О святых мощах

Группа авторов, 2016

В настоящей брошюре содержится краткий рассказ о том, что такое святые мощи, как исторически складывалось их почитание, для чего нам необходимо воздавать им особую честь и поклонение, приведены основные понятия, связанные со святыми мощами. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О святых мощах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Христианское отношение к телу

«Дух Святой бывает во всем человеке: и в „душе, и в уме, и в теле»

Преподобный Силуан Афонский[2]

Прежде чем начать рассказ о святых мощах, хотелось бы вспомнить первые дни существования человечества. История сотворения человека содержится в Священном Писании Ветхого Завета, в книге Бытия, и описывается достаточно краткими фразами. Из них можно выделить две основные: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1, 26). И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. (Быт. 2, 7).

Из вышеприведенного текста видно, что материальная часть человека, т. е. его тело, сотворена из земной пыли. Но в то же время человек принадлежит двум мирам — земному (материальному) и небесному (духовному). Материальным центром жизни является тело человека, а духовным — душа и дух. Согласно мнению святых отцов, ««образ Божий» в человеке состоит в свойствах и силах человеческой души — ее духовности, разуме, чувствах, в свободной воле, а «подобие» — в направлении этих сил и способностей к Богу, в свободном развитии и усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу»[3]. При этом святые отцы не имеют единого мнения о духе человека. Некоторые из них «рассматривают его, как самостоятельную часть человеческого существа, а некоторые — как высшее проявление души»[4].

В Ветхом Завете тело умершего человека считалось нечистым. Более того, многие древние религии и философии презирали и ненавидели тело, «полагая, что виновник греха в нашем естестве — это тело»[5].

Подобное мировоззрение в корне изменилось лишь после пришествия Христа в мир. Христос воплотился, став человеком, и тем самым показал, что для Бога нет ничего нечистого. Человек призывается ко спасению вместе со своим телом, ведь «в будущее вечное блаженство (как и в вечные мучения) человек перейдет всем своим существом: и бессмертной душой, и телом, которое воскреснет и вновь соединится с душой, пред Страшным Христовым Судом»[6]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О святых мощах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

lib.pravmir.ru/library/readbook/1392 (дата обращения: 06.06.2015).

3

Еп. Вениамин (Пушкарь). Священная Библейская история Ветхого Завета. — Влад.: Издательство Дальневосточного гос. университета, 2000. — С. 19.

4

Никифоров Ю.Б. Будь крепок духом и телом. Православный взгляд на физическую культуру. — М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2003. — С. 14.

5

Малков П. Ю. Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: курс лекций. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. — С. 133.

6

Игумен Филарет (Вознесенский). Конспект по Закону Божию. — СПб: ГИПП «Искусство России», 2003. — С. 19.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я