Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду

О. В. Дыбина, 2015

В пособии представлено моделирование предметно-пространственной развивающей среды посредством модульных конструктов и мебели, раскрываются требования и принципы создания конструктов. В нем содержатся фотографии игровой модульной мебели, универсальных модулей, авторские чертежи и примерные варианты сборных игровых конструкций, организации игрового пространства. Интерес представляет модель предметно-пространственной развивающей среды группы, включающая содержательный, организационный, личностный и материальный компоненты. Пособие предназначено практическим работникам ДОО, учреждений дополнительного образования, родителям и студентам учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Оглавление

  • Введение
  • Направления преобразования развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО
Из серии: Управление детским садом (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Направления преобразования развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО

Одно из условий выполнения ФГОС — организация развивающей предметно-пространственной среды. Анализ нормативно-правовых документов и нашего опыта позволил выделить следующие направления преобразования ППС с учетом ФГОС.

Первое направление — построение ППС с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

При создании ППС в каждой возрастной группе педагог реализует одну тему соответствующую календарно-тематическому плану. В различных центрах (и микроцентрах) группы представлены материалы, позволяющие детям в процессе соответствующей деятельности освоить содержание данной темы. Именно в ее рамках решаются в единстве воспитательные, развивающие и обучающие задачи.

Второе направление — создание ППС, обеспечивающей образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности.

Согласно ФГОС, образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, познавательно-исследовательской, конструирования, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы, двигательной). Поэтому в каждой группе созданы условия, позволяющие дошкольникам реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями.

Реализация разновидностей познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается через экспериментирование, моделирование, исследование, проектирование (со старших групп); игровой деятельности — через творческие игры (режиссерские, сюжетно-ролевые, игры-драматизации; театрализованные, игры со строительным материалом, игры-фантазирования, импровизационные игры-этюды) и игры с правилам (дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные); изобразительной деятельности — через лепку, рисование, аппликацию; преобразование предметов через изменение их форм, размера, функции, строения и т. д.

Третье направление — создание ППС, обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности (возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу).

Создавая ППС в группе, педагог должен четко понимать возможность представленных материалов в решении запланированных психолого-педагогических задач: какие материалы будут использоваться в совместной деятельности педагога с детьми, а с какими материалами дети сами смогут развернуть развивающую деятельность в рамках предлагаемого содержания. При этом важно, чтобы дети могли действовать самостоятельно, даже не обладая достаточным субъектным опытом по ее планированию и реализации замыслов, т. е. реализовать индивидуально-дифференцированный подход через различные виды дидактических материалов. Так ребенок может действовать по заданному педагогом наглядному алгоритму деятельности или сам составлять программу деятельности.

Четвертое направление — создание ППС интегрированных видов деятельности детей.

Одна из задач психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решается интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей, но необходимо психологическое сопровождение. В связи с этим одним из подходов к созданию ППС группы стала идея реализации интегрированных видов деятельности детей. При этом интегрированная деятельность детей определяется как деятельность, построенная на основе синтеза компонентов двух и более видов детской деятельности (или их разновидностей), объединенных одной темой и соответствующим содержанием.

Представляем примерные условия для следующих интегрированных видов детской деятельности: совместные игра-конструирование, игра-эксперимент, игра-моделирование, игра-концерт.

Инновационным является определение понятия «предметно-пространственная среда интегрированных видов деятельности» и подходов к ее организации.

При этом мы опирались на результаты исследования данной проблемы, полученные в рамках участия в творческой группе по созданию ППС и лаборатории «Творческий поиск» кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета.

Решая проблему создания среды интегрированных видов деятельности, мы задали себе следующие вопросы.

● Каковы структурные компоненты данной среды?

● Как организовать групповое пространство?

● Как наполнить содержанием созданную ППС и организовать деятельность детей, чтобы решить запланированные психолого-педагогические задачи?

Предметно-пространственная среда интегрированных видов деятельности детей — специальным образом организованное пространство, обеспечивающее стимулирование и реализацию интегрированных видов детской деятельности, в котором ребенок может проявить практическую и творческую активность в реализации содержания интегрированной деятельности с учетом сформированного опыта.

Специфика данной среды заключается в том, что она стимулирует проявление детьми интегративных качеств личности:

— в выборе ими способов решения предложенных задач (заданий);

— характере действий с представленными материалами и оборудованием;

— характере отношений к реализуемой деятельности, самому себе как ее субъекту, взаимоотношений с партнерами и др.

Предметно-пространственная среда интегрированных видов деятельности:

— способствует освоению детьми (формированию и актуализации) опыта реализации (организации и осуществления) интегрированных видов деятельности как субъективного и субъектного опыта; при этом субъективный опыт определяется как личный, принадлежащий ребенку, а субъектный — как опыт субъекта по планированию и реализации конкретной деятельности, в котором он может дать себе отчет о своих возможностях и предпочтениях;

— стимулирует стремление детей к проявлению инициативы и самостоятельности в проявлении опыта реализации интегрированных видов деятельности в созданных условиях;

— стимулирует проявление детьми интегративных качеств личности в различных формах их выражения, отражающих специфику детских видов деятельности, возможности и желания конкретного ребенка.

Чтобы ППС группы воспринималась ребенком как естественная, комфортная, уютная обстановка, которая может изменяться в соответствии с его желаниями и интересами, мы разработали модульный конструкт, позволяющий быстро «собрать» и разместить в группе разнообразное оборудование для проведения работы по плану или организации деятельности по запросу детей, а затем оперативно его убрать, не загромождая групповое помещение. Модульный конструкт обеспечивает создание среды, которая рационально организована и насыщена различными материалами, позволяющими ребенку проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного участника в различных видах детской деятельности. Кроме того, с использованием модульного конструкта можно оперативно изменять зонирование в группе, привлекать детей к созданию такой обстановки, которая позволит реализовать их потребности.

При построении ППС нужно руководствоваться следующими положениями (Л.С. Выготский, В.А. Петровский, С.Л. Новоселова, О.В. Дыбина и др.):

— о соответствии развивающей среды возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу развития, т. е. создание через предметно-развивающую среду зоны ближайшего развития;

— о соответствии развивающей среды особенностям данного вида интегрированной деятельности в совокупности ее компонентов и их содержания;

— о том, что развивающая среда должна отражать возможности целостного проявления всех сфер личности ребенка в реализуемой деятельности;

— о том, что среда должна быть представлена как среда обитания и среда развития в совокупности вещного и субъектного аспектов, удовлетворяющая не только потребность ребенка в практической активности, общении, но и другие его материальные и духовные потребности;

— о том, что среда должна обеспечивать оптимальное соотношение собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым.

Поскольку процесс создания среды выступает творческой задачей, важно выделить принципы создания ППС интегрированных видов деятельности, которыми будет руководствоваться педагог.

Принципы создания предметно-пространственной развивающей среды интегрированных видов деятельности

Содержательные принципы

1. Информированности, обогащенности и наукоемкости среды — проявляется в разнообразии тематики, удовлетворении интереса ребенка к новизне, научном характере предоставляемой информации, предоставлении объектов и средств различных видов детской деятельности, обеспечении возможности ребенка «вычерпывать» с их помощью информацию, необходимую для постановки и решения задач реализуемой ребенком деятельности.

2. Эмоциональной насыщенности среды — проявляется как способность ее воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, давать разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоциональный отклик, предоставлять возможность прожить, выразить свои эмоции и чувства в деятельности.

3. Системности, блочности и тематичности — проявляется в целостности и взаимосвязи содержания всех представленных в среде центров (микроблоков) и в его соответствии календарно-тематическому плану (на определенном временно́м промежутке), а также в направленности на решение соответствующих задач психолого-педагогической работы с детьми.

4. Оптимального соотношения процессов развития и саморазвития детей (H.H. Поддьяков) — проявляется как взаимосвязь между двумя типами детской активности: во-первых, собственной активности ребенка, которую он определяет сам; во-вторых, активности ребенка, которая стимулируется взрослым, организующим деятельность с целью получения определенного результата; предполагает наличие материала, обеспечивающего мотивацию детей (стимульный материал) и опосредованное руководство педагогом детьми (наглядные алгоритмы, программы деятельности и пр.).

5. Опережающего характера содержания образования (М.Н. Полякова) — выражается в наличии материалов (приблизительно 15 % от общего количества), ориентированных на развитие, что позволяет, во-первых, обеспечить продвижение более продвинутым детям, во-вторых, определить степень переноса детьми уже известной информации в новые, незнакомые условия деятельности (осуществить диагностику), в-третьих, открываются перспективы саморазвития, возможности накопления «неясных» знаний, воспитания стремления понять, узнать, разобраться в новом.

6. Открывающейся перспективы — проявляется в том, что содержание всех представленных в среде блоков (микроцентров) должно стимулировать поисковую активность детей как в связи с освоением новой информации, так и в связи с поиском способов решения стоящих перед ребенком задач (предлагаемых заданий), т. е. способствовать выдвижению гипотез, построению догадок, предположений.

7. Реализации субъектного опыта детей в различных видах детской деятельности — предполагает создание условий для проявления активности детей независимо от уровня их представлений в той или иной области знаний, умений в конкретном виде детской деятельности; выражается в наличии материалов, обеспечивающих успешность в выборе способов решения проблемы, планировании действий по их использованию и реализации намеченного плана.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Направления преобразования развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО
Из серии: Управление детским садом (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я