Информационно-семиотическая теория культуры. Введение

О. Н. Астафьева, 2020

Монография посвящена проблематике формирования информационно-семиотической теории культуры в парадигмальных рамках постнеклассической науки. Адресуется научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам, обучающимся по культурологическим, философским, социологическим, историографическим и филологическим направлениям. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационно-семиотическая теория культуры. Введение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Х.Г. Тхагапсоев, О.Н. Астафьева, И.И. Докучаев, И.В. Леонов, 2020

Предисловие

В ряду таких обретений постсоветского периода развития российской науки как социология, политология и юриспруденция современных форматов едва ли не самой значимой по целям, задачам и масштабности объектного мира стала культурология (увы — на фоне утраты отечественной наукой былой масштабности и ряда лидерских позиций на мировой арене).

Более того, возникновение и становление культурологической науки в нашей стране нечто большее, чем факт и эпизод истории науки — это, судя по всему, вызов и потребность российской ментальности. В этом плане институционализация культурологии, как интегративного научного направления, представленного в стране в разных вариантах, в том числе и в качестве предмета изучения в высшей школе, стала, пожалуй, одним из наиболее значимых продвижений в гуманитаризации образования в современной России.

В то же время, развитие культурологической науки сталкивается с серьезными трудностями и противоречиями. Ее предметное пространство, структура, методы и место в общей системе социально-гуманитарных наук остаются предметом дискуссий, поскольку открытой остается и проблема онтологической сущности предмета этой науки — культуры.

Попытки решить эту проблему за счет «поиска верного определения» (в духе классического позитивизма) не дали желаемого результата, однако привели к тому, что в анналах культурологической науки накопилась, по разным подсчетам, не одна сотня определений культуры.

В этой ситуации распространенной формой теоретического развития культурологии стал поиск способов систематизации и введения многообразия накопившихся определений культуры в некие концептуально-теоретические рамки, в ряду коих числится и информационно-семиотическая концепция. Но дело в том, что за этой примелькавшейся формулой «информационно-семиотическая теория» на самом деле стоит не теория как таковая: речь идет лишь об идее, потенциальной возможности таковой теории. А путь от идеи к теории, как известно, не прост, и существует лишь один способ его преодоления — это ее (идеи) «развертывание» в систему содержательных и операциональных понятий, категорий, объяснительных принципов, схем и моделей.

Разумеется, в культурологи попытки подобного плана предпринимались и предпринимаются; этот опыт несомненно важен и, по возможности, учитывается нами, что также подпитывает надежду, что данная монография станет реальным шагом к формированию контуров и облика информационно-семиотической теории культуры, к выходу культурологической науки на новый парадигмальный уровень.

В то же время, хотелось бы подчеркнуть, что речь, конечно же, не идет о создании некой очередной «альтернативной культурологии».

Отечественная культурология по всем признакам и показателям сложилась как отрасль науки, развивается и бытует в ее классической парадигме как на редкость масштабный массив предметно-специализированных и интегративных знаний о культуре, большой спектр направлений, течений и подходов к познанию феноменов культуры.

Что касается нашей монографии, то она, как уже подчеркивалось, посвящена формированию информационно-семиотической теории культуры в контексте идей, представлений и методологических принципов постнеклассической науки, в предположении, что это несомненно послужит подъему как уровня теоретичности и фундаментальности, так и функциональности и практической эффективности культурологической науки.

Остается лишь добавить, что социогуманитарные науки ныне озадачены, а их дискурсы детерминированы более всего двумя ключевыми идеями, ознаменовавшими рубеж ХХ — ХХI веков: идеей предстоящего вот-вот «бифуркационного» скачка в нашем цивилизационном развитии (за коим видится новый «лик бытия», в чьих чертах доминируют изменчивость, «сложностность», многообразие во всех своих проявлениях) и идеей «конфликта цивилизации», что, в свою очередь, до предела обостряет проблематику «культурных перспектив» человека. Очевидно, что эти проблемы едва ли не в первую очередь адресуются культурологии.

В итоге складывается такая ситуация, когда, с одной стороны, явно повышается роль и значимость культурологии в системе социально-гуманитарных наук, но, с другой — ставит ее (культурологию) перед необходимостью эффективно взаимодействовать с современными науками о человеке и обществе, ориентированными, прежде всего, на междисциплинарную методологическую стратегию, синтез концептуальных арсеналов естественных и гуманитарных наук, на идеи системного и синергетического подходов, на представления информациологии, обостряя всю проблематику поиска путей и методов дальнейшего развития культурологической науки.

Поиск научной истины, как известно, — это всегда сложный, открытый и по существу нескончаемый процесс, который обречен на неуспех, если он не опирается на креативные идеи и концепции, на прочные теоретико-методологические позиции. Мы убеждены, что именно информационно-семиотическая теория культуры способна стать «ответом» на ключевые вызовы, стоящие сегодня перед культурологической наукой.

В заключение заметим, что коллективные монографии, как известно, бывают двух типов:

— выступающие как результат (плод) продолжительной совместной работы авторов и выражение их «единомыслия» (первый тип);

— являющие собой свод точек зрения некоего круга специалистов по поводу той или иной значимой проблемы науки (второй тип).

Перед вами, уважаемый читатель, смеем полагать, монография «третьего типа». Авторский коллектив в данном случае складывался на протяжении ряда лет и складывался непросто — в ходе продолжительных устных и письменных дебатов (порой непростых), в итоге которых родилась эта книга. При этом работа по созданию монографии распределилась следующим образом.

Астафьева О.Н. — участие в разработке концепции и структуры монографии, написание раздела 1.4.

Докучаев И.И. — участие в разработке концепции и структуры монографии, написание раздела 2.8.

Леонов И.В. — участие в разработке концепции и структуры монографии; написание разделов: 1.2, 2.4 и 3.3 (совместно с Х.Г. Тхагапсоевым).

Тхагапсоев Х.Г. — формирование идей, концепции и структуры монографии, написание разделов 1.1–1.3, 2.1–2.7, 2.9–2.12, 3.1–3.3, координация работы авторского коллектива.

Плодом совместных усилий авторов являются также предисловие и заключение к монографии, библиография.

Представляя на ваш суд, уважаемый читатель, плод всех этих усилий, приглашаем включиться в дискуссию, ведь информационно-семиотическая теория, мы убеждены, обещает новые горизонты видения культурологической науке, новые глубины понимания культуры ее исследователям и новые практико-прикладные инструменты и механизмы для социальной, социально-культурной практики.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационно-семиотическая теория культуры. Введение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я