1. Книги
  2. Малый и средний бизнес
  3. Оксана Артюхина

Бизнес живет три года. Как помочь своему делу преодолеть все кризисы начального этапа и выйти в стабильный рост

Оксана Артюхина (2024)
Обложка книги

По статистике, большая часть нанобизнесов разваливается в первые три года. И в этом не виновата ни экономика, ни ситуация на рынке. Просто нанобизнес — дело всего одного человека. Обычного человека, со своими проблемами, семьей, эмоциями. И он в своем бизнесе при этом и собственник, и бухгалтер, и менеджер, и все остальные сотрудники. Если вы: • сочетаете в себе все ипостаси и вот-вот выгорите вместе со своим делом; • планируете открыть бизнес или уже запустили, но пока недовольны результатами; • закрыли ИП, разочаровались и сомневаетесь, есть ли у вас «ген предпринимателя», — эта книга для вас. Ее автор вытащила из кризиса не один нанобизнес без «волшебных таблеток» и «ритуалов на удачу». В книге она дает пошаговый план действий на первые три года в бизнесе, чек-листы, а также проверенную систему «джедайских техник» для нанопредпринимателя. Используя их, вы сможете создать и вырастить крепкое дело или реанимировать неудачный запуск и выйти на стабильно высокие прибыли. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Бизнес живет три года. Как помочь своему делу преодолеть все кризисы начального этапа и выйти в стабильный рост» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I

Личность предпринимателя

Глава 1

Нанопредпринимательство в крови

Я часто говорю, что разница между ларьком шаурмы и McDonald’s — в уровне амбиций.

Да, предпринимателю нужны и образование, и сообщество, и знание правил игры. Но сначала амбиции. Они выходят на сцену первыми.

Если у предпринимателя нет цели создать нечто большое, он строит локальное. И управляет, используя лишь свои глаза и руки, а если надо, встает сам «за прилавок» и заменяет любого сотрудника.

Человек, который мечтает о всемирно известной компании, изначально смотрит шире. Ищет другой объем и масштаб, ищет возможности для выхода на другие сделки и другие компетенции. Он просто не пойдет в нишу, где большой бизнес невозможен.

Мы привыкли, что компетенции, связанные с бизнесом, у нас прочно ассоциируются с западным миром. Когда я беру в руки книги по менеджменту и маркетингу, обращаю внимание, что их авторы зачастую иностранные. И в целом русские бизнесмены и эксперты будто считают себя более отсталыми в этом вопросе. Словно бы все лучшее изобретено на Западе.

Как же начинается предпринимательство? Думаю, вы согласитесь, что во главе всего стоит идея. Неужели у нас в стране мало идей?

Если бы мы сейчас оказались в царской России, то увидели бы кузни, аптеки, мастеров кожевенного дела, ювелиров, швей, печников. Утром, потолкавшись на городском базаре, смогли бы купить сладости и полезные вещи для быта, починить телегу и выпить медовухи.

Разве не то же самое мы сейчас воспринимаем как нанобизнес? Когда человек взял ответственность за свои доходы и сам делает что-то не только для себя, но и на продажу?

Если вы поедете в Архангельск, увидите строения, которые 400 с лишним лет назад возведены талантливыми зодчими без единого гвоздя. Если рванете на Камчатку, узнаете, как развивался рыбный промысел, как делали сети из рыбьей кожи, — безотходное производство и прекрасное творение человеческих рук.

Все эти мастера, Кулибины и Левши, о которых мы знаем из истории и литературы, могли бы строить свое дело и в современной России — с поправкой на время и новые потребности рынка.

Получается, идей у нас навалом. Мы многое умеем, руки растут из плеч и смекалки у нас хватает. Но все как будто бы мелко, правда? Как будто нет масштаба, историй с размахом. Вот яблоки вырастил — продал. А не так, что собрал яблоки со всех фермеров региона, продал эскимосам, нашел новые рынки сбыта, профинансировал фермеров, чтобы каждый еще деревьев посадил, в итоге стал главой яблочной империи. Такого у нас почти нет.

Но если вы отправитесь в туристическую поездку по центральной России, то увидите, что самые красивые старинные здания после церквей, театров и творений великих архитекторов — дома купеческого сословия. Значит, были деньги и готовность вкладывать их в красоту места, где живешь. Была страсть показать свои возможности и статус. Полюбоваться самим и соседям показать. А еще поддержать развитие образования, построить больницу, учредить музей: купцы всегда участвовали в городской жизни.

Получается, и масштабом мышления мы не обделены!

Только будто бы культура наша не про деньги, да?

ДЕНЬГИ ПОРТЯТ ЛЮДЕЙ, НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ, ДЕНЬГИ В ГРОБ НЕ ЗАБЕРЕШЬ…

Эпоху царской России сменили времена Советского Союза. Все эти установки родом именно оттуда.

Понятие «купец» с его положительным звучанием в части благотворительности и социальной ответственности ушло, появились словечки «кулак», «торгаш», позже «фарцовщик», «меняла».

Пока «прогнивший капитализм» развивал культуру потребления и пропагандировал американскую мечту, в нашей стране появились обратные явления: плановая экономика, подавление частной предпринимательской инициативы, формирование негативного отношения к тем, кто хочет жить лучше других (С чего это ты решил, что лучше других? Мы тут все равны.) И вот уже губы нашего соотечественника, который еще недавно с благодарностью брал у соседки качественный творог или у бабушки пирожки, презрительно кривятся на словах «торгаши».

Это ли не черный PR, который заставляет нас придавать другие смыслы привычным вещам?

Маркетинг и PR пронизывают нашу жизнь насквозь, и в нашей стране они тоже были всегда. Правда, в основном использовались для пропаганды — военной, государственной и политической. Именно маркетинг объяснил нам, как жевать резинку (именно две подушечки, не одну), что перекусывать правильнее не кашей и хлебом с маслом, а бургером и картошкой фри, что для нежной кожи под глазами нужен отдельный крем, и так далее. Всюду маркетинг и влияние на общественное мнение.

И даже если мы прекрасно понимаем, как это работает, влиять на нас это не перестает.

«Здесь стоит камень. Но это не просто камень, с этим местом связана легенда…» — слышит турист, глядя на совершенно непримечательную глыбу с точки зрения геологии. Он понимает, что гид рассказывает придуманную для туристов сказку. Но через пять минут все равно с удовольствием фотографируется в костюме воина, о котором услышал легенду от гида, пьет из чашки «черную кровь дракона» и покупает трехголовый магнит на холодильник.

Все это — маркетинг, все это — составляющие продаж. Все это инструменты и технологии, которые работают на всех континентах, и наша страна не исключение.

Только вот мнение о предпринимательстве, которое усиленно насаждалось в стране несколько десятков лет, тоже никуда не делось. Даже если ваши друзья и родные, близкое окружение, не думают плохо о бизнесе — многие в стране так считают до сих пор.

Однако есть ли что-то, чем в плане бизнеса выделяется именно российский национальный характер? Почему мы уверены, что бизнесмены Запада — настоящие, а мы генами не вышли?

Несколько черт российского предпринимательского менталитета я все же для себя отмечаю.

Во-первых, у многих из нас слабо развит навык работы в команде. Часто русские до последнего скрывают свои планы от окружающих. Даже от тех, кто мог бы помочь. Подсознательно мы боимся предательства, осуждения и наказания за инициативу — горькое наследие советского периода. В итоге терпеливо ждем, когда «все обо всем узнают сами». И нас, конечно же, похвалят, и всенародная слава придет сама собой, и очередь из желающих протянется до самого Мавзолея.

Во-вторых, у нас все сложно с просьбами о помощи. В России силен стереотип, что управленец — это грозный лидер, способный гнуть голыми руками железо. Ни разу ему никто не помог, он все сам. Нередко у меня на тренингах предприниматели спрашивают: «Что мне делать? Я плохой руководитель, даже наорать не могу…»

В нашей стране считается, что хороший начальник — это жесткий начальник. Лидерство воспринимается как обязательство быть человеком, которого боятся и со страху слушаются, вроде Ивана Грозного или Петра Первого. А если предприниматель или руководитель себя соответствующим этому образу не считает, то ему зачастую сложно брать на работу персонал, у него море проблем с их контролем и мотивацией. И 90 % этих проблем надуманные. Они возникли, потому что сам человек уверен, что не тянет. Понимаете? САМ не верит, что может руководить.

И если вы сейчас читаете и узнаете в этом образе себя, знайте: это ложь. С вами все в порядке. Руководители бывают разные: мягкие, деликатные и сдержанные они бывают тоже. И для каждого из них есть свои инструменты.

В-третьих, у нас в стране большой коммуникационный разрыв между бизнесом и наукой.

Ученые могут создать технологию и даже запатентовать ее, но зачастую не могут на ней зарабатывать. Просто по типажу не могут продавать. А те, кто может выстроить бизнес-процесс, чаще всего не могут подступиться к ученым и получить от них простые ответы: а сколько денег нужно? А сколько штук получится? А когда?

В итоге Левши остаются в безвестности, а бизнес делает ширпотреб без учета прекрасных идей, которых в стране много.

Выигрывают в этой ситуации те, кто умеет выстраивать взаимодействие. И кто понимает: что не свойственно твоему типу личности, лучше отдавать на исполнение другому, кому свойственно. В этом случае нанобизнес неизбежно растет, крепнет и твердо становится на ноги.

Предлагаю вам остановить чтение и подумать. Спросите себя: отношусь ли к нанопредпринимателям я? Или, может, я уже шагнул на ступеньку выше? В следующей главе мы поговорим как раз об этом.

Глава 2

Почему каждый нанопредприниматель — супермен

Когда мы смотрим на всемирно известных бизнесменов, кажется, что стать таким же невозможно. Точнее, в мечтах многие из нас стоят на сцене в черной водолазке и представляют миру продукт, который все уже хотят. Но в реальности пропасть между фигурами такого уровня и большинством предпринимателей столь огромна, что от одной мысли начать масштабное дело опускаются руки. Потому что синдром самозванца ест поедом: «Ну где я и где он?»

То ли дело Армен с рынка. Он всегда улыбается, говоря, что все продукты на его прилавке такие же красивые, как он сам. Его самоуверенность и позитив восхищают всех покупателей. Ты тоже улыбаешься и покупаешь 2 кг мандаринов вместо одного.

Можно ли стать таким, как он?

Кажется, что можно. Тут ведь все просто: прилавок, весы, фрукты. Дешевле купил, дороже продал — вуаля! Вот и весь бизнес.

Однако так только кажется. Попробуй-ка найди фрукты в далекой стране, богатой солнцем, убедись в качестве, растаможь и довези! Или найди посредника, который будет давать гарантированно прекрасный товар. А санитарный контроль? И как получить идеальную точку в проходимом месте? Что насчет потаскать ящики с фруктами? А хранить где? Как вообще нанять продавца, который в отсутствие Армена не испортит настроение десятку-другому покупателей, обнулив всю репутацию владельца?

В общем, подводных камней много.

Но тем не менее уровень бизнесмена Армена многим близок, понятен и можно пробовать.

Получается, что нанобизнесменом быть не страшно.

Давайте уточним, только ли пример с торговлей фруктами может быть нанобизнесом? Отнюдь. В эту категорию могут попасть и кофейни, и ателье, и маленькие производственные компании, и турфирмы, и репетиторские центры, и многие другие ниши.

Отличает их не вид бизнеса, а степень вовлеченности собственника во все процессы. Когда предприниматель способен заменить любого своего сотрудника (и более того, периодически это делает, потому что уровень компетенций у него выше, чем у персонала), — это нанобизнес.

Обычно в штате есть несколько сотрудников, без которых предприниматель существование своего проекта не представляет. Он знает всех сотрудников поименно, сам нанимает и увольняет. У нанобизнесменов бизнес чаще всего рождается из собственного хобби, профессии и как часть самореализации никогда не отпускает его далеко. За исключением периодов усталости или выгорания, собственник нанобизнеса и не пытается отдалиться: «Лучше меня это никто не сделает», «Без меня они не разберутся».

Ключевой плюс такой деятельности — довольно высокая рентабельность, потому что большинство процессов делает небольшая команда и сам собственник.

Приведу пример.

Мария — репетитор, учит детей английскому. Сначала работала в репетиторском центре, но не сошлась во взглядах с руководителем.

Мария пришла на консультацию и рассказала, что в центре ее не устраивает ни график, ни отношение руководства, ни маленькая зарплата. Все это не дает сосредоточиться на главном — на преподавании с любовью к детям.

Мы обсуждаем, может ли она работать на себя. Мария активно ведет блог и снимает с детьми ролики, которые нравятся родителям. Осталось найти каналы рекламы и помещение. Девушка говорит, что в офисе ее подруги как раз есть подходящий кабинет, и район удобный.

Бинго!

Разрабатываем план маркетинга, выкладываем рекламные объявления, и вот у Марии уже собственный кабинет обучения английскому.

Чтобы посмотреть, насколько эффективно Маша работает, возьмем несколько цифр:

Получается, что, работая на себя, Маша теперь получает больше, чем среднерыночная зарплата преподавателя. При этом она сама формирует график и сама себе начальник. Расходов в ее нанобизнесе — меньше 25 % от полученного дохода. Тогда как в больших проектах, где есть нанятые сотрудники, на расходы уходит до 75 % всех принесенных клиентами денег.

Полгода спустя Маша снова у меня на консультации.

Зачем же она пришла?

Конечно, с запросом на набор персонала!

— Остановись! Зачем? — воскликнут некоторые из читателей. Они уже понимают: денег станет меньше.

Но Маша говорит:

— Мне все нравится, но я хотела бы слетать в отпуск, да и тут такое дело… Уже третий месяц беременности. Надо искать еще преподавателя.

Человеческая жизнь короткая. И за отведенное нам время надо успеть так много всего: встать на ноги, полюбить, услышать первый крик своего ребенка, самоопределиться, создать новое для себя или мира, начать считать себя достойным человеком, оставить что-то после себя. А еще иногда отдыхать, узнавать новое, любить жизнь, вовремя говорить нужные слова близким… И все эти задачи всегда влияют на нанобизнесмена. На каждом этапе оптимальное для него решение будет свое.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Бизнес живет три года. Как помочь своему делу преодолеть все кризисы начального этапа и выйти в стабильный рост» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я