Книга является обновленной версией предыдущей книги автора, изданной к 95-летию образования Северной гидрографической экспедиции (СГЭ). За прошедшие 5 лет были найдены ранее неизвестные факты по истории образования СГЭ и ее предвестников. В книге появились новые главы: рассказы ветеранов Экспедиции о их службе в ней и о детальных результатах исследований Арктики в XXI веке.Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей изучения Северного Ледовитого океана.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Гидрографическая экспедиция Северного флота. Век в Арктике (1924 – 2024). Малоизвестные факты» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3.
Основные вехи в вековой деятельности Гидрографической экспедиции Северного флота (1924 — 2023)
Северная гидрографическая экспедиция с момента своего образования в мае 1924 года сохранила свое местоположение в районе Соломбала города Архангельска (в 1986 году уже 30-я ГЭ СФ (с 1971 г.) была переведена в Мурманск, напротив которого через Кольский залив в поселке Мишуково базировались океанографические исследовательские суда Гидрографической службы Северного флота, используемые СГЭ для походов в море).
Основная часть информации об этапах экспедиции до 1960 г. была взята из книги ветерана СГЭ капитана 2 ранга в отставке, действительного члена Русского географического общества Федотова Павла Петровича «Гидрографы в Арктике и Антарктике» (Архангельск, Поморский университет, 2004, 169 с.), завершившего службу в СГЭ в 1975 г. в должности начальника Отдела камеральной обработки. Также часть данных автору удалось найти в отчетах экспедиции за данные периоды в архивах Центрального картографического производства. В целом автор согласен с периодизацией деятельности СГЭ, предложенной Федотовым П. П., за исключением объединения периода Великой Отечественной войны с послевоенным.
Федотов П. П.
Родился 7 ноября 1926 года в селе Нерица Печорского уезда Архангельской губернии (ныне Усть — Цичёмский район республики Коми). Предками были староверы — выходцы из земель Великого Новгорода, заселившие среднюю Печору еще в XVI веке, во времена Ивана Грозного.
Павел Петрович начал ходить в море с 14 лет на паровых судах Печорского речного пароходства, работая кочегаром, масленщиком, помощником механика (в зимнее время — на судоремонте). В 1943 году окончил с отличием Ремесленное училище речного флота, в 1947 году — с отличием Печорский речной техникум.
С 1941 по 1946 годы принимал участие в перевозке и транспортировке грузов и железнодорожного оборудования по рекам Печоре и Усе для строившейся в годы войны Печорской железнодорожной магистрали, а также в перевозке каменного угля для кораблей Северного флота в порт Нарьян-Мар.
В 1951 г. окончил Гидрографический факультет Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе.
С 1951 по 1975 гг. служил в СГЭ, пройдя должности от помощника командира Гидрографической партии Гидрографического отряда до начальника Отдела камеральной обработки. Участвовал во многих арктических и антарктической экспедициях по гидрографическому изучению и исследованию морей и океанов. В дальних плаваниях на кораблях и в составе экспедиций прошел 20 морей, 3 океана. Во многих экспедициях непосредственно участвовал в океанографических исследованиях неизученных или мало изученных районов, снимая «белые пятна» с навигационных карт, корректируя их и составляя лоции.
После увольнения в запас 6 лет работал в Северном морском пароходстве, из них 2 года плавал первым помощником капитана на транспортном теплоходе «Белозерсклес».
За безупречную службу, трудовую деятельность во время Великой Отечественной войны, исследования в Арктике и Антарктике награжден 16 медалями СССР и России, в том числе: «За отвагу», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «Ветеран Вооруженных Сил СССР» и др.
Начало деятельности
(1924 — 1933)
В 1924 — 1926 гг. СГЭ изучала режим течений в Горле Белого моря. Наблюдения производились с гидрографических судов «Купава», «Метель», «Мурман». На основании работ был создан Атлас течений в Горле Белого моря. В это же время экспедицией астрономически определены координаты маяка Соловецкий, а на Терском берегу — светящего знака Пулонга, мыса Никодимский, а также проведена буссольная съемка острова Сосновец и мензульная съемка в западной части дельты реки Северная Двина. Наряду с морским и прибрежным промерами велись уровенные (за приливами) и другие гидрофизические наблюдения, топографическая съемка, магнитные и гравитационные наблюдения на берегу.
После окончания экспедиций, как ранее и предлагал Н. Н. Матусевич, большая часть офицерского состава экспедиции возвращалась в Ленинград для обработки полученных данных и построения промерных планшетов.
В Баренцевом море с 1925 по 1934 гг. была выполнена систематическая подробная опись Мурманского берега от губы Вайда (полуостров Рыбачий) до мыса Святой Нос, но без гидрографического промера прибрежных вод.
По результатам работ многим географическим объектам в Арктике, выявленным СГЭ, были присвоены наименования. Много названий выработала комиссия СГЭ под председательством ветерана ГЭСЛО Н. И. Евгенова в составе В. П. Александрова, В. С. Лукьянова, П. Е. Федорова и А. П. Архипова, работавшая 3—4 апреля 1925 г. (книга «Топонимика морей Советской Арктики», Ленинград, 1972).
Предвоенный период
(1933 — 1941)
В 1933 году в соответствии с Постановлением Правительства СССР была создана Северная военная флотилия, преобразованная в 1937 г. в Северный военно-морской флот. В результате таких преобразований Северная гидрографическая экспедиция была подчинена Беломорской военно-морской базе и получила соответствующую добавку в своем названии — СГЭ Беломорской ВМБ (установлено автором по надписям в научно-технических отчетах экспедиции тех лет).
18 мая 1935 г. гидрографы СГЭ на гидрографическом судне «Мигалка» подошли к деревне Сюзьма на берегу Двинского залива Белого моря, в районе которой предполагалось построить военно-морскую базу. На берег с судна выгрузили: два промерных бота с двигателями типа «Болиндер» и «Скрипс», инструменты, оборудование для промера и съемки, имущество комплексной гидрографической партии. Начальником гидрографической партии был назначен старший лейтенант Терешин Альберт Гаврилович.
Всеми видами работ в силу их исключительной важности командовал лично начальник экспедиции капитан 1 ранга Шинков Дмитрий Васильевич с борта гидрографического судна (ГИСУ) «Мгла», на котором в 1935 г. впервые на Севере для промера был установлен первый отечественный электрический эхолот типа «ЭЛ» ленинградского завода «Коминтерн».
На ГИСУ «Мигалка» промером и обследованием руководил заместитель начальника СГЭ Глинков Евгений Георгиевич, впоследствии контр-адмирал, заместитель начальника Гидрографического управления ВМФ.
Прибрежный промер на 2 ботах выполняли лейтенанты В. Беляев и А. Рубе (имя и отчество Рубе Андрея Александровича, 1912 г. р. установил корректор О. Горлов).
Топографическую съемку на планшетах в масштабе 1:10 000 и 1:25 000 выполняли техники-производители работ И. Д. Мороз и Л. П. Агафонов, которых автор застал еще в экспедиции в 1981 г. в добром здравии.
Из книги П. П. Федотова: «Над всей местностью в районе работ величественно возвышался Никольский монастырь, который впоследствии также был включен в геодезическую сеть и стал одним из основных координатных пунктов».
В начале работ был установлен водомерный (футшточный) пост для уровенных наблюдений за приливами, на котором наблюдения ведутся и до настоящего времени.
В течение лета 1935 года СГЭ провела топографическую съемку побережья Двинской губы Белого моря в масштабах 1:10 000 и 1:25 000, в районе, где было решено организовать военно-морскую базу Молотовск (поселок основан в 1936 году, 12 сентября 1957 года переименован в Северодвинск). Также в прибрежной части данного района был выполнен прибрежный и морской промер.
Материалы, полученные комплексной гидрографической экспедицией в 1935 г., были использованы для составления и издания морских навигационных карт и пособий. Были также сформулированы рекомендации для проектирования и строительства объектов, а также проведения дноуглубительных работ на акватории будущего завода и подходного морского канала к нему.
В 1936 г. впервые на Севере при топографических работах СГЭ была применена аэрофотосъемка побережий Белого и Баренцева морей. В тот же год офицерский состав экспедиции перестал убывать на зимний период в Ленинград и стал постоянно базироваться в Архангельске в различных зданиях, дополнительно к выделенному при образовании дому номер 26 по набережной Северной Двины в Соломбале Архангельска.
В 1936 году в составе экспедиции было три отряда, которые до этого года назывались партиями: Гидрографический, Геодезический и Судового промера. Видимо Гидрографический отряд занимался прибрежным промером с базированием на берегу.
К 1938 г. на побережье Белого моря было выполнено: триангуляция 2-го и 3-го классов, топографическая съемка и промер: в дельте реки Северная Двина и Горле Белого моря, в Мезенском, Кандалакшском заливах, на Карельском, Терском, Летнем, Зимнем берегах. В результате работ была создана геодезическая основа по всему побережью, за исключением Онежского залива, закончена систематическая опись на большей части Терского и Карельского берегов, побережья в Кандалакшском, Двинском и Мезенском заливах.
До 1938 г. гидрографические работы в море ограничивались отдельными детальными съемками для составления крупномасштабных планов в Белом и Баренцевом морях. Прокладывались новые геодезические сети на побережье Баренцева моря к востоку от мыса Канин Нос. Впервые инструментально с высокой точностью были взаимоувязаны координаты геодезических пунктов западного и восточного берегов Горла Белого моря.
К 1940 году в экспедиции появляются новые гидрографические и геодезические инструменты и приборы, а также новые промерные катера повышенной мореходности (фото 19). На вооружение новых катеров стали также устанавливать эхолоты, что позволило значительно увеличивать объемы гидрографических исследований.
Великая Отечественная война
(1941 — 1945)
В годы Великой Отечественной войны экспедиция обеспечивала безопасное в навигационном отношении базирование кораблей, топогеодезическую подготовку береговой артиллерии, минные постановки и траление мин противника. Гидрографы участвовали в боевых действиях (первом броске десанта), в проводке конвоев (арктических и союзных), создании картографических материалов для десантных операций.
В книге, в разделе «Воспоминания ветеранов», приведен краткий очерк начальника СГЭ на момент начала Великой Отечественной войны капитана 1 ранга Алексеева А. Н. (из его главы в книге «Гидрографы в Великой Отечественной войне в 1941 — 1945 гг.», ГУНиО МО РФ, 1974), в котором он рассказал, как экспедиция встретила начало войны.
Уже в первые месяцы войны СГЭ понесло тяжелую утрату. 24 июля 1941 г. было потоплено гидрографическое судно «Меридиан» (командир — капитан-лейтенант Егоров В. Г.), вышедшее 22 июля из Кольского залива в Иоканьгу для снабжения маяков восточного побережья Кольского полуострова и для эвакуации с маяков женщин и детей. Снабдив маяк Харлов и выйдя в направлении губы Восточная Лица, «Меридиан» подвергся нападению четырех немецких эсминцев типа «Редер», расстрелявших судно в упор. Машинная команда под руководством механика инженер-капитан-лейтенанта С. И. Дубровина и старшего моториста Заварзина, борясь с поступавшей водой, так и погибла в машинном отделении. Последним покинул гибнущее судно раненый командир «Меридиана». Объятый пламенем «Меридиан», оседая на корму, затонул с развевающимся на гафеле флагом. Погибло 46 человек, среди них были женщины и дети (в летнюю навигацию 2022 года корпус судна был найден потомками — специалистами 4 — й Арктической океанографической экспедиции на малом гидрографическом судне 41 РГС СФ «Николай Скосырев» (выпускник ВВМУ им. М. В. Фрунзе 1932 года, начал службу в СГЭ, в 1947 — 1967 годах — начальник ГС СФ, контр-адмирал).
3 ноября 1941 г. в СГЭ была образована ледоводорожная служба в составе Кандалакшского, Кемского и Резервного отрядов.
Кемский ледоводорожный отряд (командир — капитан-лейтенант Малышев И. И.) состоял из 30 человек; Кандалакшский (командир — старший лейтенант Останин М. М.) — из 40 человек; Резервный (командир — капитан-лейтенант Карев В. С.) — из 35 человек. Служба обеспечивала подход судов к припаю по створам с железнодорожными фонарями, которые не были видны сверху вражеской авиации, а также помогала осуществлять выгрузку личного состава и техники на лед, а также их последующую перевозку по льду к пунктам назначения. Так, например, 9 января 1942 года Кемский отряд обеспечивал выгрузку ледокольного судна «ЛД — 6». На лед было высажено 600 человек и снято 5 тонн груза. За ночь люди и груз были проведены гидрографами по льду к месту назначения.
Тяжеловесы транспортировались тракторами по ледовой трассе длиной 9 км. Этой работой умело руководил гидрограф капитан-лейтенант Жилинский А. К., будущий начальник экспедиции.
Кемский отряд обеспечивал перевозки зимой 1942/43 гг. 21 февраля 1943 года принимал на лед людей и 600 тонн груза с л/п «Георгий Седов». На этом же судне с 7 по 13 апреля были доставлены грузы из Архангельска, Кеми и с Соловецких островов в Рабочеостровск (расположен на берегу бухты, удобной для базирования кораблей, около пос. Попов Остров, в 1914 году ГЭ БМ организовала там футшток, С 1918 до 1924 года остров носил имя сначала Красная революция, а затем Октябрьской революции) перевезено 3 000 бойцов и боевая техника.
Резервный ледоводорожный отряд обеспечивал ледовые дороги, проложенные по реке Северная Двина и ее рукавам между городами Архангельск и Молотовск, на острова Мудьюг и Ягры.
Летная группа на самолетах «У — 2» производила разведку дрейфующих льдов и наведение транспортов к точкам высадки, которым по радио передавались координаты точек подхода к припаю. В группу входили полярные летчики майор Сидоров, капитаны Иванов и Рогожин. Ответственным за работу летной группы был назначен гидрограф СГЭ капитан 3 ранга Пахомов Н. И.
В течение 1942 года СГЭ выполнила два весьма важных задания командования Северного флота.
Во-первых, была произведена топографическая съемка 30-ти километровой полосы Мурманского берега от Нокуевского залива до Пулонги, а также Канинского и Конушинского берегов, островов: Соловецких, Моржовца и Колгуева. В результате этих съемок были изданы крупномасштабные карты, явившиеся основой для установки береговых батарей кругового обстрела и оборонительных зон побережья.
Во-вторых, было проведено гидрографическое траление и оборудован в навигационном отношении восточный фарватер на подходе к Горлу Белого моря (ФВК — 7), ставший надежным дублером Терского фарватера, от мыса Городецкий вдоль западного берега Воронки Белого моря.
В результате проведенных работ также удалось осуществить геодезическую привязку острова Моржовец к общегосударственной триангуляционной сети на Конушинском берегу.
Работы были завершены в конце 1942 года, при частых налетах вражеских самолетов, атаки которых отбивались зенитным огнем с установленных на судах орудий и пулеметов. В экспедиционных работах участвовало 650 человек рабочих и техников.
Работы были успешно выполнены благодаря капитан-лейтенантам Бурмакину В. П., Гаркуше И. Ф., Зеньковичу Н. А., Иванову А. Н., Кареву В. С., Терешину А. Г., старшему лейтенанту Останину М. М., лейтенантам Аксенову Л. А., Горшкову Н. М., Панову В. К., инженерам Арефьеву С. А., Бухмейеру В. В., Зайцеву П. И., Морозу И. Д., Коваличеву Ф. Ф.
В 1942 году коллективом СГЭ по результатам работ было сдано в Гидрографическое управление ВМФ 75 промерных и топографических планшетов подходов к Горлу Белого моря с обеих сторон. Руководил камеральной обработкой гидрографических материалов капитан 3 ранга К. К. Цендровский.
В 1943 и 1944 гг. обострилась борьба в Баренцевом и Карском морях. Вражеские подводные лодки поставили в районе Новоземельских проливов, на подходах к порту Диксон и в губе Белушья, более 340 мин.
Командованием Северного флота были сформированы Новоземельская и Карская военно-морские базы, а при них — Новоземельский и Карский гидрографические районы. В Новоземельский район были назначены и обеспечивали безопасность плавания кораблей и конвойных судов: капитан 3 ранга Бурмакин В. П. (начальник района), капитан-лейтенант Жилинский А. К., старший лейтенант Чумак Г. А., лейтенанты Вайнен И. Н., Гречин В. С., Пустошный А. П., Тихонович М. А. и Харьковский В. И.
На помощь Новоземельскому гидрографическому району были направлены три партии СГЭ: комплексная — инженер-гидрографа В. К. Холопова (на Новую Землю в залив Рогачева), гидрографические Л. П. Агафонова и И. В. Осокина (на остров Колгуев). Каждая партия состояла из 60—80 человек, укомплектованные в основном инвалидами Великой Отечественной войны и подростками.
Во время перехода из Архангельска к острову Колгуев гидрографы ГИСУ «Мгла» обнаружили у о. Моржовец, пленили и отбуксировали к острову Вешняк приводнившийся фашистский разведывательный гидросамолет дальнего действия типа «БФ-138». Гидросамолет и четыре пленных летчика были переданы командованию эскадренного миноносца «Жгучий» для доставки в Архангельск.
Особо отличился Аэрофотограмметрический отряд СГЭ (перебазированный из Архангельска в Мурманск 9 июля 1941 г.) при подготовке и проведении Петсамо-Киркенесской наступательной операции и десантировании войск в 1944 г. Было дешифрировано (разведано, определено, «поднято») 1 500 военных объектов противника, определены 500 объектов, важных для высадки и десантирования; составлено большое количество планов, фотосхем, описаний для кораблей, десантных катеров и десантирующихся войск.
Особо отличились при подготовке материалов и в процессе десантирования гидрографы, впоследствии снова служившие в СГЭ: майор Иванов И. И. и подполковник Солдатов С. Н., фотолаборант Потепалов И. В.
Гидрографы СГЭ в период войны обеспечили проводку 1 471 внутреннего конвоя, в том числе и по Северному морскому пути. Встретили 40 союзных конвоев и провели обратно 36.
Начальником СГЭ с 1942 по 1951 годы был капитан 1 ранга гидрограф-геодезист Гаркуша Иван Федорович.
Послевоенный период
(1946 — 1951)
В послевоенный период гидрографы СГЭ активно участвовали в боевом тралении в Баренцевом и Белом морях. При этом в 1946 году впервые на промерные катера экспедиции был установлен электрический эхолот «ЭЛ».
В 1947 году советскими учеными и конструкторами была создана радиодальномерная система (РДС) «Координатор» (принята на вооружение в 1950 г.). Система позволяла точно определять местонахождение тралящих кораблей в море в дневное время на расстоянии от станции РДС до 200 км, а в ночное — до 80 км из — за влияния отраженных ионосферой сигналов. Одним из участников боевого траления был старший лейтенант Викман Виктор Фридрихович, выпускник — гидрогаф ВВМУ им. М. В. Фрунзе 1945 года, начавший службы в Районе ГС СФ (Мишуково), но затем перешедший в СГЭ (фото 18). Среднеквадратические погрешности определения места составляли в режиме «радиолага» 5 — 18 м, а в режиме «фазового зонда» — 40 — 90 м (ПГС — 38 «Использование системы «Координатор», 1957 г.).
Сущность траления хорошо описал в своих воспоминаниях участник траления выпускник — гидрограф 1953 года А. Ю. Морозов, служивший в Маневренном отряде поселка Мишуково (взято из Интернета).
«Во время Великой Отечественной войны немецкие подводные лодки довольно далеко проникали в наше Заполярье и ставили там донные магнитные мины многократного действия. Они доходили, во всяком случае, до Обской губы и Енисейского залива. Наши штабы нарезали соответствующие полигоны (с большим запасом на погрешности счисления в подводном положении!), подлежащие боевому тралению. Протраливание должно было делаться десятикратным прохождением в нарезанном участке (т. е. магнитное поле трала, имитирующее поле корабля, должно пройти над миной 10 раз).
В составе Северного флота тогда имелись только базовые тральщики проектов 254 и 254м, с ограниченной автономностью и дальностью плавания, предназначенные для траления в районе Главной базы флота — Сеть-Наволок, Цып-Наволок, Кильдин, Териберка.
Для плавания к Енисею и Оби их автономности не хватало. Поэтому приходилось экономить на продуктах (ели консервы и отварную сушеную картошку) и на питьевой воде (пили солоноватую воду из Обской губы и Енисейского залива). Серьезной проблемой была и высадка на шлюпках на необорудованный берег людей, топлива, бензоэлектрических агрегатов, топлива, тяжелых щелочных аккумуляторов, техники береговых станций («Координатор»), палаток, продовольствия в условиях серьезного наката. Офицеры после подъема антенн РНС «Координатор» и отладки работы береговых станций возвращались на головной тральщик вести координирование траления.
Эта работа велась на кропотливо заготовленных заранее на Мишукове планшетах с гиперболическими сетками. Позиционирование с помощью РНС «Координатор» в полярный день имело большие преимущества по сравнению с Балтикой и Черным морем, так как система работала без сбоев и в ночное время, и когда светило Солнце. Таким образом, траление можно было вести круглосуточно, что хорошо поощрялось дополнительным отпуском и денежными надбавками.
Тральщики дивизиона выстраивались в строй уступа, выпускали тралы и подавали в них электрический ток. Штурман флагманского тральщика при этом уходил спать, а рулевой поступал в распоряжение вахтенного гидрографа, ведущего прокладку на планшете. И начиналось: «На румбе?» — «115 градусов» — «Так держать!». «Лево пять по компасу!», «Право не ходить!» и т. д. Главным в работе было не наделать дырок на протраленной полосе и не елозить лишнего по протраленному.
Надо сказать, что прокладка по сетке очень утомительна для глаз: приходилось все время пользоваться масштабной линейкой. В тралении участвовали и офицеры СГЭ. Мне особенно из них запомнился Викман Виктор Фридрихович — выходец из Эстонии (выпускник — гидрограф ВВМУ им. М. В. Фрунзе 1945 г.). Он, обнаружив ошибку молодого офицера и слушая его оправдания, бывало, говаривал своим въедливым голосом: «Нет, лейтенант не может ошибиться, ошибиться может таблица, арифмометр, радионавигационная система, но не лейтенант!».
П. П. Федотов, выпускник — гидрограф 1951 года, в своей книге «Гидрографы в Арктике и Антарктике» вспоминал о Викторе Фридриховиче Викмане: «Один из старейших и заслуженных гидрографов Северного флота Виктор Фридрихович Викман прошел с тральщиками не одну тысячу миль, „считая, будучи молодым лейтенантом, гаммы“. Работа на РДС „Координатор“ была напряженной и изнурительной».
В 1949 г. была создана морская авиационная РДС «Рым», которая хотя и имела аналогичную «Координатору» точность (дистанции определялись с точностью 30 м, а место самолета в идеальных условиях — 40 — 80 м), но имела большую дальность действия — до 380 — 400 км. В 1951 году на Северном флоте было установлено три стационарные станции РНС «Рым», которые обслуживало 45 человек (РГА ВМФ, ф. 2110, опись 3, дело 25).
Впервые на судовом промере СГЭ применила РДС «Координатор» в 1951 году в северной части Мезенского залива и в южной части Воронки Белого моря. Первые образцы были конструктивно еще несовершенными, и чтобы определить место тральщика в море, необходимо было непрерывно считать изменение фигур на осциллографах аппаратуры, как тогда говорили «считать гаммы».
Федотов П. П. вспоминал в своей книге: «При использовании данной РНС следует отметить особую роль командира партии Викмана В. Ф. и заместителя командира партии по технической части Кузина Виталия Федоровича. Данные офицеры научили использованию РНС других офицеров: В. И. Павлова, И. В. Сытинского, Г. А. Смолина, Б. М. Золотайкина, П. П. Федотова, А. И. Шапошникова, В. А. Шорикова и многих других».
Участник боевого траления Золотайкин Борис Матвеевич, выпускник — гидрограф 1951 года, однокашник Федотова П. П., также вспоминал про командира Гидрографической партии СГЭ капитана — лейтенанта Викмана В. Ф., отвечавшего за качество боевого траления: «Своим первым учителем и наставником в практической гидрографической работе я считаю Виктора Фридриховича Викмана. Он был на 6 лет старше меня, но он не был моим официальным наставником. И как — то так получилось, что именно с Викманом я исходил многие километры по тундре, сопкам и скалам, переходил вброд речки, ставил и определял вехи для привязки галсов, устанавливал футштоки, делал нивелировки. Именно Викман обучал всех нас, молодых офицеров, работе с новой, тогда, РНС „Координатор“. Он был трудоголиком и пытался требовать того же от нас. Мы старались, как могли. Временами Викман пытался напустить на себя строгость, но это ему плохо удавалось, так как он был человеком, хотя порою ворчливым, но мягким и незлобливым. Говорил он по — эстонски немного замедленно и с характерным юмором» (книга Золотайкина Б. М. «Дела и судьбы дней минувших». СПб.: Морская карта, 2011).
Исследования на архипелаге
Новая Земля в 1951—1956 годах
С 1951 г. СГЭ, на основании специального Постановления Правительства РФ 1950 г., приступила к выполнению правительственного задания по гидрографическому обследованию западного побережья архипелага Новая Земля, в том числе для проведения ядерных испытаний.
Для увеличения офицерского состава экспедиции перед предстоящими масштабными работами в нее в августе 1951 года прибыло сразу 12 лейтенантов, выпускников Гидрографического факультета ВВМУ им. М. В. Фрунзе. В 1952 году прибыли еще 9 лейтенантов.
В задание входило проведение комплексных работ: рекогносцировка, строительство геодезических пунктов (пирамид, знаков, сигналов), закладка центров на этих пунктах, наблюдения на них с целью определения координат. Следом за этими работами шли: прибрежный и морской промеры, топографическая и магнитная съемки в заливах, губах и бухтах.
Геодезический отряд состоял из 5-ти геодезических партий, которыми руководили В. В. Бухмейер, И. В. Осокин, С. А. Арефьев, В. А. Мамонтов, И. П. Ковригин. Командиры отряда (последовательно): инженер-капитан 2 ранга Н. П. Елецкий и капитан 2 ранга Н. Г. Мандрик.
Командиром Гидрографического отряда был капитан 2 ранга Иван Иванович Малышев. Отряд состоял из 5-ти партий (командиры: старший техник-лейтенант Л. П. Агафонов, капитан 3 ранга X. И. Сарычев, капитан-лейтенант В. М. Антипов, капитан-лейтенант П. И. Ванюхин, капитан-лейтенант С. А. Фридман).
Морской промер в восточной части Баренцева моря производился Партией судового промера под руководством капитана 3 ранга В. Ф. Викмана. Работы проводили офицеры Г. Л. Барковский, И. М. Воронов, Б. М. Золотайкин, Н. И. Королев, В. Ф. Кузин, В. П. Кузнецов, Л. В. Новожилов, Ю. А. Обухов, Г. А. Смолин, И. В. Сытинский, В. А. Шориков и другие. Для производства морского промера были приданы два Больших охотника, полученные по Лендлизу от США (рассказ Б. М. Золотайкина о работе на них можно прочитать в главе «Воспоминания ветеранов»).
Радиодальномерной партией командовал капитан-лейтенант А. Я. Марголин. Береговые станции РДС «Координатор» были установлены на мысах Литке, Сахарова и Больших Оранских островах.
Прибрежный промер выполнялся на 18 промерных катерах офицерами Н. М. Аносовым, И. В. Бещевым, С. Ф. Бойцовым, А. В. Бородиным, В. А. Бурым, П. М. Ершовым, В. А. Ищенко, А. Ф. Карбасовым, Е. Н. Карусевым, Р. С. Константиновым, А. Г. Курганским, Е. В. Моляковым, Л. В. Новожиловым, М. Ф. Перминовым, В. Г. Рыбиным, Л. А. Садовниковым, Н. К. Тимошенко, П. П. Федотовым, А. И. Шапошниковым, С. М. Щербаковым; производителями работ А. К. Баевым, П. К. Галышевым, Л. 3. Кичаевым, П. И. Меньшиковым, Н. С. Налетовым, Е. И. Полозовым, В. К. Холоповым и другими (автору в 1981 г. удалось участвовать в прибрежном промере Онежской губы Белого моря с некоторыми из указанных ветеранов: Кичаевым Л. З. и Налетовым Н. С и жить с ними в одной палатке, а с Моляковым Е. В. — служить в Гидрологическом отряде и, более того, также жить в одной палатке в период ВВШЭ «Север — 81»). Глубины на «РБЗ-46» измерялись эхолотом «НЭЛ-3».
В Аэрофототопографическом отряде было 3 партии, которыми командовали майор И. И. Иванов, капитан технической службы Ф. П. Афанасенков и капитан-лейтенант Л. Д. Барский. Командиром отряда на протяжении всего периода работ был капитан 2 ранга А. Н. Иванов.
Топографическими и геодезическими группами руководили офицеры М. В. Александров, А. В. Афонин, А. Г. Ахмедов, И. В. Верзин, В. А. Власов, Н. С. Воронин, Р. И. Гоноровский, Н. А. Зырянов, Е. Н. Карусев, А. С. Кашицын, В. А. Коугия, Ю. А. Курочкин, Л. А. Малков, В. И. Махнач, И. Д. Мороз, В. А. Новиков, Ю. Я. Петухов, В. М. Святун, Д. И. Селянин, А. Н. Солдатов, Ю. В. Схиртладзе, И. С. Фелицын, В. С. Чернухо, Г. С. Чернухо, К. А. Шмаков, Н. Г. Ягодницын; производители работ А. А. Ваймугин, Е. В. Корконосова, М. А. Кузнецов, В. П. Кузнецов, В. А. Куроптев, В. С. Макеев, В. А. Митюхляев, Г. А. Морозов, В. Н. Петров, А. Н. Потанин, В. А. Рябов, А. П. Чирков, А. В. Шилов и другие.
Гидрологическими (корректнее, океанографическими) работами в восточной части Баренцева моря руководил инженер-капитан В. М. Альтшуллер. В этих работах участвовали Р. А. Дубовик, Т. А. Знаменская, Е. В. Квартальнов, Н. И. Кудрявцева и К. П. Суханов.
1951 год
11 июля 1951 года на побережье Новой Земли на судне экспедиции новом «Мурмане» (построено и сдано в марте 1937 года в Ленинграде взамен предыдущего судна «Мурман» (бывший Андрей Первозванный), в феврале во время перегона на СФ участвовало в спасении членов экспедиции «Северный полюс — 1», фото 20) было доставлено первое подразделение экспедиции — 2-я геодезическая партия под руководством В. В. Бухмейера. Геодезические партии, которыми командовали капитан-лейтенант М. С. Шерстнев и старший лейтенант И. П. Ковригин, были высажены в губе Белушья.
13 июля гидрографическая партия, возглавляемая старшим лейтенантом В. М. Антиповым, с командирами ГПБ старшим лейтенантом Е. Н. Карусевым, лейтенантами И. В. Бещевым и Е. А. Тучкиным (автор даже не знал, что Евгений Алексеевич, начальник кафедры Навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения ВМФ Гидрографического факультета ВВВМУ им. М. В. Фрунзе, которую заканчивал в 1981 году, также служил в СГЭ), высадилась в проливе Железные Ворота. Позднее, для ускорения продвижения работ, прибыла гидрографическая партия под руководством капитана 3 ранга И. И. Сотникова с командирами катеров старшим лейтенантом С. А. Фридманом и лейтенантом В. Г. Бурым.
С высадки этих подразделений началось планомерное изучение западного побережья Новой Земли гидрографами СГЭ (фото 22 и 23). Работы проводились под руководством начальника экспедиции Гаркуши И. Ф.
Топографам и геодезистам приходилось передвигаться на большие расстояния по гористой, сильно изрезанной местности пешком, при этом нести на себе жерди, песок, цемент, гвозди, строительный инструмент, продовольствие, палатки и другое снаряжение. Подъем и спуск на высоту 600—700 м занимал 6—8 часов (фото 24). Пористые глинистые сланцы, из которых состоит почти вся поверхность Новой Земли, при сильной влажности в короткий срок приводили к изнашиванию обуви, да такому, что уже к концу полевого сезона обувь не поддавалась ремонту. Производитель работ Г. А. Морозов, которого автор застал в экспедиции в добром здравии в 1981 году, рассказывал, что он стирал подошвы яловых сапог в течение недели. В среднем производители работ В. С. Макеев, И. Д. Мороз и другие в течение сезона покрывали съемкой до 100 кв. км площади, а общее расстояние, пройденное каждым за годы работы на архипелаге, превышает 14 000 км.
Погодные условия в летние месяцы и, особенно, в осенние, позволяли работать не более 10—15 дней в месяц; в остальные дни погода была пасмурной, часто наблюдались туманы, снег, ветры, осадки. Контрастность погоды на вершинах гор и у их подножий была исключительно велика. Так, например, разность температур достигала 20°С, а штиль сменялся ветром силой до 8 баллов со снежной метелью. Давление воздуха в горах резко уменьшалось, что приводило к одышке, головокружению и общей слабости. Во второй половине сентября начиналось обледенение. На геодезических знаках, установленных на вершинах гор, нарастал слой льда толщиной до 1 м. Обледенение происходило с северо-восточной стороны и часто приводило к поломке визирных цилиндров геодезических знаков.
Особую трудность представляла работа геодезических и топографических групп в ледниковых районах, где ледяные массы спускаются непосредственно к морю, образуя обрывы высотой в несколько сотен метров. Бесформенные нагромождения льда, многочисленные трещины, прикрытые снегом, а в летние месяцы талая вода, создавали опасность не только во время работы, но и при передвижении личного состава. В таких районах передвижение групп осуществлялось только цепочкой людей, связанных между собой прочным линем. Причем передние, следовавшие без груза, проверяли путь железным прутом. Дополнительные трудности создавали частые и внезапно возникающие ветры огромной силы (Новоземельская бора).
Развитие геодезической сети на ледниках представляло большую техническую трудность, так как перемещение ледников составляло в среднем 30 см в сутки, приводило к угловому смещению направления на пункт на 4» (при стороне в 15 км), что нарушало жесткую связь в геодезических сетях 2-го класса.
1952 год
В 1952 году вышли к архипелагу позже запланированного — 26 июля, т. к. судно «Мурман» (водоизмещение 3 700 т) было задействовано Северным флотом под другие задачи. При выходе из Соломбалы трюмы «Мурмана» до отказа были забиты экспедиционным снаряжением: ящиками, стройматериалами, палатками, шлюпками, мешками с продовольствием. Сверху, на закрытых трюмах, были поставлены 10 промерных ботов и несколько шлюпок. На юте судна (кормовой палубе) стояли железные бочки с топливом: дизельным и бензином. Бортовые проходы были забиты бревнами для геодезических сигналов Новой Земли. Возглавлял экспедицию капитан 1 ранга Александров Ростислав Николаевич.
Большой проблемой была выгрузка оборудования на «необорудованный» берег Новой Земли, представлявший, в основном, из себя обрывистые скалы или языки ледников. Места базирования выбирали в губах и бухтах, прикрывавшихся с моря песчаными косами, что позволяло плавсредствам укрываться от ураганных ветров Новоземельской боры.
На берегу устанавливались палатки (фото 23), затем строили причал и только потом «рубили» баню из бревен «плавника», найденного на берегу. После завершения обследования выбранного работа, лагерь переносился на новое место, что также сопровождалось непроизводственными простоями.
Ежегодно с 1952 по 1955 годы производитель работ С. А. Арефьев производил астрономические наблюдения за положением звезд, измерял их высоты и вычислял координаты астрономических пунктов. Базисные измерения, как правило, выполняли инженеры геодезической партии В. В. Бухмейера: М. А. Кузнецов, А. П. Чирков, П. И. Зайцев, В. А. Мамонтов и К. А. Шмаков.
В 1952 г. по берегам пролива Карские ворота (ширина 50 км) были построены сигналы: на Новой Земле «мыс Меньшикова» высотой 45 м (фото 28) и мысе «Артюхов» — 20 м высотой, а на острове Вайгач и на мысе Болванский Нос: «Олений» и «Б. Воронов» — оба по 45 м высотой.
Строили опытные строители СГЭ: М. Г. Коржавин, В. А. Куроптев, А. А. Ваймугин, Н. Г. Бестужев.
Только 17 декабря экспедиция была вывезена с места работ на ГИСУ «Мороз» вместе со снятыми с катеров двигателями и эхолотами для сдачи их в ремонт, сами катера были вытащены на берег и оставлены там до нового сезона.
К сожалению, совершенно необоснованно, после полевого сезона был снят с должности и уволен в запас начальник СГЭ Александров Р. Н. из-за того, что при погрузке на судно на Новой Земле было утоплено много боцманского имущества, а также, «за срыв выполнения плана работ», хотя именно командование флота вернуло судно «Мурман» слишком поздно.
1953 год
Вместо Александрова Р. Н. в 1953 г. был назначен вернувшийся после окончания Военно-морской академии капитан 2 ранга Жилинский Анатолий Казимирович (выпускник Гидрографического факультета ВВМУ им. М. В. Фрунзе 1938 года, с 1961 года начальник Гидрографического предприятия Министерства морского флота в Ленинграде).
К весне 1953 года, благодаря стараниям нового начальника экспедиции, у которого были с периода войны хорошие отношения с командованием как флота, так и Гидрографического управления флота, улучшилось материально-техническое снабжение полевых работ. Так, на обеспечение стали поступать новые, утепленные, палатки и специальная одежда для условий Арктики, особенно обувь, так как одной пары на сезон, при постоянном передвижении по камням, хронически не хватало. Также были сделаны заявки для промышленности на поставку новейших промерных катеров и судов.
Особенно много сделал для экспедиции, возглавлявший в то время Гидрографическое управление ВМФ боевой заслуженный адмирал, командующий Балтийским флотом в годы войны, Владимир Филиппович Трибуц.
Полевой сезон 1953 года проводился на западном побережье острова Южный архипелага от губы Белушьей до пролива Маточкин Шар. Судно «Мурман» стало плавбазой для промерных катеров партий: Н. М. Аносова, Н. К. Тимошенко, В. А. Ищенко, Е. В. Молякова, П. П. Федотова (фото 27).
В 1953 году геодезические партии В. В. Бухмейера, И. В. Осокина и И. П. Ковригина связали в геодезическом отношении Новую Землю через пролив Карские Ворота с Единой государственной геодезической сетью СССР. Наблюдения углов производились в ночные часы с использованием огней, установленных на мачтах знаков. Источниками освещения служили фонари «Люкас». Связь между сигналами осуществлялась радиостанциями РБМ. Длина стороны четырехугольника составила 50 км. Указанные работы выполнили геодезисты Чирков Александр Павлович и начальник геодезического отделения отдела камеральной обработки старший техник-лейтенант Зайцев Павел Иванович.
В августе 1953 г. на геодезическом пункте горы Первоусмотренная (619 м) в течение месяца не было погоды. Наконец, командование послало на «горку» опытного геодезиста Мамонтова Василия Алексеевича с группой рабочих. Геодезисты поставили палатку на горе и «караулили» погоду у теодолита, пока не выполнили все измерения (фото 25).
В конце полевых работ, к большому сожалению всех членов СГЭ, умер Меньшиков Павел Яковлевич, отличный специалист, отдавший исследованиям северных морей 15 лет. После окончания промера катера подняли на борт «Мурмана», где Меньшикову стало плохо и его положили в лазарет. «Мурман» осуществил переход в Нарьян-Мар, в местную больницу, где Павлу Яковлевичу сделали операцию, но было уже поздно…
В честь Павла Яковлевича назван мыс Меньшиков на южной оконечности острова Южный архипелага Новая Земля, где и устанавливались пирамиды — сигналы.
В конце октября 1953 года, сняв с Новой Земли партии экспедиции, «Мурман» возвратился в Архангельск. Это был последний год работы «Мурмана» с экспедицией на Новой Земле, так как с мая 1954 и до ноября 1956 года он стоял на капитальном ремонте в Кронштадте.
1954 год
В 1954 году экспедиция в полном составе вышла из Архангельска 6 июля на транспорте «Ржев» Северного морского пароходства. Прибыв на Новую Землю, судно развезло полевые партии по местам базирования:
— 1-ю гидрографическую партию («А — 1») — в Маточкином Шаре, в становище Лагерное;
— 2-ю гидрографическую партию («А — 2») — в губе Машигина (фото 23) (остров Северный);
— 5-ю гидрографическую («А — 5») — в губе Крестовой.
В течение короткого Новоземельского лета гидрографы обследовали все губы и западное побережье Новой Земли от Маточкина Шара до полуострова Адмиралтейства:
— в Маточкином шаре — гидрограф «А — 1» Л. З. Кичаев (с Леонидом Захаровичем автор участвовал в прибрежном промере в Онежском заливе осенью 1981 года и жил с ним в одной палатке);
— в губе Митюшиха и до Сухого Носа — гидрографы «А — 1» Н. С. Налетов и В. К. Холопов. На открытых участках, в мористой части (между губами) промер на катерах «Ярославцах» производили гидрографы («А — 2» и «А — 5») Н. К. Тимошенко и С. М. Щербаков (полуостров Адмиралтейства; до мыса Николая).
В губе Северная Сульменева промер производили гидрографы «А — 1» Н. С. Налетов и Л. З. Кичаев. А в губе Машигина, от входного мыса и до губы Северная Сульменева — гидрограф «А — 2» В. Г. Рыбин.
Район от залива Мелкий до губы Северная Сульменева обследовался гидрографами «А — 5». В заливе Мелкий и до губы Крестовой промер выполняли гидрографы «А — 5» П. П. Федотов и А. Ф. Карбасов. Крестовую губу обследовали гидрографы «А — 5» А. В. Бородин и А. Г. Курганский. В это же время по берегу с большим трудом проходили со съемкой топографы и геодезисты (фото 26).
Хотя все катера в 1954 г. были оборудованы эхолотами, но ветераны-гидрографы такие как Баев А. К. и Холопов В. К. использовали по старинке рыболот. Как писал П. П. Федотов в своей книге: «Василий Константинович Холопов считал: «Рыболот точнее эхолота».
4 августа 1954 года трагически погиб старший техник-лейтенант Зайцев Павел Иванович, как писали сослуживцы, отзывчивый и душевный человек, один из самых грамотных специалистов по техническим вопросам в экспедиции. Погиб он случайно, оступившись на железной палубе катера «Ярославец», после чего упал в море через леерное ограждение, при этом ударившись головой о борт. Достали Павла Ивановича из воды уже мертвым. Вечная ему память!
В 1958 г. в память П. И. Зайцеве был назван северный входной мыс губы Южная Сульменева на острове Северный архипелага Новая Земля.
В первых числах октября 1954 г. гидрографические, геодезические и топографические партии загрузились сначала в губе Крестовой, а затем — в Маточкином Шаре на ледокольный пароход «Леваневский», которым командовал известный полярный капитан А. А. Качарава (командир легендарного гидрографического судна «Сибиряков», вступившего в неравный морской бой с немецким крейсером «Адмирал Шеер» 25 августа 1942 года).
Загрузившись, что называется «под завязку», «Леваневский» остановился в Маточкином Шаре, готовясь к выходу в Архангельск. Однако на берегу находились еще 4 промерных катера, которые «не влезли» на борт. К счастью, командовал ими топограф лейтенант Схиртладзе Юрий Васильевич, грузин по отцу. Подчиненные предложили Юрию Васильевичу попросить «как своего» капитана «Леваневского» все же найти возможность загрузить его катера. Когда он прибыл в каюту к капитану, то тот, услышав фамилию представившегося офицера, спросил его о чем-то по-грузински. Юрий Васильевич понял вопрос, но ответил по-русски и обрисовал создавшуюся ситуацию, что если катера сейчас не забрать, то он с подчиненными специалистами может надолго остаться на Новой Земле. Вызвав боцмана, А. А. Качарава приказал: «Растолкай на корме катера, уплотни, но погрузи 4 катера лейтенанта», что было и исполнено. В Архангельск Юрий Васильевич возвращался, «квартируя» у капитана, предоставившего ему место и лучшие условия отдыха в своей каюте.
6 октября 1954 года ледокольный транспорт «Леваневский» доставил в Архангельск 240 человек экспедиционного состава и 19 катеров ГПБ.
Второй зафрахтованный для вывоза экспедиции транспорт «Кола» загрузил 4 партии: частично «А — 1» Л. П. Агафонова, «А — 2» В. М. Антипова, топографическую партию И. И. Иванова и геодезическую партию. Погрузка производилась в губе Машигина в труднейших условиях. Катера не проходили в горизонтальном положении через люк трюма, поэтому приходилось опускать их почти вертикально, после чего растаскивать в трюме вручную. Так приходилось эвакуировать полевые партии экспедиции в условиях отсутствия соответствующего экспедиционного судна.
При работах в 1954 году было 12 случаев выхода из строя эхолотов из-за повреждения вибраторов о плавающий лед, что свидетельствовало о большой сложности удержания промерных катеров на галсах, а также работы угломерщиков. В хорошую погоду личный состав работал по 16—20 часов непрерывно. Нормы перевыполнялись в два раза. Например, экипаж ГПБ под командованием старшего лейтенанта Н. К. Тимошенко, будущего начальника экспедиции, дважды в 1953 и 1954 годах объявлялся лучшим, так как объем выполнения задания составлял 210%!
1955 год
В навигацию 1955 года в состав СГЭ были включены новые суда: ГИСУ «Нивелир» (водоизмещением 1370 тонн, скорость экономического хода 10.7 узла, построен на польской судоверфи в Гдыне), которое привел в Архангельск командир корабля Н. П. Столяров и ГИСУ «Сирена» (водоизмещение 1860 тонн, скорость экономического хода 9 узлов, фото 21), которое привел из Венгрии по Дунаю и далее вокруг Европы в Архангельск командир корабля Б. Е. Валинский. В результате полевые партии были развернуты на этих судах.
В течение полевого сезона были обследованы промером районы острова Берха и полуострова Панкратьева, заливы Седова, Борзова, Вилькицкого и Русская гавань. Также были обследованы районы от губы Глазовой (от мыса Николая), заливы Норденшельда и острова Баренца.
Свертывание полевых партий в 1955 году началось с полуострова Панкратьева, после чего «Сирена» перешла в Русскую Гавань. Там грузились гидрографы двух партий («А-2» и «А-5»), геодезисты партии И. В. Осокина и топографы.
Однако сразу начать переход в Архангельск не удалось, так как поступила команда снять навигационные буи из губы Черной после атомного взрыва 21 сентября 1955 года (в тот момент полевые партии работали гораздо севернее, ближе к северной оконечности острова Северный).
Целью взрыва было испытание нового образца ядерного заряда (РДС-9) для торпед калибра 533 миллиметра на глубине 12 метров и изучение поражающих факторов подводного ядерного взрыва на вооружение, военную технику и береговые сооружения (данные Интернета).
Когда «Сирена» прибыла в губу Черная, то на плаву были обнаружены эсминец «Урицкий», безымянный транспорт и подводная лодка «Малютка». Только после снятия буев и их разгрузки в Маточкином Шаре, на «Сирену» снова загрузили катера и экспедиционное оборудование, после чего она направилась в Архангельск.
Триангуляционные работы и магнитная съемка западного побережья Новой Земли до мыса Желания были полностью закончены в 1955 году.
1956 год
В 1956 году северную часть острова Северный архипелага до мыса Желания обследовали промером под руководством гидрографа Е. И. Полозова. Катера после промера базировались только около или на борту ГИСУ «Сирена».
Камеральную обработку полученных материалов за все годы работы на Новой Земле возглавлял инженер-подполковник Лебедев Вениамин Иванович. Вычислительные и чертежные работы выполняли скромные труженицы В. Е. Ажгихина (Зыкова), В. А. Быкова (Коровина), Л. Я. Данилина, Л. В. Дьяченко, Т. А. Знаменская, Л. И. Каменева, А. К. Лукинская (Тюльпина), А. И. Майхельбек (Антонова), З. В. Митягина, Л. П. Попова, М. М. Рогатых, В. Ф. Рыбас, А. А. Сафутина, А. В. Серебрякова, Н. Л. Тулубенская, Л. Н. Чеченина (Сорокина) и другие. С Аллой Ивановной Майхельбек автор участвовал в прибрежном промере с базированием на Фаресовом острове близ острова Кий в Онежском заливе Белого моря, где она вместе с инженером Гидрологического отряда Валентиной Ярцевой производила футшточные наблюдения за уровнем моря.
Неоценимую роль в успешном выполнении гидрографических работ сыграла судоремонтная мастерская №373, начальником которой был капитан 3 ранга М. Г. Куроптев. Мастерская ежегодно строила 2—3 промерных катера и ремонтировала до 45 плавсредств.
Существенную помощь в работах на Новой Земле оказали курсанты Гидрографического факультета ВВМУ им. М. В. Фрунзе, помогая командирам катеров, прорабам геодезических и топографических групп в выполнении заданий и в то же время получая хорошую стажировку по специальности и морской практике.
Результаты работ на западном побережье архипелага Новая Земля в 1951—1956 годах:
— архипелаг впервые был привязан к Единой государственной геодезической сети СССР, проложено около 5 000 км геодезических сетей триангуляции II, III и IV классов, измерено 1 067 геод. пунктов, включая 4 астропункта;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Гидрографическая экспедиция Северного флота. Век в Арктике (1924 – 2024). Малоизвестные факты» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других