О семи грехах и семи добродетелях

Группа авторов, 2017

В данной брошюре на основе святоотеческого опыта рассматривается, что такое грех и что такое страсти, что в них общего, а в чем они отличаются; здесь ясе подробно рассмотрены основные греховные страсти человека, а также добродетели, которые, по учению святых отцов. помогают христианину в борьбе с первыми. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О семи грехах и семи добродетелях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Механизм действия страсти в человеке: святоотеческий опыт

Рассмотрим механизм развития и действия в человеке страстей. Этот механизм выделили и рассмотрели святые отцы ранних веков христианства, это — учение Православной Церкви.

Первым этапом в механизме развития страсти является возникновение искусительного помысла. Помысл представляет собой соблазняющую мысль, которая возникает в человеке под влиянием впечатлений, идущих от внешних чувств и окружающего мира. Как правило, помысл еще не считается грехом, ведь это только самая начальная (пограничная) стадия страсти, появление которой человек часто не способен проконтролировать. Дело в том, что, по учению Церкви, помыслы в человеке не появляются сами собой, ибо они безличностны, их вкладывают в разум и душу человека падшие ангелы (бесы). Человек так устроен, что не может не впускать в себя мысли со стороны, но у него есть другое свойство — свободная воля, и ею он может их отсекать от своей души еще в самом начале. Святые отцы настаивают на том, что искусительный помысел необходимо отвергать в самом начале его появления на границе разума и души и не впускать его в свой внутренний мир. В этом случае он не повлияет на духовное равновесие чело — века, и именно поэтому он не считается грехом. Один из знаменитых подвижников — игумен Никон (Воробьев) — по поводу помыслов сообщает следующее (одному молодому человеку): «Пусть… смотрит на эти мечты, как на самого диавола, которому не разрешено явиться в том виде, каков он есть, чтобы не слишком повредить… а только действовать через помысл и воображение» [3, с. 59]. Со своей стороны, святитель Феофан Затворник призывает уметь различать помыслы, что есть «брань мысленная». Святитель пишет, что увидев в благих помыслах друзей, «принимают их с почетом, а увидев их врагами, прогоняют с бесчестием» [10, с. 429].

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О семи грехах и семи добродетелях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я