Образовательная коммуникация. Традиционные и инновационные технологии

О. Б. Даутова, 2018

В книге представлены традиционные и инновационные технологии обучения в сотрудничестве. Содержится описание технологии группового взаимодействия, а также инновационных технологий и стратегий организации образовательной коммуникации в урочной и во внеурочной деятельности. Книга носит практико-ориентированный характер и может быть полезна учителям, методистам, администрации школ и учреждений дополнительного образования.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Технологии образовательной коммуникации как ответ на вызовы времени
Из серии: Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образовательная коммуникация. Традиционные и инновационные технологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Технологии образовательной коммуникации как ответ на вызовы времени

Образовательная революция уже произошла, мы уже живем в будущем, просто это надо осознать.

Навыки XXI века как ориентир современного образования

Изменения в системе общественных отношений требуют от образования мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни. Образование не только отражает состояние и тенденции развития общества, но и влияет на него.

В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а физическое и духовное здоровье человека, уровень его личностного развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству, компетентность в коммуникации и решении нестандартных задач превращаются в важнейшие факторы прогресса России.

Ответом на вызовы современности стала смена образовательной парадигмы как глобальная тенденция, обусловленная мировым цивилизационным процессом. И об этом более 30 лет назад уже писал известный футуролог Э. Тоффлер, объясняя эту смену волной перемен. Автор полагал, что первая волна перемен — это аграрная революция, вторая волна — становление индустриальной цивилизации. А современные люди — «дети третьей волны».[1] Э. Тоффлер обращается к теме образования, неоднократно подчеркивая, что традиционная массовая школа является порождением индустриализации и возникла по фабричной модели, называя конец XVIII — начало XIX в. временем «великой инкарцерации» (от слова «карцер» — лишение свободы). Значимым является выделение Э. Тоффлером не только явного учебного плана в обучении, но и скрытого учебного плана, который в большинстве индустриальных стран состоит из трех курсов: пунктуальности, послушания и навыков механической однообразной работы. Все эти качества личности востребованы на рутинном производстве в индустриальной цивилизации.

Еще один признак второй волны непосредственно связан с образованием — это разделение общества на производителя и потребителя: образование «производится» учителем, а «потребляется» учеником. Э. Тоффлер подчеркивает, что так было не всегда и будет не вечно, ибо образование, как и здоровье, интимно связано с самим существом человека.

Эти идеи уже получили распространение. Смену парадигмы можно выразить следующей схемой.

Сегодня наше общество вновь стоит перед необходимостью найти ответ на вопросы: как должно измениться содержание образования в связи с переходом на новые стандарты, как выстроить учебный план, какие предметы должны стать основой и, главное, как они должны преподаваться, чтобы достичь новых целей — предметных, метапредметных и личностных результатов? Чтобы ребята не только имели знания об окружающем мире, но и умели эти знания применять в своей жизни, чтобы они были здоровыми, успешными и счастливыми и в начальной, и в основной, и в старшей школе. Чтобы каждый период жизни был полноценным и насыщенным. Чтобы каждому ученику хотелось бежать в школу, а не из школы. Для этого необходимо найти ответ на вопрос «Что такое быть компетентным сегодня, какими навыками необходимо обладать?».

На Всемирном экономическом форуме в 2015 г. в докладе «Новое представление об образовании: поощрение социального и эмоционального обучения через технологии» была предложена новая модель навыков XXI в.

Навыки XXI в. представлены в виде фундаментальных знаний, компетенций и черт характера, необходимых современному выпускнику (см. с. 10).

Очень интересный документ — стандарт ISTE (International Society for Technology Education) для учащихся. Он был опубликован в 2007 г., и в нем предлагалось рассматривать в качестве ключевых направлений шесть областей:

— творчество и инновации;

— коммуникации и сотрудничество;

— исследования и информационная компетентность;

— критическое мышление, решение проблем и принятие решений;

— цифровое гражданство;

— понимание ключевых технологических концепций и их использование.

1. Творчество и инновации

Учащиеся демонстрируют творческое мышление, исследовательские подходы и разрабатывают инновационные продукты и процессы с использованием ИКТ:

1) применяют имеющиеся знания для получения новых идей, продуктов или процессов;

2) создают оригинальные произведения как средство выражения личности или группы;

3) используют модели и моделирование для изучения сложных систем и проблем;

4) выявляют тенденции и прогнозируют возможности.

2. Коммуникации и сотрудничество

Учащиеся используют цифровые средства и среды для общения и коллективной работы, в том числе на расстоянии, для поддержки индивидуального обучения и возможности обучения других:

1) взаимодействуют, сотрудничают и творят со сверстниками, экспертами или другими участниками, используя различные цифровые среды и средства;

2) эффективно распространяют информацию и идеи для разных аудиторий с использованием различных средств и форматов;

3) развивают культурное взаимопонимание и мировое сотрудничество путем привлечения учащихся других культур;

4) участвуют в проектных группах для создания оригинальных произведений или решения проблем.

3. Исследования и информационная компетентность

Учащиеся умеют применять цифровые инструменты для сбора, оценки и использования информации:

1) планируют стратегии исследования;

2) находят, организуют, анализируют, оценивают, обобщают и используют информации из различных источников и сред;

3) оценивают и отбирают источники информации и цифровые средства на основе целесообразности для конкретных задач;

4) обрабатывают данные и формулируют результаты.

4. Критическое мышление, решение проблем и принятие решений

Учащиеся используют умение критически мыслить для планирования и проведения научных исследований, управления проектами, решения проблем и принятия обоснованных решений, используя соответствующие цифровые инструменты и ресурсы:

1) выявляют и определяют подлинные проблемы и важные вопросы для проведения исследования;

2) планируют и управляют деятельностью по разработке решения или выполнения проекта;

3) собирают и анализируют данные для выявления решений и/или принятия обоснованных решений;

4) используют несколько процессов и различные точки зрения для изучения альтернативных решений.

5. Цифровое гражданство

Учащиеся понимают гуманитарные, культурные и социальные вопросы, связанные с информационными технологиями и практикой легального и этического поведения:

1) практикуют безопасное, правовое и ответственное использование информации и технологии;

2) демонстрируют позитивное отношение к использованию технологий в совместной продуктивной учебной деятельности;

3) демонстрируют готовность к непрерывному образованию;

4) демонстрируют лидерские качества применительно к цифровому гражданству.

6. Понимание ключевых технологических концепций и их использование

Учащиеся:

1) понимают и используют технологические системы;

2) выбирают и используют приложения эффективно и продуктивно;

3) умеют решать проблемы, связанные с технологическими системами и приложениями;

4) используют свои знания в освоении новых технологий.

Приводим текст этого стандарта полностью, так из него видно, что компетенции в области коммуникации пронизывают все остальные сферы и их нельзя сегодня рассматривать изолированно. А коммуникация и сотрудничество понимается как использование цифровых средств и средств для коммуникации и работы в сотрудничестве.

В документах OECD (Организации экономического сотрудничества и развития) речь идет о необходимости учиться взаимодействию в неоднородных группах для достижения следующих целей: хорошее отношение к другим, кооперация, работа в команде, умение управлять и разрешать конфликты.

В документах ФГОС ОО в области коммуникации определяются четыре сферы:

1) навыки сотрудничества;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать;

3) навыки познавательной деятельности;

4) владение языковыми средствами.

Проектирование образовательной коммуникации как задача современной образовательной организации

В постиндустриальную эпоху происходит содержательное преображение самого знания, его реструктуризация, что ставит перед необходимостью учить школьников самостоятельно приобретать новые знания, освобождаться от стереотипов, от устаревшей информации. Это предполагает применение не только линейных, логико-рациональных способов познавательной деятельности, но также и нелинейных способов, связанных с миром образов, эмоций, чувств, с формированием целостной картины мира. Особенно важно это при интенсивном развитии информационно-коммуникативных технологий и средств связи, глобальных компьютерных сетей, когда у обучающегося еще не сформирована устойчивость к информационной зависимости. В существующих условиях в образовательном процессе важно выйти на применение процедур понимания, проектирования, рефлексии, коммуникации.

Термин «коммуникации» в русском языке означает «общий», «совместный». В связи с этим зачастую говорят, что слово «коммуникации» является синонимом общения.

В современных работах исследуются две модели коммуникации: однонаправленная, или линейная, и двунаправленная. В линейной модели под коммуникацией понимается процесс передачи информации от одного источника к другому, здесь важны такие компоненты, как источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум.

Во второй модели коммуникацию рассматривают как двунаправленный процесс: «любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно… любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее».[2] Признаками двунаправленного процесса выступают:

— ситуация коммуникации, когда мы соотносим свои смыслы со смыслами других субъектов образования, что позволяет осуществиться рождению новых;

— достижение общих смыслов, понимания, которое является неотъемлемым моментом коммуникации;

— важность и наличие интерпретации, авторство.

По мнению А. И. Шутенко, в структуре образовательных коммуникаций выделяется ряд компонентов.

Информационный компонент играет ведущую роль, представляя поток всей возможной информации, которая циркулирует и перерабатывается в образовательных коммуникациях.

Коммуникативный компонент представляет собственно систему связей и каналов передачи этой информации в образовательном процессе.

Интерактивный компонент вбирает все возможные контакты и взаимодействия в образовательном процессе: прямые, косвенные и опосредованные, формальные и неформальные, вербальные, невербальные, символические и пр.

Гностический компонент представляет систему знаний и необходимых сведений для их усвоения в образовательном процессе.

Операциональный компонент представляет совокупность технологий (педагогических, информационных, психологических и пр.), а также навыков, умений и действий, которые применяются и передаются в образовательном процессе.

Отношенческий компонент подразумевает включение различных отношений (формальные, неформальные, ролевые, статусные и пр.), в которые вступают субъекты образовательного процесса посредством образовательных коммуникаций.

Интенциальный компонент отражает совокупность желаний, мотиваций, намерений, устремлений участников образовательного процесса, вступающих в образовательные коммуникации.

Ценностно-смысловой компонент представляет совокупность смыслов и ценностей, которые привносятся в образовательные коммуникации его участниками, а также усваиваются посредством этих коммуникаций.[3]

Под образовательной коммуникацией мы будем понимать интерактивное взаимодействие субъектов образования в процессе переработки информации, направленное на ценностно-смысловое согласование и понимание содержания образования с целью его присвоения. Образовательная коммуникация строится на определенных принципах организации развивающего педагогического взаимодействия.

Субъектность понимается в рамках смыслового значения понятия «субъектность», как отражение главных линий человеческой жизни:

— субъектность в сознании (самосознание);

— субъектность в общности (самобытность);

— субъектность в деятельности (самодеятельность).

Субъектность реализуется как деятельностно-преобразующий способ бытия человека, целенаправленное развитие умений проектирования своей жизни средствами познания и преобразования мира и самого себя.

Диалогизация педагогического взаимодействия означает преобразование позиций учащегося и взрослого в позиции со-учащихся, сотрудничающих людей.

Персонификация требует включения во взаимодействие таких элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.

Деятельность и интерактивность требуют реализации различных видов деятельности участников образовательного процесса и возможности широкого взаимодействия между ними.

Событийность реализуется в сфере практических действий учащихся, родителей, педагогов как участников событий, оказывающих воздействие на человека, изменение его представлений, ценностей и смыслов.

Сотрудничество и содружество — соединение образовательного потенциала трех сфер, обеспечивающих процесс вхождения учащегося в открытое образовательное пространство:

— семьи, где ребенок приобретает первый опыт существования в поликультурном пространстве, овладевает способами поведения, нормативными и ценностными представлениями, знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями; — информационно-образовательной среды школы (на уроках, факультативах, кружках, секциях и пр.), где учащийся получает универсальные умения и навыки существования в открытом пространстве, опыт культуротворчества и образовательной деятельности;

— внешкольного пространства, которое значительно расширяет культурный кругозор личности, позволяет приобрести специфические навыки освоения реальности, дает возможность соотнести накопленный в семье и школе опыт с жизненными реалиями.

Творчество и успех. Индивидуальная и совместная творческая деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность сообщества в целом. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции школьника, его личностной идентичности.

При проектировании продуктивной образовательной коммуникации обязательно соблюдение ряда педагогических условий.

1. Психолого-педагогические условия:

— реализация потребности в общении и самореализации;

— выявление потребностей и интересов обучающихся, необходимость обсуждения материала, значимого для всей группы, сообщества;

— обращенность к опыту самих учащихся;

— право выбора;

— отношение ответственной зависимости;

— субъект-субъектные отношения, совокупность межличностных ситуаций;

— принцип безопасности — доверительность в общении;

— реализация принципа обратной связи.

2. Дидактические условия:

— реализация диалоговой модели обучения учащихся;

— включение учащихся в различные виды социокультурных и социальных практик;

— систематическое применение приемов, методов, стратегий, направленных на организацию работы с понятиями, организацию работы с суждениями, организацию работы с текстом;

— развитие рефлексивной позиции учащегося, его авторской позиции, самовыражения.

3. Организационно-педагогические условия:

— обогащение и развитие образовательной среды школы;

— развитие ученических сообществ в школе (классных, в системе дополнительного образования, других);

— создание инновационной инфраструктуры образовательной среды;

— разработанный научно-методический комплекс и банк инновационных, в первую очередь гуманитарных, образовательных технологий.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Технологии образовательной коммуникации как ответ на вызовы времени
Из серии: Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образовательная коммуникация. Традиционные и инновационные технологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

См.: Тоффлер Э. Футуршок. СПб.: Лань, 1997.

2

Матьяш О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование? // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. 2002. Вып. 6. С. 38.

3

См.: Шутенко А. И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Высшее образование в России. 2011. № 7.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я