Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности

О. В. Дыбина, 2020

В программе, основанной на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника, определены содержание и задачи интеллектуально-личностного развития ребенка, решаемые в ходе познавательно-исследовательской деятельности. Представлены методические рекомендации по реализации программы и описан механизм диагностики познавательно-исследовательской деятельности дошкольника. Программа предназначена педагогам дошкольных образовательных организаций (ДОО) для работы с детьми 3—7 лет при решении задач образовательной области «Познавательное развитие». Она может быть также полезна студентам педагогических колледжей и вузов педагогического профиля, учителям начальных классов, а также родителям детей дошкольного возраста. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Ребенок в мире поиска

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Теоретическое обоснование

Одно из направлений образовательной работы с дошкольниками — познавательное развитие, подразумевающее овладение средствами и способами познания и описания окружающего мира, ознакомление детей с разными сферами действительности, расширение их опыта познавательной активности и самостоятельности.

Внимание исследователей и практиков обращено на организацию деятельности, в которой активность ребенка будет поощряться, побуждаться и развиваться. Такой деятельностью служит познавательно-исследовательская. Правомерность использования понятия «познавательно-исследовательская деятельность» зафиксирована ФГОС ДО. Согласно Стандарту, познавательно-исследовательская деятельность — один из видов деятельности ребенка.

Обратимся к теоретическим основам познавательно-исследовательской деятельности, ее организации.

Во-первых, следует определить, что такое познавательно-исследовательская деятельность и какова ее специфика.

Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на решение задач поискового характера, обеспечивающая познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира и освоение способов познания. Она направлена на нахождение адекватной информации об окружающем мире путем различных действий как с самими объектами познания (или их моделями), так и с различными источниками информации (О.В. Дыбина, В.В. Щетинина).

Специфика компонентов познавательно-исследовательской деятельности проявляется в следующем:

— цель — получить информацию (знание) не в готовом виде, а путем собственных изысканий;

— мотив — стремление решить проблемную ситуацию (познавательный интерес);

— действия — познавательные (поисковые, экспериментальные, преобразовательные, моделирующие и др.);

— условия — материализованные средства познания;

— результат — новое знание (комплекс знаний об объектах и способах познания).

Познавательно-исследовательская деятельность выступает как обобщенная система действий, направленная на обследование основных свойств объектов познания. В связи с этим различают следующие познавательные действия: сенсорные (по восприятию объекта с помощью органов чувств); моторные (двигательные); волевые, мыслительные, мнемические (по осуществляемому психическому процессу); внешние предметные (по изменению состояния или свойств предметов внешнего мира); умственные (выполняются во внутреннем плане сознания).

Овладение познавательно-исследовательской деятельностью определяется наличием у детей умений выполнять действия различного характера'.

— практического в связи с производимыми изменениями в объекте познания с целью получения новой информации о нем (рвать, резать, сминать, смачивать, сгибать, выпрямлять и др.);

— мыслительного в связи с осмыслением как получаемой информации (анализировать, соотносить, сравнивать, сопоставлять, обобщать и др.), так и самой деятельности (предвосхищать результаты, определять проблему, высказывать предположения о способах решения, находить нужные действия для достижения результатов и др.).

Ребенок выступает полноценным субъектом познавательно-исследовательской деятельности, если может не только выполнять специфические действия по каждой разновидности данной деятельности, но и осуществлять психическую саморегуляцию по достижению цели, т. е. целеполагание, целеудержание и целеосуществление (ставит цель, определяет средства, способы ее достижения, оценивает и анализирует результат и др.).

Этапы познавательно-исследовательской деятельности:

— анализ проблемной ситуации, определение проблемы и цели;

— выдвижение предположений о способах решения проблемы и формулировка гипотезы;

— определение плана действий по проверке гипотезы;

— реализация намеченного плана;

— выявление результатов и установление их соответствия поставленной цели и гипотезы;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Ребенок в мире поиска

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я