Контроль является одной из важных функций управления, обеспечивающий достижение его цели. В работе автор раскрывает содержание контроля как элемент научного управления на примере практики важной и сложной строительной сферы. Контроль строительства имеет многолетнюю практику, в том числе актуальную проблему повышения его эффективности. В данной работе с учетом достижения научного управления предлагается принципиально другое видение совершенствования системы контроля строительства. Книга направлена на широкий круг аудитории, начиная от государственных служащих, занимающихся строительством, кончая студентами строительных факультетов. Содержание книги должно вызывать непосредственный интерес у инвесторов, предпринимателей, бизнесменов, то есть у возможных в будущем участников строительства.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Контроль строительства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Строительство — объект государственного управления
1.1. Социально-экономические факторы — основа интереса государства в управлении строительством
Строительство, используя огромные ресурсы страны, создает национальное богатство. Одно только это обуславливает и налагает ответственность на всех участников строительства и, в первую очередь, государство максимально обеспечить эффективность строительного производства. Эффективное использование ресурсов обеспечивается целенаправленным совершенствованием функционирования строительного рынка. осударственное регулирование должно быть направлено на достижение данной цели.
Практика показывает, что такие проблемы организации и управления строительства, как у нас, на практике развитых стран фактически не проявляются. В цивилизованных странах вообще отсутствует понимание того, что можно сдать и принять выполненные строительно-монтажные работы, завершенные объекты в эксплуатацию с некоторыми дефектами и недоделками. Это нормальное поведение цивилизованного общества и высокая культура производственных взаимоотношений, в том числе ответственность исполнителей.
Огромные ресурсы потребления строительства определяют высокий риск деятельности, что требует соответствующего внимания со стороны государства в привлечении инвестиции. Государственное регулирование экономики в условиях общего дефицита средств является архисложной задачей. Республика Казахстан в этом плане показала невероятные возможности, в условиях тотального дефицита средств (Россия, 17 августа 1998 г., «черный вторник») и постоянной угрозы мирового кризиса, приняв решение о строительстве мегаполиса, новой столицы — Астаны. Фактически за 15 лет было завершено строительство столицы, несмотря на прошедший мировой кризис первой и второй волны 2007–2009 годов.
Подобное развитие строительства имеет не каждое государство, тем более в посткризисный период, при наличии объективных трудностей, связанные с несовершенством нормативно-законодательных баз, с острым дефицитом необходимых ресурсов, с использованием новых технологий и с отсутствием нормальной рыночной среды. В это невероятное трудное время, строительство показало наличие в стране благоприятных условий для инвестиций, что немаловажно и судьбоносно действовало на развитие национальной экономики в целом.
Строительство сугубо специфичное производство, где в одно время непосредственно привлекаются большое количество участников и создаются производственные инфраструктуры, что характеризует его мультипликативную роль в развитии национальной экономики. Это можно увидеть на практике Республики Казахстан, где развитие строительство существенно способствовало соответствующему росту производственной инфраструктуры, бизнеса, банковской системы и т. п. Аналогичные процессы наблюдаются и на примере экономики России. Перечисленные положительные тенденции развития экономики осуществлялись в тяжелое время, когда все переживали последствия мирового ипотечного кризиса. Это является примером не только преодоления трудности экономического испытания, но также положительного непосредственного участия государства в управлении строительством и реализации социально-экономических интересов в развитии строительной отрасли.
Государство в развитии строительства преследует следующие социально-экономические задачи:
1. Улучшает производственную, бытовую и жилищную комфортность общества.
2. Повышает уровень занятости населения.
3. Стимулирует населения в постоянном желании улучшить состояния жилища, придавая вместе с этим деловой активности.
4. Стимулирует бизнес структуру в постоянном желании улучшить состояния производственных и офисных зданий, придавая вместе с этим производственной активности.
Экономические интересы государства в развитии строительства заключаются в следующем:
1. Создается национальное богатство.
2. Расширяются инновационная среда.
3. Привлекаются инвестиции.
4. Расширяются производственная инфраструктура экономики.
5. Развивается рынок товаров и услуг, недвижимости, финансов, страхования и деятельность банковской системы.
6. Снижает отток капитала из страны, наоборот повышает его приток.
Перечисленные интересы являются для государства основой для принятия непосредственного участия в развитии строительной сферы. Строительство является жизненно важной сферой для успешного социально-экономического развития страны. Поэтому в развитии строительства государство принимает самое непосредственное участие, в том числе в управлении развитием отрасли в целом. Естественно, государство не вмешивается в оперативно-производственную, предпринимательскую и коммерческую деятельность субъектов, участвующих в строительстве, но оно контролирует соблюдение ими установленных общих «правил игры» и строго пересекает их возможные нарушения. Самое главное, активное участие государства в строительстве направлено на совершенствование рынка.
Государственное управление строительством имеет характер прямых и косвенных воздействий. Прямые воздействия осуществляются, когда:
— строительство зданий и сооружений осуществляется за счет государственных заказов;
— государство принимает долевое участие в строительстве здания и сооружения;
— используется финансовые средства государства;
— нарушаются государственные нормы, требования и стандарты;
— государство оказывает целенаправленную финансовую помощь;
— государство безвозмездно предоставляет земельный участок под строительство здания и сооружения;
— создается специальная экономическая зона для развития строительства.
Косвенные воздействия выражаются в следующем:
— государство создает благоприятные условия для развития строительства;
— создает благоприятные условия для привлечения внешней и внутренней инвестиции;
— способствует развитию строительства в необходимом государству направлении (использование новой технологии, развитие жилищного, социального, промышленного, долевого строительства и т. п.);
— готовит профессиональных кадров (инженеров, рабочих) для строительства.; создает производственную инфраструктуру для развития строительства отдельных жилищных районов, бизнес-инкубаторов, промышленных территорий.
Для реализации перечисленных функций выполняет следующие действия:
— осуществляет государственный контроль строительства здания и сооружения;
— выдает и отбирает лицензию;
— выдает разрешение на строительство;
— выдает технические условия для подключения в городские инженерные сети и для использования.
Государственный архитектурно-строительный контроль является всем известным и оперативно действующим средством вмешательства государства в стро-ительство. Контроль по своему нынешнему положению является завершающим циклом государственного управления строительства и предназначен для наблюдения соблюдения застройщиком установленных правил и ограничений. При этом государство непосредственно не отвечает за качество здания и сооружения и это не является его компетенцией. Он отвечает за нарушение участниками правил организации строительства, установленных государством, которое приводит затем к соответствующему низкому качеству строительно-монтажных работ. Государство контролирует участников (заказчик, генподрядчик, проектировщик) и требует обязательного обеспечения ими осуществления должного технического, авторского надзоров и операционного контроля выполнения строительно-монтажных работ, в лице которых они несут непосредственных ответственностей за конечный результат.
Основная цель государства — это обеспечение постоянного улучшения жизненного уровня общества на основе эффективного функционирования экономической системы. Строительство, создающее материальные ценности общества (национальное богатство) и реализующее масштабные и жизненно необходимые социальные и экономические задачи, в условиях реформы является одной из основных сфер государственного управления. Государство очень заинтересовано в благополучном развитии данной сферы материального производства в создании социально-экономических благ общества.
1.2. Управление строительством и контроль
1.2.1. Управление строительством и его специфические особенности
Управление — это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект по обеспечению достижения поставленной цели. В строительной сфере целью государства является обеспечение эффективного строительства и своевременный ввод в эксплуатацию здания и сооружения. Целью строительного предприятия является обеспечение прибыли. Все коммерческие субъекты преследуют единственную цель — достижение прибыли, которая является основным источником обеспечения дальнейшей их жизнедеятельности и развития.
Сложный характер производства и длительный цикл реализации коммерческого проекта определяет высокий риск бизнеса в строительстве. Обеспечение прибыли обусловлено только высокопрофессиональным и эффективным управлением потоком движения ресурсов, в том числе организации и контроля производства в целом. Только умелое и квалифицированное управление может обеспечить снижения коммерческого риска и достижения цели. Эффективное управление строительным производством требует глубокого знания содержания, в том числе технологии производственных процессов, последовательности их выполнения и порядка взаимоотношений участников производства.
Рыночная экономика, несмотря на некоторые позитивные технологические и архитектурные достижения, создала серьезные проблемы, связанные с несовершенством рынка и рыночных отношений, в том числе недостаточность нормативных обеспечений, практики и опыта. Например, проблемы долевого строительства, ипотечное кредитование, финансирование были доведены до критического состояния, где для их решения требовались оперативные административные вмешательства государства.
Проблемы повышения эффективного использования ресурсов связаны со специфическими особенностями строительного производства. Совершенствование научного управления, в том числе организации и планирования в этом направлении требует глубокого исследования строительного рынка и целенаправленных разработок.
Строительство отличается от других видов производства характерными для него специфическими особенностями:
В управлении:
— одновременное участие в производственном процессе нескольких и взаимно независимых предприятий;
— мобильность производственного участка и отсутствие адаптированного и стабильного условия для снабжения материально-техническими, трудовыми ресурсами;
— одновременное развитие производства по вертикали и горизонтали;
— размещение производственного участка на открытой местности и отсутствие защиты от атмосферных неблагоприятных воздействий;
— отсутствие производственной инфраструктуры и отдаленность от коммуникации;
— периодичность согласования условия развития производства со службами города;
— специфичность обеспечения системы контроля и другие.
В организации:
— большой объем работ подготовительного периода и его растянутость по времени;
— определение и приобретение территории для строительства, согласование и получение разрешительных документов;
— проведение изыскательских работ на каждом участке строительства объекта;
— разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектно-сметных документаций;
— создание производственной базы и комплектация материально-техническими, трудовыми ресурсами;
— индивидуальный подход организации строительного участка, размещение вспомогательных объектов производственной и социальной инфраструктуры, производственных и трудовых ресурсов и другие.
В технологии:
— присутствие большого набора технологий производственных процессов;
— неравномерная цикличность развития технологических процессов;
— постоянная необходимость освоения новой технологии;
— разработка и обеспечение производства организационно-технологическими проектами;
— непосредственный учет воздействия сезонных природных факторов на производство работ;
— циклическая потребность в производство специалистов разных квалификаций;
— мобильность рабочего места и другие.
Отличительная черта строительного производства является также, что оно от начала до полного завершения находится под непосредственным наблюдением государства, и это не исключение для объектов, строящихся на средства частных лиц. Такое внимание со стороны государства вызвано тем, что строительство в основном размещается и развивается непосредственно на населенном пункте, что определяет возможные опасности для окружения: экологические, санитарные, технические, пожарные и т. п.
1.2.2. Государственное управление и система контроля в строительстве
Сущность государственного управления в строительстве заключается в создании благоприятных условий для развития строительного производства, сдачи в эксплуатацию здания, сооружения в установленный срок и обеспечение безопасной жизнедеятельности населения, охрана окружающей среды. Каждое строительство должно гармонично вписываться в существующую социально-производственную систему административно-территориального района, не создавая при этом дополнительных проблем и трудностей для населения, которые в любом случае будет иметь место. Однако государство, в лице местной власти, будет стремиться довести их проявления до минимума. Такие условия определяются положениями выдачи разрешения на строительство, а также других государственных норм.
Население выражает терпение возникшим временным неудобствам, трудностям только потому, что новое строительство способствует дальнейшему улучшению социально-экономической инфраструктуры местности, преобразовывает архитектурную выразительность и дальнейшее благоустройство. Эти и другие факторы формируют положительное отношение населения, государства к затее строительства, что в последующем никак недолжно забываться застройщиком — инвестором. При этом одним из основных требований строительству является соблюдение срока сдачи в эксплуатацию.
Срок строительства — это взаимно обусловленная договоренность, в первую очередь, с обществом, которое представляет государство, что обязательно должно соблюдаться. При нарушении срока строительства застройщик должен полностью компенсировать последующие неудобства, которые нарушают комфортность проживания, нормальную коммуникацию, создают опасность жизнедеятельности населения и приводят к дополнительным материальным и моральным ущербам. Срок является основным показателем оценки общественной и экономической эффективности строительства.
Строго ограниченный срок строительства является основой для развития. Строго отведенное для строительства время заставляет искать эффективных путей использования материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. Это повышает конкурентоспособность среды и спрос на использование новых технологий и методов организации производства. Стремление к выдерживанию срока строительства является началом обеспечения эффективности строительства, а также базой для целенаправленного функционирования системы контроля. Поэтому любое нарушение изначально принятого и установленного срока строительства должно строго наказываться.
Эффективное решение производственных задач основывается на научной обеспеченности управления и организации строительства. Оно достигается постоянным поиском и использованием современных методов и технологий строительства, достижений строительной практики и науки. Одной из важных сфер развития строительства является организация и система контроля, которые должны осуществляться с использованием новых и научно обоснованных принципов. Практика показывает, что одни только усиления контролирующих действий, что наблюдается в последнее время, не решает проблему, а наоборот более усугубляет ее.
Развитие теоретического содержания решения данной проблемы направлено на обеспечение управления альтернативными возможностями повышения эффективности системы контроля. Именно управление должно определить задачу подобным образом, а не система контроля, которая является всего-навсего его производной и зависит от его же возможности решения проблем. Контроль нужен, в первую очередь, самим производителям, чтобы совершенствовать свою сущность в обеспечение успехов на рыночной среде. Государству, в свою очередь, необходимо постоянно совершенствовать рынок, с последующим повышением на нем конкуренции, что будет принуждать производителей к поискам новых методов организации и управления производство, в том числе системы контроля.
Система контроля является всего лишь одним из средств управления в обеспечении эффективного достижения поставленной цели. Контроль осуществляет наблюдение за развитием производственных процессов, начиная с принятия решения и вплоть до достижения цели. Действует в соответствии запланированного и установленного порядка, ограничений, норм, технологических требований и условий, договорных обязательств и т. п. Определение основной целью контроля своевременного выявления отклонений производственных процессов от заданных установок и недопущение их в дальнейших действиях является не совсем корректным. Предназначением контроля является поиск и обоснования разработки мероприятий по развитию в целом, в том числе производства, организации и управления.
Эффективность управления строительством в целом достигается на основе соблюдения взаимных установок, обязательств и интересов всех участников, которые преследуют конкретную цель каждого. Основная цель управления строительством — обеспечение выгоды (прибыли) от своевременной сдачи здания и сооружения — достижима только на основе соответствующей организации производственных процессов, зависящей от совершенства рынка. Строительство является привлекательной сферой бизнеса и предметом интересов предпринимателей. Основным фактором эффективного развития строительства в этих условиях является создание конкурентную среду, предоставляющую равную возможность участия для всех субъектов. Государство — субъект управления национальной экономикой, является также непосредственным застройщиком, что не должно ограничивать равноправные возможности участия в строительстве других субъектов рынка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Контроль строительства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других