По звёздам прямо не ходят. Части 1, 2

О. Сэ.Ми., 2023

Это книга о лисо-суро-волке и его путешествиях между мирами в поисках пути и себя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По звёздам прямо не ходят. Части 1, 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Книга 1

Лёли смотрел в окно.

Там были серые тополя на фоне такого же неба. Тут — зелёные листья бамбука, пуансеттии, орхидеи, мяты и лимона.

Если вот так прищуриться и немного отойти в сторону, чтобы сочный лист закрывал слепящий фонарь, то вполне себе вид на Центральный парк Нью-Йорка.

Трик-трак.

Он проснулся в каком-то пустом помещении. Постепенно гул в ушах свёлся в тишину, а расплывчатые пятна в предметы.

Никакого понимания кто он, где, почему здесь и зачем, куда идти и что он собирается делать.

«Что ж. Будем разбираться по ходу пьесы», — подумалось словно кем-то другим внутри собственной головы.

«Что у нас тут?» — рассеянный полусумрак, столы, стулья, деревянная лакированная стойка, в углу массивные бархатные диваны с ворохом сваленных одеял и подушек. Когда-то здесь было людно, судя по былой добротности. Поблёкшие выцветшие стены, мутное зеркало в витой барочной раме. Надо осмотреться и принюхаться.

«Таак, а вот это уже интересно», — из серо-коричневого капюшона торчало одно лисье рыжее ухо с хрустальной висячей серьгой со звёздами, а одно скорее волчье чёрно-серое. Как только он попытался бросить в зеркало взгляд, чтобы увидеть себя и своё лицо, тут же верхнюю часть его закрыло геометрией пространства времени, тетраэдрической матрицей, образующей бесконечные скалярные уровни кубооктаэдров. «Дерево жизни идеально отображает решётку 64 тетраэдров, где 64 — это наименьшее количество тетраэдров, необходимое для того, чтобы начал формироваться этот фрактальный узор из двух уровней кубооктаэдров на планковском субквантовом масштабе крошечных сферических осцилляторов»[1], — ухмыльнулся он.

«Это что за прямое включение сейчас было?!» — сам подумал, сам завис.

Внезапно дико захотелось спать. Оглянувшись в поиске места, где можно удобно и безопасно устроиться, заметил дверцу шкафа-холодильника, там среди прочего нашлась печёночная котлета, на столе лежала открытая пачка с хлебцами, рядом с ними остывал горячий чайник.

Перекусив, Лёли с носом забрался в ворох подушек и одеял и начал проваливаться в сон. Это всё срочно нужно было переварить и переспать. Мутило. То ли его, то ли пространство, какая-то растроенная зыбь. Всё одновременно и есть, и нет, было и не было, но пока будет.

В лесу стальных нарциссов

В небо вздымались стволы огромных нарциссов, гордо неся белые купола маковок. Внизу, под задымлённой сеткой, воняло гнилью болот и слышно было, как причмокивающе чавкали присоски-пиявки. Вверху парили, искрясь и сверкая коронами, крыльями и вытянутыми соломинками-тельцами, стрекозы. Их жизнь и они сами казались с листьев идеально прекрасными.

«Опять улетел?!» — раздался звоном в ушах огрыз матери — смотри, дозадираешь голову вверх, свалишься вниз в болото и будешь кормом для пиявок и корневищ. «У нас на листьях работать принято, а не в облаках витать. Уу, лисья порода». Серая злая волчья морда женщины осклабилась, лязгнув зубами, нестерпимо заныли глазницы от впившихся осколков оправы очков — и то верно, кроме неё, он никому не был нужен, кто ещё, кроме матери, ему правду скажет. А она вон всю жизнь на него положила, чтоб на лапы поставить, и сама пахала с утра до вечера в листовом цеху, управляя станками и толпой тупых бездельников.

Несладко ей пришлось, много разных историй она ему рассказывала о своей жизни, но почти ничего об отце, деде и других родственниках. Он никогда не знал, что и когда от неё ждать, почти всегда он готовил и продумывал несколько вариантов течения разговора, возможных вопросов и ответов, но никогда не угадывал. Мать всегда виртуозно и мастерски обыгрывала его в этой игре. «Две несчастных сиротинки побежали по тропинке, — они тащили санки с ворохом капустных кочанов по ночному полю, вокруг где-то горели огни. — А вот бы мы жили в этом доме — и мы бы сейчас уже пришли», — хохотали они и валились в сугробы вслед за санками и разбегавшимися кочанами. Он всегда дико боялся ночи, из неё лезли бесконечные страхи, поэтому прибегал к ней с подушкой и забивался в угол, знал — не выгонит. Мать тяжело вздыхала, но не ругала. «А расскажи про блямблямчиков и цюрепопиков», — сонно просил он и проваливался в сон.

Об отце он мало что помнил, тот приходил пару раз, красивый, смешливый, рисовал червяка, пролезающего через бритву, и мишку лезущего на дерево, Лёли тоже рисовал. «Смотри, — говорил он ему, — сейчас я нарисую тебе за минуту «Последний день Помпеи»[2], — несколько квадратов зданий и кругов-голов и луч, пронзающий небо. — Оп-па, готово!» «Ого! — воскликнул папа и уважительно взглянул. — И правда, меньше минуты!»

В школе он всем говорил, что его папа умер, разбился. Рисовал на скалах, стал отходить, увлекшись пейзажем и картиной, оступился и упал со скалы. Тело так и не нашли.

«Быть таким как все с детства не умел»[3], он часто подбивал одноклассников и одногодок в детских лагерях, куда его постоянно ссылали на летние каникулы, но почти всегда все шалости сходили ему с рук, да и ничего особенно плохого они в общем-то и не делали.

Впервые он пересёкся со стрекозами там, где слушали музыку и танцевали. Они выделялись, были другие, это было в «возрасте полуфабрикатов» — когда ещё до конца не ясно, что из кого может вырасти, но некоторые данные слепили так, что впору было отводить глаза. Он не отводил, а наоборот, склонял голову набок (была у него такая привычка, чуть наклоняться левым ухом) и молча думающе смотрел. Его времяпрепровождение тогда было таким, о котором позже Сиа написала «Chandelier», тусовки, наряды, танцы на барных стойках, понедельник, вторник, в среду вроде ничего не было, четверг, и пятница-суббота-воскресенье как один день. Мать рычала, но ничего поделать не могла. Днём он учился и работал, а ночью летал и сверкал.

Он никогда не чувствовал, что его место здесь, на листьях, между тем миром и этим, здесь в те странные смешанные времена встречались все миры, и можно было всё или почти всё. О нём ходили истории одна неправдоподобнее другой, потому, наверное, что он умел быть своим почти в любой компании, он любил и умел веселиться, каким-то чутьём обходясь без алкогольной зависимости и наркоты, находясь среди тех, кто тогда жил и умирал в этом.

Музыка и танцы, танцы и музыка, и люди, разные, необычные и особенные люди, он всё время их искал и так и не находил. Все по сути оказывались обманками, чуть копни поглубже и поближе посмотри. Но Лёли не сдавался. Он искал. Он искал своих. Тех, с которыми можно было соприкоснуться не одной стороной фрагмента пазла. С кем-то весело было легко сорваться с места, веселиться и тусить, с кем-то можно было помогать, философствовать и грустить, кто-то рассказывал ему о литературе, кто-то о математике, мозге или искусстве, но ни с одним или одной из них нельзя было совместить всё, все интересы или хотя бы несколько. Лёли искал. Искал и не находил. Поэтому в своих поисках он начинал уходить и забираться всё дальше и дальше.

Однажды он встретил старого одинокого волка, его звали Каскыр, силища у него была настоящая волчья, матёрая, немногие осмеливались не то что подойти к нему и заговорить, а просто кинуть взгляд в его сторону — разорвёт. Лёли тогда прилетел с какой-то очередной ночной гулянки, весь взъерошенный, и сбивчиво взахлёб рассказывал кому-то о том, что вчера буквально, читая «Куклу» Болеслава Пруса, он видел своими глазами ровно то же самое в жизни, и как забавно то, что всё вновь и вновь повторяется. Каскыр усмехнулся, окликнул его и пригласил за свой стол. «Нечасто в наше время встретишь юношу, знающего Пруса», — и они, зацепившись языками, проболтали до утра. Давно это было, и о многом важном и не очень они говорили. Однажды разговор с Каскыром шёл особенно тяжело, но к утру тона речи немного оживились. «Знаешь, — сказал ему Каскырчерез пару дней. — Тогда я держал в лапах пистолет и хотел спустить курок. Но пришёл ты, и как-то отлегло». Потом Каскыр пропал. А спустя много лет Лёли получил письмо. Друг Каскыра написал, что он умер, и поскольку он знал, что Лёли был ему другом, решил сообщить ему об этом.

Дворец Ели

Все старики всегда хвалят прошлое, все юнцы всегда мечтают о будущем, взрослые вкалывают здесь и сейчас в настоящем. Он не хотел ни один из этих вариантов. Ему нужен был свой путь. Он и рад бы был встретить наставника и проводника, кто бы взял бы за руку, со всем и всеми познакомил, показал и рассказал, что, где, к чему и как. Да хотя бы хоть что-то бы, блядь, объяснил, что тут, нахер, происходит и к чему всё идёт и движется, ну нихрена жеж непонятно, ей ж богу! Но то ли не свезло и они ходили разными путями и тропами, то ли, и он начал уже подозревать, что так и есть, такого просто не существовало. И четыре вечности, помноженные на четыре мира, отнюдь не подтверждали обратное.

«Ты не построил на земле безумно дивный чудный город», — пел Павел Кашин — снова, как всегда внезапно и неожиданно в голове пронеслись мысли о Ели. Как и что их вызовет, Лёли никогда не мог предугадать, слава Богу, со временем это происходило всё реже и реже, но всё так же порой он нутром чуял то приближение начала воронки, затягивающей в ту бездну-пропасть, из которой он так до конца и не был уверен, что окончательно выбрался.

Да, когда-нибудь уже пора собраться с духом и написать про Дворец. Там было великолепно. И там было больно. Там его убили, и он умер. И там он думал, что обрёл семью, нашёл свой дом, место, где он сможет начать новую жизнь и родиться заново, стать лучшей версией самого себя — лучше, чище, правильней, выше, идеальней и прекрасней, чем он мог когда-либо быть. Что его, гадкого утёнка, приняли в свою семью и стаю прекрасные лебеди, что он наконец-то любит и любим. И что всё будет хорошо — Ели так ненавидел эту фразу, что его аж трясло, усмехнулся подумав об этом, Лёли. Привычка не обидеть его, случайно ничем не царапнуть и не задеть, не сделать больно. О! Ни за что. Никогда и ни за что на свете он бы не предал и не подвёл ни его, ни столь любимого им Духа Рождества.

Всё, что ни говорил и ни делал этот прекрасный-вихрастый, взъерошенный и насупленный упрямый ворчун, вызывало у Лёли только улыбку. Он принимал его всего целиком и полностью, без каких бы то ни было «но», как он есть, со всеми достоинствами и недостатками, которые в одних ситуациях могли быть недостатками, а в других — достоинствами, и если убрать хоть что-то, то это ведь уже не будешь ты. «Понимаешь, вихрун?» — говорил ему Лёли, растапливаясь и расплываясь в улыбке, как подтаявшее масло. Упрямый, педантичный перфекционист, резкий, непримиримый к чужой глупости и невежеству и в то же время заботливый, внимательный, полный любви и доброты, изысканный и утончённый, с совершенным чувством прекрасного, одновременно мужественный и сильный и хрупкий и ранимый, скрупулёзный и щедрый. Беспощадный критик себя и других и тут же всё понимающий и всепрощающий. Великолепный знаток и ценитель балета и классической и джазовой музыки, о, сколько удивительных шедевров открыл для себя Лёли благодаря Ели. Как же подолгу и с упоеньем они гуляли, по паркам и скверам обожаемой Ели Вены, под звон трамвайчиков, между скамеек и кустов роз.

А потом, после или до, так же они гуляли по почти забытой Москве и её бульварам с Духом Рождества. Он слушал и смеялся, как Лёли вопил от восторга после спектакля «Служанки» Виктюка, и урча уплетал пирог с кроликом в «Штолле». «А вот здесь поверни направо и посмотри наверх, видишь тот дом, стены которого сплошь из удивительных зверей, вот там, если спуститься по трем лесенкам вниз, будет мой любимый старый нотный магазинчик…». И дальше следовали всё новые и новые удивительные истории, и казалось, что им нет и не может быть конца. Дух Рождества был тот ещё Шахерезад, только прекрасней, умней и горячей во сто крат.

Как рассказать о любви? Как описать счастье? Нет и не придумано таких слов, и для всех они будут разные. Лёли любил Дух Рождества, своего Рожди, их встречи на окне сводили его с ума — «И ты отвечала: ещё бы! И как мы заплакали оба, как вскрикнула жизнь на лету», — бархатные мурлыкания Рожди пьянили и горячили, всё пахло сексом и всё превращалось в секс, любое самое невинное слово оборачивалось сексом и пахло им, одурманивая так, что переворачивало саму бытность сознания. Красота, интеллект, страсть, юмор и секс, каждый дюйм роскошного мускулистого тела как произведение искусства, Рожди был создан сияющей звездой, он был Творец. Как они уливались со смеху, Лёли впервые с ним ощутил, что от смеха живот может действительно надорваться и лопнуть. Однажды Лёли занесло на концерт выступление какого-то стихоплёта, который что-то там патетически декламировал. Лёли старательно строчил сообщения Рожди, тот буйствовал. «Это пытка. Тебя пытают. Отползай. Где ты? Мы тебя теряем! Скорую! Он уже начал про Элли и Тотошку? Это будет гибель, отмучался наш попугай Флобер. А если идёт снег, то Божечка размораживает холодильник!..» Лёли давился смехом, пунцовел, не слышал и половины стихов в тот вечер, еле дотянул до антракта и сбежал, всхрюкивая и утирая слёзы. Утром истории и лекции, вечером — смех, ночью — секс. Оо, искусством доводить до исступления Рожди владел виртуозно и мастерски. Накаливая градус и дирижируя захлестывающими тебя волнами всего, к чему он проявлял пристальное внимание.

Случайно познакомившись, они быстро подружились. Сначала в окно тёмной комнатки, где прятался ото всех Лёли, заглянул, хитро прищурившись одним глазом, Дух Рождества, и они стали болтать и ржать до упаду. Потом ревниво подтянулся Ели. Лёли даже и смотреть не думал в сторону этого неземного красавца-божества, высокомерного перфекциониста и максималиста. Однако Рожди слишком времени проводил с этим оконцем, и Ели решил педантично выяснить и разобраться, что и почему тут происходит. Расчленить и разложить и расставить по своим местам, как чашки в его шкафу, повернув все ручками в одну сторону. Но Лёли как-то плохо вертелся, да ещё и раз за разом разворачивался, стоило только отвернуться от него в другую сторону. Ели упрямо сопел и вертел обратно. На самом деле Лёли страшно шугался Ели и ныкался по углам, можно даже сказать, ссался (одновременно и от страха и от восторга), но всё-таки это будет некоторым преувеличением. Ели с упорством и ловкостью маньяка обходил одни флажки за другими и подбирался всё глубже и ближе. Иногда Лёли чувствовал себя изучаемым подопытным хомячком или подготовленной для препарирования лягушкой, а то и разложенной бабочкой освежёванной курицей на противне для жарки. Кхм, что-что, а жарить Ели умел. И ещё как.

Ели был безбожно юн, умён и красив. Лёли боялся и любовался им одновременно и самозабвенно изучал, как чукча тропическую бабочку, невесть как залетевшую в его чум. Сравнение с бабочкой привело бы Ели в истерику, у него была инсектофобия, он до ужаса боялся всех этих мерзких и отвратительных чешуекрылых.

Он часто шёл вслед за своими лапами, куда они, туда и он, витая в своих мирах и мыслях и не включая голову. Когда-то примерно так же он оказался во Дворце, в одно из очередных гуляний с менадами. Дамы были навеселе, шушукались и хохотали переглядываясь, рассказывали, что, мол ходят слухи, что это Дворец самой Синей Бороды. «Да мы таких синебородых на завтрак ели!» — и они пошли.

Вечеринка была в разгаре, гости, музыка, шум, гам. Лёли бесцельно бродил по залу, высокие потолки, искусная лепнина, тяжёлые бархатные плотные гардины и окна в пол, в одном из полутёмных закоулков, за портьерой обнаружилась неприметная дверка, в замке торчал ключ. Он повернул ручку, открыл и пролез в неёи очутился в тёмной, тихой каморке. Гул и грохот пиршества сюда почти не доносился. Посреди комнатки стоял деревянный стульчик, в стене напротив было окно. Лёли подошёл, протёр пыльные стекла и увидел свет, зал и всех, веселящихся и смеющихся, как обычно. А он так устал. Он подвинул стул, деревянный паркет скрипнул — трак. Лёли сел ровно, сложив лапы на коленочки, и стал просто смотреть.

Падал мягкий свет, искрились и падали откуда-то сверху рождественские звёзды, осыпая и одевая в блистающий плащ стоящую до этого времени в углу неприметно огромную Ель. Звёзды всё кружились и падали, и ель переливалась и неуловимо менялась, и тут Лёли увидел его душу. Да, Ель был он. Прекрасный принц, заколдованный проклятием матери в колючую Ель, по имени Ели. Стоял, изображая веселье с отчаянием в печальных холодно-отстранённых серо-голубых глазах. Было видно, насколько отвратно ему всё, что он должен делать, только, похоже, этого никто, кроме Лёли, не замечал. Гости начали водить вокруг него хороводы, что-то распевая. Несколько раз что-то промелькнуло среди падающих без конца с небесно-голубого потолка звёзд. Одна отделилась, её свет был ярче других, а шлейф был похож на комету с тёмно-зелёными развевающимися фалдами хвоста. И тут из света выступила статная мужская фигура. Прекрасный голос пел что-то на фарси, протяжно и грустно он рассказывал неведомую историю, словно армянский дудук. Весь зал замер. Чудо захватило всех, Лёли увидел, как Дух Рождества и Ели незаметно перемигнулись и начали свой завораживающий всех бразильско-восточный танец, одновременно вплетая его в отточено-выверенное танго. Гости зашушукались, а Лёли не мог оторвать глаз. Это была любовь. Он и раньше любил, но так никогда. Это была смесь упоения и восхищения, абсолютно искренняя, невинная и насквозь порочная. С этими двоими тянуло делать одновременно всё. Трахаться, варить борщи, ходить в музеи и кино, танцевать, рожать, смеяться, плакать, молчать, читать, гулять, заваривать им чай, если заболели, делать ремонт, по-детски дурачиться и встречать старость, сидя втроём в креслицах у моря. Но тогда Лёли этого не осознавал. Он зачарованно следовал взглядом за невесомо и величественно скользящей по паркету, словно лебеди по водной глади, парой, вбирал единые движения, одновременную изящность и брутальность, вышколенную чёткость и безбашенную свободу. Словно ангелы и дьяволы перемешали в них свои свет и тени, и получилась эта ядерная смесь. И вместе и по отдельности это были идеалы мужчин. Лёли смотрел во все глаза и хотел лишь одного. Быть как они. Никогда никого не встречал он на свете совершеннее и прекраснее.

«А постучу-ка я им в оконце, пусть лучше они окатят меня волной презрения, засмеют или презрительно отвернутся или заклюют, чем и дальше жить и тонуть, чувствуя и жуя эту поверхностную чушь и фальшь».

«Привет!» — Лёли ошарашено отпрянул от окна. «П-привет!» — пролепетал он, одновременно подыхая от нахлынувшего страха, восторга, счастья и куража.

Две пары любопытных глаз уставились на него с той стороны окна. «Я — Дух Рождества, а этот насупленный вихрастый ёлк — Ели». «Очень приятно», — Ели процедил сквозь зубы вежливое приветствие, явно записав Лёли в свою тайную книжечку приговорённых к долгой и мучительной смерти. Всех, кто осмелился заговорить с его Королём Азратэлем, так по-настоящему звали Дух Рождества, но — тсс, этого никому нельзя говорить, никто не должен знать. Особенно твои подруженьки, злобные, завистливые, недалёкие и болтливые курицы. А Ели на самом деле звали Еланвидер, и этого тоже никому нельзя было говорить. Зато с ними можно было говорить обо всём. Они садились напротив окна и болтали часами, сменяли ночи и дни напролёт, превращая недели в месяцы и годы. «Моя любовь к тебе сейчас — слонёнок, родившийся в Берлине иль Париже», — смеясь и наперебой читали они наизусть себе и Лёли Гумилёва.

Сначалаони спелись с Рожчиком, причём одной из излюбленных тем было восхваление и восхищение Ели, пока тот не слышит. Иначе он всё отрицал, супился и ругался. Лёли любил их любовь, тот редкий случай, когда двое беззаветно и без оглядки любят друг друга, и ничего более закономерного и естественного быть на земле, да и на небе не могло.

«Ночные разговоры всегда интереснее, — мурчал лукавый Рожди, — вот представь, ты стоишь у окна, а я читаю тебе почти беззвучно, одними губами, почти касаясь шеи сзади: «Не нааадоо плаакаать. Видишь, там звезда, там — над листвою, справа. Ах, не надо, прошу тебя! О чём я начал»[4]… Уууфф, притча о Еве и змее обретала прямо-таки подлинную плотность и осязаемость.

Они много говорили, о жизни, о прошлых жизнях Рожди и тех историях, что его рассказами оживали на стёклах.

Потом Духу надо было улететь, и он оставил Лёли приглядывать за своим Ели, тот без него начинал хандрить, боевой вихор понуро падал, и Ели начинал сворачиваться в креветку, становясь всё меньше и меньше. Коварный Рожди знал, против чего не сможет устоять его ненаглядный, это питание и воспитание.

Лели не умел готовить. Никак. Ничего. Совсем. Мало того, он ненавидел это делать, а, как правило, всё, что он ненавидел, но делал, получалось у него из лап вон плохо. Ели же готовил как Бог. Боевито потрясая воспрянувшим деловито вихром, Ели преисполнился намерения заняться Лелиным воспитанием, раз уж никто не смог или ни у кого, по всей видимости, лапы не доходили. Начать он решил с готовки. Лёли радостно и вдохновлённо кивал и внимал.

В составлении методичных инструкций и надзореза их неукоснительным соблюдением равных Ели не было. И Лёли начал готовить. Он, нах, сам себе не верил, но носился по велению Елиных лап по магазинам, в которых до тех пор он в жизни своей не бывал, в поисках каких-то разъёмных форм, поддонов и керамических кастрюль для запекания («Господи, чего ж только на свете не придумают», — ворчал про себя Лели). Купил себе ноутбук — «Это ещё что за новость! Двое пар брюк на одну пятую точку не наденешь, и без пятой пары своих дедкиных черевичек переживешь. А ноутбук для работы должен быть! Как и измеритель сахара и давления». Да. Браться за дело Ели умел. Лёли фырчал, брыкался, пыхтел, сопел и млел.

Никогда в жизни он не был так идиотски счастлив, как когда Ели его отчитывал: «Ну как, ты мне объясни, КАК можно резать одну луковицу целых 8 минут? Да, я засёк время». А потом они вместе гордились и хвастались шедеврами, приготовленными Лёли по рецептам и под неусыпным руководством Ели. Время шло. Дух улетал всё дольше и пропадал всё чаще. Ели медленно, но верно занимал в жизни Лёли всё больше места, времени и пространства. Он был глубоко надломлен, как и Лели, только Лёли это в себе отрицал и даже мысли о слабости подавлял и никому этого не показывал и не рассказывал. Только Ели. Ему он впервые признался, как ему каждый день говорили другие дети, когда мать при живых отце, тётях и бабушках сдала его в интернат, что его больше не заберут, что он всё врёт и нет у него никого, потому что если бы были, то он здесь бы не оказался, и что теперь он здесь навсегда. Как он жил то у одной бабушки, то у другой, то у каких-то маминых подруг, гулял по разрушенным домам, ползал и изучал мир по сарайкам и помойкам. Сколько он сменил школ и садиков. Сколько каждый раз новых людей. И как у него никогда не было настоящего дома.

Ели искренне ненавидел себя, а Лёли пытался переубедить его и перебороть эту ненависть в нём своим искренним восхищением, восторгом, обожанием и благоговением. И сам не заметил, как они договорились до пляжа и пальм и как Ели начал рассказ о музыке и запахе зелёных апельсинов, и случилась ночь. Первая среди многих ночей и дней, про которые не рассказывают внукам и детям. Лёли не считал, что они делают что-то предосудительное, но Духу почему-то всё равно об этом не рассказывал, хотя был уверен, что тот всё знал, что Ели ему рассказал. Как и Рожди всё рассказал Ели про их дружбу на окне и не только. Но всё это не имело никакого значения, просто вот такая любовь.

Лели распускался как цветок, это чувство так его переполняло. «Я люблю мужчину. В очень странных обстоятельствах. Эта любовь похожа на мою любимую музыку фаду и слово «саудади». Он сам как музыка, от которой душа поёт, сердце распускается пламенеющими лепестками, за спиной вырастают крылья, а в глазах и уголках гул играет самая нежная из всех улыбок. Я впервые настоящий я, самая подлинная из всех версий, настоящая, не пытающая казаться, а хотящая просто быть и любить. Люблю твоё тело, твой разум и твою душу. Непереносимо тебя люблю. Не бояться доверять. Безоговорочно и без сомнений. Наверное, впервые в жизни. Быть счастливым от того, что счастлив он, и страдать, когда ему плохо. И хотеть жизнь отдать за него. Потому что веришь, что он лучший и что он сможет изменить этот мир к лучшему».

Они с Ели гуляли и готовили, весь мир Лёли был там. С ним. За стеклом. Всё другое перестало существовать. Балет, музыка, немецкий язык, который учил Ели, спектакли, искусство, литература, рецепты, готовка, вся Елина каждодневная жизнь. И нужность. Его, Лёлина, Ели нужность. Стоило чуть задержаться, Ели уже нетерпеливо постукивал в стекло и вопил: «Ну ты где?» (это из рассказа про кота, который «Тятя, а ты де был? А я лишался!») Я всё посчитал, ты должен был вернуться семь минут назад, от остановки до дома шесть, ну хорошо, семь с половиной минут, ещё три минуты на вымыть руки и переодеться, и уже две минуты как ты должен сидеть тут. А тебя нет! И шарф мне не сфотографировал и не прислал, а значит, опять гулял и его не надел!»

Когда Ели было плохо, он просил Лёли, чтобы тот рассказал ему сказку, забрал в их шарик, где был маленький белый домик, на берегу океана, с синей дверью и белыми кружевными занавесочками на окнах. «Только не дари им никому тюльпаны. Не дари ни один тюльпан»[5].

Так они и жили. Дух Рождества вечно витал где-то по своим проектам, залам и делам. Иногда весело и разбойно вносился и устраивал пирушечно-безалкогольный кавардак, после которого Ели всё прибирал и оттирал белой тряпочкой, а Лёли, веселясь, наблюдал за этим, сидя за стеклом.

А потом Лёли не заметил когда и не знал, почему и как счастье кончилось. «Он думал, что дальше просто»[6], но он не спасся от самоубийства, хотя бродить по шляхам жёлтым и длинным стал, ой как стал.

Если бы Лёли только знал, как быстро Рожди уйдёт и всё закончится, он впитывал и вбирал бы каждой клеточкой, записывал каждое слово, чтобы бережно хранить и ничего не забыть, но Лёли просто растворился и беззаботно был и плыл в этом безбрежном всеокутывающем его счастье.

Лёли тогда уже полностью попал под власть Ели, и не сразу заметил, как Дух молчал, тосковал и скучал, краски вокруг и карие лукавые глаза его тускнели, и однажды он, попрощавшись, исчез. Ушёл. Дух не может жить в нехватке и нужде, он теряет свои крылья и способность летать, он теряет самую свою суть. Тогда Лёли этого не понимал.

Ели был разрушен, и всё вокруг рушилось и кричало вместе с ним от нестерпимой внутренней боли, трескались стены замка, разлетались на куски стёкла окон, мир попросту крошился и ломался на куски. Ели молчал. А когда говорил, то все, даже самые обычные слова отравляли всё живое вокруг ненавистью. Тогда Лёли узнал, как может быть зол и жесток его высокий и прекрасный маленький принц.

Лёли всё чувствовал и ничего не мог сделать. Его топило в этом, он думал, что поможет Ели выплыть, плыл, барахтаясь в этом шторме сквозь ранящие его обломки, к Ели. Пытался подпихнуть ему могущие удержать его досочки или плечо, только бы он не утонул, только бы не утонул!

Однажды, когда Ели пропал, Лёли сидел один на полу в тронном зале, перед тёмными пустыми окнами и просил у кого не знает, как умел, — спаси Ели. Забери меня, мою жизнь, здоровье, мою удачу и всю благодать, положенную мне, и отдай ему, только не его, только пусть он выживет, выберется и живёт дальше. Он ведь так прекрасен. Выше, чем все идеалы. Он должен жить! Так прошло три ночи. Ели вернулся. Живой, но слабый, он был в больнице, операция, ливер. А Лёли слёг. Три отита подряд, бедные лисье-волчьи уши, боль, пронзающая мозг, отключающая боль, температура и снова боль. Потом нервный срыв, угроза гипертонического криза, санаторий, белое ледяное безмолвие, между землёй и небом нет линии горизонта, тёмная вода, чёрная река. Переломанная лапа. А потом всё.

Словно с Духом Рождества ушла радость. И любовь. Лёли как мог старался поддерживать своими маленькими лапками рухнувший мир своего красавца-гиганта. Но тот мрачнел, становился всё злее и колючей. Вместо бодрящего запаха хвои, по залу витал вкус тлена и смерти.

Ели начал коллекционировать разных людей, каких-то пустых, хамоватых, глупых, сомнительных и совершенно ему не подходящих, не его уровня, он непрерывно устраивал какие-то сборища, водил к себе какие-то экскурсии, бесконечно со всеми общался, всё своё время тратил на них. Водил в свою элегантную с роскошным убранством залу, немыслимой чередой ватаги крестьянских детей из округи, среди них попадались те, кто обзывал Ели и кидал в него камни. Скаля зубы Лёли кидался на мальчишек, орущих Ели, что он зелёный и ель. Всё реже и реже Ели подходил к окну. А Лёли всё сидел на своём стульчике в своей снова ставшей пустой и тёмной каморочке с голыми стенами и ждал Ели. Смотрел, как менялись Елины фавориты. «Все красавцы расписные, великаны удалые, все равны как на подбор»[7].Где-то только затерялся дядька Черномор. Новая сказка всё не склеивалась.

Потом в Ели снова начались перемены. Лёли сидел и с удивлением взирал, как в кадке напротив принесли и поставили пальму. Пальма была раскидиста, безумно титулованна и хороша, была какой-то там по счёту самой красивой в мире. Ели приосанился, начал плющить иголки и даже пытаться ими шелестеть, поднимая лапы кверху, бесстыдно оголяя ствол. Их встречи и разговоры с Лёли же становились всё отстранённее, поверхностнее и реже. Они скатились до просмотра каких-то детективных сериалов, на которых Лёли постоянно удрыхал. Всё куда-то ехало и катилось.

Лёли уже и не помнил, что тогда на него нашло. Ему так отчаянно хотелось быть красивым для Ели. А поскольку он видел, как красива для Ели Пальма, то он решил, что и он, нарядившись в пальмовые листья, станет для Ели красивей. Мерцали и отражались в Лёлиных глазах и оконном стекле гирлянды, огоньки и свечи, Лёли пригласил Ели и, подгадав, когда тот подойдёт к окну и его увидит, со всей силы крутанулся, как волчок. Пальмовые листья и огоньки взметнулись и опустились. Лёли остановился и радостно взглянул на Ели и увидел, как того трясёт. «Да как ты смеешь! Убирайся вон! Что ты себе придумал?! Что о себе возомнил?! Я тебя никогда не любил и не был в тебя влюблён!»

От удара по стеклу мощных еловых лап и громогласного крика оно разлетелось вдребезги, вихрь осколков пронзил Лёли насквозь, пробив, проткнув, изрезав, искрошив и изрешетив всё на части и куски. Летели иголки, стёкла, ёлочные украшения и игрушки. От ударной волны такой ярости и силы Лёли взметнуло и выкинуло из комнатушки вместе с дверьми, кубарем протащив по лестницам, пролётам, перетерев и перекрутив в одну массу вместе со всем скопившимся в подвале и зацепленным по пути мусором, протащило и обваляло в болотистой грязи поймы, сбросило и понесло вниз по течению реки вместе со сточными водами.

Очнулся он в тине болот Запустенья, в небо гордо и прямо вздымались белые головы нарциссов. От него не осталось ничего целого и живого. Из него всё время что-то сочилось и лилось — кровь, яд, гной, слёзы. Из него словно выдернули позвоночник, и он растёкся лужей перемолотой биомассы. Распался на куски, он и они были разбросаны врозь и нестерпимо, словно беззвучно дико орали от постоянной боли. Никто его не видел, а если бы и увидел, то не узнал. Помощи, как обычно ждать было не откуда и не от кого. Он снова был один. Его попытка удрать и найти новых настоящих друзей, свой мир, где, возможно, его будут рады видеть, ждать и примут свои, с треском и грохотом провалилась. Сначала он долго лежал. Долго лежал. Он просто не мог подняться. Пытался прийти в себя и понять, что делать. Голову гулко долбили слова Ели — «с чего ты взял, я никогда тебя не любил». Слёзы, когда говорят про море слёз, это не шутки, он понятия не имел, откуда их у него столько, как его тело может вмещать в себя столько воды, в них уже было можно плавать и утонуть. «Ich will ein Meer zwischen mir und meiner Vergang'nheit Ein Meer zwischen mir und allem? Was war…Ich will ein'Ozean»[8] «Я хочу видеть море между мной и моим прошлым. Море между мной и всем, что было. Я хочу океан».

Через не могу и боль он начал собирать себя заново по кускам. О, со временем ты понимаешь истинный смысл истории Франкенштейна. Ползая по кучам своей плоти, он понял, что без костей, скелета и опор ему больше не подняться и не встать, и он начал растить новые. Время текло медленно. Разрывая и раскапывая, внимательно смотря, что ему нужно снова взять себе, от чего избавиться, а что придётся вылечить, но нужно оставить, что пока взять и оставить так, как есть, потому что нужно идти отсюда, а лечить это будет долго. Он с удивлением откопал своё рыжее чудо, перед ним лежала девочка-лиса, таращась, как и он, испуганными глазами. Одновременно всфыркнув и сморщив нос, он понял, что они части единого целого, неотъемлемые и неделимые части друг друга, что она часть его, о которой он всё время не знал и не подозревал. Ели помог её высвободить, вырастить и найти, как бы это ни было удивительно. Она дала ему свои кости, свой позвоночник и свой скелет. Она расцарапала лапками, а потом приладила и вытащила оправу из осколков разбитых стёкол. Она, уйдя и спрятавшись внутрь, оставила снаружи левое лисье рыжее ухо и рыжий фост. Она называла свой хвост — «фост». Он улыбнулся, это было так девчачьии мило. Фост был роскошным, Лёли часто мог даже опереться на него. Первое время его мотало, маяло и шатало. Тела и сущности приладились и заново срослись, ведь лиса всегда была с ним, была и будет его частью. Анима и Анимус. Она тоже была ещё неопытна и слаба, практически она была новорождённой в этой реальности и этом мире. Силы были нужны им обоим. Силы и время. И новое мышление и привычки. А ещё цель, карта и компас.

Калейдоскоп осколков

Нужно было возвращаться домой. Как-то он смог забраться на стебли и, минуя стражей кладбища и болот, добраться, залезть и упасть поглубже в свою нору, забиться в самый дальний тёмный угол и там лежать и, не засыпая, видеть сны. В них он снова и снова говорил и говорил с Ели, всё пытаясь что-то ему рассказать, доказать и объяснить. Эти бесконечные и бессмысленные монологи отчаяния не приносили облегчения, наоборот, вызывали лишь слёзы, которые текли рекой и заново солили свежие раны. Боль была повсюду, внутри, снаружи, страшная, всепоглощающая, непрекращающаяся, пронзительная и звенящая боль. Золотая шкатулка бесчисленно доставала и задвигала блестящие грани, сенобиты приходили пытать, меняясь возобновляемой каждый день и ночь чередой. Это было чистилище Долины петель.

Он не хотел никого видеть и ни с кем говорить, куда-то выбираясь и чем-то занимаясь, он должен был всё время быть уверен, что в любой момент сможет быстро и незаметно сбежать или уйти. Слёзы могли начать литься внезапно и неостановимо. Лёли не хотел, чтоб его видели таким. Он ненавидел слабость и жалость. Раздражался и злился, что не может побороть эти дурацкие чувства, это же его чувства, и он должен ими управлять, держать под контролем их и себя. После того, что произошло, он должен был вычеркнуть из памяти всё и идти дальше, не вспоминая и не оглядываясь, а его так размазало. «На обиженных воду возят», — пилил он себя голосом матери прописными истинами стеблевого мира.

Его тело и сознание изменилось. Он думал, что, как раньше, немного полежит, очухается, придёт в себя, встанет на лапы и всё будет как прежде. Что он сможет жить, отстранившись, не обращая внимания на эту поверхностность, глупость и пустоту, царившую вокруг. Ведь жил же он так раньше, значит, сможет снова. Уж лучше так, чем то, во что он превратился сейчас. Словно заживо гниющая и раз за разом переваривающая, выплевывающая и снова поедающая себя разваливающаяся трясущаяся плоть. Как будто бы его тело и кровь были насквозь отравлены изнутри ядом, который не выходил и не приживался. Тело отекло и раздулось, защищая себя и его от любого, что может причинить ещё хоть чуточку боли. Любая капля могла стать последней пулей в лоб. И жаль, что её всё так и не было. Чем так мучиться… Только бы больше не…

Спасительные периоды забвенья, иногда он снова и снова уходил и терялся там, блуждал в своём Запустенье, без цели, без чувств, без мыслей, без слов и слёз, без боли. Всё более приближаясь к ровной прямой линии после тех бешеных амплитудных скачков в крайние точки шкалы вверх и вниз.

«Куда уехал цирк, он был ещё вчера»[9]. «Что-то я совсем тону, а до конца не тонется, походу, даже смерть меня не хочет, — усмехнулся он, — надо как-то выбираться». «A little party never killed nobody»[10], — и Лёли поехал кататься со всеми вкакую-то очередную бессмысленную и пошлуювылазку на весёлом паровозике («Из Ромашково», — фыркнула внутри лиса). Что-то ели, что-то пили, о чём-то смеялись, и он даже смеялся в ответ. Остановились, спешились, поезд начал разворачиваться, Лёли стал отходить, оступился и свалился в овраг. Подняться и встать он не мог, кажется, он сломал левую лапу в колене. Сверху раздавался смех, кто-то высунулся, увидел его, помахал и крикнул: «Ну, давай! Выберешься — догоняй!» Голоса наверху стихли. Все ушли. Лёли лежал один и смотрел на звёзды.

Междупутье

Мысли в голове разбредались, словно овцы в поле. Охренеть. Просто охренеть. И что теперь? Сам я отсюда не выберусь. Ждать? Но кого и чего? Никто не придёт, не поможет, не спасёт и даже не убьёт меня, чтоб уже нахуй всё это закончилось.

Склоны были скользкие, вокруг не было никого. Вскоре начался дождь, небо опускалось всё ниже, словно сливаясь и становясь одного цвета и массы с землёй. Котлован, куда он рухнул, чем-то напоминавший глиняный карьер, постепенно заполнялся водой. Пробуя ползком выбраться, Лёли раз за разом скатывался и скатывался вниз, карабкаясь и съезжая. Так прошло много времени. Почему он не сдавался и за что боролся, ему самому было непонятно. В его правилах самоубийство было грехом, и если ещё его не забрали отсюда, то надо было что-то делать. Он стремился наверх, а его тащило и тащило вниз. «Ты ничтожество, до тебя никому нет дела, в тебе ничего нет, ты никто, у тебя ничего не получится», — голос в голове хлестал каждым словом, как плетью, бил с оттяжечкой и наотмашь. Лёли начинал сползать в это, утопать, как в песке. Шаг — и вниз. Мысль — и вниз. Оползнем тянется струя, подцепляя и таща вниз за собой всё новые и новые слои земли и тебя. Начинается внезапно. Возникает и берётся из ниоткуда. Только что было всё хорошо. Утро. Ты проснулся, улыбаешься новому дню, строишь планы. Потом лицо перекашивает, улыбка съезжает, как при инсульте, а вслед за ним осознание и ощущение себя. Это сильно подкашивает. В твоём этом мире, там, среди кого и чего ты сейчас находишься и живёшь, нельзя быть слабым. Тебя уничтожат. Убьют. Съедят. Здесь нужно сражаться, чтобы выжить. Нужно быть всегда начеку и наготове, быть на голову умнее, сильнее, опаснее и хитрее, чтобы пройти все ловушки и выбраться в другой мир. Потому что этот, и тот, что ниже и темнее, будут тащить и тащить тебя вниз и обратно.

Свалившись пару раз в котлован и побарахтавшись в нем, Лёли нашёл круглую плетёную кованую сферу, с одной стороны её был красный витой крест, а с другой синяя раковина, сверху торчало разорванное звено огромной цепи, заныривая, Лёли смог пролезть внутрь шара и разместиться там, почти упираясь в его стенки.

На дальнем конце карьера росло огромное дерево, на макушке свисала цепь. Его облюбовал варановый дракон, он прилетал, садился на него, и дерево склонялось почти в самую воду. Дракон дожидался последнего луча уходящего солнца, взмахивал крыльями и снова улетал. А у Лёли созрел план: если подтащить по дну сферу и, когда цепь опустится в воду, подцепить еёзвено за то, которое на шаре, пробраться внутрь и дождаться, когда дракон взлетит, то цепь вытащит его, а сфера защитит при падении.

Так он и сделал, протащив сферу по дну, пока дракона не было, к месту, куда примерно опускалась цепь, подгадав, когда дракон прилетел, что солнце почти село, он подплыл под водой к сфере, дыша через камышовую трубочку, чтобы не спугнуть его, прицепил цепь к звену, пролез внутрь и стал, уперевшись лапами, ждать. В мутной воде не было ни черта видно, но вот цепь дёрнулась и чуть не слетела, резкий рывок — и шар полетел сначала в небо, а потом, ломая деревья, рухнул в лес. Выбравшись, он увидел вдали ту дорогу, с которой свалился когда-то, повернувшись к ней спиной и даже не обернувшись, Лёли, спотыкаясь, побрёл прочь по сливавшемуся с небом серому полю.

Чащоба Запустенья

Над сумрачным полем царил вечный туман, Лёли тащился по нему, почти не поднимая головы и смотря под ноги, чтобы не упасть. Когда началась чаща и как он забрёл в этот почти непроходимый бурелом, плутая и уходя всё дальше и глубже, он не знал. Руки хватали ветки, ноги то скользили по мху, то цеплялись за корни, лицо-морду царапали кусты, неба было почти не видно, еды, воды и чистого воздуха он не пробовал уже много дней. Всюду были корни, и всюду были ветки, казалось, они все составляли большую, толстую переплетавшуюся паутину, в которой Лёли вот-вот должен был застрять и его должен был утащить, высосать всю кровь и сожрать какой-то огромный и следящий за ним из-за каждого ствола паук.

Он словно жил и не жил в это же время. Мысли постоянно возникали и набивались в голове роем, вылетая и словно вставая и зависая в воздухе, а потом вновь беспорядочно метались и кружились. Своя собственная неуправляемая мурмурация. Когда ты будто в центре торнадо, твоего вечного хаоса из обрывков каких-то обдумок, заплаток, лоскутков, осколков и рваных лент цепочек мыслей и дум о тебе, о вечном, о твоей дороге и мечте, о мире вокруг тебя и о том, где ты должен быть. И этот мир настолько другой и отличается от того, где ты сейчас, что ты понятия не имеешь, куда, в какую сторону идти, и как в него попасть, и где он, и существует ли вообще. И ты отчаянно завидуешь более приземлённым людям, которым, сука, всё ясно и понятно. Что, куда, как, зачем и почему. Вот пункт «а», вот «б» и все промежуточные «в, г, д» как на ладони. Все видны и понятны. Один ты застрял в вечном междупутье. Между дорогами, между мирами, между людьми. Ни там, ни здесь нет тебе места, всё не то и не так. А так, как тебе надо, кажется, просто не существует и быть не может, столько всего надо смешать и сплести, вытащить, протянуть и перекрестить нитей несоединимого и противоположного. Того, что люди даже рядом не поставят в трезвом уме и твёрдой памяти, а тебе надо и то, и другое, и третье, и только так.

Окончательно выбившись из сил и валясь с ног от усталости, жажды и голода, Лёли куда-то влези свалился в какую-то то ли дыру, то ли нору. Было тепло и сухо, и впервые за многие месяцы и дни — безопасно, Лёли притих и уснул. Ему приснилась Таверна.

Таверна ПТАН

Про это место ходили разные слухи и легенды, Таверну держали двое — маг-страж артефактолог Рокот и ведьма-ключница Лиусла.

Рокот рассказывал, что в одной из реальностей ПТАН называлась корреляционная экстремальная система (КЭС) (Precision Terrain Aided Navigation — точность, местность, помощь, навигация), которая должна использоваться для коррекции инерциальной системы управления (ИСУ) при потере или подавлении сигнала от КРНС (космическая радионавигационная система). С помощью входящего в состав ПТАН интерферометрического высотометра определяются не только относительные высоты точек поверхности, но и углы наклона линий рельефа местности. В совокупности с использованием трехмерных цифровых карт местности это позволяет отказаться от необходимых для функционирования КЭС районов коррекции, устраняя тем самым предсказуемость направленности удара КРВБ (крылатые ракеты воздушного базирования).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По звёздам прямо не ходят. Части 1, 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Бакминстер Фуллер — векторное равновесие. Нассим Харамейн — пространство-время. Анимация из фильма «Black Whole».

2

К. Брюллов, картина «Последний день Помпеи».

3

«КиШ» «Разбежавшись, прыгну со скалы».

4

В. Набоков.

5

Надежда Птушкина.

6

В. Набоков.

7

А. С. Пушкин.

8

AnnenMayKantereit.

9

В. Леонтьев.

10

Fergie.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я