Вне осмысления темы благоразумного разбойника невозможно представить себе ни русскую историю, ни русскую культуру. Не случайно отечественная средневековая иконопись помещает фигуру первого насельника рая – обнаженного по пояс, в белых портах, несущего большой, тяжелый крест, – на северных дверях алтарей – там, где традиционно изображаются первосвященник Аарон, первомученик Стефан и Архангелы. Но особенно актуальной становится тема благоразумного разбойника в наше время, в котором все отчетливей проступают черты грядущих испытаний и, в первую очередь, испытания веры.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О благоразумном разбойнике Рахе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви
ИС 13-301-0072
Христианское богословие единодушно утверждает, что первым с Господом вошел в рай благоразумный разбойник по имени Рах. Евангелие рассказывает, что вместе с Иисусом Христом были распяты два разбойника. Распятый по левую руку Господа хулил Спасителя и повторял фарисейское: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Распятый же по правую руку укорял своего товарища, говоря: мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И после признания собственной вины этот разбойник обратился к Спасителю со словами, которые все верующие христиане повторяют и будут повторять до самого славного Второго пришествия своего Владыки: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Надежда подобного исповедания веры заключается в ответе Иисуса Христа благоразумному разбойнику: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 39–43).
Преподобный Нил Мироточивый Афонский
Отчего один из распятых со Христом разбойников познал во Христе Бога, а другой похулил[1]
Спрашиваю я тебя: как узнал благоразумный разбойник Христа на кресте, что Он истинный Бог?.. Какой свет (просветил его, что) он познал Божество Христово на кресте и осудил другого разбойника, чтобы он замолк и не хулил?.. Он (был) разбойник, и другой разбойник; чего же ради было одному исповедать Божество Христово, а другому хулить Его?.. — Выслушай, как соделалось то, что один разбойник исповедал Христа и Божество Его на кресте, а другой похулил. Разбойник тот (первый) был млеко-вскормлением[2] Пресвятой, другой же произошел от семени Иуды Искариотского, говорим — предателя.
Когда смутился Ирод из-за Иисуса, быв поруган волхвами, Ангел повелел (Иосифу), дабы удалился оттуда; удалились Иосиф и Богоматерь с Младенцем, отправились в путь (см. Мф. 2, 13–14); пришли в селение, называемое по-еллински Фексанион (Странноявленное); настигло их время вечернее, вошли они в селение, пришли в один дом и там заночевали. Приняли их с таким радушием, (хотя и) не знали, кто они такие. Такое страннолюбие проявил не один только тот дом, но и все селение слыло страннолюбивым, почему и прозвалось Фексанион по-еллински.
В доме том, где они почили, им по обычаю стали готовить трапезу; когда со стольким радушием ее приготовляли, младенец дома был оставлен и, как свойственно детям, страшно кричал и жалостно плакал.
Видит Пресвятая, что младенец плачет, взяла его на руки, чтобы он успокоился и, открыв пречистую Свою грудь, млеконапитала его, как обычно младенцев… После же ночлега, когда рассвело, отправились они в путь и пришли туда, куда повелел Ангел.
Младенец со временем вскормился; потом стал зрелым человеком; как человек, победился соблазнами, хотя и был от части Давида (то есть как бы от семени Давида, ибо вкусил молока Божией Maтepи), — стал разбойничать вместе с семенем Иуды…
Они были схвачены властью царской и представлены на судилище в тот час, когда книжники и фарисеи осудили Господа нашего Иисуса Христа; было постановлено решение распять Христа посреди двух разбойников, что и сотворили; и распят был Господь наш Иисус Христос, — «яко овча на заколение…» — между двумя разбойниками (см. Ис. 53, 7; Иер. 12, 3; Деян. 8, 32).
Тогда молоко Богоматери, некогда питавшее во младенчестве разбойника, оказало свое действие и на кресте: отверзлись очи распятого разбойника, познал он Божество Христова, помянул страннолюбие, которое было проявлено в дому родителей его, и воскликнул: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си (Лк. 23, 42). — Разбойник как бы так говорил: «Господи! Сии пречистые руки Твои благословляли дом отца моего, и приняли (дословно — познали) родители мои Божество Твое; теперь же зрю я руки Твои, пригвожденными ко Кресту ради грехов моих родителей и ради содеянных мною грехов, — благослови убо и меня во Царствии Твоем…» — «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем.»
Услышав такое исповедание от разбойника, Иисус воскликнул и сказал: аминь, глаголю тебе, днесь со Мною будеши враи (Лк. 23, 42).
Видишь ли из этого, что сострадающий ближнему и творящий милость ему не потеряет ее, — мало ли, много ли, чужому ли, другу ли, родному ли, доброму ли, злому ли делает ее, не забудется (оказанное) милосердие и не забвен будет тот, который творит милостыню ближнему своему, будь то словом или делом… Возьми пример с Госпожи Богородицы (то есть из того, какое благо оказала Она, накормив младенца молоком Своим ради оказанной Ей и Сыну Ее милости). Благодаря сему был облагодетельствован разбойник (то есть благодать пречистого молока Божией Матери отверзла ему духовные очи к познанию Божества Христова, и), быв накормлен Ее грудью, он на кресте сделался исповедником Сына Ее.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О благоразумном разбойнике Рахе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других