Обучение через развлечение. Edutainment лагерь как технология современного образования

Коллектив авторов, 2021

Концепция Edutainment – это технология современного образования, которая может использоваться в разных проектах. И лагерь – именно то образовательное пространство, в котором участники имеют возможность не только отдохнуть и пообщаться, но и получить новые знания, умения и навыки. Концепция Edutainment делает этот процесс сбалансированным. Организовать такой лагерь с нуля вам поможет эта книга. В ней детально разобран весь путь: от запроса на создание лагеря до вариантов сопровождения участников после программы. Книга будет полезна не только разработчикам лагеря или заказчикам программы, но и организаторам других образовательных проектов, которые хотят больше узнать о концепции Edutainment и ее реализации. Авторы книги – специалисты Творческого Объединения #Шашники: директора лагерей и руководители образовательных программ, психологи, методологи, разработчики, тренеры, режиссеры.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обучение через развлечение. Edutainment лагерь как технология современного образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Концепция Edutainment

Будьте внимательны! Не упустите ничего на вашем пути!

Создавая эту книгу, мы ставили для себя цель — помочь повысить качество организации лагерей любого типа: образовательных, развивающих, развлекательных. Мы знаем, что лагерь — отличное место для реализации возрастных и учебных задач детей, подростков, молодежи, взрослых и семей. Это пространство, где с помощью специально созданных, а иногда и случайно возникающих ситуаций участники получают незабываемый уникальный опыт, который с удовольствием вспоминают и применяют в дальнейшем.

Концептуальный подход к разработке программ лагерей лежит в основе всех наших программ, мы воплощаем его во всех проектах Творческого Объединения #Шашники. Это подход, ценностное зерно которого — создать лагерь как макромир развития и расширения возможностей.

Чем неповторима именно наша книга? Есть разные материалы для организаторов лагерей, большинство из них сосредоточены или на методах работы (игры, мероприятия, коллективно-творческие дела и т. п.), или на общих схемах построения лагерных смен (периоды развития лагеря, групповая динамика, организационные моменты). В нашей книге мы рассказываем, как сделать программу лагеря целостным продуктом, как образовательная и игровая концепции могут создавать незабываемые впечатления и эмоции для участников, как концепция Edutainment помогает вовлечь участников в процесс получения новых навыков и знаний.

Конечно, к формулировке «Edutainment лагерь» мы пришли далеко не сразу. Проходите по ссылке и послушайте о преимуществах и силе этого понятия. Вдохновение обеспечено!

https://youtu.be/pkp9EGFsQHc

В самом начале книги хочется коснуться реалий лагерной действительности в настоящее время. Посмотрим, как трансформировались представления о том, какой должна быть программа лагеря, у организаторов и пользователей лагерей — детей и родителей.

Лагеря давно заняли значительную нишу в детском и молодежном отдыхе — пионерия, молодежные движения, отдых на каникулах. В начале 2000-х годов стали появляться тематические и образовательные лагеря. Например, танцевальные и спортивные, лагеря по математике и шахматам и так далее. По большому счету они состояли из тренировок и уроков, совмещенных с походами на море, экскурсиями по интересным местам, вечерними дискотеками и прочими мероприятиями.

Со временем стали появляться альтернативные лагеря, которые предлагали совершенно другую структуру организации досуга. Например, такие, где участники сами выбирали, чем им заниматься, лагеря с тренингами личностного роста для детей и подростков или лагеря, где основным становилось игровое погружение в процесс, — сюжетно-ролевые лагеря.

С началом 2010-х годов появился тренд на лагерь как летние (или осенние, весенние, зимние) каникулы с альтернативным образовательным компонентом. МДЦ «Артек» организовал форум «Лагерь — новое образовательное пространство», Министерство образования РФ активно транслировало важность продолжения образования в период каникул. Появился формат частных семейных лагерей для разных возрастов — в лагеря приехали родители, дети, старшее поколение семей.

В последние пять лет весомое конкурентное преимущество получают лагеря, которым удается соединить два компонента: образовательную и игровую цели. В главе «Концепция программы» мы очень подробно расскажем об этом и продемонстрируем этапы разработки программ лагерей подобного типа. Сейчас же хотим обратить ваше внимание, что именно умелое сочетание образовательной и игровой концепций — ключевая задача организаторов современных лагерей. Это основа привлекательности, результативности и, как следствие, финансовой успешности лагеря!

Сегодня лагерь становится совершенно отдельным видом развивающего пространства — с собственными концепциями, методами, практиками. Лагерь отличается от школы и туристических поездок, от выездных тренингов и программ активного отдыха. Для обычного пользователя может быть не так очевидна разница между лагерем старого формата и лагерем нового образца, разработанного в концепции Edutainment. Однако индивидуальные результаты для участников и оценка профессионалов в области образования действительно показывают качественную разницу.

● Как же сделать программу лагеря полезной, развивающей и увлекательной?

● Как сделать так, чтобы уже на этапе ознакомления с программой родители и дети были погружены в процессы освоения навыка и хода сюжета?

● Как с помощью программы изменить представление о лагерях в целом?

Ниже — личная авторская просьба.

Внимательно изучите наш взгляд на концепцию Edutainment — это ключ к пониманию всего смысла книги! Без этого чтение станет техническим, а суть будет не раскрыта!

КОНЦЕПЦИЯ EDUTAINMENT: ИДЕОЛОГИЯ И ЦЕННОСТЬ

Существуют разные определения понятия Edutainment наших коллег из сферы образования. Мы, опираясь на них и на свой практический опыт, приводим вам свое определение.

Edutainment — концепция, в основе которой заложен баланс обучения и развлечения. Он достигается путем внедрения разных форм игровых практик в традиционные форматы обучения. Концепция помогает сделать обучение увлекательным и интересным, тем самым повысить включенность участников в образовательный процесс.

Понятие Edutainment впервые появилось в 1973 году, когда географ Роберт Хейман выступил с докладом для Национального географического сообщества. Он показал свой образовательный игровой фильм про животных, в котором были интерактивные элементы.

За почти пятьдесят лет концепция Edutainment успешно внедрялась в онлайн — и офлайн-образование. С начала 2010-х годов она начинает использоваться в крупных бизнес-организациях как инновационное решение проблем образования взрослых.

В настоящее время традиционные методы, используемые в концепции Edutainment (например, фильмы, образовательные игры, телепрограммы, радиопрограммы, книги и комиксы, музыка), уже являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Из современных возможностей добавляются электронные учебники, сетевые варианты музейных выставок, видеоигры, электронные тренажеры и энциклопедии, мессенджеры, веб-квесты, блоги, чаты, видеоконференции. Однако наличие в программе лагеря всех методов или их части совсем не означает, что она разработана в концепции Edutainment. Главная ценность подхода Edutainment — целостность образовательной и игровой концепции, общее направление образовательной и игровой цели обучения, геймификация и метафоризация образовательного процесса, а также стремление к самонаправленному стилю обучения участников.

О самонаправленности в обучении мы расскажем чуть позже, сейчас же хочется раскрыть базовые составляющие концепции Edutainment.

ИНФОРМИРОВАНИЕ О ПРОГРАММЕ

Знакомство участников с программой на этапе покупки и погружение в программу до ее начала. Еще до старта программы мы работаем с метафорой и геймификацией. Это не просто информирование о том, что будет. Это интерактивные активности в выбранной сюжетной линии. Например, если игровая концепция в стилистике «Звездных войн», то приглашение на программу оформлено как письмо от персонажа. Участнику может быть предложено выбрать себе свое галактическое имя и зарегистрироваться на звездном портале, а также пройти тест «Кто я из персонажей"Звездных войн"».

ОБУЧАЮЩИЙ РЕКВИЗИТ

Отработка ключевого навыка программы лагеря с помощью симуляторов, информативного реквизита, текстовых документов. Реквизитом для обучения может стать все, что угодно. Наглядные материалы, ассоциативные карты, предметы, которые можно подержать в руках, даже обычные раскраски в тематике обучения будут способствовать большей вовлеченности участников и лучшему присвоению навыков.

АТМОСФЕРА И ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

Соответствие содержания и оформления пространства выбранной игровой и образовательной концепциям, возрастным особенностям целевой аудитории, целям и задачам лагеря.

МЕДИАЭЛЕМЕНТЫ

Видео-, аудио-, онлайн-приложения и прочие сервисы повышают вовлеченность участников программы лагеря. Значительно интереснее для подростков искать самые топовые вакансии самостоятельно в интернете, чем слушать от вас, что сейчас находится в трендах и почему.

ИГРОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Разновидности игровых методов: разминки, динамические, навыковые игры, ролевые, деловые игры, а также игровые этюды и зарисовки в рамках других методов активного обучения.

ОБРАЗ ВЕДУЩЕГО

Роли и стиль организаторов лагеря, их внешний вид, речь, эмоциональность, язык тела — образ организатора лагеря всегда важен для участников обучения.

ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

Онлайн-сопровождение на программе: выдача и проверка домашних заданий, обратная связь, онлайн-тесты. К этому относится и сопровождение участников после окончания программы лагеря.

«ПОЛЕВАЯ» ПРАКТИКА / ОТРАБОТКА НАВЫКОВ И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Апробация развиваемых навыков в рамках мероприятий, а также самостоятельное добывание знаний в лагерном интерактивном пространстве. Нужно только правильно и интересно организовать пространство для того, чтобы участники продолжали получать знания самостоятельно. Сюда же включено и сопровождение участников после программы лагеря.

Все эти составляющие программы работают на решение одной из главных задач концепции Edutainment в лагере, обеспечивая переход от зависимого типа участников программы к самонаправленному типу.

С помощью Edutainment-подхода мы стремимся к тому, чтобы участники переходили от неосознанного формального присутствия в программе, заучивания информации, оценочной системы мотивации, объект-субъектного взаимодействия с организаторами лагеря к формулированию собственных интересов в рамках программы, субъект-субъектным отношениям, исследованию, добыванию знаний в «полевых» условиях и собственному индивидуальному вектору присвоения ключевого навыка образовательной программы.

Исходя из таких задач и перечисленных выше составляющих программы, можно выделить ключевые признаки, характеризующие концепцию Edutainment.

УВЛЕЧЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ ЛАГЕРЯ

Необходимо обнаружить актуальные потребности участников, то, что интересно непосредственно им. Интересы и потребности могут быть косвенно связаны с ключевым навыком — тогда с помощью геймификации или примеров из сфер, интересных для участников, организаторы могут увлечь участников образовательной целью программы.

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ

Игра — это отличный способ симуляционной деятельности. Попробовать то, чему мы учимся, — практически 5D-модель реальной жизни. Именно игра является одним из основных методов в концепции Edutainment и программы лагеря.

ЭЛЕМЕНТЫ РАЗВЛЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

Шоу, интерактивные методы, удивительные события, юмор, непринужденность — все это помогает участникам получать дополнительную (а в некоторых случаях на начальных этапах и основную) мотивацию для дальнейшего участия. Это позволяет снижать стресс, напряжение и повышать эмоционально положительные впечатления.

СОВРЕМЕННОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ ЛАГЕРЯ

Это касается и средств обучения (технических), и тематик геймификации — они должны быть понятны и знакомы вашим участникам, а также соответствовать актуальным трендам.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО,

Концепция Edutainment — особый подход к построению программы лагеря, который основывается на балансе развлечения и обучения, формировании первичного интереса к ключевому навыку программы с получением довольствия от процесса обучения и стойкой мотивации.

В завершение хочется поговорить о сложностях, которые возможны при выстраивании образовательной и игровой концепций программы лагеря в Edutainment-подходе. Приведем несколько примеров.

Несоблюдение баланса между обучением и развлечением. В погоне за интересностью и разнообразием программы есть риск упустить главную задачу образования — получение знаний и навыков. Избежать этого поможет постоянная сверка: совпадает ли ваша игровая цель и цель обучения.

При использовании концепции Edutainment, создание программы требует больших вложений. В данном случае встает вопрос о возможности привлечения дополнительных ресурсов (а значит, и дополнительных расходов), необходимых для организации процесса. Безусловно, просто провести мастер-класс бюджетнее, чем организовать интерактивный процесс с привлечением технических средств, включенных в игровую концепцию.

Бóльшая включенность и подготовленность организаторов лагеря требуют дополнительных временны́х ресурсов. Да, это так. Однако важно помнить, что для организации лагеря в концепции Edutainment не всегда необходимо ставить шоу мирового масштаба. Возможно, достаточно просто добавить в вашу программу элементы видеометода или придумать красивое интерактивное оформление игровой концепции.

Узнайте еще больше об отличиях обычного и Edutainment лагеря в дополнительном материале от авторов книги. С примерами, кейсами и картинками!

https://shashniki.com/otlichya-edutainment-lagerya-ot-obichnogo/

Мы, команда Творческого Объединения #Шашники, опираясь на свой более чем десятилетний опыт в области разработки программ лагерей, с радостью приглашаем вас пройти вместе с нами путь разработки программы лагеря от условного «ничего» до готовой программы, вместе с нами ответить на множество интересных вопросов, которые рождаются в ходе появления новой программы, поразмышлять над проблемами, возникающими у нас — разработчиков. Мы зовем вас в исследование, цель которого — изучить уникальное образовательное пространство — лагерь!

Наша миссия в этой книге — усовершенствовать систему разработки программ для лагеря, помочь вам повысить интерес к вашему бизнесу и его конкурентоспособность. Мы готовы и хотим быть на связи с нашими читателями, обмениваться профессиональным опытом и развивать сферу образования путем создания новых обучающих пространств в лагере. Мы хотим менять представление о лагерях!

Если вам будет полезна независимая экспертиза программы вашего лагеря, благодаря которой вы увидите ее новые возможности, найдете новые идеи для развития и модернизации существующей программы или даже создадите новую, то пишите нам — мы готовы вас поддержать!

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обучение через развлечение. Edutainment лагерь как технология современного образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я