Журнал «Москва литературная» – литературно-художественное издание, первые номера которого вышли благодаря сотрудничеству Московской городской организации Союза писателей России с НП «Литературная Республика». В журнале публикуется проза, поэзия и публицистика разнообразных жанров и тематики. Рубрики: «Гвозди номера», «Проза жизни и не только», «Поэтическое слово», «Заметки на полях», «Имена XXI века», «Рецензии. Отзывы. Критика», «Новинки. События. Интервью».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Москва литературная №1, 2023. Литературно-художественное издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Автор-составитель О. В. Шишкина
Редактор В. П. Петрушин
Дизайнер обложки В. А. Крушинина
Благодарности:
Издательство"ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕСПУБЛИКА"
Адрес редакции:
121069
Россия, Москва
ул. Поварская
дом 11 строение 1, офис 53
Мы публикуем тексты авторов,
пишущих на русском языке
в XXI веке
Электронная почта:
litress@mail.ru
Тел.: + 7 (916) 156-40-95
Будем рады
сотрудничеству с новыми авторами!
Тексты издаются
в авторской редакции
Печать осуществляется
по требованию
Картина на обложке — Pixabay.com
Шрифт Serif 12 A4 2 Column
ISBN 978-5-6049510-4-0
Возрастной ценз 18+
© В. А. Крушинина, дизайн обложки, 2023
ISBN 978-5-6049510-4-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ГВОЗДИ НОМЕРА
Номинанты на Нобелевскую премию по литературе 2023
Ежегодно с 01 сентября по 31 января во всем мире проходит отбор и выдвижение кандидатов на соискание Нобелевской премии в различных областях. Среди наших соотечественников лауреатами по литературе становились настоящие мастера Слова: Иосиф Бродский, Борис Пастернак, Иван Бунин, Михаил Шолохов…
В сентябре 2022 года четверо авторов журнала «Москва литературная» по результатам оценки их творческого пути были выдвинуты на соискание Нобелевской премии по литературе 2023 Владимиром Георгиевичем Бояриновым, Председателем Московской городской организации Союза писателей России, Президентом НП «Литературная Республика», Заслуженным работником культуры РФ, поэтом-мастером.
Трудно сказать, есть ли у российских писателей шансы получить Нобелевскую премию по литературе в 2023 году, но сам факт номинации дает возможность читателям познакомиться с талантами земли русской, к числу которых, безусловно, относятся поэт и прозаик Александра Крючкова, поэт и бард Екатерина Кордюкова, прозаик Борис Алексеев и поэт Юрий Слиняков.
В прошлом выпуске «Москвы литературной» опубликована статья о творчестве Юрия Слинякова.
Встречаем аплодисментами «Гвоздей этого номера»:
· таинственную Александру Крючкову, прозаика и поэта, мастера в области Иной Реальности, уже широко известную и издаваемую в России и за рубежом, совокупный тираж её книг превысил 30 000 экземпляров. Александра одновременно выдвинута на Нобелевскую премию по литературе 2023 и Евгением Викторовичем Степановым, Президентом Союза писателей XXI века, кандидатом филологических наук, поэтом и издателем;
· восхитительную Екатерину Кордюкову, автора очаровательных романсов и шести книг стихотворений, частично переведённых на несколько иностранных языков, замечательного поэта и московского барда, известного в России и за рубежом.
В рубрике «Заметки на полях» читатель сможет познакомиться с неподражаемым Борисом Алексеевым, православным писателем и тонкой души философом, неутомимым мыслителем и иконописцем, работающем в области реставрации храмов по всему миру. А очередную рецензию на добрые и светлые стихи Юрия Слинякова из его новой книги «Спасибо судьбе» вы найдёте в рубрике «Новинки. События. Интервью».
Владимир Павлов,
руководитель литературно-музыкального объединения «Восток», член жюри литературных конкурсов
КРЮЧКОВА Александра: «Ангел на улице»
Об авторе
Александра Андреевна Крючкова (девичья фамилия — Бескова, родилась 05 апреля 1976, Москва) — российский поэт, писатель-мистик, Заслуженный писатель Московской городской организации Союза писателей России (далее — МГО СПР), лауреат международных премий в области литературы, государственный стипендиат в категории «выдающиеся деятели культуры и искусства РФ». Внесена в Общероссийский дворянский список Императорского Дома Романовых. Семинаристка Е. Б. Рейна.
Членство в союзах: Союз писателей России (с 2009), Союз литераторов России (2010—2013), Российское авторское общество, Союз писателей XXI века (с 2011), Международная гильдия писателей (Германия, 2011—2015), Международная Ассоциация Граждан Искусства «М.А.Г.И.» (Испания, с 2009), региональный общественный Фонд содействия развитию современной поэзии «Светоч» (с 2007), Открытый Литературный Клуб «ОткЛиК» (с 2008) и др. С 2012 года работала в сфере книгоиздания на руководящих должностях, включая холдинги «ЭКСМО-АСТ» и Т8, издательство «РИПОЛ классик» и др.
Среди наград: орден Святой Великомученицы Анастасии «за вклад в культуру России» (Российский Императорский Дом), медаль «200-летие М. Ю. Лермонтова» (Министерство культуры РФ), медаль «За доблестный труд» (Правительство Москвы), ордена «За вклад в литературу России XXI века» и «За вклад в просвещение» (МГО СПР), медаль «Леонардо» (Союз писателей XXI века), орден «Служение Искусству» (НП «Литературная республика») и др.
Автор Журнального и Читального залов («Дети Ра», «Зинзивер», «Литературные известия», «Российский колокол», «Персона+», «Футурум Арт», «Поэтоград», «Словесность», «45-ая параллель»), журналов «Работница», «Cosmopolitan», «Читай-ка» и др.; издательств «РИПОЛ классик», «Вест-Консалтинг» и др.
Основная тематика творчества: метафизика, борьба сил Света и Тьмы, любовь и смерть, Тонкий мир и Иная реальность, призраки.
Принимала активное участие в литературных мероприятиях в музеях и библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга: поэтический фестиваль в «Липках» 2003, салон Н. В. Никифоровой в «Дулин Хаус» на Старом Арбате и РГБИ на Кузнецком мосту, поэтические чтения газеты «Вечерняя Москва» на Патриарших Прудах, лит. фестиваль в Центре Рериха, Пушкинские чтения 2012 в ГМЗ А. С. Пушкина «Михайловское», музыкальные презентации в Бард-Арт-Клуб «Кофемакс» Т. Ерёминой и в «Гнезде Глухаря», организатор лит. турнэ по школам и ВУЗам Москвы (2014).
Работала в жюри: «Кубок России по художественному творчеству „Ассамблея Искусств“» 2016 — конкурс чтецов Всероссийского фестиваля дебютных проектов молодых авторов и исполнителей (European Art Union/Европейский художественный союз при поддержке Министерства культуры РФ), «Славянский родник» 2015 и 2013 гг. (Префектура ЮЗАО Москвы, Администрация МО «Черёмушки», Совет депутатов), «Победа» 2013 («Поэты Москвы», при поддержке Управления культуры ЮЗАО, Москва), конкурс творчества в краеведении 2013 (СЗАО, Фили, Москва).
Выступала на фестивалях и книжных выставках в Москве: 2009—2018 в качестве автора «РИПОЛ классик» (Красная площадь, ВВЦ, Сокольники, 2009—2018), ММКВЯ 2012 — ведущей круглого стола в рамках проекта «Новые лица современной литературы» от МГО СПР, ММКВЯ и Non-fiction 2018—2019 — руководителя направлений издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ».
В периоды 2012—2014 и 2020—2021 — ведущая литературного салона МГО СПР (ЦДЛ, Дом-музей М. И. Цветаевой в Борисоглебском переулке, клубы «Алиби» и «Петрович» на Чистых Прудах, музей-театр Булгаковский дом на Большой Садовой, 10, 302 Бис), ведущая семинаров «Зажги свою звезду» 2021 и «Рынок книгоиздания» 2020 для писателей МГО СПР.
Организатор благотворительных акций, включая «Книги — детскому дому!». Отмечена благодарностями Директора Центра Парламентаризма МИГСиУ РАНХиГС при Президенте РФ, Главы Управы района Черёмушки (Москва) за вклад в развитие культурной жизни района Черёмушки, Администрации МО Черемушки, Совета депутатов МО «Черёмушки», Префектуры ЮЗАО (Москва), Зам. председателя Правительства Забайкальского края, руководителя Администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края и др.
Выступала на ТВ и радио: «Культура» («Вслух. Стихи про себя» с Е. Б. Рейном и А. С. Кушнером, 2013, «Тоска по мировой литературе. Переводы и оригиналы в поэзии» 2011—2012); Первый телеканал РФ (фильм «Чудеса исцеления» 2009 о Р. А. Мансуровой и П. П. Гаряеве — номинант на Нобелевскую премию по квантовой медицине); «Вечерняя Москва» («Вечерние стихи» 2012, 2020, 2021 с «поэтами года» Ю. Мышонковым, О. Аникиной и Д. Артисом); «Русский мир» (Фонд «Русский мир», «Культурный слой» у Н. Н. Осиповой и «Литературная гостиная» у Д. В. Силкана 2013, 2016, 2021); «Спас» (фильм А. Кулямина «Русь Святая», снят в 2016, звучат стихи А. Крючковой); «Диалог-ТВ» («Библиотека Евгения Степанова», «Поэтоград», «Книжное обозрение с Ольгой Ефимовой» 2023); «Доверие» (ЮЗАО и СЗАО, «Мой округ», «Шире круг», 2011); МГО СПР (фильм «Новые лица современной литературы» 2011); «Artist TV» и «Smart TV» (со-автор и ведущая цикла «Новые лица современной литературы», январь — май 2013, в 2013 — фильм «Александра Крючкова. Судьба поэта»).
По результатам выступления на ТВ «Культура» в передаче «Вслух. Стихи про себя. Как подняться над графоманией?» с Е. Б. Рейном и А. С. Кушнером (эфир 13.10.2012) объявлена победителем передачи.
В марте 2012 вошла в шорт-лист первой национальной премии «Поэт года» 2011. Сергей Сибирцев, член Большого жюри премии, Председатель Клуба метафизического реализма ЦДЛ, в интервью для газеты «Частный корреспондент» об итогах конкурса (05.04.2012, статья «Скандал на празднике поэзии в ЦДЛ, или феномен Марии Малиновской») заметил: «Очень жалею, что не попала в призеры сильнейший автор Александра Крючкова… именно её я прочил на второе место».
25 мая 2013 на сцене Большого зала ЦДЛ Александра Крючкова победила в финале турнира МГО СПР «Король поэтов» 2013 и была приглашена на радиостанцию Фонда «Русский мир» в «Литературную гостиную» к Дмитрию Силкану на передачу «Королева поэтов». В 2014 году в издательстве «РИПОЛ классик» вышла одноимённая книга её стихов («Королева поэтов»).
По решению руководства Елабужского государственного музея-заповедника им. М. И. Цветаевой Александра Крючкова, победитель конкурса МГО СПР им. М. И. Цветаевой «Цветаевские костры» 2013 (I-е место), получила право зажечь 05 октября 2013 11-ый Цветаевский костёр в Елабуге и открыть поэтические чтения. Повторно посетила Цветаевский костёр в качестве руководителя делегации поэтов от МГО СПР в 2020 году и была награждена медалью им. М. И. Цветаевой «Цветаевские костры».
А. Крючкова — 1 из 5 победителей:
· «Лучшее перо России» 2012 (по результатам публикаций в журнале и альманахе «Российский колокол», Фонд «Литературный центр Петра Проскурина», Продюсерский центр А. Гриценко),
· «Лучшие поэты и писатели России» 2013 (МГО СПР),
· «Наследие» 2014 (Российский Императорский Дом совместно с Российским Союзом Писателей),
· «Талантливые и лучшие поэты и писатели России. Автор месяца: январь 2023» (национальный литературный портал «Изба-Читальня»).
Александра Крючкова известна за рубежом. Её книги находятся в музеях и библиотеках Греции, Италии, Германии, Болгарии, Венгрии, Чехии; её имя выгравировано на памятном камне в Парке звёзд на Аллее Славы в городе Св. Андрея (Szentendre) в Венгрии (как участника фестиваля поэзии от РФ).
Первое выступление заграницей состоялось 11 апреля 2010 в Чехии по приглашению чешской компании Carte Blanche, при участии директора музыкальной школы Gradus ad Parnassum (пианиста Филиппа Субботина) при Российском центре науки и культуры в Праге. Это был концерт в костёле Девы Марии Снежной (Kostel Panny Marie Snezne) с последующей трансляцией видеозаписи на русском ТВ RUPR.CZ.
Представляла Россию и принесла ей победу на III-м международном фестивале поэзии «Море и Слово» 2011 в Венгрии (Будапешт — Szentendre — Isaszeg, Международный Фонд культуры и творчества E.O.S./The International Cultural Artistic Foundation E.O.S.) с возможностью бесплатного издания книги в Будапеште в переводе на венгерский язык (от Венгерской стороны), награждена орденом им. Г. Р. Державина (от МГО СПР). После выхода книги «Еz a — Szerelem!» («Это — Любовь!»), избранные стихи А. Крючковой в переводе на венгерский Арона Гаала с иллюстрациями автора, удостоена международной премии Венгрии «Новые плеяды» 2012 за заслуги в области литературы. Инициатор литературного проекта «Россия-Венгрия» 2013 с изданием антологии современных поэтов России в переводе на венгерский язык «VISSZHANGOT HOZ A SZEL» 2013 («Принесённое ветром слово»).
Выступала на Парижском книжном салоне 2012 во Франции на стендах Россотрудничества, МГО СПР и на большой сцене выставки, беседовала с министром культуры Франции.
Победила в Школе Букеровских лауреатов у Евгения Рейна (Милан, Италия, 2012) по итогам прохождения курса поэзии, получила право бесплатного издания книги (издана под названием «Мои любимые стихи») и награждена орденом «Золотая осень» им. С. А. Есенина от МГО СПР. Там же, в Милане, высокую оценку её роману «Книга Тайных Знаний» дал писатель Виктор Ерофеев, отметив А. Крючкову в качестве одного из двух победителей его курса прозы (вторым победителем стала Надежда Кащенко). В те же дни в Милане Александра выступила с докладом от российской стороны на итало-российской конференции «Новая русская революция», организованной итальянским издательством Edizioni SPIRALI Armando Verdiglione.
Участвовала в фестивале «Россия-Болгария» 2013 (Варна, Болгария) с В. Г. Бояриновым, в том числе провела семинар поэзии для детей в санаторно-оздоровительном комплексе «Камчия», выступила в Союзе болгарских писателей и в нескольких культурных центрах. По итогам поездки вошла в состав жюри одноимённого конкурса.
Возглавляла официальную делегацию писателей МГО СПР на Лондонской книжной ярмарке 2013 и на фестивале «Россия-Италия» 2014 (Бари — Монополи — Матера — Грассано).
Инициатор и координатор совместного проекта МГО СПР и Международной Гильдии Писателей «Россия-Германия» 2012 (в рамках серии проектов «Новые лица современной литературы») и «Россия-Греция XXI» в рамках «Перекрёстного года языка и культуры Россия-Греция 2019—2020» (НП «Литературная Республика»). Член жюри конкурса «Русский Stil» 2014 (Германия, Международная Гильдия Писателей).
Произведения А. Крючковой переведены на английский, немецкий, итальянский, болгарский и венгерский языки. Публиковались за рубежом в журналах «Новый ренессанс» и «Русский Stil» в Германии, в журнале и газете международного проекта MediaGroup «Intelligent» Сергея Пашкова. В 2011 году в издательстве Stella-Verlag (Германия) вышел авторский сборник стихов «Без маски», в 2012 — книга стихов в переводе на венгерский «Еz a — Szerelem!» в издательстве Amon (Венгрия). В переводе на итальянском публиковалась в Италии (журнал Incroci, 2014).
В 2021 году вошла в число 12 лауреатов конкурса «Поэт XXI века» как победитель в номинации им. Б. Л. Пастернака (МГО СПР, НП «Литературная Республика»). Отдельные книги Александры Крючковой и циклы её стихотворений, изданные в разное время под различными названиями, отмечены победами в конкурсах МГО СПР:
· «Крик в Безответное» — «Светить всегда» им. В. В. Маяковского 2010, «Цветаевские костры» им. М. И. Цветаевой 2013.
· «Ангел на улице / Лунный Кот / Мои любимые стихи» — «Лучшая книга» 2011—2013 с вручением награды «Серебряный крест», «Покой нам только снится» 2020 им. А. А. Блока, «Душа Православия» 2022.
· «Тень птицы / Марина. Анна. Александра» — «Герой нашего времени» им. М. Ю. Лермонтова 2013 в номинации «Поэзия».
· «Кофейня Астральных Свиданий / Королева поэтов» — «Лучшая книга» 2012—2014 в номинации «Звёздная строфа», «Книга XXI века» в номинации им. И. Северянина 2022.
· «Одинокая колдунья желает познакомиться» — «Лучшая книга» 2022 в номинации «Миры поэтов» им. А. Ахматовой и «Стул №13» им. И. Ильфа и Е. Петрова 2022.
· «Москва — Санкт-Петербург, а далее — везде» — «Золотая Осень» 2022 им. С. А. Есенина, «Поэт XXI века» им. И. А. Бродского 2022.
Отдельные стихи — лауреаты конкурса «Галерея избранного стихотворения» (МГО СПР) в номинациях: «Философия Души» им. О. Э. Мандельштама 2009, «Женский Космос» им. М. И. Цветаевой 2010, «Страна великая» им. С. А. Есенина 2011, «Я — гражданин» им. В. В. Маяковского 2013. А также: «Художник» — победитель «Этот мир — всего лишь холст!» (2018, МГО СПР, НП «Литературная Республика»), «Да! Я посмела!» — «Признание в Любви» (Русский Литературный Клуб), «Не отдавай меня другим» — «Высшее признание таланта» в номинациях «Слово!» и «Самая романтичная песня года» 2010 (Бард-Арт-Клуб «Кофемакс» Т. Ерёминой).
Александра Крючкова — лауреат конкурса «Писатель XXI века» (МГО СПР, НП «Литературная Республика», 2021) в номинации им. Д. Л. Андреева за серию книг прозы «Игра в Иную Реальность», каждая из которых также отмечена победами:
· «Книга Тайных Знаний» (магический реализм, роман, 2009—2011, совокупный тираж в 2021 году превысил 10 000 экз.): «Книга XXI века» в номинации «Путь знаний» им. К. Кастанеды (МГО СПР, НП «Литературная Республика», 2021), «Магический реализм XXI» им. К. Кастанеды и Г. И. Гурджиева («ОткЛиК», 2020), «Живое слово» 2015 им. Е. П. Блаватской («Неравнодушие»), «Лучшая книга года» 2008—2011 (МГО СПР), «Литературный Олимп» 2011 (Лига писателей Евразии).
· «Ангел-Хранитель» (роман, 2012—2014): «Крылья XXI века» в номинации им. О. Уайльда (МГО СПР, НП «Литературная Республика», 2021), «Серебряный ангел» 2015 им. Ф. Саган («ОткЛиК»), «Литературный Олимп» 2014 (Лига писателей Евразии).
· «Исповедь Призрака» (роман, 2019—2021): «Жизнь задыхается без цели» 2021 им. Ф. М. Достоевского (МГО СПР), «Душа Православия» 2022 (МГО СПР, НП «Литературная Республика», «Россия-Греция XXI» 2020 (НП «Литературная Республика»), «Творец миров» 2019 им. Д. Андреева («ОткЛиК»).
· «Ловушка для Мыслеформы» (фэнтези, 2020—2021): «Мастер» 2020 им. М. А. Булгакова (МГО СПР, НП «Литературная Республика»), «Зазеркалье» 2022 им. Л. Кэрролла («ОткЛиК»).
· «Остров Харона» (мистический триллер, 2021): «Океан, ветер, песок и звёзды» 2021 им. А. де Сент-Экзюпери («ОткЛиК»), «Иная реальность» 2021 им. Л. и Д. Андреевых («Облака Вдохновения»), «Дело №…» им. А. Хичкока и «Книга XXI века» в номинации «Крылья» им. А. де Сент-Экзюпери (МГО СПР, НП «Литературная Республика», 2021), «Бегущие по волнам» 2021 им. А. С. Грина (музеи им. А. С. Грина в г. Феодосия и г. Старый Крым).
· «Сказки призраков» (рассказы, новеллы, сказки-притчи, 1988—2022, включая отдельные иллюстрированные издания): «Это — Любовь!» им. О. Генри 2023 («Литературная Республика»), «Сказки для взрослых» 2022 им. Э. Т. А. Гофмана и Г. Х. Андерсена («ОткЛиК»), «Золотая рыбка» 2022 (МГО СПР), «Сказки XXI века» 2022 им. Г. Х. Андерсена, «Писатель XXI века» 2022 им. Н. В. Гоголя, «Тень птицы» 2021 им. Эдгара А. По и «Дело №…» 2021 им. А. Хичкока (МГО СПР, НП «Литературная Республика»), «Литературный Олимп» 2012 (Лига писателей Евразии).
Александра Крючкова — лауреат премии «Леонардо» 2022 (Союз писателей XXI века). Примечательно, что в 2017 году лауреатом этой же премии стал номинант на Нобелевскую премию по литературе поэт К. А. Кедров-Челищев. А. А. Крючкова выдвинута на Нобелевскую премию мира в области литературы 2023 одновременно двумя официальными лицами: как поэт и прозаик — В. Г. Бояриновым, поэтом, Заслуженным работником культуры РФ, Председателем Московской городской организации Союза писателей России; за серию книг прозы «Игра в Иную Реальность» — Е. В. Степановым, кандидатом филологических наук, поэтом, издателем и Президентом Союза писателей XXI века.
Владимир Морозов,
член Союза писателей России
ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА
«ВОЙ на…»
(эссе)
памяти В. Г. Бояринова
и В. Г. Шильцына
«В небе летит самолёт…
Как ты там? Держись!1..
В череде потерь ставлю пробел.
Стоп, машина!
Колёса Времени, стоп!»
Лица в гробах меняются. Я помню это с похорон мамы. Мне было двенадцать. Она оставила мне в наследство перьевую ручку, которую купила перед смертью в качестве своего завещания… С тех пор, как умерла мама, меня воспитывал Бог, в Небе мои корни и Родина. А Время условно и относительно. Мы существуем в каждом его фрагменте отведённых нам на Земле отрезков — бесконечно. Память — машина Времени.
Сегодня я — в чёрном приталенном пальто до пят с вышитыми красными цветами, приобретённом на днях в брендовом магазине за неприличную сумму, вместе со 100 и одним летнем платьем. Для Греции? Германии? России? Не знаю, но любой Король Мечей заколол бы меня 1001 мечом за столь непозволительное транжирство. И гвоздики. В руках. Ненавижу гвоздики…
Я зачем-то купила их ещё вчера вечером. Дома поставила на подоконник и зажмурилась от внезапной мысли — я принесла в дом смерть, кто-то ещё умрёт…
* * *
«Милая, кто научил тебя не бояться? Верить?»
Выхожу из метро, читаю километровое послание из Германии после нескольких пропущенных звонков.
«Почему ты не отвечаешь? Мне дали отпуск! Я ХОЧУ ПРОВЕСТИ ЕГО С ТОБОЙ!!! С тобой, понимаешь? Когда ты пойдешь за визой?!»
Дубль два. Он «оттуда», но давно живёт в Германии. На 14-е февраля, в день Всех влюблённых, он купил мне билеты и забронировал гостиницу где-то в Раю — несколько комнат на море в мае. Ему тогда тоже дали отпуск. А через 10 дней Небо рухнуло.
Слава Богу, К., друг семьи, который живёт там, недалеко от Лавры, и в своё время возил меня по монастырям в качестве экскурсовода, жив! Сегодня зашёл ко мне в Интернет почитать стихи. Я искренне рада видеть друзей в гостях, несмотря на то, что мне пришлось отправить К. в спам с того первого дня, когда я захлебнулась потоком его ненависти.
Я выныриваю из подземного перехода на Садовое кольцо. Звонок с неопределённого номера выводит меня из гипнотического транса:
— Александра Андреевна, Вас беспокоят из вч №…
— Да поняла я, поняла. Как вы там? — задаю я риторический вопрос и сжимаю пальцы в кулак.
— Уточним Ваши данные? Дети несовершеннолетние?
— Нет.
— Родители или кто-то на иждивении?
— Нет.
— У Вас есть заболевания, которые…
— Нет.
— Тогда запишите адрес, он поменялся, куда если что, и телефон.
Я сворачиваю на Большую Никитскую.
— Привет, сестрёнка! — шепчет на ухо шагающий мимо писатель. — Уже читала? Музыканты только что взяли…
Мой сын горит желанием к ним присоединиться: «Когда меня убьют, продашь квартиру и уедешь на Афон». А моего отца убили, когда мне было четыре. Свои убили. За то, что он слишком много знал. Папа был патриотом. Я хотела быть как папа. Иначе мне бы сегодня никто не звонил. Меня просто кинули в 90-х. И всех таких же, как я. А теперь вспомнили. Дойдёт очередь, сделают невыездной уже навсегда, лишив последней радости — лета на Афоне.
В метро — утром и вечером — по дороге в офис и обратно читаю телеграмм. По ночам слушаю Соловьёва. И вяжу шарфы. Вяжу. Вяжу. Вяжу. Как паучиха. Вяжу до остервенения. До бесчувственности пальцев. До тошноты. Шарфы, которые уже вываливаются на меня подобно скелетам из всех шкафов, изо всех дыр и щелей. Они набрасываются на меня и ластятся к моей шее…
Кто-то плачет, кто-то сидит на чемоданах, кто-то истерично-патриотично бьёт себя в грудь, а я снова беру спицы и продолжаю, стиснув зубы, молча вязать.
Пока в полночь Греция не присылает очередное видео с моей любимой Святой Горой, где цветут яблони, когда у нас, в Москве, по-прежнему завывает метель… Я слушаю шёпот афонских волн… Самолёт Стамбул-Салоники пролетает прямо над Горой. Низко-низко. Так низко, что, кажется, можно разглядеть установленный на вершине крест, а потом помахать подруге-гречанке Димитре, живущей в деревушке Урануполи на границе, и крикнуть: «Вари кофе — скоро буду!», и она помашет в ответ: «Ну наконец-то!»
«Я хочу, чтобы ты была сейчас здесь со мной… Ты будешь вязать шарфы, а я ловить нам рыбу… Разводить костёр… Кормить тебя твоими любимыми октопусами… Включать сиртаки… Танцевать с тобой на песке… Ненавижу политику!.. Что у тебя с визой?»
Чтобы оформить визу, желательно получить новый загранпаспорт — мой заканчивается, купить билеты, положить мешок денег на счет и предоставить выписку с движением денежных средств за последние полгода. Будет ли открыта Турция? Там же грядут выборы. Через какую страну покупать билеты?
Вчера я подала заявление на новый загранпаспорт, но с сегодня выдача паспортов временно приостановлена. Знакомая, у которой сын живёт в Британии, подала аналогично неделей раньше, но сегодня ей вернули пошлины, сказали, что возможно это слишком надолго… Как бы то ни было, квартира на Афоне стоит как несколько моих в Москве, а у него из-за рухнувшего в пандемию бизнеса долгов выше крыши. Он продолжает ловить рыбу, а я — вязать шарфы.
* * *
«Уберите время на время!»
У входа в ЦДЛ здороваюсь с теми, кто курит у входа. Прохожу внутрь, не снимая пальто. Иду в малый зал.
Ко мне подходит икона стиля, гениальная Елена Талленика. Она пишет обо мне книгу. На выходных предложила интервью: «За каждым известным мужчиной стояла женщина. А за Вами кто?»
Шагаю к гробу.
В пятницу он забежал ко мне за конфетами. Периодически приходил то за чаем, то за кофе, когда приходили к нему.
— Саш, а есть конфеты в коробке? Мне подарить бы.
— Нет, только так.
— Вот дожили!
И убежал.
В понедельник он позвонил, что не приедет — заболел — горло. Во вторник — инсульт и всё.
«СПАСИБО! — мысленно я произношу как мантру у гроба. — СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО…»
Их двое. Они принимали меня в Союз писателей много-много лет назад, в какой-то прошлой жизни. С тех пор каждый раз на Новый год я доставала заветную «Книгу Желаний» и переписывала одно и то же желание среди прочих переменных.
Год назад они оба свалились с короной и поражением лёгких.
Но господин М. уже превратил меня в Королеву Мечей из Королевы Кубков.
Я помню, зажгла свечи и ладан с греческого Афона.
Поставила самые мощные иконы и сказала:
«Бог, они оба нужны мне здесь. ОНИ НУЖНЫ МНЕ ЗДЕСЬ, СЛЫШИШЬ? ОСТАВЬ ИХ НА ЗЕМЛЕ! НЕ СМЕЙ ИХ ЗАБИРАТЬ! ОНИ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА УХОДИТЬ СЕЙЧАС! ТЫ ЖЕ ЗНАЕШЬ, Я ШЛА К ЭТОМУ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ…»
Я заболела, они поправились. Но и меня оставили им тоже.
Последний вагон последнего поезда… Только что они оба меня послали. В одном направлении, но в двух разных конвертах… Вернее — не меня. То моё желание. Они исполнили моё желание просто так — бескорыстно. Возможно, потому что так уже было прописано в Книге Судеб, задолго до того, как мы оказались в здесь и сейчас?
В отличие от господина М., в своё время укравшего меня у них обоих — из-за моей к нему Вселенской любви? — нет, из-за моего нюха на деньги, которые ему срочно понадобились.
Господин М. многое обещал и ничего в итоге не сделал, но превратил меня в Королеву Мечей.
Выворачивая мою душу наизнанку, он ставил на мне эксперименты, прощупывая и постоянно повышая порог боли, чтобы я не писала, как все, а — кричала. Он убивал меня и заставлял воскресать, поднимать голову и идти вперед — на сцену, и читать под прожекторами написанное ему, чихая на то, что кто-то обо мне говорит и думает.
Сколько лет он медленно смаковал меня по капле каждый день и кромсал душу, скармливая голодным воронам, пока не превратил в айсберг и не вернул обратно в свободное плаванье — им двоим?
* * *
«Ты никогда не любила август…»
В зал вплывает Важная Персона, которая займет место того, кто в гробу.
Я делаю шаг в сторону — в смс-ку из Тайланда.
«Саш, соболезную. Теперь ты без работы? Уезжай лучше. У тебя всё получится! Я уже старый, мне что-то менять поздно, век свой доживаю. Был бы моложе, продал бы квартиру и рванул с тобой в Грецию. А ты ещё молодая. Не позволяй себя гробить!»
Сергей, циничный персонаж, убивающий главную героиню в моём романе «Остров Харона», умрёт через три месяца, в Рождество. Я позвоню в Гоа нашей общей знакомой. Она свяжется с Тайландом и перешлёт мне письмо-ответ — внезапно после какой-то местной прививки. Перед смертью он начал изучать греческий язык…
Кто-то мягко обнимает меня сзади, целует в волосы и шепчет на ухо:
— Охренеть, да? Внезапно-то как! Работу ищешь?
Когда И. приходит ко мне в офис, его руки разбегаются по моему телу волнами.
— Слушай, давай всё-таки начнём общаться иначе? Нежность без секса ещё никто не отменял! Приеду к тебе в выходные? Утром. Потом у меня мероприятие.
Он не один приедет — с гитарой. Я уважаю импотентов, которые не комплексуют. Но нет… не приедет. Ни с гитарой, ни один. Ни в эти выходные. Ни в следующие.
Потому что сегодня ночью мне позвонит Боря Прахов и скажет, что умер мой самый лучший друг — Вадик. Вот оно — предчувствие: гвоздики дома на подоконнике… В августе мы общались последний раз. Он сказал, что чуть-чуть приболел — у него обнаружили рак 4 стадии с метастазами в печень.
Единственный мужчина, который меня любил, а я… эгоистично плакалась ему в жилетку в то время суток, когда боль зашкаливала. Он знал всё про господина М. и прочих моих М., он читал все мои стихи и прозу и советовал, где что поправить. Он был единственным человеком, кому я безоговорочно верила и разрешала меня критиковать. День за днём, год за годом, он незаметно превратился в часть меня, мою вторую половину — так и не став ни одним из моих М…
Но это осознание придёт ко мне ночью. А пока я всего лишь на похоронах босса и целой эпохи Союза писателей — в ЦДЛ.
* * *
«А мы теперь — самый прочный сплав, его не нарушить пламенем…»
Важная Персона выплывает из зала. Я снова делаю шаг к гробу и кладу гвоздики.
«СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО» — мантрой повторяю я, периодически проваливаясь в память, которая на днях закончилась у ноутбука.
Открываю самую «тяжелую» папку — с фотками — а доживу ли я до того момента, когда появится время их все разобрать? — и листаю в хаотичном порядке, пока внезапно мой взгляд не останавливается на почти могильной плите с именами. Венгрия, сентябрь 2011, город искусств — Сентендре, где на аллее славы выгравированы имена участников международного фестиваля поэзии. Моё в том числе… Странно осознавать, что ты — уже мертв, если ты вроде как жив…
А это я — с Королём Мечей. Циничный. Эгоистичный. Дерзкий. Холодный. Прямо как я…
Кажется, прошла целая жизнь. Мы пьём чай на кухне, вспоминаем отпетую в ЦДЛ вместе с моим экс-боссом эпоху. Завтра я продолжу вычитывать очередную книгу очередного графомана. Ненавижу графоманов. Меня от них тошнит. Они все в коронах, все неприкасаемые. Только утром буковки выводить научились, а к обеду — уже все поголовно лауреаты и победители.
— Я тоже их не люблю. У нас много общего, — оценивающе произносит Король Мечей ледяным голосом.
Вот бы сейчас нырнуть вдвоём под тёплый плед и посмотреть какой-нибудь волшебный фильм… Но я вздыхаю, встаю под прожекторами на сцену и начинаю читать. Он смотрит, прямо как господин М., из мрака зала на меня, смотрящую на него. Я примерно понимаю, что он сейчас чувствует ко мне. Примерно то же, что я — к господину М. Но моя последняя строка, написанная совсем не ему, внезапно оказывается более чем уместной: «Смотри! Всё умерло вокруг, а мы — живые…»
— Ты, конечно, мастер концовок, — бесстрастно констатирует он, прямо как говорил господин М. — А я чуть не умер год назад… от короны. Даже дела все передал…
Я не хочу рассказывать ему ни про сожжённые мной тогда свечи, ни про то, сколько раз умирала сама, ни про количество скормленных чужим могилам гвоздик…
— А хочешь снимем кино? По твоему «Острову Харона»? Пошлём на Каннский фестиваль?
— Точка, — ледяным голосом произношу я в ответ.
— Точки ставим не мы.
Он смотрит на меня, а я — на него. Теперь, когда я мертва.
— Саш, а что мешает…?
— Да в общем-то ничего…
— И как тогда…?
— Да никак пока…
Теперь, когда я мертва, он всё ещё жив. У него есть силы, чтобы продолжать идти по этой узкой тропе. А у меня — нет. И я внезапно осознаю: всегда искала мужчину сильнее и умнее себя. Такой человек сейчас сидит за столом напротив. Смотрит на меня, как паук из центра сплетённой им сети. И просто ждёт. Спокойно. Цинично. Бесстрастно. И ему даже всё равно, уйду я или останусь. В его жизни. Он привык жить сам по себе. Как и я. У меня — своя паутина. У него — своя. Я боялась пауков с детства. А теперь боюсь саму себя и своего отражения в нём.
* * *
«Не роняй себя пеплом под ноги!»
Туда-сюда из Ясенево до Чертаново и обратно. Так надо. Надо куда-то идти. Всегда. Стиснув зубы. По дороге туда — церковь Петра и Павла, подворье Оптиной пустыни. На обратном пути — тренажёры на спортивной площадке — 30 минут. Или так: 30 минут на тренажёре, пешком до Чертаново и домой, с заходом в Петра и Павла.
Я шагаю по снегу вдаль — никого вокруг. Ни души. Сюрр. Я — мертва или просто заморожена, как моя Visa?
Включаю песню Сургановой «Рейс 612» и бесконечно слушаю её по кругу.
Запрещённая ныне сеть внезапно сообщает, что Мужчина в Белом — грузинский князь — лайкает очередной мой пост. «Я рада, что ты жив…» — провожу рукой по его волосам на фото. Единственный мужчина, о котором я жалею. Жалею, что не смогла переступить через свой страх. И что он тогда не стукнул кулаком по столу и не приказал мне остаться. Он до сих пор в белом. И всё так же улыбается. Но если бы тогда я осталась, свернула бы со своего Пути. И кто знает, оставили бы меня в живых в жуткой аварии на 53-м км МКАД? И на операционном столе с онко-некрозом в 25 кубических сантиметров — оставили бы?
Король Мечей разрушает метельно-загробную тишь звонком:
— Сегодня вышла газета. В магазинах «Москва» на Арбате и на Тверской. Ты там в красном платье. Поздравляю.
— Не верю в твою искренность, но всё равно спасибо, — без каких-либо эмоций произношу я.
— А ты суди не по словам, а по тому, кто для тебя что делает, — мрачно произносит он ледяным голосом и исчезает в метели, исполнив мою мечту.
30 минут на тренажёре. И 3 км до Чертаново и обратно.
— Александрочка, привет! Заеду минут через 30? Сходим прогуляться?
— Ты опоздал…
И уже навсегда… Просто знакомый Д. Лет сто как приезжает, и мы ходим до Чертаново вместе. Все сто лет мечтает жениться на мне. Но считает, что у него на меня нет денег. Даже на обручальное кольцо. Шутка. Однажды он напился, позвонил и выплеснул боль от невозможности быть рядом. А теперь говорит, что мы поженимся, когда я уйду на пенсию. Но я до нее не доживу. И умру не здесь… Д. — добрый. Воспитывает чужих детей. Всю жизнь. У него такая карма. Старше меня на 15 лет, хотя выглядит моим ровесником. Водит очередного сына в начальную школу. Сын от проститутки, к которой он однажды заехал в промежутке между нашими прогулками из Ясенево до Чертаново и обратно. Долго пытался познакомить меня с этим ребёнком, но я отказалась — обиделся. Он просто ещё не понял, что я — мертва.
* * *
«Медленно падает самолёт…»
Мысли разлетаются хаотично…
Ещё раз повторяю «СПАСИБО!», бросаю взгляд на лицо в гробу, крещусь, кланяюсь и ухожу прочь.
Захожу в магазин «Москва» на Арбате.
— Мне нужна газета…
Девушка размышляет, потом ведёт меня налево за кассы, и мы останавливаемся у стеллажа.
— Это Вы?! — ошеломлённо произносит она, бросив взгляд на газету, потом на меня.
Вечером отправляю по Вотсапу всем знакомым послание — пару строк и фото газеты.
Вот так, с детства, со смерти мамы, которая подарила мне перьевую ручку в качестве завещания, я шла всего к одной маленькой заметке на первой полосе…
Мне хочется позвонить Вадиму — он искренне переживал за меня и желал, чтобы я дошла до этого дня. Хочется в 1001 раз помянуть разными словами убившего меня по ходу движения господина М., но, осознавая, что без произведений, написанных мной ему от причинённой им мне боли, сегодня никаких статей бы и в помине не было, повыть о том, что в ночь, когда исполнилось моё старинное желание, я зачем-то всё ещё здесь и… совершенно одна…
Потому что он, Вадим, самый близкий мне человек, мой ангел-хранитель, умер. Потому что Германия — в Германии, а Афон — в Греции. Потому что Мужчина в Белом — по-прежнему, лишь улыбается, Д. воспитывает очередного сына от проститутки, И. постоянно путешествует с гитарой, а Король Мечей никогда не поймёт моих внезапно и лишь на мгновение воскресших эмоций.
Я достаю афонский ладан и жгу его на подоконнике у иконы Взыскания Погибших, одновременно и машинально размещая посты в соц. сетях — на самых больших кладбищах мира, как говорил Вадик — выкладываю тексты своих книг, вернее — всю свою жизнь, обменянную на эти книги — как забивают гвозди в крышку гроба, чтобы однажды… воскреснуть?
А потом я выхожу на балкон и, воя на Луну, снова и снова повторяю мантрой им всем:
«СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО…»
Ангел на улице
Штампом Небес на справочке
Стрелки сойдут с поста…
Ангел сидел на лавочке,
Звёзды считал — до ста…
— Ковшик там есть, а ложечка?
Ангел, шучу, дай пять!
— Знаешь, устал немножечко,
Лучше и ты — присядь…
— Здесь же — тупик, не кажется?
«Двойка» тебе в дневник!
Счастье со мной не свяжется,
Если и ты поник!
Ангел! Не будь затворником!
Время — ночных охот!
Среды бегут за вторником —
Может, пойдём в обход?
Ты же — мой друг, ты — умница,
Споришь со злой судьбой!
Что там?… И что за улица,
Где мы сейчас с тобой?..
Слышишь? — Поют! — Под звонницу
Славят — во всю — Христа!
Мне же — ловить бессонницу,
Нянчить — Луну — с листа…
Хватит сидеть да хмуриться!
Джокер спасёт игру!
…Ангел молчал — та улица
«Смертью» звалась в миру…
Стаккато
Дом — работа — дом,
из дома — в гости,
гости — в дом,
ром?
виски со льдом?
фото — в альбом,
он — стон,
он — ком,
прочь — в ночь,
в сон,
утром — с трудом,
сонм
счетов на оплату,
разбудят звонками —
напомнят про дату,
зарплата — затраты — заплаты,
дом — работа — дом,
вверх — дном…
Мысли зависли:
вот я — ученица
6-го «Б» класса,
пусть флаги кровавы,
и осы — у кваса,
а масса безлика,
хрупка и пластмассова,
я в Блока влюбилась,
читая Некрасова,
но в хоре
поём
унисон…
Дом — школа — дом,
он — вне,
он — там,
он — сон,
бродим в парке вдвоём —
разве МЫ здесь умрём?!
сладко слово
«потом»…
Дом — ВУЗ — дом,
он — явь,
он — шторм,
он — стон,
пахнет вином,
если в душах — излом,
к чёрту красный диплом, —
лучше звёзды зажжём,
ведь НЕ МЫ здесь умрём!
тот, кто скажет,
что смертны мы, —
врёт!
и вот…
Дом — работа — дом,
из дома — в гости,
гости — в дом,
утром — с трудом,
сонм
счетов на оплату,
разбудят звонками —
напомнят про дату,
зарплата — затраты — заплаты,
он — стон,
он — сон,
он — ком,
пьём ром,
молча споря о том,
что краткие вспышки —
шальные свидания
не вызовут в душах
ни капли страдания —
возьмите в кавычки —
«от вредной привычки»
к друг другу — по кругу —
без тени сомнения,
к долгим разлукам
и встречам-мгновениям, —
их же лоскутья
под вечер с поправками,
словно на чётки,
на якорь булавками —
в память —
не яркий,
но холст! —
чей хвост
в полночь с курантами
бьёт
в Новый Год:
я всё же умру здесь, он — тоже…
умрёт…
но что с нами будет потом?
Дом — парОм — дом?..
на небе — дрейфует
меж явью и снами,
повестки в Нирвану
внезапны — цунами!
и стаями тают
в закатах фрегаты
всех тех, что устали
однажды когда-то
кружиться в спирали
в такт ритма стаккато…
крещендо —
страх Смерти —
Взрыв!
ГРОМ!!!…
фото — в альбом…
ОН — ОМ…
Танец на площади
Небом скрещены да срощены,
Явью списаны на ложь,
Спляшем дерзостно на площади? —
Страхи ловятся на дрожь!
Вскружим головы неистово? —
Души смертные замрут! —
Полон кознями Нечистого
Нами пройденный маршрут!
Спляшем подданным, отмеченным
Мнимым свадебным кольцом! —
Счастье выпадет повенчанным
Трижды преданным Творцом!
Бродит в городе непризнанным
Призрак Страшного Суда…
Нам же — узнанным, но изгнанным —
Светит тайная звезда!
Никто как ты
Никто, как ты, не сбудется во мне…
Они больны красивыми речами,
Желают вскрыть Вселенную
ключами, —
Украсть звезду, зажжённую во тьме…
Никто, как ты… Их вирусный геном
Внедряет смерть
синонимом разлуки,
Им лень расти, от серости и скуки
Кувшин Души заполнится вином…
Никто, как ты… Им надобно дышать,
Скупать любовь,
чтоб выглядеть прилично,
Предав тайком,
сочувствовать публично,
Пустив слезу, доверие внушать.
Никто, как ты…
Нам приторны клише,
Разлука — миф обманчивых реалий…
Оставив мир
бессмысленных регалий,
Твоя душа живёт в моей душе…
Потерянный ключик
Солнце, поставь заплатки!
Звёзды с Луной — на ужин,
Плавно скольжу в закладки, —
Крестик ему не нужен…
Сказка зовёт на остров,
Сколько ещё — по кругу?
Будет забыть не просто
Любу-Любовь — подругу…
Шарфик теперь — из тучек,
Память — дождей пунктиры,
Сколько отдаст за ключик
Призрак пустой квартиры?
Карму заткнув за пояс,
Поздно дрожать Овечке:
Каждой Любви — свой поезд,
Каждой Душе — по свечке…
Мили
В катренах — готика костров,
Их шпили осенью дымили:
Заплечью — тысячи крестов,
А крыльям — бонусом — две мили…
Кропила взглядами насквозь:
Ответы — в Царствии зеркальном,
В наземном — опытно-спиральном —
Быть вместе, будучи поврозь…
У кармы — пастбище обид,
Путь в Небо дьявольски не сладок,
Но горечь искренних тетрадок
Всевышний с радостью простит…
Завтра
«Завтра» — зеро и Вечность,
Время, где нет часов…
Зыбка Земли беспечность —
Точен вердикт Весов…
С Неба смотреть занятно —
Жизни смешно кино!
Мальчик, не жди обратно,
Пейте Любви вино…
К Страже взойду в хитоне,
Ночи бледней на тон —
В каждом былом протоне
Светит души фотон…
Сверху Землёй любуясь,
Верой держась за крест,
Трижды с Творцом целуясь,
Крикну: «Христос Воскрес!»
Мост в Апрель
Пальцы — в омут кольца,
Домик — в сердце твоём…
Помнишь, в залах Творца
Белый танец втроём?..
Память вредно хранить —
Голос выпит другим…
Слово нижут на нить,
Люди гибнут за грим,
Август — Солнцем — на мель,
Дети — ждали чудес…
Бедный мостик в апрель, —
Видишь? — с карты исчез…
Сменилась вывеска
Твоим морям —
мой солнечный респект,
Луна не спит —
сканирует планету…
Приняв стихи
за чистую монету,
Ветра спешат
на Ленинский проспект —
Дворец мечтал
о вывеске иной…
Фонарь и я
оставлены за дверью,
Тебя там нет!
Но вскруженный метелью
Твой дух в ночи
вальсировал со мной…
Я жду звонка,
но идолы немы —
Моя любовь
случается не нашей,
Судьба — печаль,
склонённая над чашей
Пустых надежд
на призраков зимы…
Луна не спит…
Свирепствует февраль,
А ночь нежна —
вальсирует по снегу
Назло ветрам,
что бросились с разбегу
На до сих пор
мерцающий фонарь…
Дежавю
я снова заснула,
когда он проснулся
в моём дежавю
и ядом обиды
растёкся по яви,
гоняясь за снами, —
ревнуя Венеру,
в эфире у духов
он брал интервью,
но Марсом в изгнанье
не слушал историй,
свершённых не нами, —
возможно, он чуял,
что Небом я выше —
на вырост? — слегка! —
но жала, где сердце —
никчёмно-дурацким
Вселенским прощеньем,
как только пыталась,
скитаясь по книгам,
листая века,
вернуться обратно,
вливаясь в пространство
предсмертным Крещеньем,
кошача кругами —
в комично-циничный
сто первый Пролог! —
свободна! смелее! —
богемно и просто
мурчала урчаще, —
впивался когтями,
цепляясь за душу,
мурыжа порог, —
боялся влюбиться —
кусался словами
больнее и чаще! —
я снова заснула,
когда он проснулся
в моём дежавю…
Королева Мечей
Север, гордись же! —
собою, не мной,
Льдины кристаллов
в глазницах лелея:
Стану средь прочих —
любимой! — женой,
Самой холодной
из женщин апреля!
Циник на троне
зловещих мечей —
Разве не пара
пронзённой мечами?
Многим желанной —
по факту ничьей —
Время плениться
твоими речами.
Проклят, кто выпил
по капле до дна,
Душу воронам
кромсая над бездной!
Делай, что хочешь,
надежда — одна:
Больно не будет
фигурке железной!
Мне ли бросаться
в объятья весне,
Прячась от солнца
в темницах с гробами?
Ты же всё чаще
целуешь во сне
Льдины кристаллов
стальными губами.
Трилистник
1.
Прыгну с горы —
Брошусь за линии!
В тар-тара-ры —
Чётки из пинии!
Время взорву —
Званой — на ужине:
Нежный, ау!
Ну же, ты нужен мне!
Мысли — хрумк-хрумк! —
Вместе с лукавыми!
Почерк — безрук:
Порознь — не правы мы!
Двери — с петель! —
К чёрту — обычаи! —
К богу в постель —
В волчьем обличии!
2.
Даже во сне
Солнце закатится…
Визу — весне! —
Повод для платьица!
Выпей! — молю
Тщетно — высокая! —
Нежность мою —
С Неба до цоколя!
Снова — не ты…
Взвейтесь, завистники:
Вянут цветы —
Всюду — трилистники…
3.
Мысль не местную
Гнать под парусом
В даль небесную —
Слов стеклярусом!
Вам, не лишнему,
Жечь зарницами! —
Мне — к Всевышнему —
В стол — страницами —
Жить в стеклярусе,
Снам не кланяться —
Петь о парусе,
Плыть и каяться:
Льву московскому —
Лже-любимая,
Псу заморскому —
Львом даримая…
НЕ делима Я!
Шаманы
Пляшут в ночи шаманы,
Жадно дрожит огонь…
Осень зовёт в туманы —
Тянет ко мне ладонь.
Месяц шагал не в ногу,
Ветер желал реприз…
Листьям — спешить в дорогу,
К Богу лететь — не вниз.
Чашке не жить без чая…
Нежность душой тонка…
Даже шаман, скучая,
Жаждет — на чай — звонка.
Чай с ватрушками
Сны — нетленные,
ночь — дремучая,
день — среда…
Две Вселенные —
масть летучая! —
ждёт беда…
Смех — спасение,
шаг — в безвременье,
мост — Восток.
Прочь — сомнение! —
мы — мгновение,
жизнь — цветок…
Грех — попятиться,
вдаль — избушками, —
там, в пруду,
Чай по пятницам
пьют с ватрушками —
я приду…
Хандра
Всё — серо… Мальчики и франты,
Морали мнимые тиски,
И даже царские куранты
Не скрасят будничной тоски…
В альбомах шепчутся печально
Парижи — Лондоны — Мадрид…
Увидишь Мастера случайно —
Скажи, что Родина хандрит…
Я — тоже… Чашечкой без чая,
Скучая, призраков ловлю…
Визитку Воланду вручая,
Скажи, что демонов люблю…
Эпитафия
Поздно с Богом маршрут сверять —
Даже крестик исчез с обочины…
Что нам, Мастер, теперь терять,
Если жизни давно просрочены?
Карма держит Любви штурвал,
Запах смерти грозит диффузией —
Каждый город, где ты бывал,
Канет в Лету твоей иллюзией…
Разве рамки земных границ
Могут душам мешать увидеться?
Люди ловят чужих синиц —
Тая в стае, журавль обидится…
Наших судеб темно сукно…
Крылья смотрят на Юг — за птицами!
Видишь, в Небе плывёт окно? —
Это я в нём кружусь страницами…
Крылья
Здравствуй… Прости — соскучилась…
Звёзды живут до августа…
Крылья носить замучилась,
Хочешь? — возьми, пожалуйста!
Будут тебе не лишними —
Небо скорбит по Фаусту,
Вышит вердикт Всевышними:
Звёзды считать по августу…
Солнце грустит закатами…
Знаешь, звезда замучилась:
Тело разбив на атомы,
Веришь? — опять соскучилась…
Босой по сводам потолка
Прогноз погод
не радует опять,
Угас пленэр,
мечтающий о Гойе…
В толпе мышей
ты выглядишь изгоем,
Пойдём со мной?
Здесь нечего терять!
Черкнём в Скрижаль
забавную строку:
Из всех цветов
сентябрьского букета
Достал фрактал
скрипучего паркета,
И пятки вновь
прильнули к потолку…
За тьмой дождей —
небесная пастель,
В неё офф-лайн
выныривать и мне бы,
Не в сон скользнув,
а сразу же — на Небо!
Прости-прощай,
постылая постель!
«Сейчас и здесь» —
вне Времени, везде!
Мы все живём
не полными правами.
Зачем играть
волшебными словами?
Кивни в ответ,
что правила — к беде…
Поймай в сачок
кружащую Луну,
Шагнув душой
доверчиво навстречу!
Забей на мозг —
едва ли я замечу,
А страх Любви
вменяется в вину…
Уйти в себя —
не жертвенный, но путь…
Ну что ж, считай,
я вычурно шутила!
И твой отказ
заранее простила,
Сержусь? Нет-нет!
Ну разве что… чуть-чуть…
Но в дверь звонят!
Задержишься слегка —
Октябрь вплывёт
туманностью бездонной…
Ступай, дружок! —
мне в хижине бетонной
Бродить босой
по сводам потолка…
Забытый сон
Портал зеркал
не ведает предела,
Скользим в наш сон,
не следуя часам?
Вплывём в туман —
до проклятых нет дела
Ни злой молве,
ни праведным весам…
Сентябрь смешал
кленовые картишки!
Влетим листвой
в заброшенный приют,
Где спит камин,
подсвечники и книжки,
И лишь ветра
по-прежнему поют…
Не смей будить!
Мой Вий, что есть дороже
Для мёртвых душ
средь призрачных даров,
Чем друг-Портал
и сладкие до дрожи
Мосты в туман
разрушенных миров?..
Оберег
Прости-прощай…
Хоть жалуйся, хоть плачь —
Пусты дома,
Созвездия, станицы
Цветных миров —
Астральные Страницы
Шепнут про нас,
что Времечко — палач…
Шаг вниз? Наверх?
Сквозь двери ли, в окно? —
Пусты слова,
бессмысленны плеяды
Шальных стихов —
венчальные обряды
Грозят не нам! —
всё прочее равно:
В жару? В мороз?
Ждут выселки? Парнас?
Пусты мечты! —
светильники и блёстки
Чужих дорог —
используйте для вёрстки
Моих потерь,
спасающих всех нас.
Караваны
Уходим в поисках нирваны
Читать с листа…
Фрагменты призрачны и рваны:
Сошла с моста,
Смешалось: всполохи и крона,
Вода, огонь,
В тумане — очередь до трона,
Ключи — в ладонь…
Сегодня — надо же! — в квартире —
Немой причал…
Я помню ложечку в потире,
А ты — кричал…
Какая странная пропажа —
Себя самой…
Там — Солнце, Лестница и Стража,
А день — восьмой…
Низали песенки на нити —
Где низ? Где верх?
Там — Книга, Зеркало, Хранитель,
Сады и смех,
Пещеры, пагоды и храмы,
Значки планет…
Ты ищешь ленточку для рамы?
Её здесь нет…
Послушно следую за взглядом
С небес — на дно…
Я знаю: связаны обрядом,
Мы все — одно…
Ностальгия
Забросим на пару
дурные привычки? —
Общаться в кофейне
гораздо теплее!
Раскроешь все скобки
и снимешь кавычки…
…Смелее!…
Мы брали вершины,
сгорая от жажды…
Мечтая в обнимку,
не думать о боли,
Но прыгнуть обратно —
хотя бы и дважды…
…Слабо ли?…
Маршруты — любые…
Два шустрых билета
Спасают от пробок —
посмотришь в глазочек? —
Хваталась за зонтик,
полжизни — без лета…
…Разочек?!…
Тот город, где виски —
на завтрак и ужин,
Витрины Versace,
Armani и Gucci,
На прочих чихает —
тобою простужен…
…Ты — круче!..
За память сражаясь,
верстала буклеты,
Канатик из кадров
меж нами натянут:
Провальных — ни штуки,
целебных — букеты…
…Не вянут…
Устала скитаться:
что суша, что море…
Волчице без волка —
болото повсюду…
Заботу не ценим,
влюбляясь на горе…
…В Иуду…
А Время — спирально,
круженьем коснулось,
Платформы сместились
анонсом цунами,
Но Богу приснилось,
что Солнце… проснулось…
…Над нами…
Живые
Люблю: мистический формат,
Имён условность,
Весны божественный стигмат,
Игру в покорность,
Мечты о солнечной Луне,
Мосты на остров, —
Звенишь надеждами во мне,
Звоня «так просто»,
Прощу периоды разлук —
Пути кривые…
Смотри: всё умерло вокруг,
А мы — живые…
Кошачье имя
У неё было кошачье имя, которое не выговорить ни одной собаке, но она никогда не пахла кошкой, поэтому я не желал ей зла. Я запомнил её хорошенькой: добрые собачьи глаза и тёмная шёрстка… то есть, простите, волосы. Если считать, как считают люди, лет ей было немного, но собаки столько не живут. Не могу сказать, что она выглядела настолько прекрасной, чтобы влюбиться в неё такому псу, как я, но для моего хозяина — совсем другое дело! Когда она звонила, выражение его лица внезапно менялось, руки начинали теребить телефонный провод, и, если бы у моего хозяина имелся хвост, то он бы им обязательно завилял! У меня всегда так получается непроизвольно, когда я общаюсь с теми, кто мне нравится…
Говорили они недолго — назначали встречу. Не знаю, почему он брал меня с собой, но я радовался — всегда приятно составить компанию добрым людям, и я вилял хвостом при виде неё за двоих — и за себя, и за хозяина.
Я помню каждую их встречу. Мы ждали её под деревьями во дворе за домом. Она всегда улыбалась, подходя к нам, казалась такой счастливой… Мы шли по дороге, ведущей в парк. Они разговаривали о вещах, которые, по-моему, не стоили того, чтобы о них говорить. Вообще, собаки потому и молчат, что говорить, на самом деле, не о чем. Всё уже давным-давно сказано. Остаётся или выть, когда тебе грустно, или лаять, когда нервничаешь, злишься, хочешь привлечь внимание или радуешься, — всё зависит от интонации… А вот люди до сих пор разговаривают, они просто ещё много чего не поняли в этой жизни, в отличии от собак…
Не знаю, где и когда они познакомились, но, судя по всему, очень давно. Они вспоминали те дни, когда были вместе. Но, несмотря на то что разговоры этих странных людей сводились исключительно к Прошлому, ведь что-то всё-таки ещё связывало их в Настоящем?
Сначала я никак не мог понять, почему же они не вместе. Представьте себе моё удивление, когда однажды вечером во время нашей совместной прогулки, она сняла перчатки, и я заметил золотое кольцо на её правой руке! Вы ведь знаете, что это значит?! И кто это у вас, у людей, такую ерунду придумал — жениться?! Собаки никогда не женятся и не выходят замуж, потому что всё это — не-серь-ёз-но!!! Ну что меняет колечко? Пара лишних грамм на пальце! Кольца ничего не значат в этой жизни, как и многое другое. Оттого собаки и не носят колец. Вообще никаких. И, кстати, не только собаки, заметьте…
Хозяин рассказал мне самую странную историю любви из тех, которые я когда-либо слышал. У собак такое бы точно никогда не приключилось! Он, видите ли, её любил. Но тайно. И никогда ей об этом не говорил… Ну, встречались они, встречались. Гуляли, гуляли. Но ведь среди людей — мужчин много, и не все предпочитают любить тайно. Кто-то может повстречаться, погулять и пойти дальше! И однажды этот кто-то в её жизни появился, повстречался, погулял и предложил злополучное кольцо. Она, естественно, рассказала об этом моему хозяину. Он, конечно же, был ошеломлён, но даже пальцем не пошевелил, чтобы остановить её! Как вам оно, а?.. Не «вау-вау», а «гав-гав», согласитесь! В итоге она так и не узнала, что он её любил, а я так и не понял: почему он ей ничего не сказал?! Кольца, что ли, пожалел?
В последний раз я видел её поздней осенью. Мы, как и обычно, встретились во дворе и пошли в парк. Она выглядела ещё более красивой, но совсем печальной. В парке, внезапно сославшись на усталость, она присела на скамейку. Я внимательно наблюдал за ней. Она собиралась произнести что-то очень важное. Для неё и для них обоих.
Наступила мучительная пауза. Она молчала. И он молчал. Я всячески пытался заставить её заговорить — кружился у ног, вилял хвостом, гипнотизировал взглядом и в результате не выдержал и даже залаял! Но она не поняла меня, тяжело вздохнула, резко поднялась и сказала, что ей пора…
Мы стояли у её дома, они прощались. Она ушла… навсегда…
Сначала я думал, что он позвонит — скажет, что любит её, ведь он и вправду её любил! Да, любил. Потому что видели бы вы, как он подпрыгивал с дивана каждый раз, когда звонил телефон, и с какой надеждой в голосе произносил «Да», а потом, поняв, что это — не Она, мрачнел лицом.
Вот, скажите, разве собаки так поступают? И однажды я столь сильно озверел, что подошёл к хозяину и куснул его. Он, видимо, и не понял, за что, — обиделся…
Я попытался сделать всё возможное со своей стороны, чтобы помирить их. Когда хозяин брал меня с собой на прогулку, я тащил его к её дому, и мы бродили под деревьями того двора, где она обычно выходила к нам, улыбаясь.
Я пробовал отыскать её по запаху, но вспомнили б вы, какие в ту осень дули ветры! А вскоре повалил снег, заметая следы Прошлого, и наступила зима. Она покинула нас… И, заметьте, без всяких «гав-гав»…
Я никогда не понимал человеческой природы и, видимо, уже не пойму. Но почему же люди, которые, в отличие от собак, обладают даром речи, не в состоянии понять самих себя и друг друга хотя бы просто для того, чтобы стать счастливыми?..
КОРДЮКОВА Екатерина: «Трансформация мира»
Об авторе
Екатерина Николаевна Кордюкова (Бесшапошникова) — российский поэт и бард, родилась 08 декабря 1976 года в Москве).
Членство в союзах: Союз писателей России (с 1998), Международная Гильдия Писателей (Германия, с 2014), ЛИТО «Отрада» (с 2017).
Автор 6 сборников стихов: «Ветер надежд» (1995), «Крылатым некуда лететь» (1998) и «Вальс рубиновых дождей» (2005), «Наши пути» (2012), «Пешком по небу» (2015), «Крылатый мир» (2020), а также альбомов авторской песни «Берег счастья» (2013), «Под снегом лепестков и лет» (2013), «Под плащом небес» (2019), «Подари на миг покой» (2022).
Лауреат: «Лучшая книга» 2021 в номинации им. А. А. Блока за книгу «Крылатый мир» (МГО СПР, НП «Литературная Республика»); 1—5 Международных фестивалей авторов современного русского романса и лирической песни «Очарование» 2018—2022 гг. в номинациях «Полный автор» 2018, 2019, «Наш Есенин» 2020, «Серебряная лирика» 2021, 2022; «Символ веры» 2021 (МГО СП России, I-е место); фестиваля авторских стихов и песен «С любовью по жизни» 2020 в номинации «Приз зрительских симпатий» (Литературно-музыкальный салон «Сияние севера»); лауреат 3-ей степени районного этапа смотра-конкурса художественного творчества коллективов, авторов и исполнителей «Мой район» 2019 в номинации «Песни о СВАО» Фестиваля (Управа района Отрадное); лауреат фестиваля «Море и слово» 2013 (Венгрия, Международный Фонд культуры и творчества E.O.S./The International Cultural Artistic Foundation E.O.S.); литературного конкурса «Бумажный ранет» 2013 (Газета «Московская правда»); «Цветаевские костры» 2013 им. М. И. Цветаевой (III-е место) с вручением медали «Литературный Олимп» (МГО СПР, Лига Писателей Евразии, Союз писателей-переводчиков), 1 из 5 победителей конкурса «Российский колокол» в номинации «Лучшие поэтессы России» 2012 (по результатам публикаций в журнале и альманахе «Российский колокол», Фонд «Литературный центр Петра Проскурина», Продюсерский центр А. Гриценко).
Награждена: орденом «За вклад в литературу России XXI века» (МГО СПР, по итогам литературной деятельности за период 2000—2020 гг.), медалью им. А. А. Блока за участие в книге «Преодоление» (МГО СПР, 2020).
Ольга Шишкина,
литературный критик,
редактор журнала «Москва литературная»
ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА
Трансформация мира
Достаньте из забвенья
Пудовые ключи
От тяжких мук творенья,
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Москва литературная №1, 2023. Литературно-художественное издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других