эмоциональной сферы, реализуемой в сочувствии, чувстве сострадания букашке, цветочку, книжке, любимой игрушке, другому человеку;

— создание позитивного опыта в разнообразных видах деятельности: познании, труде, игре;

— первая школа общения матери с ребенком, в основе которой — доброта, сердечность, откровенность, великодушие, правдивость, верность.

Мать для дочери — пример для двочки как будущей девушки, женщины; для сына — образец его будущей спутницы жизни.

Слово «мать» у всех народов означает начало чего-либо, жизнь и дом. Недаром мы говорим «мать-земля», «мать-природа», «мать-планета». Все они дают нам жизнь, все они нас поддерживают и питают, все они наш «дом». Но есть и другой аспект материнства, носящий законодательный, судебный и исполнительный характер, то есть олицетворяющий собой власть. Для русской этнической традиции характерно маркирование отношений власти символикой «порождения» и в первую очередь — «материнства». Например, в новгородских говорах матик — старший в доме, остающийся главным на хозяйстве, вообще коновод, зачинщик. Мамы, матери — так именовали авторитетных женщин в религиозно-мистических (буддистских, индуистских) сообществах. Все это выглядит так, как если бы отношения власти (лидерства) в этих сообществах строились по матрице «материнства».

Подобное соотнесение на практике проявляется как установка на лидерство в семье. Уже готовясь к обретению статуса матери, во время свадьбы новобрачная совершала ряд действий, направленных на обеспечение себе главенства: в церкви первой ступала на место отправления венчальных обрядов, заходя в дом мужа — шагала через порог правою ногой и тихонько приговаривала: «Ваша хата хлеб печет — а моя верх берет!» В женской среде передавались магические способы обеспечения главенства и реальные модели лидерства. Во всяком случае фольклор выражает женскую установку на лидерство вполне однозначно: «Нам такую семью надо, чтобы все боялися, чтобы свекор и свекровка мене подчинялися!»

Мужчины подобных мер не предпринимали, поскольку и без того мужчина считался главою семьи в глазах официальных властей (неся за нее материальную и любую другую ответственность перед законом). Фольклор, однако, подчеркивает различие между формальным главенством (принадлежащим мужу) и фактическим управлением: «Без мужа, что без головы; без жены, что без ума». Для сравнения по сей день бытует выражение: «Муж — голова, а жена — шея: куда повернется, туда и голова смотрит».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Психологический взгляд

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мы и наши дети: как построить отношения в семье предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я